Работа над развитием навыков чтения.
статья по чтению (2 класс) на тему

Плахова Ольга Николаевна

Одна из главных задач начального обучения - выразительное беглое чтение текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchit_detey_pravilnomu.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Научить детей правильному, беглому, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать и развивать детей.  Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится успешным в дальнейшем.

   От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если  ребенок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, что бы  понять условие ученику надо  прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребенок не может успевать за другими учениками в классе. Он будет морально переживать свой недостаток. Если ученик плохо читает во втором, третьем классе, то в четвертом классе падает его успеваемость. И в последующих классах к учебе относятся безразлично. Такой ученик обречен на неуспеваемость.

   Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

   Так вот, что же надо делать?  С первого класса,  это где-то 10-15 минут в начале урока мы проводим на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание, развитием четкости произношения. Далее работа проводится на

чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределен по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.

           Затем следуют скороговорки. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.   

  «Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

      Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

       Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики и быстро читающие и читающие медленно.

          Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением.

        Режим щадящего чтения. (Если ребенок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.                   Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно, быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Помогают и открытые для родителей уроки.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах

 Когда дети станут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку и по математике.

     Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создается «ситуация успеха».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

               В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений...

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...

Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.  Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Овла...

Система работы по развитию навыков словесного чтения

В статье раскрыта система работы по формированию навыка словесного чтения в 1 классе...

Приёмы работы над развитием навыка чтения

Повышает уровень чтения первоклассников....