Рабочая программа по обучению чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая прграмма по обучению чтению автор:В. Г. Горецкий, адаптирована на 7 вид (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obuchenie_chteniyu.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
Пояснительная записка
Учебная программа по обучению грамоте для специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательных школах разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004 г.), авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Обучение грамоте и развитие речи», авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной «Русский язык», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.
В обучении детей, испытывающих трудности в усвоении школьных знаний, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. Необходимо обеспечить усвоение учащимися знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения, расширить кругозор школьников, заложить основы навыков учебной работы, привить интерес к родному языку, к чтению, книге, сформировать нравственные и эстетические представления, способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Программа периода подготовки к обучению грамоте и развития речи также решает задачи восполнения пробелов дошкольного речевого развития, выработки у учащихся направленности на дифференцированное восприятие языковых средств, на накопление элементарных практических наблюдений над звуковыми, лексическими, синтаксическими явлениями языка.
Основные задачи этого периода:
- ознакомить детей со звуковым составом русского языка;
- научить свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, осознавать, что в каждом слове определённое число звуков, сочетающихся в строгой последовательности;
- уточнить артикуляцию звуков речи, научить различать звуки, близкие по артикуляционным или акустическим свойствам. Учащиеся должны усвоить правильное положение языка, губ, зубов, знать об участии голоса при произнесении каждого звука;
- активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, практически подготовить учащихся к усвоению ряда грамматических тем.
В обучении этих учащихся предусматривается:
- максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
- воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Реализация указанных задач возможна при выраженной коррекционной направленности обучения и воспитания, доброжелательном, уважительном отношении учителя к ученикам, поощрении любых их успехов.
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- находить любой повод, чтобы похвалить ребёнка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех формирует у ребёнка веру в себя, желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, умение вовремя и обоснованно похвалить каждого ученика необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки вызвали одобрение, что ещё у него не получается, чему он должен научиться;
- преподносить новый материал предельно развёрнуто;
- значительное место должна занимать практическая деятельность учащихся: работа со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
- разыгрывать ситуации для формирования культуры общения;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
- используемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется, а также постоянно соотносится с предметами, явлениями окружающего мира, их признаками и т.д.;
- выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к детям: учитываются уровень их подготовленности, особенности личности ученика, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий и т.д.
В обучении грамоте выделяются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В это же время на занятиях внеклассного чтения (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения – метод чтения-рассматривания детских книг.
Целесообразно отводить одну часть каждого урока на устную работу по уточнению фонематических представлений, звуковому анализу и синтезу, практическому ознакомлению с предложением, а другую часть – на ознакомительное чтение детской художественной литературы и подготовку к письму.
Работа в добукварный период над темой «Звуки и буквы» проходит в два этапа. На первом этапе основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку чёткой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания. Таким образом, слово, выступающее для ребёнка как средство общения, должно стать также объектом его наблюдений и изучения. Без таких умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Вычленение звуков из слова начинается с гласных а, о, и, у, находящихся в ударном положении. Знакомство с согласными – с взрывных и сонорных (м, н, к), находящихся в конце или начале слова (например, дом, мак, сон и т.д.). Далее школьники учатся выделять изучаемый звук из любой части слова. Последовательность изучения звуков определяется их сохранностью в произношении детей: указанные звуки почти всегда правильно произносятся детьми. При формировании способа вычленения звука из слова школьников обучают подчёркнутому произнесению в слове этого звука. Такому внешне простому действию дети учатся постепенно. Вначале они произносят слова вслед за учителем, копируя подчёркнутое выделение голосом изучаемого звука. При этом эффективным является как хоровое, так и индивидуальное копирование образца.
На первых порах ученики, как правило, не могут назвать выделенный ими звук, поэтому учитель называет его сам. В дальнейшем дети учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова учителем, а затем и сами произносят слова, интонационно выделяя заданный звук и называя его.
Выделив из слова звук, школьники знакомятся с особенностями его звучания и произнесения (участие голоса, положение губ, зубов). С этой целью внимание детей обращают на то, как произносят звук учитель, другие ученики. Значение подобных упражнений многопланово. Сознательное усвоение акустических и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует развитию у детей направленности на звуковую сторону речи, что в свою очередь соответствует коррекции недостаточной отчётливости речи в целом, активизируя слуховое восприятие, улучшая его взаимодействие с артикуляцией.
Особое внимание необходимо обратить на звуки, близкие в произнесении или по звучанию (о – у, звонкие – глухие, свистящие – шипящие). Для того чтобы дети научились дифференцированно воспринимать эти звуки, целесообразно сначала знакомить ребёнка с акустическими и артикуляционными свойствами одного из оппозиционных звуков, и лишь после того как школьник научится свободно узнавать и вычленять изученный звук, его следует сравнить с парным (с – з; ш – ж; п – б; т – д; в – ф и др.).
Опираясь на воспринимаемые ребёнком свойства звуков речи и особенности их произношения, педагог обращает внимание учеников на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, их можно петь, а произношение других звуков связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие. На основе своего чувственного опыта школьники знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласные и согласные), а также с условными обозначениями этих звуков. Соответствующая терминология («гласный звук», «согласный звук» и т.д.) вводится сначала в пассивный словарь детей, постепенно – в их активную речь.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука завершается ознакомлением с обозначающей его буквой.
Для активизации познавательной деятельности школьников, формирования положительного, заинтересованного отношения к занятиям по развитию речевого слуха рекомендуются игры и игровые приёмы, в которых могут быть использованы натуральные предметы, игрушки, дидактические игры, различные картинки, детские поделки, названия которых содержат изучаемый звук. В дидактических играх можно практиковать подбор предметов, относящихся к одной родовой категории (посуда, овощи, цветы, детёныши животных, транспорт, геометрический материал и т.д.).
