Цели урока: - Совершенствовать технику и скорость чтения посредством специальной системы упражнений.
- Развивать внимание, память, устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
- Воспитывать уверенность в собственных силах, стремление к достижению успеха.
- Создать на уроке психологически комфортную атмосферу, применяя здоровьесберегающие технологии.
|
|
|
|
М | Вид упражнения | Цели использования | Технология проведения упражнения |
1. | Жужжащее чтение | При выполнении перед каждым уроком увеличивает скорость чтения. | Дети отчетливо и полно проговаривают слова и фразы с уменьшением громкости. |
2. | Аутогенная тренировка | Путем самовнушения способствует настрою на успешное чтение. | Дети произносят хором текст под тихую медленную мелодию. |
3.
| Многократное чтение | Увеличивает скорость чтения, влияет на эффективное развитие техники чтения. | Сначала дети начинают читать в медленном темпе, четко проговаривая окончания слов. Затем по команде они возвращаются на начало чтения и читают то же самое в темпе скороговорки. Затем вновь возвращаются на начало чтения и читают обычным рабочим темпом. В тот момент, когда прошли предыдущую границу чтения, поднимают руку, а сами читают дальше, не останавливаясь. Темп повышен! |
4. | «Дежурная буква» | Снимает страх перед восприятием текста без иллюстраций, развивает внимание, интерес к чтению. | За одну минуту зачеркнуть на странице как можно больше .. .(произносится какая - либо буква).3атем дети считают зачеркнутые буквы. |
5. | «Птичий базар» | Развивает стремление прочесть как можно больше слов, увеличивает скорость чтения. | За одну минуту прочитать абзац как можно больше раз. |
6. | «Доскажи словечко» | Вызывает заинтересованность детей чтением, развивает внимание, умение следить за чтением учителя. | Учитель читает текст вслух. Дети следят за учителем. Когда учитель останавливается, дети хором произносят следующее слово. |
7. | Параллельное чтение учащихся в парах | Развивает умение сосредоточиться на тексте. | Первый ученик начинает читать. Через строку за ним то же самое начинает читать другой ученик. Читают, сохраняя расстояние в одну строку. |
8. | Одновременное чтение | Развивает внимание, умение слышать товарища, стремление к более высокому темпу чтения. | Читают два ученика с разным темпом чтения. Дети должны читать в один голос, не отставать и не вырываться вперед. |
9. | «Догоняй-ка» | Упражнение учит свободно ориентироваться на странице в книге. | Выбирается текст с большим количеством абзацев. Учитель начинает чтение с любого абзаца, а дети быстро находят его и читают дальше вместе с учителем. |
10. | «Дрессированная пчела» | Развивает умение свободно ориентироваться на странице в книге, быстро находить абзац, пункт, слово и др. | На доске таблица из девяти клеток. В центре - пчела. Учитель задает направление движения: «Пчела в центре, вверх, направо, налево... Где пчела?» Дети, проследив за полетом пчелы, называют клетку, в которой она остановилась. |
11. | «Буксир» | Развивает скорость и гибкость, т.е. умение менять скорость и ритм чтения в зависимости от содержания. | Учитель громко читает текст, варьируя скоростью. Дети читают тот же текст (то про себя, то вслух),стараясь поспевать за учителем. |
12. | Зрительный диктант | Развивает оперативную память, повышает скорость чтения. | На доске записаны 6 предложений, которые закрыты. Учитель, открыв предложение, стирает его через 5 секунд. Дети должны успеть прочитать, запомнить и записать предложение. Рекомендуется такие диктанты писать ежедневно, в течение двух месяцев. |
13. | «Запоминай-ка» | Развивает память, скорость чтения, концентрирует внимание на запоминание прочитанного. | Учитель дает задание: «Прочитайте текст (абзац) как можно быстрее. О чем прочитали?» Учитель задает ряд вопросов по содержанию, подмечая разные мелкие детали в прочитанном. Дети дают точный ответ. |
14. | Чтение с переходом на второй текст | Развивает внимание, позволяет лучше понять и запомнить прочитанное. | Перед учениками лежат два текста. По команде дети начинают читать сначала первый текст. Через 15 секунд учитель произносит: «Переход!» Дети ставят пальчик на место остановки и переходят на второй текст. «Переход!». И вновь на первый текст. Так читают примерно 2 минуты. |
15. | Работа по таблицам Шульте | Расширяет поле зрения, ориентирует на странице текста. | У учащихся специальные таблицы с числами. Учитель называет числа, увеличивая скорость. Ученики должны сконцентрировать свой взгляд в центре таблицы, а «краем глаза» стараться видеть всю таблицу сразу. Г олову держать высоко, спину - прямо. |
16. | Замер скорости чтения | Развивает интерес, дух соревнования, желание сегодня прочитать больше, чем вчера. | Дети читают незнакомый текст одну минуту. Считают сами количество прочитанных слов и результат записывают в дневник читаемости или в обычный дневник. Сравнивают результат с предыдущими показателями. Радуются! |
17. | Зарядка для глаз
| Служит для снятия утомляемости и уменьшения напряжения глаз. | Звучат слова учителя: «Смотрим вверх, вниз, направо, налево, по кругу вправо, влево. То же самое делаем с сомкнутыми веками. Следим за своим указательным пальчиком: к носу, от носа, влево, вправо. Быстро моргаем глазами. Смотрим на зеленое. Зеленый цвет успокаивает.» (Зарядку для глаз можно делать в специальных очках-тренажерах). Здоровье беречь мы обязаны сами, Своей головой и своими руками! |