Образовательная система «Школа России» Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 а класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

  Рабочая программа по литературному чтению  для  4  класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».

Цели обучения:

 Изучение литературного чтения    направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_._4_a_kl._fu-tse_e.v.doc400 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Якутска

«Согласовано»                                                                                                               «Утверждаю»

Методсовет,  зам по НМР                                                                                             директор МОБУ СОШ №7

________ Н.Е.Егорова                                                                                                       __________ С.Н. Федорова

«___» __________ 2014 г.                                                                                             Приказ № ___________

                                                                                                                                         « ___» ___________ 2014 г.

Образовательная  система «Школа России»

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

для  4 а класса

Составила:

Фу-Це Екатерина Вячеславовна

учитель начальных классов

2014 – 2015 г.

I. Пояснительная записка

  Рабочая программа по литературному чтению  для  4  класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».

Цели обучения:

 Изучение литературного чтения    направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

Для реализации программного содержания используются:

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение  4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013 г.

II. Содержание учебного предмета

2.1. Структура курса

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Часы внекл.чтения

Итого часов

1.

Летописи, былины, жития

10

1

11

2.

Чудесный мир классики

22

3

25

3.

Поэтическая тетрадь

9

1

10

4.

Литературные сказки

13

1

14

5.

Делу время – потехе час

11

2

13

6.

Страна детства

7

1

8

7.

Поэтическая тетрадь

8

1

9

8.

Природа и мы

10

1

11

9.

Поэтическая тетрадь

7

1

8

10.

Родина

6

1

7

11.

Страна Фантазия

5

1

6

12.

Зарубежная литература

12

2

14

Всего

120

16

136

2.2.  Содержание учебного материала

«Летописи, былины, жития»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События летописи. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер былины.

«Чудесный мир классики»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы, события литературной сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Характер героев художественного текста.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ритм, порядок слов, знаки препинания в лирическом тексте. Изменение картин природы в стихотворении. Сравнения, эпитеты.

«Литературные сказки»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности данного литературного жанра. Заглавие, главные герои, деление на части, составление плана, подробный пересказ, выборочный пересказ.

Делу время – потехе час»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Жанр произведения. Инсценирование  произведения.

«Страна детства»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Тема детства в произведениях Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

«Природа и мы»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отношение человека к природе. Герои произведения о животных.

«Поэтическая тетрадь»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины весны, осени, лета в произведениях»

«Родина»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Образ Родины в поэтическом тексте.

«Страна Фантазия»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра.

«Зарубежная литература»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Особенности повествования.

2.3. Планируемые результаты

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

-названия, основное содержание литературных произведений, их авторов;

-наизусть не менее 15 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;

уметь:

- уметь различать элементы книги, читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учёта скорости);

- определять тему главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объём не менее 1,5 страницы);

- делить текст на смысловые части, составлять простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные строки наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы;

- различать сказки народные и литературные»

- оценивать выполнение любой проделанной работы

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

- работы с разными источниками информации

Личностные результаты:

- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- умение оценивать своё отношение к учёбе;

- уважение к культуре разных народов;

- способность к самооценке

Предметные результаты:

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

- правильно выбирать нужную информацию, темп, громкость прочтения, определять место логического ударения;

- определять и оценивать позиции литературных героев;

- определять своё и авторское отношение к героям;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах

Метапредметные

Регулятивные

-  соотносить свои действия с поставленной целью;

- планировать и анализировать свои учебные действия;

Познавательные

- сравнивать произведения и героев;

- сравнивать и классифицировать жизненные явления;

- ориентироваться в аппарате книжного издания

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности;

- работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнёра

2.4. Перечень контрольных, проверочных работ

  1. Входная проверка                                             сентябрь, 2014г.
  2. Контрольное чтение за I полугодие               декабрь 2014г.
  3. Контрольное чтение за II  полугодие              март, май 2015г.

2.5. Критерии и нормы оценок

Оценивание - процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.

Отметка - это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.

3.1.1.        Задачи школьной отметки:

  1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
  2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

3.1.2.        Принципы выставления школьной отметки:

  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
  4. Незыблемость - выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит).

Критерии выставления отметок.

Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

•        полнота и правильность - это правильный, точный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;
  • неправильный ответ

3.3 Шкала отметок

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-11 классов оценивается по 5-бальной системе:

«5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно, «1»-отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-9 классах за полугодие по предметам, имеющим один недельный час и за четверть по предметам, имеющим 2 и более часа в неделю. Обучающимся 1х классов и в первое полугодие 2-х классов оценки по 5-бальной системе не выставляются. Успешность усвоения ими программ характеризуется качественной оценкой. В начальной школе возможна и безотметочная система обучения. Оценочная система контроля за качеством обучения учащихся регламентируется локальным актом.

Отметку «5» - получает ученик , если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУ Нов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случая х. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три  недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)

IV. Формы и сроки контроля

  1. Формы контроля школа определяет следующие: текущий контроль, промежуточный контроль.
  2. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
  3. При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.
  4. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
  5. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося.

III.  Содержание календарно – тематического планирования

по литературному чтению

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

учащихся

УУД

Формы и вид контроля

1

Летописи, былины, жития

11

1

«И повесил Олег щит свой…»

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2-3

«И вспомнил Олег коня своего»

2

Читать, находить данные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4.-5

«Ильины три поездочки»

2

Сравнивать тексты: летописи и былины

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

6-7

«Три  поездочки Ильи Муромца»

Контрольное чтение. Входная проверка

2

Пересказывать былину от лица её героя

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

8-9

«Житие Сергия Радонежского»

2

Описывать характер человека, находить интересную информацию о жизни святого человека

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

10

Проверим себя и оценим  свои достижения. Тест №1

1

Оценивать, делать выводы

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1

Внеклассное  чтение

Летописи, былины, сказания 

1

Закрепление  знаний

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

2

Чудесный мир классики

25

11.-14.

П.П.Ершов. Конёк-горбунок

4

Читать, наблюдать за развитием событий в сказке

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

15-16.

А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!..

2

Составлять словесное иллюстрирование

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

17-20

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

4

Сравнивать начало и конец сказки, составлять план

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

2

Внеклассное  чтение

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

1

Обобщение и систематизация знаний

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм

21

М.Ю. Лермонтов. Дары Терека.

1

Выражать своё отношение к мыслям автора

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

22-25

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

4

Подробно пересказывать, выражать свои мысли

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

3

Внеклассное  чтение

«Что такое?» (серии книг  и каково их назначение)

1

Обобщение и систематизация знаний

восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное

26-27

Л.Н. Толстой

Детство

2

Характеризовать  события

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

28

Л.Н. Толстой

Как мужик убрал камень

1

Высказывать свои суждения

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

4

Внеклассное  чтение

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

29-31

А.П. Чехов. Мальчики

3

Составлять план, пересказывать

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

32

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2

1

Оценивать, делать выводы

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

3

Поэтическая тетрадь

10

33

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко..

1

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

34

А.А.Фет. Весенний дождь. Бабочка.

1

Читать выразительно, определять средства худ. выразительности

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

35

Е.А. Баратынский.

Весна! Весна!

Где сладкий шёпот…

1

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

36

А.Н. Плещеев. Дети и птичка.

1

Определять по тексту переживания автора

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

37

И.С.Никитин.

В синем небе плывут над полями.

1

Читать выразительно, передавая настроение

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

5

Внеклассное  чтение

«Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал)

1

Обобщение и систематизация знаний

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

38-39

Н.А.Некрасов

Школьник.

В зимние сумерки…

2

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно, наизусть

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

40

И.А. Бунин.

Листопад.

1

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

41

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №3

1

Оценивать,  делать выводы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

4

Литературные сказки

14

42-44

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

3

Читать и воспринимать на слух прочитанное

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ»

45-46

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

2

Знать  отличительные  особенности литературной сказки

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

6

Внеклассное  чтение

Сказки писателей о детях

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

47-49

П.П. Бажов. Серебряное копытце.

Контрольное чтение

3

Делить текст на части, составлять план

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

50-53

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

4

Сравнивать народную и литературную сказки, пересказывать

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

54

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №4

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5

Делу время- потехе час

13

55-58

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.

4

Определять нравственный смысл произведения

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

7

Внеклассное  чтение

Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

59-60

В.Г. Драгунский. Главные реки.

2

Определять жанр произведения, главную мысль

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

61-62

В.Г. Драгунский. Что любит Мишка.

2

Рассказать о герое с опорой на текст

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

63-64

В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.

2

Составлять план, пересказывать

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

8

Внеклассное  чтение

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (книги о сверстниках, о школе)

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

65

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №5

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

6

Страна детства

8

66-67

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.