Ознакомление с отдельными звуками продолжается и на втором этапе изучения темы «Звуки и буквы», но количество заданий, отводимых для изучения отдельных звуков, сокращается, так как значительно развивается фонематический слух детей. У них закрепляются знания о двух основных группах звуков русского языка, и, опираясь на слуховое восприятие, они знакомятся с твёрдыми и мягкими согласными. Однако умение выделять из слова отдельные звуки ещё не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения грамотой. Это только его начальная ступень.
Содержанием второго этапа изучения темы является обучение детей умению устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове, т.е. научить звуковому анализу и синтезу, на которых основывается чтение и письмо. Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности (порядок изучения слов в зависимости от их слоговой структуры указан в программе). В этот период обучения следует особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа. Ему подлежат лишь те слова, в которых все звуки отчётливо слышатся и произносятся (список слов, рекомендуемых для последовательного выделения звуков, прилагается). Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.
Внедрение в схему звукового состава слов букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги. Обозначив звуки цветными фишками или фишками и буквами, школьники проверяют правильность выполненного ими задания: «читают» по схеме проанализированное ими слово. На данном этапе обучения термин «чтение» употребляется условно. При таком чтении ребёнок, опираясь на ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове) и их окраску, воссоздаёт звуковой образ слова. Ближе к собственно чтению выполнение детьми других заданий, таких, как заменить в проанализированном слове одну гласную букву другой и «прочитать» новое слово (например, заменить о на у в схеме звукового состава слова стол или последнюю а на ы в схеме состава слова рама).
Далее проводится последовательное выделение звуков из слова только на основе проговаривания вслух, без действий с фишками.
Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Важно, чтобы ученик последовательно выполнял все задания, так как пропуск отдельных звеньев в усвоении учебного материала ведёт к неполноте знаний и неустойчивости навыков. Большое внимание уделяется постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.
Учителю необходимо принимать во внимание меру овладения действием звукового анализа каждым школьником. Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен ребёнком, а также тем, на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так, например, отдельным ученикам необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то, что весь класс уже анализирует слова определённой слоговой структуры без развёрнутого действия с фишками, только на основе проговаривания вслух.
Звуковой анализ считается сформированным тогда, когда ребёнок самостоятельно на слух может последовательно выделить звуки из слов различной слоговой структуры.
Букварный период состоит из разделов: обучение чтению, обучение письму и развитие устной речи. В этот период особое внимание уделяется работе со слоговыми таблицами, разрезными буквами и слогами. Дети читают слоги, добавляют к ним другие для образования слов, сами придумывают с ними слова. Используются также упражнения с подвижной азбукой (например, с пособием типа «абак»), задания на чтение пар или цепочек слов с заменой отдельных букв или слогов, столбиков слогов и слов способом наращивания. Известно, что у детей указанной категории значительные трудности вызывает чтение слогов и слов, включающих стечение согласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначена буквами е, ё, ю, я; необходимо увеличить количество упражнений в чтении слов с такими структурами, а также с буквами ъ и ь (твёрдый и мягкий знаки).
Целесообразно конструировать упражнения на базе читаемых текстов путём выделения и предварительной проработки слов, вызывающих затруднения из-за непонятного значения или сложной, неосвоенной слоговой структуры.
На основе чёткого разграничения звуков и букв формируется умение обозначать звуки в графических модулях слов буквами, закладываются основы грамотного письма – умение писать слова, произнесение которых не расходится с написанием.
Письмо – совершенно новый вид деятельности для первоклассников. Обучая письму, следует руководствоваться методическими рекомендациями, предназначенными для обучения нормально развивающихся шестилеток. Прежде всего, необходимо соблюдать общие гигиенические требования: соответствие парты росту ребёнка (во избежание нарушений осанки), цвет доски, направленность света и т.д.
Известно, что ряд психофизических особенностей затрудняет процесс овладения письмом ребёнком шести-семи лет. Иногда обучение письму осложняется лёгкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребёнок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, размашистыми или слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребёнка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.
Возрастные особенности моторики, общая повышенная утомляемость ребёнка требуют самой тщательной работы по подготовке к обучению письму. Она идёт в нескольких направлениях: гимнастика рук; ориентирование на листе бумаги, отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука с буквой, а в дальнейшем установление соответствия между звуком и печатной и письменной буквами; письмо букв и их соединение. Детей необходимо научить правильно сидеть и пользоваться письменными принадлежностями.
Целесообразно использовать для письма не линованные тетради, а альбомы для рисования. Каждое задание следует предлагать школьникам в игровой форме: «дождик накрапывает» (точки сверху вниз), «струи дождя» (штрихи), «лужи», «облака», «ёжик», «солнце и его лучи» (овал, круг), «домик улитки» (спираль), «волны», «водоросли» (волнистые линии) и т.д. Далее дети учатся обводить контуры геометрических фигур, предметов и штриховать. Следует широко использовать книжки-раскраски. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счёт положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса.
После подготовительных упражнений учащиеся переходят к работе с тетрадью. Они знакомятся с её разлиновкой, с направлением написания букв (слева направо), учатся соблюдать при письме границы строки. Обучение начинается с очерчивания рабочей строки, рисования бордюров в её пределах. Далее дети учатся расставлять точки по верхней и нижней линиям рабочей строки на равном расстоянии друг от друга. Это расстояние должно соответствовать ширине будущих букв. По точкам дети пишут короткие и длинные палочки с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал и т.д., сами буквы.
Из-за трудностей овладения письмом ознакомление учащихся с рукописными буквами организуется постепенно: сначала вводятся строчные и заглавные буквы, не отличающиеся по начертанию (м, М; л, Л; о, О; с, С и др.), затем заглавные буквы сложной конфигурации (К, В, А, Р, Д), наконец, буквы, сходные по начертанию (о – а, и –у, Т –П, Л – М и др.).
