Интегрированный урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Внеклассное чтение – окружающий мир
Будь природе другом. Сказки – несказки В.В. Бианки
(по произведениям В.В.Бианки и творчеству Е.Чарушина)
Цели и задачи урока:
- ознакомить учащихся с материалом «Лесной газеты» В.Бианки, с иллюстрациями Е.Чарушина;
- дать представление о проблемах охраны природы, о мерах её защиты;
- познакомить с национальными парками и заказниками на территории Калужской области.
Планируемые результаты обучения:
обучающиеся должны уметь:
- анализировать полученную информацию и делать верные выводы;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- осознавать взаимосвязь между человеком и миром природы;
- определять правила охраны природы.
Основные понятия: экология, организация «Гринпис», Международный союз охраны природы (МСОП), Международная Красная книга, заповедники, заказники, Национальные парки.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы: В.Бианки «Лесная газета», «Красная книга», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик», иллюстрации Е.Чарушина, аудиозапись «Шум леса», презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Личностные УУД (самоопределение) | Долгожданный дан звонок, начинается урок | Эмоциональный настрой Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, рассаживаются по группам |
Целеполагание | Личностные УУД Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) | - Сегодня мы будем работать в комитете по охране природы. Урок пройдёт в форме конференции. Каждая группа будет представлять какой-нибудь отдел по охране природы. Прочитайте табличку на своём столе: | Настрой на рабочий лад |
Проверка домашнего задания | Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучаемому материалу) Познавательные УУД (умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде) Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) | Слайд1 - Что такое природа? Слайды 2-9 - В.Бианки – биолог, исследователь, страстный охотник, писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, о природе.
- Поднимите руку, кто из вас читал какую-нибудь из этих книг. - Уникальной по своему содержанию и форме является книга В.Бианки «Лесная газета». Она является своеобразным календарём природы, в него вошли 12 номеров газеты, по номеру на каждый месяц. А сейчас послушаем ваши сообщения из этой газеты, которые вместе обсудим - Не забудьте, что это должны делать взрослые, т.к. это опасно - Как поступите вы, если найдёте птичье гнездо? - Какие интересные названия насекомых вы узнали? | Сообщение биографических сведений о В.В.Бианки (приложение в конце урока) Обсуждение иллюстраций Стол №3 Охрана рыб Краткий пересказ статьи В.Бианки «Под ледяной крышей». Учащиеся задают вопросы: Стол № 5 Охрана растений Чтение статьи В.Бианки «Кому смех, кому слёзы». Вопросы учащихся: - Почему берёзы часто истекают весной соком? - Как помочь берёзам, имеющим раны? Стол №2 Охрана птиц Чтение по ролям статьи «Странное исчезновение козодоевых яиц» - Почему козодой спрятал яйца в другое место? Стол № 1 Охрана зверей - Что такое отнорочек? Стол №4 Охрана насекомых Чтение статьи В.Бианки «Невтерпёж» - Почему они так называются? |
Физминутка | Личностные УУД (проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения) | - Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох (ваши ноздри) в лёгкие леса входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает | Выполняют дыхательную гимнастику |
Создание проблемной ситуации | Познавательные УУД (осмысление способов переработки информации, преобразования её) Личностные УУД (эмоционально - нравственный отзыв на чувства других, умение сопереживать) Коммуникативные УУД (поиск ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и различной информации) | Слайд 10 - Человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать и жить, питание, материал для создания одежды и жилья; человек меняет природу, выращивая новые виды растений и животных, уничтожая вредных для себя животных, вырубая леса, загрязняя атмосферу. Слайд 11 - Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу для себя и для тех, кто будет жить после нас на Земле? А может ничего и не случится? - Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, попусту сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё, что же станет с природой? Слайд 12 - Человек создаёт всё новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух, и почву. - Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и самого человека? Почему? - А как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных? | Сообщение учащихся - Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют её. Для строительства новых домов и предприятий требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Всё это ведёт к новым вырубкам лесов Стол № 1 Охрана зверей - Многие животные, лишившиеся привычного места обитания, либо уходят вглубь леса, либо погибают Стол № 3 Охрана рыб - Если животные могут поменять место жительства, то бывшие обитатели осушенных прудов обречены на вымирание. Рыбы, лягушки и другие обитатели водоёмов не могут долгое время находиться без воды, поэтому не могут найти себе другой пруд и поселиться в нём Стол №2 Охрана птиц - Птицы не могут спасти своих птенцов во время вырубки или выжигания леса. Многие родители погибают вместе со своими, не умеющими летать детьми Стол №4 Охрана насекомых - Многие виды редких насекомых в результате деятельности человека не успевают отложить потомство, т.к. разрушается их среда обитания Стол №1 Охрана зверей Стол №5 Охрана растений - Только за последние полвека с лица земли навсегда исчезло несколько сотен видов растений Стол №2 охрана птиц - За 400 лет также исчезло 150 видов птиц и более 200 видам грозит полное исчезновение |
«Открытие нового знания» | Познавательные УУД (осознание значимости чтения энциклопедической литературы для дальнейшего обучения, понимание цели чтения: поиск фактов и неизвестной информации) Личностные УУД (оформление личного (эмоционального) отношения к окружающему миру) | Слайд 13 - К счастью, ещё 200 лет назад были предприняты первые шаги по охране редких животных. Первые организации защитников природы были созданы в Америке. Слайд 14 - Ребята, а кто из вас знает, как ещё человек старается сберечь животных и растения? - Правильно, создаёт заповедники, заказники и национальные парки. Слайды 15-18
| Стол №1 Охрана зверей - В Красную книгу Калужской области занесено 132 вида позвоночных животных, 36 из них охраняются на территории всей Российской федерации. Стол №3 Охрана рыб - В Калужских водоёмах можно встретить стерлядь, русскую быстрянку, бычка – подкаменщика, занесённых в Красную книгу России. Стол №5 Охрана растений - Растения Красной книги Калужской области очень уязвимы, по разным причинам они находятся на грани исчезновения. Это: Волчье лыко, молочай солнцегляд, росянка круглолистная, Медвежье ушко, тополь чёрный, фиалка душистая и многие другие. В наших силах не допустить их исчезновения. Каждый человек, встретивший растения из Красной книги, должен хотя бы оставлять их в нетронутом состоянии Стол №4 Охрана насекомых - Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещено убивать животных, ловить рыбу, вырубать леса. В заповеднике «Калужские засеки» водятся 450 видов бабочек, 178 видов птиц, растёт 703 вида растений, обитают зубры. Стол №1 Охрана зверей - В заказниках разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе. В государственном природном заказнике «Таруса» живут лоси, кабаны, пятнистые олени, маралы, бобры, лисицы, зайцы, боровая и водоплавающая дичь Стол№ 4 Охрана рыб Стол №5 Охрана растений На территории Калуги находится памятник природы «Калужский Бор». Возраст деревьев в нём составляет 180-200 лет, а некоторых сосен и 300 лет. Здесь находится 5 небольших болот. В бору растёт более 500 видов растений и обитает около 60 видов птиц. |
Включение в систему знаний и повторений | Познавательные УУД (осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий) Регулятивные УУД | - Ребята, какую проблему мы затронули на этом уроке? - Как хозяйственная деятельность человека отражается на окружающей среде? - Какие меры приняты для охраны природы? - Какой вклад мы с вами можем внести в охрану природы? | - Проблему защиты природы. - Загрязняется воздух, почва, вода. - Создаются специальные организации, издаётся Красная книга, организовываются заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки. - Не ломать деревья, не рвать растения, не загрязнять лес мусором. |
Самостоятель-ная работа | Коммуникативные УУД (оформление своей мысли в монологическое высказывание, рассуждение) Регулятивные УУД (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей) | - Каждый стол должен предложить своё правило по защите своих подопечных. - Нарисуйте нужный знак, запрещающий вредить природе | Свои работы дети подшивают в папку «Свод законов о природопользовании» |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке) (формирование умения адекватно оценивать свою деятельность) | - Что понравилось на уроке? | Дети заканчивают предложения в зависимости от впечатления от урока: - Теперь я умею… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.
Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...