И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_bunin_gustoy_elnik_3_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
3 класс
Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель занятия: сформировать потребность в знаниях творчества И.А. Бунина.
Задачи:
- Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
- Обучать выразительному чтению.
- Формировать систему читательских умений.
Планируемые результаты
Предметные:
- Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
- Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
- Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
- Анализировать стихотворение И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
- Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».
Личностные:
- Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
- Любовь к Родине.
Метапредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст».
Ресурсы урока: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», презентация
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
- Проверка домашнего задания.
Слайд
а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»
- Мы продолжаем изучать произведения раздела «Поэтическая тетрадь» и дома вы должны были прочитать стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы». Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.
б) Вопросы после чтения:
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясните
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами. И произведения Бунина проникнуты любовью к природе.
Слайд
- Посмотрите, название какого произведения нам незнакомо?
- Мы продолжим знакомиться с творчеством Бунина, изучим следующее произведение «Густой зеленый ельник». Закройте учебники.
- Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
- Откройте учебники на странице 176.
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
- Физминутка
Слайд
Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели –
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Сели все дружно назад.
- Первичная проверка понимания.
- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно-лексическая работа (работа в парах)
- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
- Придумайте название этому стихотворению.
(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)
- Первичное закрепление.
- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
Слайд
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)
- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)
- Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)
- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?
Слайд
- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)
- В чём красота оленя?
(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
- Любит ли он природу?
- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)
- Работа над выразительным чтением стихотворения
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
Выразительное чтение стихотворения
- Рефлексия, оценивание
- Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)
– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?
– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)
Слайд
Было легко
Мне помогло
Было трудно
Результат, который бы я хотел получить в будущем
– Я благодарю вас за работу на уроке.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.
Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "И.Бунин. Густой зеленый ельник у дороги"
Урок проводится в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
В ельнике (2 класс)
УМК "Планета знаний"...
Внеклассное занятие "Свет зелёный нам мигает, в путь-дорогу приглашает!"
Внеклассное занятие по ПДД....
Классный час по ПДД: «Зелёный нам дорогу открывает!» Направление - культура безопасности
Цель классного часа: привлечь внимание школьников к проблемам безопасности на дорогах....
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...
Технологическая карта урока по окр. миру "В ельнике"
технологическая карта урока по окружающему миру на тему "В ельнике", УМК "Планета знаний"...
И Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги.."...