С первых занятий следует приучать детей писать с наклоном и ритмично. Часто ребёнок пишет перпендикулярно строке, поэтому необходимы специальные упражнения, чтобы дети поняли, чем отличается наклонное расположение букв и их элементов от прямого. Очень важно при этом не торопить детей, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов учителя, поощряя любой успех. Ребёнок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечении этого времени детям необходим отдых. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму способствует поддержанию работоспособности школьников, поддерживает их нормальное зрение и правильную осанку, благоприятствуя коррекции их физического развития.
В разделе «Развитие устной речи» непременным её содержанием является словарная работа. Дети уточняют семантику слов, узнают оттенки их значений, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Одновременно уточняется и расширяется круг впечатлений и представлений об окружающем мире. На непосредственное решение этой задачи направлены занятия по «Ознакомлению с окружающим миром», но на уроках подготовки к усвоению грамоты указанная работа также занимает значительное место в плане организации речевого высказывания. Первоклассники учатся давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. С этого начинается практическая подготовка детей к формированию представлений о различных текстах – описании, повествовании, рассуждении. Детей необходимо учить описывать предмет, явление, излагать событие о нём в определённой последовательности; пользоваться языковыми средствами выразительности; употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий, употреблять предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов (на, над, под, за, между, перед). На основе наблюдений и действий с предметами дети учатся различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами.
В целях коррекции и развития речи целесообразно давать задания на использование в словосочетаниях, а затем и в предложениях существительных в родительном падеже множественного числа и творительном падеже единственного числа, вызывающих трудности у детей. Коррекционная работа на уроках эффективна только тогда, когда ребёнок имеет возможность развёрнуто высказывать свои мысли. Его следует внимательно выслушать, не перебивая, уловить погрешности его речи и организовать остальных учащихся на проверку задания и исправление допущенных ошибок. Учитель не может быть удовлетворён правильными ответами одного-двух учеников. Необходимо убедиться в правильном понимании вопроса всеми школьниками. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой готового ответа. Необходимо организовать работу так, чтобы дети сами подошли к решению проблемы.
У детей, испытывающих трудности в обучении, нет достаточной готовности к работе на уроках чтения. В дошкольном возрасте у них не накапливается необходимый опыт общения с книгой. Они плохо знают общеизвестные сказки, затрудняются в установлении простейших логических связей в текстах. Воспринятые на слух художественные произведения усваиваются ими недостаточно и ненадолго, не вызывают необходимого эмоционального отклика. В связи с этим часть каждого урока чтения отводится на восполнение такого рода пробелов в знаниях и умениях школьников. Содержанием работы является ознакомление с художественными произведениями, доступными учащимся данного возраста, и развитие речи. Дети учатся последовательно и связно рассказывать о том, что они видят, о своих впечатлениях и наблюдениях, о прочитанном. У школьников формируется умение воспринимать на слух прочитанное учителем художественное произведение.
Как в букварный, так и в послебукварный период основными задачами уроков чтения являются:
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- формирование умений полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на его содержание;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения;
- развитие словарного запаса и связной речи, усвоение сведений о родном языке;
- расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, расширение кругозора, обогащение чувственного опыта и развитие познавательной активности;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к творчеству.
Разнообразные задачи обучения чтению решаются в результате классного и внеклассного чтения на основе работы над текстами, содержащимися в учебных книгах для чтения, в привлекаемой дополнительно художественной и научно-популярной литературе. Используется традиционная тематика детского чтения: произведения устного народного творчества, произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Привлекаемые дополнительные тексты должны быть доступны детям по объёму, содержанию и лексико-грамматической структуре.
Раздел работы, связанный с ознакомлением учащихся с детскими произведениями художественной литературы, имеет большое значение для последующего обучения чтению детей указанной категории, для их общего развития и воспитания. У учащихся возникает интерес к книге, воспитывается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. На этих занятиях углубляются знания детей, расширяется их словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, а также формируется ряд специальных элементарных умений и навыков работы с книгой. Особо следует подчеркнуть важное значение живого слова учителя, с помощью которого художественные образы читаемых произведений оказывают положительное воздействие на эмоционально-волевую сферу учеников.
Большое значение в процессе обучения чтению имеет работа над текстом. Дети учатся отвечать на вопросы о прочитанном и своих наблюдениях в связи с прочитанным, сравнивать то, что они узнали в результате чтения, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными текстами. От ответов на вопросы учащиеся переходят к созданию связного высказывания, практически овладевают понятием «текст» с его основными признаками: тематическим единством и структурной целостностью. В результате систематической работы в данном направлении учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль (тему) произведения, находить в нём начало (вступление), среднюю (основную) часть, концовку (окончание), делить текст на части по вопросам и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию их для составления плана, а также передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему.
У детей формируются первоначальные представления о различных типах текстов – повествовании, описании, рассуждении, которые усваиваются в результате анализа художественных произведений, а также в собственной речевой практике при выполнении различных заданий учителя.
Для преодоления трудностей в понимании текста, в установлении логических связей дети нуждаются в специальной подготовке к работе над произведениями, которая должна быть направлена на создание ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах, на формирование собственного чувственного опыта путём непосредственных наблюдений и специальных экскурсий, проводимых в связи с читаемыми текстами.
Постоянное внимание на уроках чтения уделяется культуре речи, развитию и активизации словаря. Детей обучают использованию в пересказе образцов авторской речи, применению пословиц, фразеологических оборотов, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению. Ведётся работа по подбору слов-синонимов и антонимов, слов-признаков предметов, образных выражений, а также формированию навыков речевого этикета, необходимого в повседневном общении между людьми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слов, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу подготовительного периода обучающиеся должны уметь:
- различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением;
- обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
- знать основные группы звуков русского языка – гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;
- выделять слова из предложения;
- ориентироваться на странице тетради, рисовать узоры, орнаменты, бордюры в пределах тетрадной строки.
