Л.Н.Толстой "Ореховая ветка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh_karta.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель:

Быстрова И.В.

Класс

3 б

Предмет:

Литературное чтение

Авторы учебника:

Л. А.Ефросинина  («Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Л.Н. Толстой «Ореховая ветка»

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель:

Создать условия для получения знаний о  сказке Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»,

овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Задачи:

  • обучать составлению личного  мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета;
  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
  • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний;
  • развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на  текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания образов и картин, соответствующих литературному источнику;
  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний;
  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Результаты:

    Личностные.

1. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

2. Осознание ответственности за общее дело.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение  планировать свою деятельность;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умение находить и выделять необходимую информацию;
  • Умения анализировать, сравнивать, доказывать и делать выводы;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

  • Умение структурировать свои знания.

КУУД:

  • Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • Владение монологической и диалогической формами речи;
  • Умение работать в парах, группах.

   Предметные:

1. Знание видов сказки;

2. Умение определять тематику сказки;

3. Знание структуры сказки.

Оборудование

  • Учебник - хрестоматия «Литературное чтение» 3 класс (1 часть),

автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»,

  • Карточки для работы в парах, группах.
  • Презентация по теме урока (интерактивная доска)

Этап урока

Цель этапа, форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые результаты

I. Орг. момент.

Вхождение в урок (мотивация)

Общая установка на урок.

Концентрация внимания детей.

Мотивирование к учебной деятельности.

Звенит звонок весёлый,

Настал открытий срок.

К познаниям готовы?  

Тогда начнем урок!

Учитель показывает на доске сундук.

- Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать, что там?

Проверяет готовность к уроку, приветствует детей и настраивает их на работу, выбирает эффективный   приём концентрации внимания.

Самоконтроль готовности.

Реагируют на учителя, концентрируют  внимание.

Личностные: самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний, появление темы.

Фронтальная работа

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление и обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы.

Учитель достаёт из  сундука портрет.

-Узнаёте ли вы этого писателя?

-Знакомы ли вы с его произведениями?

Учитель достаёт из коробки предметы, относящиеся к произведениям Л.Н.Толстого. (дети дают полные названия произведений).

-Как вы думаете, почему я достала вот это? (ореховая ветка)

- Скорее всего, в одном из произведений писателя говорится об этом.

-Давайте проверим это предположение. Как, не перелистывая страницы учебника, найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение?

-Сформулируйте тему урока.

Выбирает способ проверки знаний уч-ся,  создаёт возможность для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля. Подводит к теме урока.

Показывают владение прошлым материалом, умение зафиксировать затруднение или удивление, выражают их в речи, самостоятельно формулируют тему урока.

Коммуникативные: выражение своих мыслей , планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

целеполагание

(понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем)

Познавательные: развитие познавательных интересов,

умение сравнивать, анализировать, умение структурировать знания, построние речевого высказывания.

III. Антиципация. (предвосхищение, предугадывание)

Фронтальная работа

Подготовка учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности.

-Прочитайте заглавие. - Рассмотрите иллюстрацию.

-Какие у вас появляются предположения о содержании произведения?

Организует подготовку учащихся к чтению текста.

Самостоятельно по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:  построение речевого высказывания.

IV. Формулирование проблемы, целей урока.

Фронтальная работа

Постановка целей и задач урока, исходя из проблемы.

-Давал ли вам когда-нибудь кто-нибудь обещание?

-А вы сами давали обещания?

-Всегда ли обещание можно выполнить?

-Эту проблему поможет нам обсудить наше произведение.

 -Какие задачи надо решить на уроке?  Закончите предложения:

Узнать… о чём это произведение

Учиться … правильно и грамотно читать (анализировать и оценивать поступки героев)

Определить…. главную мысль произведения.

В ходе беседы подводит уч-ся к цели и задачам урока.

Формулируют и принимают цель и задачи урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

формулирование проблемы

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебных задач), планирование (умение планировать свою деятельность)

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли,

планирование учебного сотрудничества, участие в коллективном обсуждении проблемы.

V. Открытие нового знания.

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Знакомство со сказкой, выявление первичного восприятия.

-Интересно, может ли понравится нам произведение Л.Н.Толстого «Ореховая ветка»?..

-Прочитайте самостоятельно.

- Расскажите о своих впечатлениях.

 -Докажите, что данное произведение – сказка.

- Найдите  все сказочные приметы.

Организует самостоятельное чтение и беседу по первичному восприятию текста

Самостоятельно читают текст, выражают свои мысли и чувства.

Личностные:

позитивное отношение к чтению.

Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

2. Моделирование обложки.

Работа в парах

Определение жанра и темы произведения.

Развитие умения моделировать обложку произведения.

-Выберите модель обложки к произведению.

-Докажите свой выбор.

Формулирует задание для работы в парах, контролирует выполнение работы.

Обсуждают схемы и объясняют свои предположения в паре, обосновывают свой выбор, высказывают своё мнение.

Познавательные: использование знаково-символических средств (умение представлять информацию в виде схемы), построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт  мнения собеседника.

