"Согласная буква З" урок обучения грамоте 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx22.5 КБ
Файл soglasnaya_bukva_z.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Тема: СОГЛАСНАЯ БУКВА З

  Цели: познакомить учащихся с буквами З, з; совершенствовать навыки чтения; учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки, наблюдать за оглушением согласных в корне; развивать творческие способности, фонематический слух, внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.                                  

  Обучение УУД: умение озаглавливать тексты; работать самостоятельно и в группе с большим объемом информации, подлежащей запоминанию.

Ход урока.

  1. Включение в учебную деятельность.

-  Долгожданный наш звонок. Начинается урок.                                                                                                  - Ребята, у нас на уроке сегодня гости, это ваши воспитатели. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.  

  1. Постановка целей и определение темы урока.  

 -Внимание! Внимание! Чрезвычайное сообщение! Товарищи, будьте осторожны! Из зоопарка сбежали звери. Всем, кто отчаянно смел, умён и находчив, просим включиться в эту операцию под кодовым названием «Зоопарк».    

- Ребята, включаемся в эту операцию?                                                                                                                  

Тогда внимание на доску. Посмотрим, какие звери сбежали из зоопарка.                                                

Читаем:                

 ЗЕБРЫ                              ЗАЙЧАТА                                                                                                                                                                            

ЗМЕЯ                          ОБЕЗЬЯНА

ЗАЯЦ        ЗАЙЧИХА

ДИКОБРАЗ        ЗООПАРК

- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?

- Найдите слова, в которых два слога?

Докажите. Какое правило мы знаем?

- Поставьте под гласными этих слов красную точку? Нет ли среди этих слов родственных?

Докажите.

- Составьте предложение с третьим словом, которое соответствует схеме:

L   ___   ___ ___.

- О чем говорит нам эта схема?

ЗАЯЦ БЕЖИТ ПО ДОРОЖКЕ.

- О ком говорится в этом предложении?

- Измените предложение, чтобы в нем осталось два слова.

- Вернемся к словам на доске. Прочитайте еще раз эти слова и скажите, что их объединяет?

- Какие учебные задачи мы поставим? Что мы хотим узнать на уроке?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  1. Работа по теме урока.

Итак, произнесем первое слово:

- Какой звук мы слышим в начале этого слова?

- Прочитайте пятое слово.

- А какой звук слышим в начале слова?

- Давайте еще раз произнесем эти звуки? Какие они, гласные или согласные?

- Почему?

- Скажем хором слово зебры.

- Как произносится первый звук?                                                                                                                                                                        - Значит звук [з’] какой?

- А звонкий или глухой?

- Скажем хором слово заяц.

- Что можем сказать о первом звуке?

Назовите его [з]. Он какой?

Значит буква з означает сколько звуков?

Ребята, мы с вами уже умеем делить звуки на мягкие и твердые. А сегодня мы узнаем что звуки бывают парные. Вот про звук [з] можно сказать, что он парный по звонкости и глухости.  Пара это два предмета. Пара это две буквы. Буквы З и С называют парными согласными. Они обозначают парные согласные звуки, потому что часто мы слышим звук С, а писать надо букву З. Например, в слове дикобраз мы слышим на конце звук [с], а писать надо букву з (с этими правилами мы познакомимся позднее).

Ну а теперь найдите слова, соответствующие этой схеме:

з

з

        

  Семью зайцев мы смело можем отправить в зоопарк.

  1. Физминутка.
  2. Продолжение работы по теме урока.

Ребята, а что такое зоопарк? (читаю)

( Зоопарк – это сокращенное название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения. Это музей живой природы, в котором можно увидеть представителей животного мира всей планеты).

А если сказать короче, то зоопарк - это место где содержат животных, чтобы люди могли с ними общаться и больше о них узнать.

Московский зоопарк, о котором мы с вами говорили, один из крупнейших в мире. В нем живут около 1000 видов животных из разных стран.

- А знаете ли вы как надо вести себя в зоопарке? (не кормить, не дразнить животных, не просовывать руки и не перелезать через ограду. В зоопарке нельзя громко кричать. Звери в зоопарках живут в вольерах.

Вольер – это открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с клеткой или домиком, навесом).

- Ой, а кто это там, отгадайте.

