Образовательная система «Школа России» Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 а класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».
Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_._4_a_kl._fu-tse_e.v.doc | 400 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Якутска
«Согласовано» «Утверждаю»
Методсовет, зам по НМР директор МОБУ СОШ №7
________ Н.Е.Егорова __________ С.Н. Федорова
«___» __________ 2014 г. Приказ № ___________
« ___» ___________ 2014 г.
Образовательная система «Школа России»
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
для 4 а класса
Составила:
Фу-Це Екатерина Вячеславовна
учитель начальных классов
2014 – 2015 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы».
Цели обучения:
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
Для реализации программного содержания используются:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013 г.
II. Содержание учебного предмета
2.1. Структура курса
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Часы внекл.чтения | Итого часов |
1. | Летописи, былины, жития | 10 | 1 | 11 |
2. | Чудесный мир классики | 22 | 3 | 25 |
3. | Поэтическая тетрадь | 9 | 1 | 10 |
4. | Литературные сказки | 13 | 1 | 14 |
5. | Делу время – потехе час | 11 | 2 | 13 |
6. | Страна детства | 7 | 1 | 8 |
7. | Поэтическая тетрадь | 8 | 1 | 9 |
8. | Природа и мы | 10 | 1 | 11 |
9. | Поэтическая тетрадь | 7 | 1 | 8 |
10. | Родина | 6 | 1 | 7 |
11. | Страна Фантазия | 5 | 1 | 6 |
12. | Зарубежная литература | 12 | 2 | 14 |
Всего | 120 | 16 | 136 |
2.2. Содержание учебного материала
«Летописи, былины, жития»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События летописи. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер былины.
«Чудесный мир классики»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы, события литературной сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Характер героев художественного текста.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ритм, порядок слов, знаки препинания в лирическом тексте. Изменение картин природы в стихотворении. Сравнения, эпитеты.
«Литературные сказки»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности данного литературного жанра. Заглавие, главные герои, деление на части, составление плана, подробный пересказ, выборочный пересказ.
Делу время – потехе час»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Жанр произведения. Инсценирование произведения.
«Страна детства»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Тема детства в произведениях Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.
«Природа и мы»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отношение человека к природе. Герои произведения о животных.
«Поэтическая тетрадь»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины весны, осени, лета в произведениях»
«Родина»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Образ Родины в поэтическом тексте.
«Страна Фантазия»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра.
«Зарубежная литература»
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Особенности повествования.
2.3. Планируемые результаты
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
-названия, основное содержание литературных произведений, их авторов;
-наизусть не менее 15 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;
уметь:
- уметь различать элементы книги, читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учёта скорости);
- определять тему главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объём не менее 1,5 страницы);
- делить текст на смысловые части, составлять простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные строки наизусть (по выбору);
- приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы;
- различать сказки народные и литературные»
- оценивать выполнение любой проделанной работы
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с разными источниками информации
Личностные результаты:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать своё отношение к учёбе;
- уважение к культуре разных народов;
- способность к самооценке
Предметные результаты:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- правильно выбирать нужную информацию, темп, громкость прочтения, определять место логического ударения;
- определять и оценивать позиции литературных героев;
- определять своё и авторское отношение к героям;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
- использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах
Метапредметные
Регулятивные
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- планировать и анализировать свои учебные действия;
Познавательные
- сравнивать произведения и героев;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- ориентироваться в аппарате книжного издания
Коммуникативные
Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности;
- работать в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнёра
2.4. Перечень контрольных, проверочных работ
- Входная проверка сентябрь, 2014г.
- Контрольное чтение за I полугодие декабрь 2014г.
- Контрольное чтение за II полугодие март, май 2015г.
2.5. Критерии и нормы оценок
Оценивание - процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.
Отметка - это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
3.1.1. Задачи школьной отметки:
- Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
- Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
3.1.2. Принципы выставления школьной отметки:
- Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
- Незыблемость - выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит).
