Работа над развитием навыков чтения.
статья по чтению (2 класс) на тему
Одна из главных задач начального обучения - выразительное беглое чтение текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchit_detey_pravilnomu.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научить детей правильному, беглому, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать и развивать детей. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится успешным в дальнейшем.
От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если ребенок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, что бы понять условие ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребенок не может успевать за другими учениками в классе. Он будет морально переживать свой недостаток. Если ученик плохо читает во втором, третьем классе, то в четвертом классе падает его успеваемость. И в последующих классах к учебе относятся безразлично. Такой ученик обречен на неуспеваемость.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Так вот, что же надо делать? С первого класса, это где-то 10-15 минут в начале урока мы проводим на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание, развитием четкости произношения. Далее работа проводится на
чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределен по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.
Затем следуют скороговорки. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).
Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики и быстро читающие и читающие медленно.
Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Режим щадящего чтения. (Если ребенок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно, быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Помогают и открытые для родителей уроки.
Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах
Когда дети станут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создается «ситуация успеха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...
Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"
Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений
Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений...
Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"
Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...
Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...
Система работы по развитию навыков словесного чтения
В статье раскрыта система работы по формированию навыка словесного чтения в 1 классе...
Приёмы работы над развитием навыка чтения
Повышает уровень чтения первоклассников....