2

Подбирать книги по теме, рассказывать их содержание

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

68-69

К.Г. Паустовский.

Корзина с еловыми шишками.

2

Определять отношение автора к героям

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

70-71

М.М. Зощенко. Ёлка

2

Находить смешные эпизоды

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

9

Внеклассное  чтение

 «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

1

Обобщение и систематизация знаний

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

72

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

7

Поэтическая тетрадь

9

73-75

В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская.

3

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

76-77

С.А. Есенин. Бабушкины сказки.

2

Читать выразительно, передавая настроение

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

78-79

М.И. Цветаева. Бежит тропинка..

Наши царства.

2

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

80

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №7

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

10

Внеклассное  чтение

«Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова)

1

Обобщение и систематизация знаний

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

8

Природа и мы

11

81-82

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

2

Определять отношение автора к героям

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

83-84

А.И. Куприн. Барбос и Жулька.

2

Определять нравственный смысл произведения

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

85

М.М. Пришвин. Выскочка.

1

Рассказать о герое с опорой на текст

Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей народов.

86

Е.И. Чарушин. Кабан.

1

Составлять план, пересказывать

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

87-89

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

3

Определять нравственный смысл произведения

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

11

Внеклассное  чтение

Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют

1

Обобщение и систематизация знаний

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

90

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №8

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

9

Поэтическая тетрадь

8

91-92

Б.Л.Пастернак.

Золотая осень

 С.А. Клычков. Весна в лесу.

2

Воспринимать на слух произведение, читать выразительно

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

93

Д.Б.Кедрин. Бабье лето.

1

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

94

Н.М. Рубцов. Сентябрь

1

Читать выразительно, передавая настроение

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

95-96

.С.А.Есенин. Лебёдушка.

2

Определять средства худ. выразительности, интонацию

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

12

Внеклассное  чтение

Стихи русских поэтов о природе

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

97

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №9

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

10

Родина

7

98-99

И.С. Никитин. Русь.

2

Воспринимать на слух произведение, читать

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

100

С.Д. Дрожжин.

Родине.

1

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

101

А.В. Жигулин.

О, Родина!..

1

Подготовиться к работе над проектом

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ».

13

Внеклассное  чтение

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа)

1

Обобщение и систематизация знаний

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

102-103

Итоговое контрольное чтение Проверим себя и оценим свои достижения Тест №10

2

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

11

Страна Фантазия  

6

104

Е.С. Велтисов. Приключения Электроника

1

Определять отношение автора к героям

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

105-107

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.

3

Определять нравственный смысл произведения

Понимать точку зрения другого.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

14

Внеклассное  чтение

Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере 

1

Обобщение и систематизация знаний

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

108

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №11

1

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

12

Зарубежная литература

14

109-110

Д.Свифт. Путешествие Гулливера.

2

Определять отношение автора к героям

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

111-113

Г.Х.Андерсен. Русалочка.

3

Рассказать о герое с опорой на текст

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

15

Внеклассное  чтение

Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт

1

Обобщение и систематизация знаний

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

114-116

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

3

Определять нравственный смысл произведения

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

117

С. Лагерлёф. Святая ночь.

1

Определять нравственный смысл произведения

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

118-120

С. Лагерлёф. В Назарете. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №12

3

Оценивать,  делать выводы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

16

Внеклассное  чтение

Библиографическое пособие для детей: «Что читать»

1

Обобщение и систематизация знаний

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;


Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

Раздел, тема

Дата по план.

Дата факт.

Примечание

Летописи, былины, жития

1

«И повесил Олег щит свой…»

2

 «И вспомнил Олег коня своего»

3

 «И вспомнил Олег коня своего». Продолжение

4

«Ильины три поездочки»

5

«Ильины три поездочки» Продолжение

6

«Три  поездочки Ильи Муромца»

7

Контрольное чтение. Входная проверка

8

«Житие Сергия Радонежского»

9

«Житие Сергия Радонежского». Продолжение

10

Проверим себя и оценим  свои достижения. Тест №1

Чудесный мир классики

11

П.П.Ершов. Конёк-горбунок

12

П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Продолжение

13

П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Чтение по ролям

14

П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Заключение

15

А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!..

