Рабочая программа по литературе. 4 класс. Школа 2100.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_klass.doc | 407 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой (ОС «Школа 2100»).
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе три часа в неделю (102 ч. в год).
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Раздел 6. Содержание учебного предмета. 4-й класс – 102 ч (3 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (8 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (47 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.:«Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг.
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А.Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Раздел 7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся Литературное чтение
Примечание: У1 – учебник «Литературное чтение» для 4 класса, 1 часть (В океане света) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М. Баласс, Школьный дом, 2013. У2 – учебник «Литературное чтение» для 4 класса, 2 часть (В океане света) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М. Баласс, Школьный дом, 2013. РТ – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М. Баласс, Школьный дом, 2011.
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений | |
план | факт | ||||||
8 | Раздел I. Любимые книги | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию;
понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. | Чтение наизусть Проверочная работа Самостоятельное чтение | ||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). | У1, с. 3-4 Т, с. 1-3 У1, с.5 - 8 РТ, с. 4-5 | ||||
2 | 1 | Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). | У1, с.9 - 16 Т, с. 6 | ||||
3 | 1 | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). | У1, с.17 - 21 РТ, с. 7 | ||||
4 | 1 | Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | У1, с.21 - 25 РТ, с. 8-9 | ||||
5 | 1 | Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). | У1, с.26 - 31 Т, с. 10-11 | ||||
6 | 1 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. | РТ, вкладыш | ||||
7 | 1 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). | |||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
8 | 1 | Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. | РТ, с. 12-13 | Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. | Сочинение Чтение наизусть Проверочная работа | ||
17 | Раздел 2. У истоков русской детской литературы | ||||||
9 | 1 | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). | У1, с. 32 - 36 РТ, с. 14 | ||||
10 | 1 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | У1, с. 37 РТ, с. 15 У1, с.38 - 39 Т, с. 16-18 | ||||
11 | 1 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). | У1, с. 40 - 41 РТ, с. 19-20 У1, с. 42 - 47 РТ, с. 21-22 | ||||
12 | 1 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | У1, с. 47 53 Т, с. 23 | ||||
13 | 1 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | У1, с.54 - 56 Т, с. 24-25 | ||||
14 | 1 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа № 2. | Т, с. 26-28, вкладыш | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата Факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
15 | 1 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. | Самостоятельное чтение Сочинение Проверочная работа | |||
16 | 1 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1) | У1, с.57 - 63 РТ, с. 29-30 | ||||
17 | 1 | Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3) | У1, с. 64 - 69 | ||||
18 | 1 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | У1, с. 70 - 73 Т | ||||
19 | 1 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). | У1, с.74 - 78 РТ, с. 31 | ||||
20 | 1 | Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | Т, с. 32-33 | ||||
21 | 1 | Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | У1, с. 79 - 84 | ||||
22, 23 | 2 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3. | У1, с.84 - 85 Т, с. 34, 35-36 вкладыш | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата Факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
24 | 1 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. | Самостоятельное чтение Сочинение Чтение наизусть Чтение наизусть | |||
25 | 1 | Р/Р Сочинение. | РТ, вкладыш Т | ||||
30 | Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... | ||||||
26 | 1 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). | У1, с.86 - 91 Т, с. 37-38 | ||||
27 | 1 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Обобщение. Басни И.А. Крылова. | У1, с. 91 - 93 РТ, с. 38-39 У1, с. 86 - 93 РТ, с. 39 | ||||
28 | 1 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | У1, с. 93 - 96 | ||||
29, 30 | 2 | А. Погорельский «Чёрная курица...». 1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). 2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5). 3. Главный герой сказки (ч. 6). | У1, с.97 – 103, 103 – 109, 109 - 111 Т, с. 40-41 | ||||
31 | 1 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | У1, с.112 - 117 | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата Факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
32 33 34 | 3 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». 1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3). 2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6). 3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9). | У1, с. 118 – 125, 125 – 132, 132 - 137 РТ, с. 42-45 | Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. | Чтение наизусть Самостоятельное чтение Устное сочинение | ||