Букварный (основной) период
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т.е. орфоэпически.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости, правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, щ – ж, п – б, с – ш и т.д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста определённого количества предложений, объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям, текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединённых ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период
Письмо. Чтение. Развитие речи. Чтение
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А.Пушкина, Л.Толстого, Б.Житкова, К.Чуковского, С.Маршака, В.Осеевой, С. Михалкова, А.Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу изучения букварного и послебукварного периода
Обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- под руководством учителя проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- под руководством учителя сравнивать орфографическое и орфоэпическое звучание слова и устанавливать, так ли данное слово пишется, как произносится;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- правильно писать пройденные строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы: о – а, и – у, д – б, п – т, г – р, и – ш, г – к, г – п, л – м, н – к;
- практически делить слова на слоги;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- списывать с печатного и рукописного текста слова, написание которых не расходится с произношением;
- знать гигиенические правила письма;
- устно составлять 3 предложения на определённую тему;
- читать по слогам небольшие предложения и связные тексты, состоящие из слов несложной структуры;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы, о чём слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанное по вопросам педагога или по иллюстрациям, соблюдать соответствующую громкость и темп высказывания;
- знать наизусть 3-5 стихотворений.
Навыки чтения:
I полугодие. Слоговое чтение слов, предложений с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Слоговое чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Обучение грамоте» выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе
Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. Представленные произведения дети могут читать в качестве дополнительной литературы дома вместе с родителями.
Малые жанры устного народного творчества
Потешки
Побасенки
Частушки
Небылицы
Приговорки
Русские народные сказки
Лихо одноглазое
Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
Иван меньшой - разумом большой
Сказка об Иване-богатыре
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке
Царевна-лягушка
Сивка-Бурка
Русская классика для детей
Крылов И. А. «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Лисица и Виноград», «Чиж и Голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» и др.
Куприн А. И. «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», Изумруд» и др.
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Песня- молния», «Что ни страница: то слон, то львица» и др.
Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и др.
Толстой А. Н. «Приключения Буратино, или Золотой ключик» «Детство Никиты», «Князь Серебряный», «Прожорливый бани мак» и др.
Толстой Л. Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок» и др.
Тургенев И. С. «Воробей», «Лес и степь» и др.
Русская литература для детей
Александрова 3. А. «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки» и др.
Александрова Т. «Домовёнок Кузя» и др.
Баруздин С. А. «Алёшка из нашего дома», «Как Снежок в Индию попал», «Равви и Шаши», «Светлана пионерка» и др.
Бересов В. Д. «Читалочка», «Первый листопад» и др.
Бианки В. В. «Кто чем поёт», «Лесная газета» и др. Василевич Алёна. «Бабушкины квартиранты», «Как я был доктором», «Друзья» и др.
Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика»
Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью» и др.
Ершов П. П. «Конёк-горбунок» и др.
Заходер Б. В. «Кит и кот» и др.
Чуковский К. И. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон»,
«От двух до пяти» и др.
Шварц Е. Л. «Голый король», «Сказка о потерянном времени»,'
«Обыкновенное чудо», «Дракон» и др.
Зарубежная литература для детей
Андерсен Г. X. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Принцесса на горошине» и др. Барри Д. М. «Питер Пен» и др.
Милн А. «Вини Пух и Все-Все-Все»
Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая
красавица» и др.
Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»
Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
Топелиус Ц. «Сказки»
Энде М. «Бесконечная история», «Волшебный напиток», «Мо-мо» и др.
Научно-популярная литература для детей
Баруздин С. А. «Сказка о трамвае»
Беляев Е. «Как человек научился летать»
Гагарин Ю. А. «Вижу Землю!»
Глухов А., Лавринович И. «Юным друзьям книги»
Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»
Дорохов А. А. «Про тебя самого»
Дуров В. Г. «Мои артисты»
Дуров В. Л. «Мои звери»
Зубков Б.В. «Из чего сделаны машины» «Как построить небоскрёб»
Ильин М.. Сегал Е. «Рассказы о том, что тебя окружает»
Кургузов О. «Почемучка»
Лев Ф.Г. «Про завод и про то, как он живёт»
Левин Б.Ю. «Астрономия в картинках»
Лучесскои К. «От пирамиды до телебашни»
Map Е. П. «Воздух, которым мы дышим»
Маршак С. Я. «Как печатали вашу книгу»
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1 класса Примерная программа начального общего образования по русскому языку. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2009. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009. Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: ВАКО, 2009. Сухин И.Г., Яценко И.Ф., Азбучные игры, 1 класс, М.:ВАКО, 2009. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2009. Клюхина И.В., Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. М.: ВАКО, 2009 Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – М.: Эксмо, 2009. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. Учебно-методический комплект. По новому образовательному стандарту (второго поколения), 1 класс, М.: Экзамен, 2011 | К К К | |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению, в том числе и в цифровой форме. Толковый словарь по русскому языку Ожегова С.И. Словари по русскому языку: словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты писателей и поэтов. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. | Д Ф Д Ф – Д Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера цифровая | Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия. | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению. | Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | К Д Д |
№ п/п | Тематическое планирование | Содержание | Характеристика деятельности | Дата урока | Примеча ния | |
I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.) | ||||||
1 | День Знаний. | |||||
2 | Азбука – первая учебная книга. Устная и письменная речь. Предложение. | Что такое азбука? Познакомить с учебником, её авторами, художником. Понятия «устная речь», «письменная речь» | Научатся пользоваться учебником, соблюдать гигиенические требования посадки при чтении. Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | 03.09 | ||
