Читаем, играя.
материал по чтению на тему
Выполняя задание, ребята приобретают интерес и любовь к чтению, учатся понимать смысл прочитанного, выделять главное, делать выводы, быть терпеливыми и последовательными в своих действиях. Подобные игры-упражнения помогают выработать привычку постоянного самостоятельного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prervannyy_rasskaz.docx | 18.21 КБ |
chitaem_igraya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Прерванный рассказ.
Как сделать семейное чтение увлекательным занятием, привить ребенку любовь к чтению, воспитать потребность в постоянном совершенствовании техники чтения?
Существуют разные средства как формирования интереса к чтению, так и обучения технике чтения: методика "Культура чтения", методика "Чтение с увлечением", технология "Выразительное чтение", технология "Обучение технике чтения", техника быстрого чтения и многие-многие другие.
Предлагаю метод, который называется "прерванный рассказ". Его можно адаптировать к работе с детьми самого разного возраста и применять в различных ситуациях. Само название метода раскрывает суть его содержания. Вот так, к примеру, можно его применить.
Начните перед сном читать своему ребенку эту сказку:
Почему у кита большой рот?
Жил-был кит. Он никогда ничему не удивлялся, плавал себе в теплой воде океана и лениво пофыркивал.
Рот в те времена был у него маленький-маленький.
Подплыл однажды кит к берегу и увидел обезьяну, которая собирала орехи, сорванные с дерева ветром.
Они поговорили о том о сем, и обезьяна спросила:
— А знаешь ли ты, могучий кит, что южный ветер, который сорвал эти орехи, был однажды причиной очень больших неприятностей, из-за которых могли пострадать человек, ветер, змея и еще кое-кто?
— Нет, — ответил кит, лениво шевеля хвостом.
— Тогда я осмелюсь задать тебе еще один вопрос. Кто сильнее — ты, самый большой из животных, странствующих по тропе жизни, или вон тот серый паучок, упавший на землю вместе с орехом кешью?
— Конечно, я, — равнодушно ответил кит. — Ну конечно, я, тут даже раздумывать нечего.
И снова фыркнул, чуть приоткрыв свой маленький рот.
— Нет, далеко не так... Слушай.
И обезьяна начала свой рассказ.
... Давным-давно в стране, что лежит между берегом океана и озерами, в самой середине Африки, откуда вытекают самые большие в мире реки, жил вождь. Это был могущественный человек, и его боялись не только люди его племени, но и все звери, звезды и ветер.
Но этот могущественный человек был слеп от рождения, а поскольку он был любознателен, то часто над всем задумывался. «Я хотел бы знать, на что похож мир, окружающий меня, — говорил он себе. — Что только бы я не отдал, чтобы увидеть его хотя бы на мгновение!»
И случилось так, что однажды во время сезона дождей, когда на страну надвинулись синие и тяжелые от влаги тучи, блеснула молния, и слепой на мгновение увидел мир. А поскольку он стоял в это время перед огромным деревом баобабом, то увидел именно его. Увидел — и все для него снова погрузилось в темноту.
— Какое счастье! — воскликнул слепой вождь. — Я знаю теперь, что мир — это дерево, что он серого цвета, у него короткие толстые ветви, зеленые листья и много плодов. Теперь я спокоен!
И он продолжал жить и править своим племенем, наводя ужас на злые и воинственные соседние племена и делая добро тем, которые он считал мирными. Но, оставаясь наедине с самим собой, он часто подходил к баобабу, трогал его рукой и, убедившись, что зрение и осязание сказали ему правду, облегченно вздыхал.
Но вот случилась беда.
Здесь (или в другом месте) необходимо прервать чтение, сославшись на очень убедительное обстоятельство. Глядя на реакцию ребенка, выберете приемлемую линию поведения. Можно, к примеру, попросить ребенка некоторое время почитать самостоятельно, пока вы не освободитесь, или даже дочитать рассказ до конца. В любом случае чтение должно быть закончено.
