Л.Н.Толстой "Ореховая ветка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: | Быстрова И.В. |
Класс | 3 б |
Предмет: | Литературное чтение |
Авторы учебника: | Л. А.Ефросинина («Начальная школа XXI века») |
Тема урока. | Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» |
Тип урока. | Урок изучения нового материала. |
Цель: | Создать условия для получения знаний о сказке Л.Н. Толстого «Ореховая ветка», овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу. |
Задачи: |
|
Результаты: | Личностные. 1. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; 2. Осознание ответственности за общее дело. Метапредметные. РУУД:
ПУУД:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
КУУД:
Предметные: 1. Знание видов сказки; 2. Умение определять тематику сказки; 3. Знание структуры сказки. |
Оборудование |
автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»,
|
Этап урока | Цель этапа, форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемые результаты |
I. Орг. момент. Вхождение в урок (мотивация) | Общая установка на урок. Концентрация внимания детей. Мотивирование к учебной деятельности. | Звенит звонок весёлый, Настал открытий срок. К познаниям готовы? Тогда начнем урок! Учитель показывает на доске сундук. - Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать, что там? | Проверяет готовность к уроку, приветствует детей и настраивает их на работу, выбирает эффективный приём концентрации внимания. | Самоконтроль готовности. Реагируют на учителя, концентрируют внимание. | Личностные: самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
II. Актуализация знаний, появление темы. | Фронтальная работа Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление и обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы. | Учитель достаёт из сундука портрет. -Узнаёте ли вы этого писателя? -Знакомы ли вы с его произведениями? Учитель достаёт из коробки предметы, относящиеся к произведениям Л.Н.Толстого. (дети дают полные названия произведений). -Как вы думаете, почему я достала вот это? (ореховая ветка) - Скорее всего, в одном из произведений писателя говорится об этом. -Давайте проверим это предположение. Как, не перелистывая страницы учебника, найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение? -Сформулируйте тему урока. | Выбирает способ проверки знаний уч-ся, создаёт возможность для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля. Подводит к теме урока. | Показывают владение прошлым материалом, умение зафиксировать затруднение или удивление, выражают их в речи, самостоятельно формулируют тему урока. | Коммуникативные: выражение своих мыслей , планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: целеполагание (понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем) Познавательные: развитие познавательных интересов, умение сравнивать, анализировать, умение структурировать знания, построние речевого высказывания. |
III. Антиципация. (предвосхищение, предугадывание) | Фронтальная работа Подготовка учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности. | -Прочитайте заглавие. - Рассмотрите иллюстрацию. -Какие у вас появляются предположения о содержании произведения? | Организует подготовку учащихся к чтению текста. | Самостоятельно по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: построение речевого высказывания. |
IV. Формулирование проблемы, целей урока. | Фронтальная работа Постановка целей и задач урока, исходя из проблемы. | -Давал ли вам когда-нибудь кто-нибудь обещание? -А вы сами давали обещания? -Всегда ли обещание можно выполнить? -Эту проблему поможет нам обсудить наше произведение. -Какие задачи надо решить на уроке? Закончите предложения: Узнать… о чём это произведение Учиться … правильно и грамотно читать (анализировать и оценивать поступки героев) Определить…. главную мысль произведения. | В ходе беседы подводит уч-ся к цели и задачам урока. | Формулируют и принимают цель и задачи урока, готовятся к чтению и обсуждению текста. | Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: формулирование проблемы Регулятивные: целеполагание (постановка учебных задач), планирование (умение планировать свою деятельность) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
V. Открытие нового знания. 1. Первичное чтение текста. | Самостоятельная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Знакомство со сказкой, выявление первичного восприятия. | -Интересно, может ли понравится нам произведение Л.Н.Толстого «Ореховая ветка»?.. -Прочитайте самостоятельно. - Расскажите о своих впечатлениях. -Докажите, что данное произведение – сказка. - Найдите все сказочные приметы. | Организует самостоятельное чтение и беседу по первичному восприятию текста | Самостоятельно читают текст, выражают свои мысли и чувства. | Личностные: позитивное отношение к чтению. Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
2. Моделирование обложки. | Работа в парах Определение жанра и темы произведения. Развитие умения моделировать обложку произведения. | -Выберите модель обложки к произведению. -Докажите свой выбор. | Формулирует задание для работы в парах, контролирует выполнение работы. | Обсуждают схемы и объясняют свои предположения в паре, обосновывают свой выбор, высказывают своё мнение. | Познавательные: использование знаково-символических средств (умение представлять информацию в виде схемы), построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения собеседника. |
