Повышение скорости чтения.
статья по чтению на тему

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,  от начальной до высшей школы. Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т.п. Мы говорим  об оптимальном чтении.

       Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_povyshenie_skorosti_chteniya.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение скорости чтения

Подготовила  Орлова Е.В.   учитель начальных классов

   I квалификационной категории

ГБОУ ООШ № 4 г.о Новокуйбышевск

        Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,  от начальной до высшей школы. Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно возможно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т.п. Мы говорим  об оптимальном чтении.

       Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

  Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению.

   Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению,  учат, как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные. Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

   Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок, вместо МАМА, читает МЭАМЭА.  Легко ли ребёнку расшифровать такое слово?    Нет, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию  букв  в  слоги  и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и  А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения:

    Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

        Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.  Осваивая навык  чтения  дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

  • Овладение звукобуквенными обозначениями.

      На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

  • Послоговое чтение.

       На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

     Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной  системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

        Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка

          Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. 

       Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

       Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

       Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

      Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Рассмотрим некоторые из них:

Артикуляционная гимнастика.

а) дыхательная гимнастика

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок, скороговорок  шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

 Полили ли лилию, видели ли Лидию?

 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

 Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

г) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

 Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение.

Набор № 1                                    Набор № 2

     1. Тает снег.                            1. Трещат морозы.

2. Идёт дождь.                        2. Я ищу землянику.

3. Небо хмурое.                      3. В лесу росла ель.

4. Коля заболел.                     4. Наступила осень.

5. Запели птицы.                    5. Дни стали короче.

6. Поле опустело.                  6. В лесу много берёз.

Набор №18

1.Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.

2.Каждый день тысячи людей въезжают в новые дома.

3.Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.

4.По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.

5.Мальчик подошёл к окну и увидел за окном строящийся дом.

           6.Российский народ живёт в мире и дружбе с другими народами

Слоговые таблицы (некоторые из них)

1.

А

Е

И

О

У

Ы

Ю

Я

Б

БА

БЕ

БИ

БО

БУ

БЫ

БЮ

БЯ

В

ВА

ВЕ

ВИ

ВО

ВУ

ВЫ

ВЮ

ВЯ

Г

ГА

ГЕ

ГИ

ГО

ГУ

ГЫ

ГЮ

ГЯ

Д

ДА

ДЕ

ДИ

ДО

ДУ

ДЫ

ДЮ

ДЯ

Ж

ЖА

ЖЕ

ЖИ

ЖО

ЖУ

-

ЖЮ

-

З

ЗА

ЗЕ

ЗИ

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗЮ

ЗЯ

К

КА

КЕ

КИ

КО

КУ

КЫ

КЮ

КЯ

Л

ЛА

ЛЕ

ЛИ

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЮ

ЛЯ

М

МА

МЕ

МИ

МО

МУ

МЫ

МЮ

МЯ

Н

НА

НЕ

НИ

НО

НУ

НЫ

НЮ

НЯ

П

ПА

ПЕ

ПИ

ПО

ПУ

ПЫ

ПЮ

ПЯ

Р

РА

РЕ

РИ

РО

РУ

РЫ

РЮ

РЯ

С

СА

СЕ

СИ

СО

СУ

СЫ

СЮ

СЯ

Т

ТА

ТЕ

ТИ

ТО

ТУ

ТЫ

ТЮ

ТЯ

Ф

ФА

ФЕ

ФИ

ФО

ФУ

ФЫ

ФЮ

-

Х

ХА

ХЕ

ХИ

ХО

ХУ

ХЫ

ХЮ

-

Ц

ЦА

ЦЕ

ЦИ

ЦО

ЦУ

ЦЫ

-

-

Ч

ЧА

ЧЕ

ЧИ

ЧО

ЧУ

-

-

-

ш

ША

ШЕ

ШИ

ШО

ШУ

-

-

-

щ

ЩА

ЩЕ

ЩИ

-

ЩУ

-

-

-

2.