Критерии выставления отметок.
Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
• полнота и правильность - это правильный, точный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ
3.3 Шкала отметок
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-11 классов оценивается по 5-бальной системе:
«5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно, «1»-отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-9 классах за полугодие по предметам, имеющим один недельный час и за четверть по предметам, имеющим 2 и более часа в неделю. Обучающимся 1х классов и в первое полугодие 2-х классов оценки по 5-бальной системе не выставляются. Успешность усвоения ими программ характеризуется качественной оценкой. В начальной школе возможна и безотметочная система обучения. Оценочная система контроля за качеством обучения учащихся регламентируется локальным актом.
Отметку «5» - получает ученик , если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУ Нов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случая х. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)
IV. Формы и сроки контроля
- Формы контроля школа определяет следующие: текущий контроль, промежуточный контроль.
- Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
- При контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.
- Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
- Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося.
III. Содержание календарно – тематического планирования
по литературному чтению
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Формы и вид контроля |
1 | Летописи, былины, жития | 11 | |||
1 | «И повесил Олег щит свой…» | 1 | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | ||
2-3 | «И вспомнил Олег коня своего» | 2 | Читать, находить данные | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |
4.-5 | «Ильины три поездочки» | 2 | Сравнивать тексты: летописи и былины | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» | |
6-7 | «Три поездочки Ильи Муромца» Контрольное чтение. Входная проверка | 2 | Пересказывать былину от лица её героя | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
8-9 | «Житие Сергия Радонежского» | 2 | Описывать характер человека, находить интересную информацию о жизни святого человека | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №1 | 1 | Оценивать, делать выводы | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
1 | Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания | 1 | Закрепление знаний | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; | |
2 | Чудесный мир классики | 25 | |||
11.-14. | П.П.Ершов. Конёк-горбунок | 4 | Читать, наблюдать за развитием событий в сказке | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ». | |
15-16. | А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!.. | 2 | Составлять словесное иллюстрирование | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
17-20 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. | 4 | Сравнивать начало и конец сказки, составлять план | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. | |
2 | Внеклассное чтение Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм | |
21 | М.Ю. Лермонтов. Дары Терека. | 1 | Выражать своё отношение к мыслям автора | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | |
22-25 | М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб | 4 | Подробно пересказывать, выражать свои мысли | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ». | |
3 | Внеклассное чтение «Что такое?» (серии книг и каково их назначение) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное | |
26-27 | Л.Н. Толстой Детство | 2 | Характеризовать события | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
28 | Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень | 1 | Высказывать свои суждения | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
4 | Внеклассное чтение Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
29-31 | А.П. Чехов. Мальчики | 3 | Составлять план, пересказывать | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2 | 1 | Оценивать, делать выводы | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
3 | Поэтическая тетрадь | 10 | |||
33 | Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко.. | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
34 | А.А.Фет. Весенний дождь. Бабочка. | 1 | Читать выразительно, определять средства худ. выразительности | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
35 | Е.А. Баратынский. Весна! Весна! Где сладкий шёпот… | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
36 | А.Н. Плещеев. Дети и птичка. | 1 | Определять по тексту переживания автора | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |
37 | И.С.Никитин. В синем небе плывут над полями. | 1 | Читать выразительно, передавая настроение | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
5 | Внеклассное чтение «Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | |
38-39 | Н.А.Некрасов Школьник. В зимние сумерки… | 2 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно, наизусть | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
40 | И.А. Бунин. Листопад. | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
