Тема: ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4 (верх), 5 (верх))
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

 Целеполагание: познакомить с понятиями «авторская сказка», «народная сказка»; обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать память; воспитывать толерантность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_skazochnykh_geroev.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4 (верх), 5 (верх))

 Целеполагание: познакомить с понятиями «авторская сказка», «народная сказка»; обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать память; воспитывать толерантность.

Оборудование: сказочные герои, презентация, выставка книг-сказок.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

На доске  картинки с изображениями сказочных героев, которые есть в Азбуке на с. 15.

- Что вы можете сказать о том, что видите на доске? (Это герои из сказок.)

- А как вы понимаете, что такое сказка? Мнения детей.

II. Работа над темой.

1. Учитель показывает детям словарь и читает информацию.

- Вот как даётся объяснение слову сказка в Словаре русского языка.

1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

- Зачем люди стали придумывать сказки?

- Любите ли вы сказки? Почему?

- А какую самую первую сказку вы услышали? от кого?

- Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем конька-горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.

У народа учились писатели-сказочники мира. Сказки бывают народные и авторские, русские сказки и сказки других народов, старые и современные.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 2. Игра «Отгадай сказку».

- Хорошо ли вы знаете сказки?

- Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев (показ их на доске.)

1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. «Репка».)

2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)

3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)

4)  Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)

5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)

- Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?

- Кто авторы этих сказок?

  • «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, у зайца…лубяная».

(«Лиса и заяц», русская народная сказка)

  • «Он был всегда не прочь подкрепиться, в особенности часов в одиннадцать утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед ещё и не думал начинаться».

(«Вини-Пух и все-все-все». Алан Милн)

  • «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал…козлёночком».

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка)

  • «…Вот  и стали они на огороде куклу из снега лепить. Слепили туловище, ножки, ручки приладили, головку приставили…» («Снегурочка», русская народная сказка)
  • «- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом».

(«Как Незнайка сочинял стихи». Н.Носов)

  • «- Не садись на пенёк, не ешь пирожок».

(«Машенька и медведь», русская народная сказка).

  • «- Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?»

(Папа Карло. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой.)

  • «- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!»

(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

3. Разные сказки мы невольно рассказывает и читаем по-разному. Почему?

- Как можно использовать мимику, жесты, движения при чтении сказок?

Можно предложить детям инсценировать любую небольшую сказку по выбору.

III. Работа с книгой «Я читаю?» (I ч., с. 4 (верх), 5 (верх).

- Прочитайте названия сказок.

- Что вы видите под рисунками? (Схемы предложений.)

- Как в схеме показаны начало и конец предложений?

- Почему в названиях сказки «Красная Шапочка» и «Баба Яга» оба слова показаны «уголками»?

- Какие сказки можно назвать народными, а какие - авторскими? Почему?

- Какие ещё народные сказки вы знаете?

- Кто знает писателей-сказочников?

- Немецкие сказочники братья Гримм были учёными людьми, профессорами. А между тем они создали много чудесных сказок для детей.

Во Франции 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Что этот человек написал для взрослых, сейчас уже мало кто помнит, а вот ребятам всего мира он подарил небольшой сборник «Сказки моей матери гусыни». И оттуда миллионы детей узнали про спящую красавицу и про кота в сапогах, про Мальчика-с-пальчик и про Золушку. Это самые любимые сказки всего человечества.

Многие из сказок положены на музыку, из них созданы и спектакли, и замечательные балеты, и кинофильмы.

Сказки писали не только зарубежные сказочники, но и русские писатели и поэты.

Сказки «О золотом петушке», «О царе Салтане...», подаренные нам А. С. Пушкиным, можно увидеть в театре. Музыку к ним написал великий русский композитор Римский-Корсаков.

(Прослушать отрывок из этих произведений.)

Вы видите, что жизнь сказки не только очень длинна, но и что она сама даёт жизнь новым произведениям искусства. Сказка бессмертна. Она учит быть смелым, честным, верным товарищем, учит презирать трусов и растяп.

Когда вы подрастёте, вы поймёте и оцените сказки для взрослых: их писали Теодор Амадей Гофман, Эдгар По и наши великие писатели Салтыков-Щедрин и Гоголь. Это очень разные писатели, но их роднит одно. Они учат людей и в сказочном мире отыскивать мудрую мысль и горькую правду. Вспомните звонкую концовку русских народных сказок.

На доске:

Сказка - ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.

-  Вот теперь вы видите, что сказка сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

И вас ждут новые встречи со старыми сказками.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Вам понравился наш урок?

- Что нового и интересного узнали?

- Все ли вы сказки уже слышали?

- Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)

-  Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте (чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о сказочных героях

Загадки о сказочных героях....

Загадки сказочных героев.

Занимательный материал для уроков внеклассного чтения, проведения классного часа....

Проект на тему: "Азбука сказочных героев"

Проект на тему: "Азбука сказочных героев"...

Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»

познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"

Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/],  поэтому содержание урока акцентировано на  чтении сл...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....