Литературное чтение 2 класс Школа России "Два Мороза" Русская народная сказка
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Изучение произведения "Два Мороза" занесено в раздел "Люблю природу русскую. Зима". Знакомя со сказкой, даётся детям представление о зимней природе, социальном сословии героев, структуре построения сказки. Через личный опыт героев показывается народная мудрость "топор лучше шубы греет", умение применять её в социуме. Разбирая мудрость старшего поколения, приучаем детей следовать советам взрослых. Во время работы над произведением, расширяется словарный запас, умение определять черты характера действующих лиц. Ипользуются различные формы работы: индивидуальная, групповая и в парах. Диалоговое написане сказки, настраивает на эмоциональное восприятие, которое показывается в чтении по ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2 кл Два Мороза | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Русская народная сказка «Два Мороза»
Цели:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-учить грамотно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Оборудование: презентация, карточки для парной и групповой работы.
Сценарий урока
- Организация урока
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Чтобы многое узнать
Книги надо нам читать.
- Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Кто автор этого стихотворения?
- Чем любуется поэт?
Чтение стихотворения «Берёза» С. Есенина наизусть.
- Самоопределение к действию.
- Речевая разминка:
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала,
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.
Чтение с логическим ударением.
- Определение темы урока.
- Тема урока зашифрована в таблице.
- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения. Приложение. Таблица № 1
- Как вы думаете, какое произведение будем читать на уроке?
- К какому жанру относится это произведение? Почему вы так считаете?
- Какие бывают сказки?
4. Работа над произведением.
1) Словарная работа перед чтением сказки.
- При прослушивании произведения вам встретятся слова, объясните их лексическое значение.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- После прослушивания, должны будете определить, какая это сказка.
Прослушивание аудиозаписи (1 части).
- Почему Мороз Синий нос посмеивался?
- Как вы считаете, удалось ему заморозить купца?
- Как чувствовал себя Мороз Красный нос? Что значит «ёжится?»
- Как вы думаете, заморозил Мороз Красный Нос дровосека?
- Проверим наши предположения. Прочитаем сказку до конца. Помогут мне ребята.
(Читает сначала учитель, а потом сильные ученики).
- Оправдались наши предположения?
- Какая это сказка? (Бытовая) – Почему? (События происходят в жизни людей).
- Что ещё указывает, что это сказка? (Зачин, повторы, концовка).
Физкультминутка - игра
Я – Мороз Красный Нос
Я – Мороз Синий Нос (показали на себя, поклонились)
Братья меж собой родные
Мы Морозы удалые (приседают в присядку)
Землю снегом мы укроем (имитируют движения)
Через речку мост построим
Берегите щеки, нос (показывают на нос и щёки)
Коль на улице мороз.(растирают)
Хотим позабавиться,
Силой помериться. (кидаются снежками)
6. Закрепление изученного.
- Словарная работа.
- Перед тем, как вы начнёте читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске:
проезжая дорога – «зж» читается как долгое мягкое «ж»
свистнули – непроизносимый согласный звук «т».
А теперь читаем сначала по слогам, а потом целыми словами:
ко-ло-коль-чик
ду-бун-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за-ба-вить-ся
2. Вторичное чтение.
-А теперь приступаем к чтению.
Сильная группа. Читает самостоятельно и работает по карточкам.
При ложение № 3
Слабая группа. Читает текст с учителем и отвечает на вопросы по ходу чтения.
- Будем читать по цепочке, стараемся читать выразительно, соблюдая все знаки препинания.
- От начала текста заканчивая словами … встретим кого.
- Как решили позабавиться Морозы?
- … Побежали оба … щёлкнули, побежали.
- Кого решил заморозить Мороз – Красный нос? (Бедного крестьянина, потому что у него была старая и рваная одежда).
- … А к вечеру … да ёжится.
- Что обозначает слово «ёжится»?
- Какое настроение было у Мороза Синего носа? А у Красного носа?
- … Ну что… насквозь
- Удалось ли заморозить купца? Почему?
- … Ну а ты … болят.
- Удалось ли заморозить крестьянина? Почему?
- Покачал головой … до конца.
- Кто выиграл спор? Почему? (Синий нос был старше и опытней).
- Какова основная мысль сказки?
- В каких словах она заключается?
- Как вы понимаете их смысл?
Проверка работы сильной группы
- На сколько частей разделили сказку?
- О чём говорится в первой части?
- О чём говорится во второй части?
3) Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы. Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»? Почему?
4) Ориентирование в социуме.
- Как нужно вести себя на улице в морозные дни?
5) Работа в группах.
Работа по развитию словарного запаса.
Приложение таблица № 2
6) Чтение отрывка по ролям.
– Сколько действующих лиц? (Двое и автор). С какой интонацией будем читать слова Мороза Красного носа, Синего носа?
- Начнём со слов «Ну что, - спрашивает он…» (с. 200 – 201)
7. Итог урока.
- Какое произведение читали?
- К какому жанру относится?
- Кто автор произведения?
- В каких словах заключается главная мысль сказки?
8. Домашнее задание.
Прочитать сказку по ролям.
9. Рефлексия
Закончи предложение:
- Мне понравилось …
- Мне запомнилось …
Литература:
- «Литературное образование младших школьников», Москва, 2004год
- «Поурочные разработки по литературному чтению», 2 класс, С. В. Кутявина, Е. С.Гостимская 2012 год
- «Литература как предмет эстетического цикла» Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская 2001 год
Приложение
Таблица № 1
д | с | д | о | ф | б | й |
м | в | а | в | т | ж | х |
к | а | л | а | з | о | ц |
м | с | в | с | ф | ж | м |
о | ш | а | я | з | о | х |
р | з | а | р | к | ю | м |
м | н | о | з | х | щ | о |
к | п | з | в | й | з | ь |
н | я | ч | а | т | а | л |
- Зачеркни в каждой строке одинаковые буквы, и ты узнаешь название произведения.
Таблица № 2
Задание 1
Соедини стрелками слова, которые относятся к поведению купца, а какие к крестьянину?
кутается Крестьянин
бежит
рубит
лежит
машет Купец
выколачивает
Задание 2
Подчеркни слова, которые характеризуют купца, крестьянина.
Купец - ленивый, честный, сообразительный, трудолюбивый, заботливый, любознательный, безразличный.
Крестьянин - ленивый, честный, сообразительный, трудолюбивый, заботливый, любознательный, безразличный.
Таблица № 3
Задание 1
Прочитай сказку про себя.
Задание 2
Раздели текст на части. Сколько получилось частей? О чём говорится в каждой части?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...
конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка
Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Хаврошечка" (русская народная сказка)
Конспект урока разработан к УМК "Планета знаний "Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию умения прив...
Урок по литературному чтению на тему: "Хаврошечка (русская народная сказка)"
Урок по литературному чтению на тему: "Хаврошечка (русская народная сказка)" предназначен для учащихся 2 классов....
Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Паспорт урокаПредмет: Литературное чтениеКласс: 3Продолжительность урока: 45 минутТема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Цель: продолжить знакомить учащихся с рус...
Проверочная работа по литературному чтению 2 кл Раздел: «Мир народной сказки».
Проверочная работа по литературному чтению 2 классРаздел: «Мир народной сказки»....
Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
Конкурс методических разработок...