41 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №3 | 1 | Оценивать, делать выводы | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
4 | Литературные сказки | 14 | |||
42-44 | В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. | 3 | Читать и воспринимать на слух прочитанное | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ» | |
45-46 | В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. | 2 | Знать отличительные особенности литературной сказки | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
6 | Внеклассное чтение Сказки писателей о детях | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
47-49 | П.П. Бажов. Серебряное копытце. Контрольное чтение | 3 | Делить текст на части, составлять план | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
50-53 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. | 4 | Сравнивать народную и литературную сказки, пересказывать | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
54 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №4 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
5 | Делу время- потехе час | 13 | |||
55-58 | Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. | 4 | Определять нравственный смысл произведения | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
7 | Внеклассное чтение Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | |
59-60 | В.Г. Драгунский. Главные реки. | 2 | Определять жанр произведения, главную мысль | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
61-62 | В.Г. Драгунский. Что любит Мишка. | 2 | Рассказать о герое с опорой на текст | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | |
63-64 | В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. | 2 | Составлять план, пересказывать | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
8 | Внеклассное чтение Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (книги о сверстниках, о школе) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №5 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
6 | Страна детства | 8 | |||
66-67 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков. | 2 | Подбирать книги по теме, рассказывать их содержание | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |
68-69 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. | 2 | Определять отношение автора к героям | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | |
70-71 | М.М. Зощенко. Ёлка | 2 | Находить смешные эпизоды | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
9 | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; | |
72 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
7 | Поэтическая тетрадь | 9 | |||
73-75 | В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. | 3 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. | |
76-77 | С.А. Есенин. Бабушкины сказки. | 2 | Читать выразительно, передавая настроение | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. | |
78-79 | М.И. Цветаева. Бежит тропинка.. Наши царства. | 2 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. | |
80 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №7 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
10 | Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | |
8 | Природа и мы | 11 | |||
81-82 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. | 2 | Определять отношение автора к героям | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» | |
83-84 | А.И. Куприн. Барбос и Жулька. | 2 | Определять нравственный смысл произведения | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. | |
85 | М.М. Пришвин. Выскочка. | 1 | Рассказать о герое с опорой на текст | Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей народов. | |
86 | Е.И. Чарушин. Кабан. | 1 | Составлять план, пересказывать | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | |
87-89 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. | 3 | Определять нравственный смысл произведения | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
11 | Внеклассное чтение Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют | 1 | Обобщение и систематизация знаний | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; | |
90 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №8 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
9 | Поэтическая тетрадь | 8 | |||
91-92 | Б.Л.Пастернак. Золотая осень С.А. Клычков. Весна в лесу. | 2 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
93 | Д.Б.Кедрин. Бабье лето. | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | |
94 | Н.М. Рубцов. Сентябрь | 1 | Читать выразительно, передавая настроение | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
95-96 | .С.А.Есенин. Лебёдушка. | 2 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |
12 | Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
97 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №9 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
10 | Родина | 7 | |||
98-99 | И.С. Никитин. Русь. | 2 | Воспринимать на слух произведение, читать | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ». | |
100 | С.Д. Дрожжин. Родине. | 1 | Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ». | |
101 | А.В. Жигулин. О, Родина!.. | 1 | Подготовиться к работе над проектом | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ». | |
