Подготовка речевого аппарата учащихся на уроках обучения грамоте
статья по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовка речевого аппарата учащихся на уроках обучения грамоте
С.Н.Гурина
В.А.Сухомлинский правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. Обучение грамоте – первая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся.
Важное место занимает работа над произносительной стороной речи. У большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.
Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, умение использовать голос и различные средства выразительности.
Техника речи - это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.
Голос - важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:
Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением), проведение речевой разминки.
Речевая разминка включает упражнения: фонематические, дыхательные, артикуляционные,
дикционные.
Фонематическая разминка
Цель: развивает фонематический слух, внимание.
- Дети поют гласные громко, тихо
- Читают по нарастающей
Артикуляционная разминка
Цель:
- развитие речевого аппарата (заборчик, лопатка, трубочка, грибок ит.д.);
- развитие дыхания (свечка, шарик, работа по таблице: чтение быстро, медленно, тихо, громко, мальчики, девочки);
- чтение с нужной интонацией.
Дикционная разминка
Цель: развивает память, воображение, стимулирует детское творчество, внимание к языку.
- Чистоговорки (работа в парах, по рядам)
- Скороговорки
- Перевертыши, небылицы
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки - это народно - поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят "Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь". На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.
Приложение
СКОРОГОВОРКИ
- Добры бобры
Идут в боры.
- Добр бобр для бобрят.
- На дворе трава,
На траве дрова.
- От топота копыт
Пыль по полю летит.
- На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз — Егорка, Два — Егорка. Три— Егорка.
- Хохлатые хохотушки хохотали
Хохотом Ха! ха! ха! ха! ха!
ЧИСТОГОВОРКИ
- Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
- На горе белеет клевер,
Под горой журчит ручей.
Гей, пеструшки, гей, буренки,
Жуйте клевер веселей.
- Лопата копала,
Копала, копала.
Потом улеглась,
Видно очень устала.
- СА – СА - СА, СА –СА –СА,
Укусила в нос оса.
СЫ – СЫ - СЫ, СЫ –СЫ -СЫ,
Не боюсь я злой осы.
- РА –РА –РА, начинается ИГРА
На -на-на, очень нравится ОНА.
- Ан-ан-ан
Во саду цветет ТЮЛЬПАН
- Он-он-он
В садике расцвел ПИОН.
- Ёт-ёт-ёт
Птичка песенки поёт.
- Та - та - та
Ах, какая красота
ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
(задавать вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал
только отдельный звук)
Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж
Как паровоз выпускает пар? Щ-Щ-Щ
Как зудит комарик? 3-3-3
Как рычит мотор? Р-Р-Р
Как шипит змея? Ш-Ш-Ш
Как выходит воздух из надувного шара? С-С-С
ИГРА «Кто хлопал?»
Ребенок поворачивается спиной, один из детей хлопает. Нужно
определить, кто хлопал.
«Ловим звук» (Л) называются слова, если в слове есть этот звук,
дети хлопают.
ИГРА «Звукоедик»
У звуков есть страшный враг- Звукоедик. Он питается начальным (последним) звуком, нужно вернуть звук, .каф, .тул, .кола, .ампа, .оза, .адио, .етка, .айник, сто., сту., помидо., ква., ду..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.
Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...
Методическое обоснование подготовки учителя к уроку обучение грамоте
Методическое обоснование подготовки к уроку. конспекты уроков...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Фонетические и речевые упражнения на уроках обучения грамоте.
В данной презентации приведены примеры упражнений, которые можно использовать на уроках в период обучения грамоте. Данные упражнения помогают развивать фонематический слух, тренировать артикуляционный...
Речевые разминки на уроках обучения грамоте
развивать творческую инициативу, интонационную выразительность, отрабатывать навыки чёткого произгошения...
Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"
Из опыта работы по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что п...