3. Работа по содержанию текста. | Работа в малых группах Выявление понимания прочитанного. | -Составьте тонкие и толстые вопросы по сказке. | Формулирует задание, распределяет задание для групп, напоминает уч-ся правила работы в группах и организует работу, контролирует выполнение работы. | Объединяются в группы, находят в тексте информацию для постановки вопросов, формулируют вопросы. | Познавательные: смысловое чтение, восприятие текста, построение речевого высказывания. Регулятивные: контроль Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения собеседника. |
Физкультминутка. | Восстановление работоспособности, снятие утомления. | -Вы, наверное, устали? | Организует отдых и восстановление работоспособности. | Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. | |
4. Творческое задание. | Работа в полных группах. Выявление учащимися особенностей литературных героев. Выявление у учащихся собственного опыта использования языковых средств, адекватных характеру героя. | -Дайте характеристику героям сказки (купец, медведь, мать) -Используйте яркие слова и выражения. -Выразите своё отношение к главному герою -Покажите карточками своё отношение к герою. | Учитель консультирует работу групп, стимулирует их деятельность, принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям, обобщает результаты работы каждой группы. | Работают в группах, обсуждают, высказывают своё отношение к героям, оценивают поступки героев с точки зрения нравственности и выносят своё решение для обсуждения в классе. | Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований, сравнение, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (нравственно-этическое оценивание) |
VI. Итог. Рефлексия. | Индивидуальная работа. Суммирование полученной информации и имеющихся знаий, выработка собственной позиции, расширение информационного поля, оценка процесса. | -Прочитайте концовку сказки… -Почему так бережно отнеслись герои к ореховой ветке? - Можем ли мы назвать сказку «Ореховая ветка» «бесполезной»? - Соберите высказывание, которое подходит к сказке Л.Н. Толстого? (Нужно уметь держать свои обещания) -Кто может назвать себя надёжным человеком, на которого можно положиться? -Чью работу сегодня на уроке вы хотели бы отметить? Почему? -Права ли я буду, если скажу, что тема нашего урока могла бы звучать следующим образом: тайное рано или поздно становится явным? – Были ли в вашей жизни такие случаи? | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями, подводит к выводу о том, что человек должен уметь держать свои обещания., акцентрирует внимание на конечных результатах деятельности на уроке. | Дети показывают сигнальные карточки: зелёный цвет – да, я надёжный; красный – нет, я не надёжный; жёлтый – я ещё не разобрался в этом вопросе.
Осуществляют взамооценку результатов процесса, себя в нём с учётом оценки других. | Личностные: следование моральным нормам и этическим требованиям Регулятивные: контроль, оценка. |
VII. Домашнее задание. | Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. | -Какое домашнее задание можно выполнить после сегодняшнего урока? -На какую сказку похожа сказка «Ореховая ветка»? («Аленький цветочек») -Какую исследовательскую работу можно выполнить? - Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что-то не получалось — не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы. | Сообщает учащимся о домашнем задании, повышает интерес к домашнему заданию. | Учащиеся продумывают возможные варианты домашнего задания. | Регулятивные: контроль, оценка, планирование. Познавательные: сравнение, анализ. |
Карточка для групповой работы:
богатый, заботливый, наблюдательный, порядочный, умный, глупый, нарядный, бесстрашный, слабый, трусливый, сильный, смелый, злой, добрый, смешной, аккуратный, безвольный, безотказный, болтливый, благородный, бесхарактерный, бестолковый, вежливый, верный, весёлый, внимательный, вредный, ворчливый, гостеприимный, грустный, деловой, дружелюбный, жадный, жестокий, жизнерадостный, завистливый, запасливый, изобретательный, интеллигентный, коварный, культурный, ласковый, ленивый, ловкий, любопытный, мудрый, наблюдательный, надёжный, находчивый, неповоротливый, несчастный, озорной, осторожный, отважный, правдивый, равнодушный, решительный, самостоятельный, серьёзный, скромный, скучный, сообразительный, спокойный, терпеливый, уверенный, хвастливый, хозяйственный, целеустремлённый, честный, чуткий, шаловливый, щедрый, экономный, юморной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Релаксация. Ветка дуба
Картина для релаксации ветка дуба у воды...
Урок мира "Ветка сирени"
Продолжить знакомство с историей родного края, героическими именами воинов павших в боях за Родину, вспомнить ныне живущих в станице ветеранов, воспитывать у учащихся любовь, гордость за свой кр...
Конспект урока технологии по теме: "Панно "Ветка винограда", выполненное в технике квиллинга"
Представленный материал развивает навык работы учащихся с бумагой в технике квиллинга, знакомит с историей возникновения искусства бумагокручения, рассказывает о пользе винограда, воспитывает в детях ...
Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"
Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....
Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме « Три ветки мимозы» В.Железникова
Маршрутный лист поможет учителю организовать работу учащихся в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...
«Три ветки мимозы» В.К. Железников
Урок по произведению В.К. Железникова...
конспект интегрированного занятия по рисованию "Ветка рябины"
Занятие проведено в группе продлённого дня во 2 классе школы для детей с нарушением слуха....