16

А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!..Наизусть

17

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

18

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Продолжение

19

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Чтение по ролям, пересказ

20

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.Заключение

21

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова

22

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

23

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Продолжение

24

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Пересказ

25

М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Заключение

26

Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Детство

27

Л.Н. Толстой. Детство

28

Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень

29

Знакомство с творчеством А.П. Чехова. Мальчики

30

А.П. Чехов. Мальчики

31

А.П. Чехов. Мальчики. Заключение

32

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2

Поэтическая тетрадь

33

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко..

34

А.А.Фет. Весенний дождь. Бабочка.

35

Е.А. Баратынский. Весна! Весна!   Где сладкий шёпот…

36

А.Н. Плещеев. Дети и птичка.

37

И.С.Никитин. В синем небе плывут над полями.

38

Н.А.Некрасов Школьник.

39

Н.А.Некрасов В зимние сумерки…

40

И.А. Бунин.Листопад.

41

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №3

Литературные сказки

42

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

43

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Продолжение

44

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Заключение

45

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

46

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Продолжение

47

П.П. Бажов. Серебряное копытце. 

48

П.П. Бажов. Серебряное копытце. Продолжение

49

Контрольное чтение

50

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

51

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.Продолжение

52

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Пересказ

53

С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.Заключение

54

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №4

Делу время- потехе час

55

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.

56

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.Продолжение

57

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. Пересказ

58

Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.Заключение

59

В.Г. Драгунский. Главные реки.

60

В.Г. Драгунский. Главные реки. Продолжение

61

В.Г. Драгунский. Что любит Мишка.

62

В.Г. Драгунский. Что любит Мишка. Продолжение

63

В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.

64

В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Продолжение

65

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №5

Страна детства

66

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.

67

Б.С. Житков. Как я ловил человечков.Продолжение

68

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

69

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Продолжение

70

М.М. Зощенко. Ёлка

71

М.М. Зощенко. Ёлка Продолжение

72

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6

Поэтическая тетрадь

73

В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская.

74

В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. Чтение наизусть

75

В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. Продолжение

76

С.А. Есенин. Бабушкины сказки.

77

С.А. Есенин. Бабушкины сказки. Чтение наизусть

78

М.И. Цветаева. Бежит тропинка. Наши царства.

79

М.И. Цветаева. Бежит тропинка. Наши царства. Выразительное чтение.

80

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №7

Природа и мы

81

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

82

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. Продолжение

83

А.И. Куприн. Барбос и Жулька.

84

А.И. Куприн. Барбос и Жулька. Продолжение

85

М.М. Пришвин. Выскочка.

86

Е.И. Чарушин. Кабан.

87

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

88

В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Продолжение

89

Контрольное чтение

90

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №8

Поэтическая тетрадь

91

Б.Л.Пастернак.Золотая осень

92

С.А. Клычков. Весна в лесу.

93

Д.Б.Кедрин. Бабье лето.

94

Н.М. Рубцов. Сентябрь

95

С.А.Есенин. Лебёдушка.

96

С.А.Есенин. Лебёдушка. Продолжение

97

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №9

Родина

98

И.С. Никитин. Русь.

99

И.С. Никитин. Русь. Продолжение

100

С.Д. Дрожжин.Родине.

101

А.В. Жигулин.О, Родина!..

102

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №10

Страна Фантазия  

103

Е.С. Велтисов. Приключения Электроника

104

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.

105

Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Продолжение

106

Кир Булычёв. Путешествие Алисы.Заключение

107

Проверим себя и оценим свои достижения Тест №11

Зарубежная литература

108

Д.Свифт. Путешествие Гулливера.

109

Д.Свифт. Путешествие Гулливера. Заключение

110

Г.Х.Андерсен. Русалочка. Продолжение

111

Г.Х.Андерсен. Русалочка.Заключение

112

Г.Х.Андерсен. Русалочка.

113

Итоговое контрольное чтение 

114

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

115

М.Твен. Приключения Тома Сойера.Продолжение

116

М.Твен. Приключения Тома Сойера. Заключение

117

С. Лагерлёф. Святая ночь.

118

С. Лагерлёф. В Назарете.

119

С. Лагерлёф. В Назарете.Заключение

120

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговый тест №12

Внеклассное  чтение

Раздел, тема

Дата по план.

Дата факт.

Примечание

1

Внеклассное  чтение. Летописи, былины, сказания 

2

Внеклассное  чтение. Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

3

Внеклассное  чтение. «Что такое?»

