Урок литературного чтения "Секреты чайного домика"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_sekrety_chaynogo_domika_2_klass_umk_pnsh.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ГОРОДА БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок литературного чтения во 2 классе «Секреты чайного домика»
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: ЖУКОВА НИНА ВАЛЕНТИНОВНА,
учитель начальных классов
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 2 |
Учебник: | Н.А. Чураковой «Литературное чтение 2 класс». Учебник и хрестоматия для общеобразовательных учреждений. |
Тема: | «Секреты чайного домика» - 1 урок в теме: «В гостях у Барсука» (21 ч). |
Представление о результатах: | Личностные результаты: - осознание значимости чтения для дальнейшего обучения и формирования собственной позиции в жизни; - умение эмоционально отзываться на прочитанное. Метапредметные результаты: - овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста малой стихотворной формы, элементарными приемами интерпретации и анализа смысла хокку; - умение вести диалог, составлять несложные монологические высказывания о хокку; -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные результаты: -выпускник научится: осознанно воспринимать при прослушивании и чтении вслух текстов малой поэтической формы хокку; - вести диалог в ситуации анализа хокку: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль; - устанавливать связи, не высказанные в тексте н67апрямую, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр и язык. - выпускник получит возможность научиться: - создавать поэтический текст по аналогии на основе авторского текста; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста хокку и высказывать собственное суждение; - создавать иллюстрации по содержанию хокку. |
Цель урока: | Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по осознанному восприятию текстов японской поэзии – хокку и овладению приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, приемами интерпретации и анализа смысла данных произведений в ходе групповой и коллективной работы под руководством учителя. |
Задачи: |
|
Оборудование | Учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение 2класс», рабочая тетрадь №1; Толковый словарь, учебник 2 часть; букет голых веток в вазе с одним желтым листом. |
ХОД УРОКА:
№ | Этап урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия ученика | Результат |
1. | Самоопределение к деятельности | Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание | Музыкальное вступление. Сегодня на уроке мы начнем работу по новой главе учебника. Какие знания и умения нам пригодятся в работе? | Умение работать с произведением, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя | Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний. |
2. | Актуализация знаний | Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний | -Давайте прочтем тему раздела. -Как вы понимаете это предложение? | - О настоящем и ненастоящем богатстве. Ответы учащихся. | Определили цель урока. Определение темы урока. |
3. | Постановка проблемы | Зафиксировать проблему | - Вы, наверное, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке. - Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Японская классическая поэзия – хокку создана более 300 лет назад (в 17 веке). Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы должны его понять. (Презентация: слайд 1) Чтение внешней интриги учебника с.93-96 по ходу чтения объяснение детям, что такое Чайный домик и чайная церемония, рассказ об уроках любования, которые являются обязательными для японских школьников (Приложение 1). | Затруднения в определении и страны, о которой звучит эта музыка. | Фиксирование затруднений. Принятие целей урока. |
4. | Открытие нового знания Первичное чтение Перечитывание текста и открытие новых знаний | Установка на первичное восприятие Целостное эмоциональное восприятие Анализ текста хокку Воссоздание целостного образа | Чтение внешней интриги учебника с.95. - Мальвина перечисляет все то, чем реально любуются в Японии и что нашло отражение в классической японской поэзии. Поэтические японские сборники трехстиший (хокку, или хайку) то же строятся по сезонному принципу, а внутри сезона уже можно почитать стихи про пион или хризантему, про вишню или клен. Причем у каждого крупного мастера хокку обязательно есть стихи практически про все предметы любования (снег или пион, хризантему, вишню, клен и т.д.). - Что такое пион? - Но пион ведь не цветёт круглый год. В разные времена года японцы любуются разными вещами. (Презентация: 2 слайд.) Зимой объектами любования являются – зимняя слива, снег, чёрный цвет. Весной – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху. Летом – лотос, соловей, кукушка. Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер, поющие насекомые. И в течение всего года можно любоваться луной. Чтение хокку с.96 Задания: представить сначала уголок природы безлунной ночью, а потом — этот же уголок, но ярко освещенный луной. - Луна одинаково щедро освещает и деревья, и кусты, и цветы, и травинки — никто не обделен ее вниманием и ее подарками, все принимают участие в ее световом празднике. | Поиск слова «пион» в Толковом словаре (см. слайд 5.) Практическая работа с текстом. | Характеристика главного героя роверка предположений о содержании текста Обобщение на уровне впечатлений. |
5. | Динамический момент | –Вы, наверное, устали? Раз - подняться, подтянуться | Учащиеся выполняют упражнение. | Отвлечение, снятие напряжения и утомления. | |
6. | Первичное закрепление | Творческая групповая работа Анализ текста на уровне героя. Воссоздание целостного образа фантазий героя. | - А вы можете быть поэтами? Представьте, что наш класс Чайный Домик есть кое-что, чем можно любоваться в нашем классе. Что же это? - Попробуем сочинить хокку? “Желтый листок Выполнение заданий тетради для самостоятельной работы: задание 18. с.24-25, - Прочитайте отрывок из сказки С.Козлова «Необыкновенная весна». - Какие растения наблюдал Ежик весной около дома? - Зачитайте строки, в которых об этом говорится: - Закрасьте эти строки голубым карандашом. - А какие чудесные образы родились в воображении Ежика? - Зачитайте строчки, их которых это видно. Закрасьте эти строки желтым карандашом. | -Веточки дерева в вазе с одним листочком. - Сочинение высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек. -Подснежники, одуванчики, побеги старого пня. -Учащиеся зачитывают строки из сказки. - Море, желтая-прежелтая Африка, лев. -Учащиеся зачитывают строки из сказки, закрашивают. | Создание поэтического текста по аналогии с авторским текстом. |
7. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного. Обращение к личному опыту учащихся | Систематизировать полученные знания. | Чтение внешней интриги учебника на с.96-97 о том, чем любуются в поселке Мирном. Подвести к выводу, что у разных народов существует традиция любования красотой природы: - А чем доводилось любоваться тебе? -Есть ли у тебя любимые животные? - Какое время года кажется тебе самым красивым? | Ответы учащихся. | Аргументация ответов. Уточнение собственной позиции Развитие интереса учащихся к получению знаний |
8. | Домашнее задание | Обеспечить понимание домашнего задания. | с. 93-97, читать; выполнить рисунок к хокку | ||
9. | Рефлексия | Установление ассоциативных связей с жизненным опытом детей. | – Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”? – Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? – На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке? | Ответы учащихся. | Оценка и самооценка работы на уроке детьми. |
Приложение 1
- Чайный домик в Японии — как маленький индивидуальный храм: место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Он пустой. Хозяин и гости сидят на полу — на циновках из соломы — татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит лишь ваза или свиток. В Чайном домике проводится чайная церемония — определенный ритуал, когда готовится зеленый Чай (хозяин взбивает измельченный в порошок зеленый чай с кипятком специальным веничком, разливает по чашкам, раздает друзьям). Чашки, как правило, глиняные и у каждой своя форма, иногда с заливкой глазурью, иногда с росписью. Раньше специальные чашки для чайной церемонии изготавливались известными мастерами, и мастера чайной церемонии гордились тем, что у них есть какие-то особые, ценные чашки. Но ценность чашки понималась не в современном смысле слова: важно было обнаружить природные свойства глины, рассмотреть естественный затек глазури, полюбоваться рукотворностью чашки — специально спланированной неправильностью ее формы и т.д. На чайной церемонии принято рассматривать свою чашку, пить чай крошечными глоточками, читать стихи, поддерживать неторопливую беседу, рассматривать вазу или свиток, которые помещаются в специальную нишу.
Ваза часто бамбуковая или глиняная. В ней — веточка, или цветок, или прутик — для рассматриваниями вазу, и свиток хозяин тщательно подбирает для конкретной чайной церемонии — в зависимости от того, какой теме он решил ее посвятить. Разговором, который всегда носит философско-поэтический характер, руководит хозяин.
Мастерство разговора состоит в том, чтобы все компоненты церемонии — чашки, свиток (или ваза), читаемые стихи, задаваемые вопросы, получаемые ответы — все складывалось в единую духовную ткань, проникнутую общим поэтическим смыслом. Кроме мастерства хозяина (а были и профессиональные мастера чайной церемонии), на чайной церемонии очень ценится мастерство гостя (его способность, рассматривая чашку, породить какое-нибудь точное и редкое сравнение; рассматривая свиток или росток бамбука в вазе, сделать какое-нибудь тонкое замечание, которое поддержит тему разговора и позволит открыть в ней новый аспект. ( см. слайд 3 и 4.)
Уроки любования являются обязательными для японских школьников носят традиционный характер и связаны с общенациональными праздниками любования (весной — цветением дикой вишни сакуры, осенью — кленами). Истоком этого является древнейшее поклонение тотемным деревьям — т.е. тем деревьям, от которых, считается, произошел данный народ.
В Японии существует три важнейших понятия красоты:
ханами – любование цветами, (см. слайды 5-7.)
цукими – любование луной,
юкими – любование снегами.
- Всё, что связано с красотой прочно входит в жизнь людей Японии и Китая.
С развитием больших городов было уничтожено очень много лесов, но люди не могут жить в каменных джунглях без растений. Люди искали выход из этой ситуации и его нашли в Японии и Китае, где много людей, но мало земли. Люди находят место, где можно развести маленький садик, эти места они почитают и берегут. Если нет даже самого маленького садика, то люди покупают удивительные деревья, посаженные в цветочные горшки – это бонсай, высота которого не более 60 см. В Европу они были завезены только в XIV веке. Один цветок способен заменить японцу целый сад
Приложение 2 презентация
Источники:
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие/Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская — Изд. 2-е испр. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
- Энциклопедический словарь, издательство «Дрофа», 2004г.
- Интернет-ресурсы: www.haiku.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты Чайного домика 2 класс ПНШ
В презентации собран иллюстративный материал для урока литературного чтения во 2 классе по программе Перспективная начальная школа. Материал иллюстрирует секреты любования, характерные для Японии, кот...
Урок по литературному чтению "Таинственный мир Японии. Секреты чайного домика. Хокку»
Урок для учащихся 2 класса по УМК "Перспектичная начальная школа" знакомит учащихся с японской культурой. дает представление о жанре хокку; позволяет развивать творческое воображение и художеств...
Урок литературного чтения во 2 классе "Секреты чайного домика"
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Тема "Секреты чайного домика"....
Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»
Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель: познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...
Проектная работа "Чайный домик"
Проектная работа в технике декупаж....
Конспект урока "Образ и характер домика сказочного героя" (2 класс, УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разных типах построек, основных частях дома; формирование навыков работы в декоративном оформлении; совершенствование умение выстраивать по...
Тест по литературному чтению "Лесные домики"
Тест по литературному чтению позволяет проверить внимательно ли ребёнок прочитал произведение, помогает лучше запомнить его содержание....