13 | Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа) | 1 | Обобщение и систематизация знаний | формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | |
102-103 | Итоговое контрольное чтение Проверим себя и оценим свои достижения Тест №10 | 2 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
11 | Страна Фантазия | 6 | |||
104 | Е.С. Велтисов. Приключения Электроника | 1 | Определять отношение автора к героям | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |
105-107 | Кир Булычёв. Путешествие Алисы. | 3 | Определять нравственный смысл произведения | Понимать точку зрения другого. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | |
14 | Внеклассное чтение Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере | 1 | Обобщение и систематизация знаний | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; | |
108 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №11 | 1 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
12 | Зарубежная литература | 14 | |||
109-110 | Д.Свифт. Путешествие Гулливера. | 2 | Определять отношение автора к героям | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |
111-113 | Г.Х.Андерсен. Русалочка. | 3 | Рассказать о герое с опорой на текст | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | |
15 | Внеклассное чтение Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт | 1 | Обобщение и систематизация знаний | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
114-116 | М.Твен. Приключения Тома Сойера. | 3 | Определять нравственный смысл произведения | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | |
117 | С. Лагерлёф. Святая ночь. | 1 | Определять нравственный смысл произведения | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |
118-120 | С. Лагерлёф. В Назарете. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №12 | 3 | Оценивать, делать выводы | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | |
16 | Внеклассное чтение Библиографическое пособие для детей: «Что читать» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; |
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
Раздел, тема | Дата по план. | Дата факт. | Примечание | |
Летописи, былины, жития | ||||
1 | «И повесил Олег щит свой…» | |||
2 | «И вспомнил Олег коня своего» | |||
3 | «И вспомнил Олег коня своего». Продолжение | |||
4 | «Ильины три поездочки» | |||
5 | «Ильины три поездочки» Продолжение | |||
6 | «Три поездочки Ильи Муромца» | |||
7 | Контрольное чтение. Входная проверка | |||
8 | «Житие Сергия Радонежского» | |||
9 | «Житие Сергия Радонежского». Продолжение | |||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №1 | |||
Чудесный мир классики | ||||
11 | П.П.Ершов. Конёк-горбунок | |||
12 | П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Продолжение | |||
13 | П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Чтение по ролям | |||
14 | П.П.Ершов. Конёк-горбунок. Заключение | |||
15 | А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!.. | |||
16 | А.С.Пушкин. Няне. Туча. Унылая пора!..Наизусть | |||
17 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. | |||
18 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Продолжение | |||
19 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Чтение по ролям, пересказ | |||
20 | А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.Заключение | |||
21 | Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова | |||
22 | М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб | |||
23 | М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Продолжение | |||
24 | М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Пересказ | |||
25 | М.Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб. Заключение | |||
26 | Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Детство | |||
27 | Л.Н. Толстой. Детство | |||
28 | Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень | |||
29 | Знакомство с творчеством А.П. Чехова. Мальчики | |||
30 | А.П. Чехов. Мальчики | |||
31 | А.П. Чехов. Мальчики. Заключение | |||
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2 | |||
Поэтическая тетрадь | ||||
33 | Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…, Как неожиданно и ярко.. | |||
34 | А.А.Фет. Весенний дождь. Бабочка. | |||
35 | Е.А. Баратынский. Весна! Весна! Где сладкий шёпот… | |||
36 | А.Н. Плещеев. Дети и птичка. | |||
37 | И.С.Никитин. В синем небе плывут над полями. | |||
38 | Н.А.Некрасов Школьник. | |||
39 | Н.А.Некрасов В зимние сумерки… | |||
40 | И.А. Бунин.Листопад. | |||
41 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №3 | |||
Литературные сказки | ||||
42 | В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. | |||
43 | В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Продолжение | |||
44 | В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Заключение | |||
45 | В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. | |||
46 | В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Продолжение | |||
47 | П.П. Бажов. Серебряное копытце. | |||
48 | П.П. Бажов. Серебряное копытце. Продолжение | |||
49 | Контрольное чтение | |||
50 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. | |||
51 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.Продолжение | |||
52 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Пересказ | |||