4

Внеклассное  чтение. Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

5

Внеклассное  чтение. «Русь, Россия, Родина моя …»

6

Внеклассное  чтение. Сказки писателей о детях

7

Внеклассное  чтение. Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

8

Внеклассное  чтение. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться

9

Внеклассное  чтение.  «В путь, друзья!» 

10

Внеклассное  чтение. «Лес не школа, а всему учит»

11

Внеклассное  чтение. Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют

12

Внеклассное  чтение. Стихи русских поэтов о природе

13

Внеклассное  чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

14

Внеклассное  чтение. Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере 

15

Внеклассное  чтение. Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт

16

Внеклассное  чтение. Библиографическое пособие для детей: «Что читать»

  1. Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению

Входная проверка

техники чтения

Ландыш

Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?

- Конечно, я, ландыш!

- Какие же у тебя цветки?

- Цветки у меня-  будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!

- А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?

- Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!

_ Отчего же?

- А они ядовитые!

- Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?

_ Чтобы ты, сладкоежка,не съел!

1. Опиши ландыш, когда он цветёт.

2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?

Контрольное чтение за I полугодие

Маленький лесовод

Шёл я однажды зимой по лесу.

Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.

Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.

Вдруг вижу – на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю – немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а  в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпанная, как и те, что на снегу валяются.

Отошёл я в сторону и сел на пенёк, просидел минут пять, гляжу – к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку. Потом уселся поудобнее и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывая семена.

Засмотрелся я на дятла и задумался: «Пройдёт тридцать – сорок лет – и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор».

Г Скребицкий

  1. Как ты думаешь, зачем дятел собирал сосновые шишки и шелушил их?
  2.  Почему рассказ называется «Маленький лесовод»?

Присказка к сказке

Ну – ка  собирайтесь, полукругом сядьте, приготовьтесь слушать. Расскажу вам сказку.

Ветер мимо пробежал, а потом вернулся. Прилетели птицы, на ветвях уселись, смолкли, не щебечут. Травы всколыхнулись, головы склонили, начинать пора. И пчела усталая на цветок присела, вот жужжит: « Я тоже буду слушать сказку!»

Слушай, пчёлка, слушай. Оседлаю коня-аргамака. Конь мой не простой, а волшебный: два крыла у него и два сердца – понесёт он меня быстрее ветра. Доскачу я до дубравы тёмной – тёмной. Дуб могучий растёт в той дубраве,  на нём птица живёт – премудрый сокол. Сказки сказывает он добрым людям, всем-всем, кто к нему приходит.

Побывал я у сокола под дубом, и слушал я новую сказку. Всё, как есть, постарался запомнить, чтобы потом рассказывать добрым людям – всем, кто сказки волшебные любит.

М. Юхма

1. Какое настроение появилось у тебя, когда ты читал присказку?

2.  О ком говорится в присказке?

3. Для чего нужна присказка?

Итоговое контрольное чтение

Черепаха

Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что  он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон пошёл не в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая, тёмно- серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог прокусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как  и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона, бросил на траву и пошёл подальше. Но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он рассердился на неё за это.

Л.Толстой

- Почему Мильтон так странно вёл себя с черепахой и не слушал своего хозяина?

Лоси

Как- то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.

- Да какие они , лоси-то? – спросил кто-то из нас.

- Хорошенькие, - ответил дед.

- Ну какие же они хорошенькие! – сказал я. – Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.

- Очень хорошенькие, - настаивал дед. – Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить в неё из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?

_ Ты же убить её хотел?

- Вот вспомнил! – удивился дед. – Я в то время всё забыл, только думаю: убежит она от детей или  то же и у них, как у нас? Ну, как ты думаешь?

- Думаю,- сказал я, - она отбежит к лесу и будет наблюдать.

- Нет, - перебил меня дед.- Оказалось – у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же ты думаешь? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались, и она их повела..

- И ты их не тронул?

- Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…

М. Пришвин

1. В чём проявляется сходство лосей с людьми?

2. Можешь ли ты привести другие примеры сходных черт характера животных и людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Рабочая программа по предмету литературное чтение для 2 класса Школа России

Рабочая программа по обучению грамоте для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" разработанная для 1 класса согласно программы "Школа России"....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса УМК Школа России

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программо...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса УМК Школа России

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программо...

Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 4 класса (Школа России)

рабочая программа по Литературному чтению (3 часа в неделю)...