35 | 1 | 4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15). 5. В чём главный смысл сказки? Финал. | У1, с. 137 – 142, 142 - 145 Т, с. 45-47 | ||||
36 | 1 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | |||||
37 | 1 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки. | У1, с.146 - 156 Т, с. 47-48 РТ, с. 47-48 | ||||
38 | 1 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). | У1, с. 157 - 159 РТ, с. 48-49 | ||||
Д | По жела- нию | Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). | Т, 50-51 | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
39 | 1 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). | У1, с. 160 - 164 | Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | Проверочная работа Самостоятельное чтение Чтение наизусть | ||
40 | 1 | Обобщение. Проверочная работа № 4. | РТ, вкладыш | ||||
Д | По жела- нию | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века». | |||||
41 | 1 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | У1, с. 165 | ||||
42 | 1 | Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | У1, с.166 - 171 | ||||
43 | 1 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. | У1, с.172 – 173 У1, с.173 - 1 | ||||
44 | 1 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 1. Картины русской природы в стихотворении. 2. Дедушка Мазай – добрый охотник. | У1, с.176 - 182 Т, с.5 | ||||
45 | 1 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | У1, с.183 - 190 |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
46 | 1 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). | У1, с. 191 - 193 У1, с. 194 - 195 | Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | Практикум Сочинение-очерк Сочинение-подражание | ||
47 | 1 | Практикум «Учусь читать художественную прозу». | РТ, с. 53-57 | ||||
48 | 1 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). | У1, с. 197 - 201 РТ, с. 58-59 | ||||
49 | 1 | Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). | У1, с. 201 - 204 | ||||
Д | По жела- нию | Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. | Т, с.59-60 | ||||
50 | 1 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). | У1, с.204 - 205 РТ, с. 61-63 У1, с.206 - 207 Т, с. 64-65 | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений | ||||||
51 52 | 2 | А.И. Куприн «Слон». 1. Непонятная болезнь (ч. 1–3). 2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5). 3. «Я уже совсем здорова!» (ч. 6). | У1, с. 208 - 221 РТ, с.65-66 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию;
понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. | Проверочная работа Самостоятельное чтение Контроль техники чтения Самостоятельное чтение | ||
53 | 1 | Обобщение. Проверочная работа № 5. | РТ, вкладыш | ||||
54 | 1 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | |||||
55 | 1 | Контроль техники чтения | |||||
47 | Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями | ||||||
56 | 1 | Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | У2, с. 3 - 5 | ||||
57 58 | 2 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» 1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8). 2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). 3. Образ Лены Икониной. Обобщение. | У2, с. 6 - 30 Т, с. 67-69 | ||||
59 | 1 | Внеклассное чтение. Мир детства. |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
60 | 1 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | У2, с. 31 - 35 РТ, с. 47 | Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. | Чтение наизусть Самостоятельное чтение Самостоятельное чтение | ||
61 | 1 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). | У2, с. 36 - 43 РТ, с. 70 | ||||
62 | 1 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). | У2, с. 44 - 49 | ||||
63 | 1 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | У2, с. 50 - 53 РТ, с. 71-72 У2, с. 53 - 57 | ||||
Д | По желанию | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | |||||
64 | 1 | Путешествие 10. Вокруг Маршака. Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | У2, с.58 - 61 | ||||
65 66 | 2 | Е. Шварц «Два брата». 1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). 2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). 3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | У2, с. 62 - 81 Т, с. 73-74 | ||||
67 | 1 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»). | У2, с. 82 - 85 | ||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений | ||||||
68 | 1 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). | У2, с.86 - 90 Т, с. 75 У2, с. 91 - 92 | Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. | Проверочная работа Самостоятельное чтение | ||
69 | 1 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | У2, с.93 - 96 Т, с. 76-77 У2, с.97 - 98 | ||||
70 | 1 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа № 6. | У2, с.99 - 101 РТ, вкладыш | ||||
71 | 1 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках- иллюстраторах). | |||||
72 73 | 2 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. | У2, с. 102 - 113 Т, с. 78-79 | ||||
74 75 76 | 3 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». 1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2). 2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4). 3. «Простые высокие истины» (обобщение). | У2, с. 114 - 126 |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
