Сравниваем сказки
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения. Можно использовать материал для внеклассной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnivaem_skazki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сравниваем сказки»
Тема. «А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Цели урока. Рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения близкие по жанру и теме; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа – персонажа в художественном произведении.
Оборудование. Тексты сказки братьев Гримм «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; портреты братьев Гримм и А.С.Пушкина; таблицы для сравнительного анализа.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного.
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач.
У. Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, какими признаками отличается эта сказка?
Дети. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство...
- В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.
- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.
- Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
У. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.
III. Знакомство с новым материалом.
У. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказке А. С. Пушкина.
Напомню вам, что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале XIX века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Пушкин собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории – Петре Первом, Емельяне Пугачёве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он писал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.
Д. « Сказка о рыбаке и рыбке».
- « Сказка о мертвой царевне…».
- « Сказка о попе и работнике его Балде».
- « Сказка о царе Салтане».
- « Сказка о Золотом петушке».
IV. Сопоставительный анализ
У. Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.
По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. У учителя аналогичная на доске.
- Что общего в этих сказках?
Д. Герои, события.
У. Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.
Д. Мать, мачеха, жених, семь друзей.
У. Есть ли похожие события?
Д. Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет убить её, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.
У. Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.
№ | Сказка братьев Гримм | Сказка А.С.Пушкина |
1 | Семь гномов | |
2 | Мачеха трижды пытается убить падчерицу | |
3 | Принц случайно находит Белоснежку | |
4 | Жестокий финал: мачеху убивают | |
5 | Сказка написана в прозе |
- Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.
В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид.
№ | Сказка братьев Гримм | Сказка А.С.Пушкина |
1 | Семь гномов | Семь богатырей |
2 | Мачеха трижды пытается убить падчерицу | Царица приходит один раз с яблочком |
3 | Принц случайно находит Белоснежку | Жених – королевич Елисей долго ищет царевну, обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. |
4 | Жестокий финал: мачеху убивают | Мачеха умирает от тоски и зависти. |
5 | Сказка написана в прозе | Сказка написана в стихах, красивым литературным языком. |
- Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?
Д. Поэт создаёт свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
У. Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
Д. Братья Гримм написали сказку о своём народе, для немецких читателей, а Пушкин – о русских людях для русских.
У. Как это показано в тексте? Найдите доказательства.
Д. Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.
У. Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта: о верности и любви. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связанны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения хозяйки.
V. Анализ образа главной героини
У. В каких русских народных сказках встречается мачеха и падчерица?
Д. «Морозко», «Хаврошечка».
У. Какой в них изображается падчерица?
Д. Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.
У. Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?
Д. Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета («честь хозяям отдала») , трудолюбивой ( «всё порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху ( « Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»)
У. То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею ( «красавица- душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.). В целом поэт создаёт неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
VI. Домашнее задание.
У. На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».
VII. Итог урока.
У. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?
Д. Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.
У. Понравился ли вам сегодняшний урок?
Спасибо всем! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствовать умения сравнивать и записывать трехзначные числа
Урок по УМК "Гармония"...
Урок русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", конспект урока....
Презентация к уроку русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", презентация....
Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".
Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....
урок математики в 1 классе. Угол.Учимся сравнивать углы.
урок математики по учебнику Александровой Э.И. 1 класс...
Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"
Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа XXIвека" , по теме "Сравниваем". Цели урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...
Обучение грамоте. Урок чтения.Читаем, наблюдаем, сравниваем.
Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Тема: Читаем и наблюдаем. ( Букварь стр. 102-103).Цель урока: обобщение и повторение изученного; упражнение в чтении; раскрытие для детей красоты и богатства р...