Развитие интереса к чтению у первоклассников
статья по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_chteniyu_u_pervoklassnikov.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к чтению у первоклассников
Проблема приобщения детей к чтению в последнее время очень остра и стала носить глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации, как радио, телевидения, компьютеров и т.п. привело к существенному
«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времён и народов», - писал Л.Н.Толстой. «Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний», - отмечал Ю.А.Гагарин.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.
Правильное чтение — это техничное чтение. Но нас волнует не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. Но в обучении чтению важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.
Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка.
Как это сделать? Наблюдательные родители знают, что дошкольники очень любят, когда им читают вслух. Такое пассивное слушание тоже полезно, но зацикливаться на нем нет необходимости. Обязательно после прочтения текста полезно с ребенком поговорить о содержании. Задать вопросы на выяснение смысла прочитанного. Обсудить действия героев. Это очень важно в работе над текстом. Если в семье есть традиция читать малышу перед сном, то ребенок, приучаясь к слушанию инте¬ресных книг, потом сам стремится к чтению. Правда, бывает и наоборот, ребенку так нравится слушать, что ему не хочется напрягаться, чтобы научиться читать. Родителям следует выбирать правильный путь в соответствии с особенностями своего ребенка. Но и в том, и в другом случае необходимо ис-пользовать специальные техники, помогающие развить интерес к чтению у детей. Назову некоторые из них и расскажу, как именно их использовать с пользой для ребенка:
* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).
* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.
* Можно использовать книжки-малышки. Это книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.
* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.
* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.
* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.
* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвое¬ния содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку. В качестве примере приведем несколько вопросов, которые можно задать после прочтения любого текста. Такой алгоритм можно применять после прочтения как целого рассказа или сказки, так и отрывка.
Как анализировать с ребенком прочитанный текст:
♦ Понравился или не понравился тебе рассказ (сказка)?
♦ Чем понравился? Или почему не понравился?
♦ Кто из героев тебе понравился? Почему?
♦ Ты бы хотел быть похожим на этого героя?
♦ Какие его действия тебе понравились больше всего?
♦ Чем они тебе понравились?
♦ Какой герой не понравился? Почему?
♦ Какие действия отрицательного героя тебе не понра¬вились ?
♦ Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить положительного героя?
Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.
Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой воспитывается малыш.
Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.
Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».
Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ниче¬го не дает ребенку. Если у малыша выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки. Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а по¬том читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше — «раз—два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли. Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научится читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по развитию интереса к чтению
Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь к чтению?" Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...
Развитие интереса к чтению у младших школьников
Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....
Роль семьи в развитии интереса к чтению.
Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....
Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
В статье речь идёт о развитии и формировании навыка чтения....
Развитие интереса к чтению младших школьников
В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые моменты, способствующие развитию ...
Развитие интереса к чтению у младшего школьника
В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....
Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...