77 | 1 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). | У2, с. 126 - 128 Т, с. 80-82 | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. | Практикум Проверка развития читательских умений Самостоятельное чтение | ||
78 | 1 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | У2, с. 129 - 133 | ||||
79 80 81 | 3 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). 2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). 3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). | У2, с. 134 - 149 | ||||
82 | 1 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). | У2, с. 151 - 154 | ||||
83 | 1 | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | У2, с. 155 - 159 | ||||
84 | 1 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. | |||||
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно- методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений | ||||||
85 | 1 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | У2, с.160 - 161 | Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. | Чтение наизусть Самостоятельное чтение Сочинение-миниатюра Конкурс чтецов Практикум Проверочная работа | ||
86 | 1 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». | |||||
87 | 1 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | У2, с. 162 - 165 | ||||
88 | 1 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. | У2, с. 166 - 168 У2, с. 169 - 171 | ||||
89 | 1 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. | У2, с.172 - 174 У2, с. 174 - 175 Т, с. 83 | ||||
90 | 1 | Стихи Н. Матвеевой. | У2, с. 176 - 181 | ||||
91 | 1 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | |||||
92 | 1 | Практикум «Учусь читать лирический текст». | У2, с. 180 Т, с. 84-88 | ||||
93 | 1 | Обобщение. Проверочная работа № 7. | Т, вкладыш |
№ п/п | Кол-во час | Дата план | Дата факт | Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Характеристика видов деятельности | Вид контроля достижений |
94 95 96 | 3 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». 1. Знакомство с героями (картины 1, 2). 2. Поиски снежного цветка (картины 3–5). 3. Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). | У2, с. 182 - 198 РТ, с. 89-91 | Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | Интервью Самостоятельное чтение Контроль техники чтения | ||
97 | 1 | Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). | У2, с. 199 - 205 | ||||
98 | 1 | Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). | У2, с.205 - 209 | ||||
99 | 1 | Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). | У2, с. 210 - 214 | ||||
100 | 1 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | У2, с. 215 У2, с. 216 Т, с. 92 | ||||
101 | 1 | Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать». | |||||
102 | 1 | Контроль техники чтения |
Раздел 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения чтению в данной программе используется УМК по литературе издательства «Баласс». Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению»; Методическое пособие для учителя «Уроки литературного чтения в 4-м классе»
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор. К каждому разделу имеются ЭОР в Единой Коллекции ЦОР (http://edu.kubannet.ru/catalog/rubr/7364884d-354c-479e-9cbb-f6c83ac726e9/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=24)
Раздел 9. Приложения к рабочей программе. Контроль планируемых результатов по литературному чтению.
Для отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (8 работ). В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа и итоговая проверка навыков чтения.
1.Проверочные работы планируются и проводятся в соответствии с содержанием учебно-методического пособия: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Тетрадь по литературному чтению». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
Формы контроля | Страницы приложения |
Проверочная работа № 1 к разделу I «Любимые книги» | Вкладыш, с.46 - 47 |
Проверочная работа № 2 к разделу II «У истоков русской литературы» (Путешествие 1) | Вкладыш, с.46 - 47 |
Проверочная работа № 3 к разделу II «У истоков русской литературы» (Путешествие 2) | Вкладыш, с.46 - 47 |
Проверочная работа № 4 к разделу III «XIX век. Путешествие продолжается» (Пут. 3 – 5) | Вкладыш, с.46 - 47 |
Проверочная работа № 5 к разделу III «XIX век. Путешествие продолжается» (Пут. 6 – 7) | Вкладыш, с.46 – 47 |
Проверочная работа № 6 к разделу IV «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Пут.8 – 10) | Вкладыш, с.46 – 47 |
Проверочная работа № 7 к разделу IV «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Пут.11 – 14) | Вкладыш, с.46 – 47 |
Итоговая контрольная работа. Н. Носов «Федина задача» | Вкладыш, с.46 – 47 |
2. Проверка техники чтения осуществляется два раза в год (1 и 2 полугодие) по текстам, предлагаемым методистами ОС «Школа 2100» (каждый ученик получает карточку с текстом и заданиями к нему)
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА 1 и 2 ПОЛУГОДИЕ 4 КЛАССА в Приложении
Нормы чтения вслух
Полугодие Класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 класс | - | 25-30 слов с мин |
2 класс | 30-40 слов в мин | 40-50 слов с мин |
3 класс | 50-60 слов в мин | 65-75 слов в мин |
4 класс | 75-85 слов в мин | 85-95 слов в мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...
Рабочая программа для 3 класса "Школа 2100"
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изо (все - с календарно-тематическим планированием)....