3 | «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Предложение и слово. | Графическая модель предложения. Составление предложений. | Составлять самостоятельно схемы простых предложений. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы, определять количество в предложении. | 05.05 | ||
4-5 | «Люби всё живое». Слог и слово. | Слог и слово, обозначающее этот предмет. Звуковые схемы слов. Составление предложений. | Различать слог и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображённого предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова. | 06.09, 09.09 | ||
6-7 | «Не нужен клад, когда в семье лад». Слог. Ударение. | Первоначальное представление о слоге, как минимальной произносительной единице речи, умение делить слова на слоги. Ударение и ударный слог. | Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова. Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове. | 10.09, 12.09 | ||
8 | «Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. | Что такое звуки? Познакомить с артикуляцией при произношении звуков; развивать устную речь, внимание, фонематический слух. | Различать согласные и гласные звуки; различать звук и букву. | 13.09 | ||
9-10 | «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. | Формирование умения различать гласные и согласные звуки, понимать смысловое значение интонации, способствовать развитию связной и грамотной речи. | Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Моделировать звуковой состав слова. | 16.09, 17.09 | ||
11-12 | «Век живи, век учись». Как образуется слог? | Знания уч-ся о слоге, как минимальной произносительной единице речи. Формирование умения делить слова на слоги и ставить в словах ударение. | Отрабатывать навык постановки ударения в словах. Моделировать звуковой состав слова. | 19.09, 20.09 | ||
13 | «Повторение – мать учения». | Навыки работы со схемами предложения, звуковые модели слов и выделение ударных слогов. | Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов. Составлять самостоятельно схемы простых предложений. Определять количество слов в предложении. Учить выделять голосом ударный слог. | 23.09 | ||
14-15 | Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции в слоге-слиянии. | Умение выделять звук из слова, озвучивание буквы; развитие фонематического слуха. | Выделять звук [а] из речи. Делать звукобуквенный анализ | 24.09, 26.09 | ||
16-17 | «Кто скоро помог, тот дважды помог». Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге-слиянии. | Ознакомление с новыми буквами и звуками; формирование умения выделять ударный звук в слове. | Выделять звук [о] из речи. Делать звукобуквенный анализ | 27.09, 30.09 | ||
18-19 | «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге-слиянии. | Ознакомление с новыми буквами и звуками; формирование умение выделять ударный звук в слове. Наблюдение за позиционным изменением согласных звуков - твердые и мягкие согласные звуки. | Выделять звук [и] из речи. Делать звукобуквенный анализ | 01.10, 03.10 | ||
20 | «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». [ы]. Буква ы и её функция в слоге-слиянии. | Формирование умения наблюдать за позиционной сменой согласных звуков; понятием «противоречие». | Выделять звук [ы] из речи. Делать звукобуквенный анализ | 04.10 | ||
21-22 | Ученье – путь к умению. Гласный звук [у]. Буквы У, у; их функция в слоге-слиянии. | Общее представление о назначении заглавных букв, о предлоге у. | Выделять звук [у] из речи. Делать звукобуквенный анализ | 07.10, 08.10 | ||
23-24 | «Труд кормит, а лень портит». Звуки [н], [н′]. Буквы Н, н. | Понятием «сонорный звук», умение давать характеристику согласному звуку; формирование навыки сознательного чтения слогов и слов. | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре). | 10.10, 11.10 | ||
25-26 | «Старый друг лучше новых двух». Звуки [с], [с′]. Буквы С, с. | Знакомство с новыми буквами и звуками; тренировка умения давать характеристику согласному звуку; формирование навыки чтения. | Делать звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. | 14.10, 15.10 | ||
27-28 | «Каков мастер, такова и работа». Звуки [к], [к′]. Буквы К, к. | Умение читать слова и слоги с изученными буквами; наблюдение за ролью формоизменения для точности высказывания мысли. | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. Делать звукобуквенный анализ слова. | 17.10, 18.10 | ||
29-30 | А.С.Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т′]. | Умение выделять звуки из слов, характеристика звуков, узнавать изученные буквы. | Делать звукобуквенный анализ слова. Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. | 21.10, 22.10 | ||
31-32 | Согласные звуки [т], [т′]. Буквы Т, т. | Формирование навыка чтения слов с изученными буквами; тренировка в группировании. Систематизация букв по обозначению ими различных звуков и по начертанию. | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. | 24.10, 25.10 | ||
33-34 | К.И.Чуковский. «Сказки» Звуки [л], [л′]. Буквы Л, л. | Тренировка в выделении из слов на слух и дифференциация согласных звуков; понятие «корень слова». | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами. Выбирать из текста предложения соответствующие данной схеме. | 28.10, 29.10 | ||
35-36 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р′]. Буквы Р, р. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного чтения. | Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы), сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах). | 31.10, 01.11 | ||
II ЧЕТВЕРТЬ (28 ч.) | ||||||
37-38 | «Век живи, век учись» Звуки [в], [в′]. Буквы В, в. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного чтения; сравнение произношения и написания слов; закрепление знаний об однокоренных словах; ознакомление детей со слогом, как единицей речи; понимания того, что слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. | Познакомить с новыми звуками, буквами, читать слова с изученными буквами Соотносить картинки и слова. Читать слова с переносом на другую строку. Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. | 11.11, 12.11 | ||
39-40 | Русская народная сказка. Звуки [й′э], [′э]. Буквы Е, е. | Ознакомление учащихся с новыми буквами и звуками; знакомство с тем, что после согласных букв буква е обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного звука, чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й’] и [э]. | Соотносить слова, содержащие букву е после согласных со звуковыми моделями слов. Читать и сравнивать слова, содержащие букву е в начале слова и после гласной, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображённых предметов. | 14.11, 15.11 | ||
41-42 | «Красуйся, град Петров!». Звуки [п], [п′]. Буквы П, п. | Знакомство с новыми буквами и звуками; формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного чтения. Работа с текстом: нахождение отрывков, которые помогут ответить на вопрос; нахождение по данному началу или концу предложения всё предложение; выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу. | Овладевать правильным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме. Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам. | 18.11, 19.11 | ||