А

Е

И

О

У

Ы

Ю

Я

Б

БАК

БЕЗ

БИД

БОЧ

БУМ

БЫК

БЮР

БЯЗ

В

ВАР

ВЕС

ВИЗ

ВОД

ВУЗ

ВЫС

ВЮН

ВЯЛ

Г

ГАЗ

ГЕР

ГИТ

ГОД

ГУС

-

ГЮЛ

ГЯУ

Д

ДАР

ДЕЛ

ДИВ

ДОГ

ДУШ

ДЫМ

ДЮН

ДЯД

Ж

ЖАР

ЖЕЛ

ЖИМ

ЖОР

ЖУК

-

ЖЮР

-

З

ЗАР

ЗЕМ

ЗИМ

ЗОЛ

ЗУБ

ЗЫБ

-

ЗЯБ

К

КАР

КЕМ

КИН

КОЛ

КУБ

КЫШ

КЮР

КЯМ

Л

ЛАК

ЛЕС

ЛИС

ЛОМ

ЛУГ

ЛЫЖ

ЛЮК

ЛЯГ

М

МАК

МЕЧ

МИР

МОЧ

МУХ

МЫЛ

МЮЗ

МЯЧ

Н

НАГ

НЕЗ

НИК

НОР

НУТ

НЫР

НЮР

НЯН

П

ПАР

ПЕС

ПИЛ

ПОЛ

ПУР

ПЫЛ

ПЮР

ПЯТ

Р

РАМ

РЕЧ

РИС

РОД

РУК

РЫН

РЮМ

РЯБ

С

САД

СЕР

СИГ

СОМ

СУК

СЫР

СЮР

СЯД

        Т

ТАК

ТЕЗ

ТИП

ТОП

ТУЗ

ТЫЧ

ТЮЛ

ТЯЖ

Ф

ФАЕ

ФЕС

ФИН

ФОР

ФУТ

ФЫР

ФЮЗ

-

Х

ХАР

ХЕК

ХИЩ

ХОР

ХУД

-

-

-

Ц

ЦАП

ЦЕК

ЦИР

ЦОК

ЦУП

ЦЫП

-

-

Ч

ЧАШ

ЧЕР

ЧИК

ЧОК

ЧУШ

-

-

-

ш

ШАП

ШЕС

ШИФ

ШОВ

ШУБ

-

-

-

1

У

Ы

А

Е

И

О

Ё

Н

Н

С

  С

Л

Л

Р

Р

К

К

У

Ы

А

   Е
И

О

Ё

5

А

Я

О

Ё

У

Ю

И

БР

  БР

МВ

МВ

ВК

ВК

КВ

КВ

ВР

ВР

А

Я

О

Ё
У

Ю

И

6

Ы

И

О

Ё

Э

Е

А

КТ

КТ

ЗЛ

ЗЛ

БН

БН

ДР

ДР

ДВ

ДВ

Ы

И

О

   Ё
Э

Е

А

13

А

О

У

Ы

Э

СБР

СБР

ТКН

ТКН

НДР

НДР

СМВ

СМВ

ХТР

ХТР

А

О

У

Ы

Э

          Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.

  Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

      Использование таблицы Шульте.

  Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

        Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения. Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см. Предложите такое упражнение ребенку. Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.

          Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому  делайте  замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в  “Таблицу достигнутых результатов”.

Дата

Скорость чтения

Ребенок должен видеть свои достижения!

        Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

        В заключение подчеркну, что постоянно применяя описанные в этой статье «учительские секреты», результаты техники чтения Вашего ребенка будут ощутимые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение скорости чтения.

Набор упражнений для скорочтения...

презентация по теме "Набор упражнений для повышения скорости чтения учащихся"

Эта презентация будет интересна учителям начальных классов, учащимся и их родителям.В ней представлен занимательный материал для повышения скорости чтения учащихся: упражнения для проведения дыхательн...

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Память человеческая устроена таким образом, что...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Повышение скорости чтения. Набор упражнений.

Скороговорки. Дыхательная гимнастика. Набор деформированных  предложений....

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....