53 | С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.Заключение | |||
54 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №4 | |||
Делу время- потехе час | ||||
55 | Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. | |||
56 | Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.Продолжение | |||
57 | Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени. Пересказ | |||
58 | Е.Л.Шварц. Сказка о потерянном времени.Заключение | |||
59 | В.Г. Драгунский. Главные реки. | |||
60 | В.Г. Драгунский. Главные реки. Продолжение | |||
61 | В.Г. Драгунский. Что любит Мишка. | |||
62 | В.Г. Драгунский. Что любит Мишка. Продолжение | |||
63 | В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. | |||
64 | В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Продолжение | |||
65 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №5 | |||
Страна детства | ||||
66 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков. | |||
67 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков.Продолжение | |||
68 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. | |||
69 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Продолжение | |||
70 | М.М. Зощенко. Ёлка | |||
71 | М.М. Зощенко. Ёлка Продолжение | |||
72 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6 | |||
Поэтическая тетрадь | ||||
73 | В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. | |||
74 | В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. Чтение наизусть | |||
75 | В.Я. Брюсов. Опять сон. Детская. Продолжение | |||
76 | С.А. Есенин. Бабушкины сказки. | |||
77 | С.А. Есенин. Бабушкины сказки. Чтение наизусть | |||
78 | М.И. Цветаева. Бежит тропинка. Наши царства. | |||
79 | М.И. Цветаева. Бежит тропинка. Наши царства. Выразительное чтение. | |||
80 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №7 | |||
Природа и мы | ||||
81 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. | |||
82 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. Продолжение | |||
83 | А.И. Куприн. Барбос и Жулька. | |||
84 | А.И. Куприн. Барбос и Жулька. Продолжение | |||
85 | М.М. Пришвин. Выскочка. | |||
86 | Е.И. Чарушин. Кабан. | |||
87 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. | |||
88 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Продолжение | |||
89 | Контрольное чтение | |||
90 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №8 | |||
Поэтическая тетрадь | ||||
91 | Б.Л.Пастернак.Золотая осень | |||
92 | С.А. Клычков. Весна в лесу. | |||
93 | Д.Б.Кедрин. Бабье лето. | |||
94 | Н.М. Рубцов. Сентябрь | |||
95 | С.А.Есенин. Лебёдушка. | |||
96 | С.А.Есенин. Лебёдушка. Продолжение | |||
97 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №9 | |||
Родина | ||||
98 | И.С. Никитин. Русь. | |||
99 | И.С. Никитин. Русь. Продолжение | |||
100 | С.Д. Дрожжин.Родине. | |||
101 | А.В. Жигулин.О, Родина!.. | |||
102 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №10 | |||
Страна Фантазия | ||||
103 | Е.С. Велтисов. Приключения Электроника | |||
104 | Кир Булычёв. Путешествие Алисы. | |||
105 | Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Продолжение | |||
106 | Кир Булычёв. Путешествие Алисы.Заключение | |||
107 | Проверим себя и оценим свои достижения Тест №11 | |||
Зарубежная литература | ||||
108 | Д.Свифт. Путешествие Гулливера. | |||
109 | Д.Свифт. Путешествие Гулливера. Заключение | |||
110 | Г.Х.Андерсен. Русалочка. Продолжение | |||
111 | Г.Х.Андерсен. Русалочка.Заключение | |||
112 | Г.Х.Андерсен. Русалочка. | |||
113 | Итоговое контрольное чтение | |||
114 | М.Твен. Приключения Тома Сойера. | |||
115 | М.Твен. Приключения Тома Сойера.Продолжение | |||
116 | М.Твен. Приключения Тома Сойера. Заключение | |||
117 | С. Лагерлёф. Святая ночь. | |||
118 | С. Лагерлёф. В Назарете. | |||
119 | С. Лагерлёф. В Назарете.Заключение | |||
120 | Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговый тест №12 |
Внеклассное чтение
Раздел, тема | Дата по план. | Дата факт. | Примечание | |
1 | Внеклассное чтение. Летописи, былины, сказания | |||
2 | Внеклассное чтение. Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина | |||
3 | Внеклассное чтение. «Что такое?» | |||
4 | Внеклассное чтение. Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | |||
5 | Внеклассное чтение. «Русь, Россия, Родина моя …» | |||
6 | Внеклассное чтение. Сказки писателей о детях | |||
7 | Внеклассное чтение. Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков | |||
8 | Внеклассное чтение. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться | |||
9 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» | |||
10 | Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит» | |||
11 | Внеклассное чтение. Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют | |||
12 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе | |||
13 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | |||
14 | Внеклассное чтение. Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере | |||
15 | Внеклассное чтение. Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт | |||
16 | Внеклассное чтение. Библиографическое пособие для детей: «Что читать» | |||
- Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению
Входная проверка
техники чтения
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
- Конечно, я, ландыш!