43 | Москва – столица России. Звуки [м], [м′]. Буквы М, м. | Знакомство с новыми буквами и звуками; формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного чтения. | Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями. | 21.11 | ||
44 | Закрепление сведений о букве М. обобщение изученного о буквах и звуках. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения; развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, умения работать с текстом, чётко отвечать на поставленный вопрос. | Читать двусложные слова; определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м’]. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями. | 22.11 | ||
45-46 | «О братьях наших меньших». Звуки [з], [з′]. Буквы З, з. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения; дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков, наблюдение за оглушением согласных в корне. Подбор слов для проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. | Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова - признаки и слова-действия. | 25.11, 26.11 | ||
47-48 | Закрепление умения чтения предложений с изученными буквами. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения; текст, тема текста, его главная мысль. Деление слова на слоги для переноса. | Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд. | 28.11, 29.11 | ||
49 | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б′]. Буквы Б, б. | Знакомство с новыми буквами и звуками; характеристика звукаов, развитие фонематического звука, речи, логического мышления, внимания; расширение кругозора; воспитание любознательности. | Составлять слово из первых букв названий предмета; восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в азбуке) Ознакомить учащихся с новыми буквами и звуками. | 02.12 | ||
50 | Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б – П. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения с изученными буквами, звуковой анализ слов; понятия «форма слова» и «родственные слова». | Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. | 03.12 | ||
51-52 | Чередование звонких и глухих согласных; чтение текстов с изученными буквами. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения; текст, тема текста, его главная мысль. Деление слова на слоги для переноса. | Выделять в речи согласные звуки, различать звуки [б] и [п], [б´] и [п´], читать слова с изученными буквами. | 05.12, 06.12 | ||
53 | «Терпенье и труд всё перетрут». Звуки [д], [д′]. Буквы Д, д. | Знакомство с новыми буквами и звуками; характеристика звуков, развитие фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти; расширение кругозора, воспитание любознательности. | Анализировать текст, скороговорки на наличие в них слов со звуками [д], [д’], различать названия предметов, слова - признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств. | 09.12 | ||
54 | Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д –Т в слогах и словах. | Формирование навыков правильного (слогового), выразительного и сознательного и беглого чтения с изученными буквами, звуковой анализ слов; понятия «форма слова» и «родственные слова». | Анализировать текст на наличие в них слов со звуками [д], [д’]. Различать слова - названия предметов и слова- признаки предметов. | 10.12 | ||
55-56 | Россия – Родина моя. Звуки [й′а], [′а]. Двойная роль букв Я, я. | Знакомство с орфоэпическим чтением, переход к чтению целыми словами. | Использовать ранее полученные знания для проведения звукобуквенного анализа. Выразительно читать рассказ по ролям. | 12.12, 13.12 | ||
57-58 | Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я. | Орфографическое чтение (проговаривание, как средство самоконтроля). | Соотносить слова, содержащие букву я после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть по желанию. | 16.12, 17.12 | ||
59 | «Не делай другим того, чего себе не желаешь». Звуки [г], [г′]. Буквы Г, г. | Чтение с интонаций и паузами в соответствии со знаками препинания. | Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать его. .Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. | 19.12 | ||
60 | Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении. | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. | 20.12 | ||
61 | «Делу время, а потехе час». Звук [ч′]. Буква Ч. | Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание). | Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой Ч. | 23.12 | ||
62 | Правописание ЧА – ЧУ. | Совершенствовать умения давать характеристику изученным звукам; познакомить со слогами-слияниями ча-чу. | Выделять в речи согласный звук [ч´], использовать при письме правила написания ча и чу. | 24.12 | ||
63 | Буква Ч. Закрепление. | Практическое овладение диалогической формой речи. | Принимать участие в чтении текста по ролям и разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении с опорой на иллюстрации в букваре. | 26.12 | ||
64 | «Красна птица опереньем, а человек уменьем». Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. | Выражение собственного мнения, его аргументация. Создать условия для осознания того, что Ь звука не обозначает. | Сравнивать слова, содержащие ь со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком». | 27.12 | ||
. | ||||||
III ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.) | ||||||
65 | Повторение по теме: «Ь знак показатель мягкости согласных звуков» | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). | Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук [й’], но нет буквы й (разные случаи). Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять весёлую путаницу методом перестановки слов (работа в парах). | 13.01 | ||
66-67 | «Мало уметь читать, надо уметь думать». Звук [ш]. Буквы Ш, ш. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. | Различать слова – названия предметов и слова – действия предметов. Находить рифмы в стихотворении. | 14.01, 16.01 | ||
68 | Буква Ш. Закрепление. | Описание случаев из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. | Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. Сравнивать произношение слов (содержащих жи - ши) с их написанием. | 17.01 | ||
69 | «Где дружбой дорожат, там враги дрожат». Звук [ж]. Буквы Ж, ж. | Участие в учебном диалоге. Оценивание процесса и результата решения коммуникативной задачи. Включение в групповую работу, связанную с общением. | Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела». | 20.01 | ||
70 | Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ – ШИ (закрепление). | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | Сравнивать произношение слов (содержащих жи - ши) с их написание. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками. | 21.01 | ||
71 | Люби всё живое. Звуки [й′о], [′о]. Буквы Ё, ё. | Формирование навыка чтения целыми словами. Участие в учебном диалоге. | Читать и сравнивать слова, содержащими букву ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображённых предметов. | 23.01 | ||