Как-то подул очень сильный южный ветер, в саду раздался грохот и послышался треск ветвей.
— Что это затрещало и рухнуло? — спросил встревоженный вождь.
— Не гневайся, это южный ветер повалил твое дерево! — ответили испуганные слуги.
Тогда вождь произнес заклинание, сделал несколько магических движений, известных только ему, и, когда колдовство стало действовать, приказал южному ветру явиться.
И ветер, прошумев листьями смоковниц, которые в изобилии росли там, предстал перед вождем.
— Как посмел ты сломать мое любимое дерево? — с горечью воскликнул тот.
— О повелитель, — ответил ветер, — я никогда не смог бы проникнуть в твой сад и сломать дерево, если бы меня остановила стена. Но она не сделала этого.
Вождь приказал явиться стене.
— Я, конечно, остановила бы ветер, — ответила стена, — но толстая и тяжелая змея удав, которая живет в саду, часто лазила по мне и вконец разрушила.
Вождь велел предстать перед ним удаву.
— Я не лазил бы по стенам и не ловил певчих птиц, если бы в свое время огонь, который бушевал в саванне (а я родился там), сжег яйцо, отложенное моей матерью! Из него я родился на свет и охочусь так, как положено змеям, — объяснил удав.
— А я сжег бы яйцо, но мне помешал дождь, который потушил меня. В то лето дождь начался раньше времени. Если бы не так — все было бы в порядке, — сказал огонь.
— О мудрый! — начал дождь свои объяснения. — Ты, конечно, знаешь, что сезон дождей начинается тогда, когда серый паучок, живущий на дереве кешью, перестает ткать свою паутину и прячется под кору. Но в то лето паучок поторопился, кончил работу и спрятался. Раньше времени пролился на землю и я...
— Теперь ты знаешь, кто сильнее? — закончила обезьяна свой рассказ.
Пораженный кит так разинул рот от изумления, что он стал у него широким-прешироким.
С тех пор у китов большой рот, а маленькие серые паучки, которые ткут свои паутины на ореховых деревьях кешью, никогда не торопят приход сезона дождей.
Святослав Сахарнов. «Сказки из дорожного чемодана»
После прочтения обязательно попросите ребенка поделиться своими впечатлениями об этой истории и проясните смысл непонятных для него слов.
Иногда необходимо проводить с ребенком в эмоционально благоприятной обстановке ненавязчивую беседу (обязательно с привлечением интересных жизненных примеров).
Например, что такое чтение? Зачем нужно читать? Какая роль отводится чтению в развитии человека, обучении? Как выбрать среди множества книг стоящую? Как повысить скорость чтения, не снижая качество понимания текста?
Постарайтесь, чтобы на эти вопросы ребенок дал самостоятельные, осмысленные и обоснованные ответы.
Не забудьте выразить искренний интерес к беседе и поблагодарить ребенка за приятное времяпровождение.
Предварительный просмотр:
Читаем, играя.
Уважаемые родители, надеюсь, что вашему ребенку понравится эта увлекательная игра.
Инструкция для родителей. Прочтите сказку (без ребенка) и ознакомьтесь с условиями игры. Напечатайте текст для прочтения и текст для разрезания, последний разрежьте на полоски и перемешайте их. Отложите на время. Предложите ребенку прочитать сказку (текст для прочтения) один-два раза, помогите, если это необходимо. Попросите пересказать, задайте вопросы. Убедившись, что содержание сказки им осмыслено, дайте полоски и предложите правильно собрать из них только что прочитанную сказку самостоятельно и без образца. В случае неудачи терпеливо помогите.
Снежный хоровод
Снежинка родилась в большом снежном облаке. Она открыла глаза, потянулась и огляделась по сторонам. Вокруг в мягких кроватках спали ее сестры и братья. Снежинке очень не хотелось покидать свою кроватку, но вокруг было столько интересного. Стены спальни кто-то разрисовал волшебными узорами, а на пол положил мягкий ковер. Она ступила на белое пушистое покрывало ковра, сделала шаг и запела. От этой песни проснулось эхо, оно летало от стены к стене и пело вместе со снежинкой.
