Подготовка речевого аппарата учащихся на уроках обучения грамоте
статья по чтению (1 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Подготовка речевого аппарата учащихся на уроках обучения грамоте

                                                                                С.Н.Гурина

В.А.Сухомлинский правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. Обучение грамоте – первая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся.

        Важное место занимает работа над произносительной стороной речи. У большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи - это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

Голос - важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением), проведение речевой разминки.

        Речевая разминка включает упражнения:  фонематические,  дыхательные, артикуляционные,

 дикционные.

Фонематическая разминка

Цель: развивает фонематический слух, внимание.

  1. Дети поют гласные громко, тихо
  2. Читают по нарастающей

Артикуляционная разминка

Цель: 

  • развитие речевого аппарата (заборчик, лопатка, трубочка, грибок ит.д.);
  • развитие дыхания (свечка, шарик, работа по таблице: чтение быстро, медленно, тихо, громко, мальчики, девочки);
  •  чтение с нужной интонацией.

Дикционная разминка

Цель: развивает память, воображение, стимулирует детское творчество, внимание к языку.

  1. Чистоговорки (работа в парах, по рядам)
  2. Скороговорки
  3. Перевертыши, небылицы

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки - это народно - поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят "Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь". На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Приложение

СКОРОГОВОРКИ

  1. Добры бобры

             Идут в боры.

  1. Добр бобр для бобрят.

  1. На дворе трава,

На траве дрова.

  1. От топота копыт

Пыль по полю летит.

  1. На горе, на пригорке

Стояли  два Егорки.

Раз — Егорка, Два — Егорка. Три—  Егорка.

  1. Хохлатые хохотушки хохотали

Хохотом  Ха! ха! ха! ха! ха!

ЧИСТОГОВОРКИ

  1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

  1. На горе белеет клевер,

 Под горой журчит ручей.

 Гей, пеструшки, гей, буренки,

Жуйте клевер веселей.

  1. Лопата копала,

Копала, копала.

Потом улеглась,

Видно очень устала.

  1. СА – СА - СА, СА –СА –СА,

Укусила в нос оса.

СЫ – СЫ - СЫ, СЫ –СЫ -СЫ,

 Не боюсь я злой осы.

  1. РА –РА –РА, начинается ИГРА

На -на-на, очень нравится ОНА.

  1. Ан-ан-ан

Во саду цветет ТЮЛЬПАН

  1. Он-он-он

В садике расцвел ПИОН.

  1. Ёт-ёт-ёт

Птичка  песенки  поёт.

  1. Та - та - та

     Ах, какая красота

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

(задавать вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал

только отдельный звук)

Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж

Как паровоз выпускает пар? Щ-Щ-Щ

Как зудит комарик? 3-3-3

Как рычит мотор? Р-Р-Р

Как шипит змея? Ш-Ш-Ш

Как выходит воздух из надувного шара? С-С-С

ИГРА «Кто хлопал?»

Ребенок поворачивается спиной, один из детей хлопает. Нужно

определить, кто хлопал.

«Ловим звук» (Л) называются слова, если в слове есть этот звук,

дети хлопают.

ИГРА «Звукоедик»

У звуков есть страшный враг- Звукоедик. Он питается начальным (последним) звуком, нужно вернуть звук, .каф, .тул, .кола, .ампа, .оза, .адио, .етка, .айник, сто., сту., помидо., ква., ду..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.

Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...

Методическое обоснование подготовки учителя к уроку обучение грамоте

Методическое обоснование подготовки к уроку. конспекты уроков...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

Фонетические и речевые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данной презентации приведены примеры упражнений, которые можно использовать на уроках в период обучения грамоте. Данные упражнения помогают развивать фонематический слух, тренировать артикуляционный...

Речевые разминки на уроках обучения грамоте

развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки чёткого произгошения...

Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"

Из опыта работы  по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что п...