Словно школьная тетрадка,

Полосатая лошадка,

Полосатая лошадка

От хвоста до головы (зебра).

- Составьте схему этого слова у доски. Эту зебру зовут Зорька. Как напишем кличку? Почему?

- Ну, вот и зебру отправили в зоопарк.

Ребята в нашей речи слово «зебра» употребляется еще в одном значении.

- Подумайте, когда еще мы говорим это слово?

Зебра – это пешеходный переход (знак), обозначенный белыми полосами на проезжей части.

- Значит это слово, какое, если у него несколько значений?

Веревка по земле ползет

Вот язычок, открыты рот,

Всех укусить готова я,

Потому что я …

- Какой звук услышали в начале этого слова? Какой он?

- Ребята, а приносят ли змеи пользу человеку?

Из их яда получают лекарственные препараты, змеи являются санитарами природы – поедают слабых и больных животных.

- А как называется место, где содержат змей?

Это специальное помещение для содержания некрупных пресмыкающихся и земноводных.

И змею мы отправляем в террариум зоопарка.

Он чуть-чуть ежа крупнее

И колючки подлиннее

В зоопарке видел раз…

Кто же это?

Давайте разделим это слово на слоги и поставим ударение.

Какой парный согласный вы слышите на конце этого слова?

И дикобраза в зоопарк.

С ветки прыгает на ветку

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

- Где слышим звук [з’] в этом слове: в начале, в конце или в середине?

Давайте придумаем обезьяне кличку. Как ее напишем? Почему?

И обезьяну в клетку зоопарка.

Ну, а мы открываем учебники на стр. 91. Читаем рассказ в зоопарке. Читаю сама. Читаем по цепочке. Поставили пальчик под заголовок. Работа в парах.

Какие предложения встретились в тексте? Прочитайте восклицательные предложения. Почему они восклицательные?

- Составьте вопросы к этому тексту и задайте их классу.

  1. Подведение итогов урока.

- Ну, вот ребята все животные в зоопарке, а нам с вами нужно подвести итоги урока.

- С какой буквой познакомились? Что о ней узнали?

У меня в руках 7 букв. Давайте из них составим слово, где же мы сегодня побывали?

ЗООПАРК

  1. Рефлексия.

У Вас на партах листочки: зеленые, желтые и красные. Мы с вами украсим этими листочками наше осеннее опавшее дерево. Пусть нас еще немного порадует дерево с листочками.

Если вам на уроке было интересно и все понятно, возьмите зеленые листочки.

Если было интересно, но не все получилось, то возьмите желтые.

А если было не интересно и вы ничего не поняли, то возьмите красные.

1 ряд прикрепите свои листочки

2 ряд

3 ряд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 1 класс Согласная буква

Слайд 3

Зоопарк – это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения. Это музей живой природы, в котором вы можете увидеть представителей животного мира всей планеты.

Слайд 4

Зоопарк - место, где содержат животных, чтобы люди могли с ними общаться и больше о них узнать.

Слайд 6

Московский зоопарк – один из крупнейших зоопарков мира. В нём можно увидеть около 1000 видов животных из разных стран. В тёплое время года зоопарк посещают до 50 000 человек.

Слайд 7

Ребята! Перед тем, как отправится в зоопарк, давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать в зоопарке.

Слайд 8

Не кормить и не дразнить животных, не просовывать руки и не перелезать через ограду.

Слайд 9

Вольер – открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом).

Слайд 10

зебра

Слайд 11

змея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица - опора "Город букв" по обучению грамоте 1 класс

"Город букв" обучение грамоте 1 класс...

Согласные звуки [н],[н], буква н. Обучение грамоте. Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителя (О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой)....

Буква Я обучение грамоте 1 класс

Часто  хочется дополнить урок чем-то интересным, наглядным, что позволит ребятам лучше усвоить его материал. И тут конечно на помощь нам приходят презентации. У меня постепенно накапливаютс...

Письмо заглавной буквы "Т". Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"

Этот материал можно использовать на уроке письма в 1 классе при написании заглавной буквы Т....

Презентация. Буква У. Обучение грамоте (письмо буквы У)

Презентация к уроку обучение грамоте буква У. Пропись 2-я часть В.Г. Горецкий. Школа России....

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...