72 | Буква Ё. Закрепление знаний о букве Е. | Чтение предложений и небольших текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | Соотносить слова, содержащие букву после согласных со звуковыми моделями этих слов. | 24.01 | ||
73-74 | «Жить – Родине служить». Звук [й′]. Буква Й. | Выразительное чтение текста: использование интонации. Силы голоса и темпа речи. Отработка техники чтения. | Определять на слух наличие в словах [й’]. Правильно произносить и читать слова со звуком [й’] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре). Дополнять слоги до слов, учитывая особенности их написания. Правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите. | 27.01, 28.01 | ||
75 | «Без труда хлеб не родится никогда». Звуки [х], [х′]. Буквы Х, х. | Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | Находить сходства и различие в представленных слов. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами. | 30.01 | ||
76 | Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х. | Развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги. | Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему бережного отношения к хлебу. | 31.01 | ||
77 | Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [х], [х′]. | Работа по иллюстрации в учебнике. Неязыковые средства устного общения: жесты, мимика, движения, позы. | Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображённых предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами. | 03.02 | ||
78 | С.Я.Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й′у], [′у]. Буквы Ю, ю. | Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). | Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. | 04.02 | ||
79 | Буквы Ю, ю. Закрепление знаний о пройденных буквах. | Практическое овладение монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование). | Выделять общий признак у изображённых предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Сравнивать написание и произношение слов. | 06.02 | ||
80 | «Делу время, потехе час». Звук [ц]. Буквы Ц, ц. | Формирование фонематического слуха. Составление моделей предложений. | Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц] [з] [с] в процессе коллективной работы. | 07.02 | ||
81 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц. Закрепление. | Формирование навыка правильного осознанного чтения. | Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему «Бережное отношение к природе». Различать понятия цветы и цвета. | 17.02 | ||
82 | Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э. | Отработка техники чтения. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | Определять место звука [э] в различных словах. Высказывать свою точку зрения. | 18.02 | ||
83 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Закрепление. | Выразительное чтение текста: использование интонации. Силы голоса и темпа речи. | Обобщать знания о гласных, расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. | 20.02 | ||
84 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ′]. Буквы Щ, щ. | Знакомство с непарным мягким согласным звуком [щ’] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме. | Ознакомить с новыми буквами; формировать представление о звуке [щ’], как о глухом непарном мягком звуке. | 21.02 | ||
85 | Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Познакомить с правилами правописания слогов с буквой Щ. Выделять слоги-слияния ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения. | Получат представление о правописании сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 24.02 | ||
86 | Звук [щ′]. Буквы Щ, щ. Закрепление. | Обобщение знания детей о шипящих согласных звуках. | Способствовать формированию навыков чтения, умению работать с текстом, развитию речи. | 25.02 | ||
87-88 | «Играют волны, ветер свищет...». Звуки [ф], [ф′]. Буквы Ф, ф. | Знакомство с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме. | Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих звуков; приучать детей находить слова со слабой позицией написания парных согласных букв; развивать орфографическую зоркость. | 27.02, 28.02 | ||
89-90 | «Бог не в силе, а в правде». Буквы ь и ъ. | Знакомство с разделительным ъ знаком. Различие роли ъ и ь знаков в русском языке. | Ознакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звука, а также для обозначения твёрдости согласного звука. Формировать представление о том, в каких случаях пишем разделительный твёрдый знак, а в каких разделительный мягкий знак; формировать навыки чтения с данными буквами. | 03.03, 04.03 | ||
91 | «Доброе дело – великое счастье». Отработка техники чтения. | Формирование навыка чтения слов с изученными буквами; тренировка в группировании. Систематизация букв по обозначению ими различных звуков и по начертанию. | Способствовать формированию навыков чтения, умению работать с текстом, развитию речи. | 06.03 | ||
92-93 | Русский алфавит. | Почему буквы расположены в таком порядке? Закреплять знания об изученных буквах; расширять и уточнять представления об алфавите; развивать речь, память и логическое мышление. | Учащиеся узнают последовательность букв в русском алфавите. Научатся производить звукобуквенный анализ слов, анализировать «ленту букв». | 07.03, 10.03 | ||
94 | В.Д.Берестов. «Читалочка». Е.И.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». | Привитие любви к книге. Воспитание бережного отношения к ней. | Ознакомить с творчеством В.Д. Берестова, Е.И.Чарушина; прививать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы; учить детей проникать в глубину произведения; развивать воображение. | 11.03 | ||
95 | «Наше отечество» К.Д.Ушинского. Повторение изученного, письмо слов, предложений о Родине. | Актуализация прошлого читательского опыта, формирование умения читать по ролям. | Ознакомить детей с творчеством великого педагога-мыслителя К. Д. Ушинского; учить сравнивать произведения писателей (Л.Толстого и К.Ушинского); находить общее, определять тематику; воспитывать у детей стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости. | 13.03 | ||
96 | Чтение и анализ статьи В.Н.Куприна «Первоучительские словенские». | Кто такие первоучители? Познакомить детей с создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием; учить помнить историю своей Родины; создать условия для развития речи. | Получат представления о России, Родине; научатся рассуждать на заданную тему, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря. | 14.03 | ||
97 | «Первый букварь» В.Н.Куприна. | Формировать знание детей о том, когда появились первые русские учебники и открылись первые школы. | Получат представления о России, Родине; научатся рассуждать на заданную тему, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря. | 17.03 | ||
98-99 | А.С.Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне». | Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, дать представление о литературных сказках, ознакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина, учить сравнивать стихи и сказки, расширять читательский опыт, обращать внимание на заглавие и фамилию автора; учить соотносить содержание с темой чтения; выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи). | 18.03, 20.03 | ||