3. Работа по содержанию текста.

Работа в малых  группах

Выявление понимания прочитанного.

-Составьте тонкие и толстые вопросы по сказке.

Формулирует задание, распределяет задание для групп,

напоминает уч-ся правила работы в группах и организует работу, контролирует выполнение работы.

Объединяются в группы, находят в тексте информацию для постановки вопросов, формулируют вопросы.

Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания.

Регулятивные: контроль

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт  мнения собеседника.

Физкультминутка.

Восстановление работоспособности,  снятие утомления.

-Вы, наверное, устали?

Организует отдых и восстановление работоспособности.

Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность.

4. Творческое задание.

Работа в полных группах.

Выявление учащимися особенностей литературных героев.

Выявление у учащихся собственного опыта использования языковых средств, адекватных характеру героя.

 -Дайте характеристику героям сказки (купец, медведь, мать)

-Используйте яркие слова и выражения.

-Выразите своё отношение к главному герою

-Покажите карточками своё отношение к герою.

Учитель консультирует работу групп, стимулирует их деятельность, принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям, обобщает результаты работы каждой группы.

Работают в группах, обсуждают, высказывают своё отношение  к героям,

оценивают поступки героев с точки зрения нравственности и выносят своё решение для обсуждения в классе.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований, сравнение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Личностные: 

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (нравственно-этическое  оценивание)

VI. Итог. Рефлексия.

Индивидуальная работа.

Суммирование полученной информации и имеющихся знаий, выработка собственной позиции, расширение информационного поля, оценка процесса.

-Прочитайте концовку сказки…

-Почему так бережно отнеслись герои к ореховой ветке?

- Можем ли мы назвать сказку «Ореховая ветка» «бесполезной»?

- Соберите высказывание, которое подходит к сказке Л.Н. Толстого?

(Нужно уметь держать свои обещания)

-Кто может назвать себя надёжным человеком, на которого можно положиться?

-Чью работу сегодня на уроке вы хотели бы отметить? Почему?

-Права ли я буду, если скажу, что тема нашего урока могла бы звучать следующим образом: тайное рано или поздно становится явным?

– Были ли в вашей жизни такие случаи?

 Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит к выводу о том, что человек должен уметь держать свои обещания., акцентрирует внимание на конечных результатах деятельности на уроке.

Дети показывают сигнальные карточки:

зелёный цвет – да, я надёжный;

красный – нет, я не надёжный;

жёлтый – я ещё не разобрался в этом вопросе.

 

Осуществляют взамооценку результатов процесса, себя в нём с учётом оценки других.

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: контроль, оценка.

VII. Домашнее задание.

Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.

-Какое домашнее задание можно выполнить после сегодняшнего урока?

-На какую сказку похожа сказка «Ореховая ветка»? («Аленький цветочек»)

-Какую исследовательскую работу можно выполнить?

- Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что-то не получалось — не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы.

Сообщает учащимся о домашнем задании,  повышает интерес к домашнему заданию.

Учащиеся продумывают возможные варианты домашнего задания.

Регулятивные: контроль, оценка, планирование.

Познавательные: сравнение, анализ.

Карточка для групповой работы:

богатый, заботливый, наблюдательный, порядочный, умный, глупый, нарядный,  бесстрашный, слабый, трусливый, сильный, смелый, злой, добрый, смешной, аккуратный, безвольный, безотказный, болтливый, благородный, бесхарактерный, бестолковый, вежливый, верный, весёлый, внимательный, вредный, ворчливый, гостеприимный, грустный, деловой, дружелюбный, жадный, жестокий, жизнерадостный, завистливый, запасливый, изобретательный, интеллигентный, коварный, культурный, ласковый, ленивый, ловкий, любопытный, мудрый, наблюдательный, надёжный, находчивый, неповоротливый, несчастный, озорной, осторожный, отважный, правдивый, равнодушный, решительный, самостоятельный, серьёзный, скромный, скучный,  сообразительный, спокойный, терпеливый, уверенный, хвастливый, хозяйственный, целеустремлённый, честный, чуткий, шаловливый, щедрый, экономный, юморной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксация. Ветка дуба

Картина для релаксации ветка дуба у воды...

Урок мира "Ветка сирени"

Продолжить знакомство с историей родного края, героическими именами воинов павших в боях за Родину, вспомнить ныне живущих в станице ветеранов, воспитывать у учащихся любовь, гордость за свой кр...

Конспект урока технологии по теме: "Панно "Ветка винограда", выполненное в технике квиллинга"

Представленный материал развивает навык работы учащихся с бумагой в технике квиллинга, знакомит с историей возникновения искусства бумагокручения, рассказывает о пользе винограда, воспитывает в детях ...

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме « Три ветки мимозы» В.Железникова

Маршрутный лист  поможет учителю организовать работу учащихся  в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...

«Три ветки мимозы» В.К. Железников

Урок по произведению В.К. Железникова...

конспект интегрированного занятия по рисованию "Ветка рябины"

Занятие проведено в группе продлённого дня во 2 классе школы для детей с нарушением слуха....