- Какие же у тебя цветки?
- Цветки у меня- будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
- А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
- Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
_ Отчего же?
- А они ядовитые!
- Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
_ Чтобы ты, сладкоежка,не съел!
1. Опиши ландыш, когда он цветёт.
2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?
Контрольное чтение за I полугодие
Маленький лесовод
Шёл я однажды зимой по лесу.
Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.
Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.
Вдруг вижу – на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю – немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпанная, как и те, что на снегу валяются.
Отошёл я в сторону и сел на пенёк, просидел минут пять, гляжу – к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая – белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка. Сразу узнал я дятла.
Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку. Потом уселся поудобнее и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывая семена.
Засмотрелся я на дятла и задумался: «Пройдёт тридцать – сорок лет – и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор».
Г Скребицкий
- Как ты думаешь, зачем дятел собирал сосновые шишки и шелушил их?
- Почему рассказ называется «Маленький лесовод»?
Присказка к сказке
Ну – ка собирайтесь, полукругом сядьте, приготовьтесь слушать. Расскажу вам сказку.
Ветер мимо пробежал, а потом вернулся. Прилетели птицы, на ветвях уселись, смолкли, не щебечут. Травы всколыхнулись, головы склонили, начинать пора. И пчела усталая на цветок присела, вот жужжит: « Я тоже буду слушать сказку!»
Слушай, пчёлка, слушай. Оседлаю коня-аргамака. Конь мой не простой, а волшебный: два крыла у него и два сердца – понесёт он меня быстрее ветра. Доскачу я до дубравы тёмной – тёмной. Дуб могучий растёт в той дубраве, на нём птица живёт – премудрый сокол. Сказки сказывает он добрым людям, всем-всем, кто к нему приходит.
Побывал я у сокола под дубом, и слушал я новую сказку. Всё, как есть, постарался запомнить, чтобы потом рассказывать добрым людям – всем, кто сказки волшебные любит.
М. Юхма
1. Какое настроение появилось у тебя, когда ты читал присказку?
2. О ком говорится в присказке?
3. Для чего нужна присказка?
Итоговое контрольное чтение
Черепаха
Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон пошёл не в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая, тёмно- серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.
Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог прокусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.
Я отнял черепаху у Мильтона, бросил на траву и пошёл подальше. Но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он рассердился на неё за это.
Л.Толстой
- Почему Мильтон так странно вёл себя с черепахой и не слушал своего хозяина?
Лоси
Как- то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.
- Да какие они , лоси-то? – спросил кто-то из нас.
- Хорошенькие, - ответил дед.
- Ну какие же они хорошенькие! – сказал я. – Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога – как лопаты. Скорее безобразные.
- Очень хорошенькие, - настаивал дед. – Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить в неё из ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?
_ Ты же убить её хотел?
- Вот вспомнил! – удивился дед. – Я в то время всё забыл, только думаю: убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну, как ты думаешь?
- Думаю,- сказал я, - она отбежит к лесу и будет наблюдать.
- Нет, - перебил меня дед.- Оказалось – у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же ты думаешь? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались, и она их повела..
- И ты их не тронул?
- Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…
М. Пришвин
1. В чём проявляется сходство лосей с людьми?
2. Можешь ли ты привести другие примеры сходных черт характера животных и людей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...
Рабочая программа по предмету литературное чтение для 2 класса Школа России
Рабочая программа по обучению грамоте для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 1 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" разработанная для 1 класса согласно программы "Школа России"....
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса УМК Школа России
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программо...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса УМК Школа России
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программо...
Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 4 класса (Школа России)
рабочая программа по Литературному чтению (3 часа в неделю)...