100 | Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. | Развития внимания к переживаниям повествователя. Формирование умения оценивать чтение товарища. | Дать учащимся представление о понятии «быль»; способствовать развитию доброго отношения к людям; воспитывать чувство дружбы и сопереживания. | 21.03 | ||
IV ЧЕТВЕРТЬ (27 ч.) | ||||||
101-102 | Рассказы К.Д.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно». | Воспитание любви и уважения к старшим. | Формировать навыки чтения, умения анализировать произведения, сопоставлять однотипные тексты по содержанию. | 03.04, 04.04 | ||
103-104 | Сказка К.И.Чуковского «Телефон». | Формирование умения читать лирическое произведение. | Упражнять в чтении стихотворных произведений, умении правильно выделять голосом логическое ударение, понимать прочитанное и передавать в прозаическом содержании смысл прочитанного. | 07.04, 08.04 | ||
105-106 | К.И.Чуковский «Путаница». | Формирование умения читать лирическое произведение. | Тренировать навыки быстрого правильного и выразительного чтения; Формировать умение осознанно пересказывать содержание прочитанного текста. | 10.04, 11.04 | ||
107-108 | В.В.Бианки «Первая охота». | Формирование естественного интереса детей к братьям нашим меньшим. | Начать экологически ориентированное образование посредством литературного чтения; расширять и углублять знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки: а) расширять знания и представления об окружающем мире; б) вести активное речевое развитие школьников; в) изучать русский язык в его эстетической функции. | 14.04, 15.04 | ||
109-110 | С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два». | Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни. | Вырабатывать доброе отношение к героям сказок; формировать представления о добре и зле, дружбе, ловкости, уме и глупости; расширять читательский опыт через ознакомление с новыми произведениями; сравнивать народные и авторские сказки, сказки в прозе и сказки в стихах. | 17.04, 18.04 | ||
111-112 | А.Л.Барто «Помощница», «Зайка». | Развитие внимания к смыслу поставленного вопроса. Формирование умения понимать чувства и мысли повествователя. | Ознакомить учащихся с творчеством А. Барто; учить вслушиваться в музыку стиха; воспитывать в детях с помощью стиха добрые чувства; учить анализировать стихотворения, раскрывать его смысл. | 21.04, 22.04 | ||
113-114 | А.Л.Барто «Игра в слова». | Формирование умения выражать собственные переживания, вызванные прослушиванием литературного произведения. | Формировать представление детей о том, как правильно строить взаимоотношения друг с другом, учить терпимости и уважении по отношению к другим людям; отрабатывать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения. | 24.04, 25.04 | ||
115-116 | С.В.Михалков «Котята», Б.В.Заходер «Два и три», В.Д.Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом». | Познакомить с жизнью и творчеством С.В.Михалкова, Б.В.Заходера, В.Д.Берестова. Учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл. | Научатся декламировать стихотворения авторов, правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты. | 28.04, 29.04 | ||
117 | Устное народное творчество. Сказки. Загадки. Небылицы. | Развития внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу. | Ознакомить с устным народным творчеством, с произведениями малого фольклорного жанра; прививать любовь и интерес к слову. | 05.05 | ||
118-119 | Р.н.с. «Рукавичка», «Теремок» | Формирование умения читать по ролям. Пересказ сюжета сказки. Актуализация читательского опыта. | Формировать умение в определённой последовательности перечислять персонажей сказки; объяснить, что содержание сказки часто содержит преувеличение. | 06.05, 08.05 | ||
120 | А. С. Пушкин «Стихи» | Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. | Формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению, дать представление о литературных сказках, ознакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина, учить сравнивать стихи и сказки, расширять читательский опыт, обращать внимание на заглавие и фамилию автора; учить соотносить содержание с темой чтения; выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи). | 12.05 | ||
121 | И в шутку и в серьез. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | Формирование эмоциональной реакции на прочитанное. Юмор и сатира в стихах. | Тренировать навыки чтения текста целыми словами; Формировать интерес и любовь к чтению юмористических произведений. | 13.05 | ||
122 | Я и мои друзья. Е Ермолаев «Лучший друг» | Формирование умения выразительно читать стихи. | Формировать умение читать с определённой интонацией, соблюдая интервал при чтении между словами и предложениями. | 15.05 | ||
123 | С. Маршак «Хороший день» | Формирование умения выделять слова, передающие эмоционально-смысловую окрашенность текста. Сопоставление описаний природы в произведениях разных авторов. | Формировать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения, продолжить работу по формированию понятий о дружбе, товариществе, взаимоотношениях с родными. | 16.05 | ||
124-125 | О братьях наших младших. С Михалков «Трезор», И. Токмакова «Купите собаку» | Развитие умения воспроизводить в устной речи и рисунках результаты творческой деятельности. | Формировать навыки выразительного чтения поэтического произведения. | 19.05, 20.05 | ||
126 | М Пляцковский «Цап Царапыч» | Умение передавать сюжет произведения, оценка героя и сравнение своего отношения к разным произведениям. | Формировать умение озаглавливать тексты, выявлять главную мысль, находить ключевые слова, Тренировать навыки чтения. | 22.05 | ||
127 | В. Лунин «Никого не обижай» | Закрепление умения читать лирическое произведение. | Тренировать навыки чтения. | 23.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению чтению в подготовительной группе (букварь Жуковой)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, требования к обучающемуся и календарное планирование...
Рабочая программа (надомное обучение) 3 класс УМК "Планета знаний"
Планирование по предметам с пояснительной запиской....
Рабочая программа надомного обучения 1 класс УМК "Гармония
Рабочая программа по обучению грамоте и письму...
Рабочая программа по обучению чтению
Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон-цепции духовно-нравственного развития и воспитан...
Рабочая программа по обучению чтению, литературное чтение 1 класс.
Рабочая программа по обучению чтению, литературное чтение 1 класс. Учебник «Азбука» для учащихся 1 класса В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин М.: Просвещение, 2011г.Учебник «Литературное чтение» для учащих...
Рабочая программа по обучению чтению
Рабочая программа для УМК " Школа России"...
Рабочая программа по обучению чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)
Рабочая программа по обучению чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)...