Другие снежинки заворочались в своих кроватках, потянулись и, наконец, проснулись. Они подхватили песню и пустились в пляс, ведь это была веселая песня. Все взялись за руки, получился настоящий праздничный хоровод. Песня становилась все веселее, а хоровод все быстрее кружил танцующих снежинок.
Вдруг открылись двери и снежинки с веселым хохотом выскочили наружу. Вокруг было голубое небо, а далеко внизу земля с лесами и полями, речками и озерами.
Снежинки кружились в своем хороводе, медленно опускаясь на землю. Они кричали друг другу: «Ура! Мы летим! Это настоящее приключение!»
«Ты куда хочешь приземлиться?»
«Я лечу вон на ту зеленую крышу».
«А я лечу к детям, которые собрались во дворе и ждут меня, чтобы лепить снеговика».
«А я к лыжникам, которым не хватает снега для быстрого бега».
Так они летели и летели, пели задорную песню и кружились в снежном хороводе.
А люди внизу радовались, что наконец-то пошел первый снег и наступила зима.
- Текст для разрезания
Снежный хоровод |
Снежинка родилась в большом снежном облаке. |
Она открыла глаза, потянулась и огляделась по сторонам. |
Вокруг в мягких кроватках спали ее сестры и братья. |
Снежинке очень не хотелось покидать свою кроватку, но вокруг было столько интересного. |
Стены спальни кто-то разрисовал волшебными узорами, а на пол положил мягкий ковер. |
Она ступила на белое пушистое покрывало ковра, сделала шаг и запела. |
От этой песни проснулось эхо, оно летало от стены к стене и пело вместе со снежинкой. |
Другие снежинки заворочались в своих кроватках, потянулись и, наконец, проснулись. |
Они подхватили песню и пустились в пляс, ведь это была веселая песня. |
Все взялись за руки, получился настоящий праздничный хоровод. |
Песня становилась все веселее, а хоровод все быстрее кружил танцующих снежинок. |
Вдруг открылись двери и снежинки с веселым хохотом выскочили наружу. |
Вокруг было голубое небо, а далеко внизу земля с лесами и полями, речками и озерами. |
Снежинки кружились в своем хороводе, медленно опускаясь на землю. |
Они кричали друг другу: «Ура! Мы летим! Это настоящее приключение!» |
«Ты куда хочешь приземлиться?» |
«Я лечу вон на ту зеленую крышу». |
«А я лечу к детям, которые собрались во дворе и ждут меня, чтобы лепить снеговика». |
«А я к лыжникам, которым не хватает снега для быстрого бега». |
Так они летели и летели, пели задорную песню и кружились в снежном хороводе. |
А люди внизу радовались, что наконец-то пошел первый снег и наступила зима. |
Уважаемые родители, развитие способностей и формирование интереса происходит в эмоционально-благоприятной обстановке, при желании ребенка играть. Одно неверное слово или недовольный взгляд - и цель не будет достигнута. Помните об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.
Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...
Как помочь ребенку научится читать? Учимся,играя.
К концу дошкольного возраста большинство родителей считают необходимыми умение ребенка читать....
Брошюра «Читаем, играя!»
Игры, упражнения, памятки, рекомендации....
Программа дополнительного образовательного курса «Читаем и играем сказку» в 4 классе
Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Английская сказка» имеет художественную направленность и органически входит в учебно-воспитательный процесс.Данная программа р...
Развивающая игра "Баба-яга учится читать"
Данная игра поможет вашему ребенку проверить свои знания. Игра интересная и простая в использовании....
Библиотечный урок "Читаем, думаем, играем"
«Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, ра...
ПАМЯТКА "УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИГРАЯ"
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье,модничанье, тщеславие». Иммануил Кант...