Пояснительная записка программы "Чтение" 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, помогающему учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение грамоте: чтение осуществляется в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Общие сведения об учащихся 1 класса, характеристика групп.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений по чтению, разделены на три группы.
1 группа – Учащиеся могут различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту. Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту.
2 группа – Учащиеся работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, им необходима помощь учителя.
3 группа - Учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка программы "Чтение" | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Чтение в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, помогающему учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Обучение грамоте: чтение осуществляется в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Общие сведения об учащихся 1 класса, характеристика групп.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений по чтению, разделены на три группы.
1 группа – Учащиеся могут различать звуки на слух и в произношении. Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту. Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту.
2 группа – Учащиеся работают медленнее, им дается меньший объём работы, затрудняются самостоятельно выполнять работу, им необходима помощь учителя.
3 группа - Учащиеся самостоятельно не работают, требуется постоянные контроль и помощь.
Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение курса обучение грамоте: чтение в 1 классе отводится следующее количество часов:
Период | Кол-во часов |
Неделя | 3 |
Год | 98 |
1 четверть | 24 |
2 четверть | 24 |
3 четверть | 27 |
4 четверть | 23 |
Продолжительность занятия 30 минут (10 минут коррекционно-развивающие игры). Курс имеет без оценочную систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. М. «Просвещение», 2008. С. - 191
Содержательный минимум образования
Программа по обучению грамоте: чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучение грамоте: чтение, как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
Программа по обучению грамоте: чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: коррекция и развитие коммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для дальнейшей интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- Предметно - информационная:
Основные цели добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. Коррекция имеющихся нарушений психофизического развития.
Основные цели букварного периода:
формировать представления о звукобуквенном анализе и синтезе, как основе овладения чтением и письмом;
корригировать фонематический слух, работу сенсомоторного аппарата, зрительного восприятия;
воспитывать прилежность и усидчивость;
прививать интереса к обучению.
- Деятельностно - коммуникативная:
- Формирование умений и навыков различать звуки на слух и в произношении;
- Формирование представлений о анализе слов по звуковому составу, составление слов из букв и слогов разрезной азбуки;
- Формирование представлений о навыках связной, устной и письменной речи;
- Формирование представлений о коммуникативно - деятельностных качествах (умение вести диалог);
- Формирование умений и навыков плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- Формирование умений и навыков отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к текстам;
- Формирование умений слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
- Формирование умений и навыков читать прописные и строчные буквы;
- Формирование представлений о связной, устной и письменной речи;
- Ценностно – ориентационная:
- формирование осознанного понимания роли обучения грамоте: чтения, как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;
- воспитание гуманного отношения к человеческой личности;
- развитие способности осознавать свое место, роль и предназначение в жизни;
- воспитание нравственно-патриотических и гражданских качеств личности.
Компетенции:
- Предметные
1.1. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:
- Формирование представлений об основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), чтении, говорении, и основкультуры устной речи.
- Формирование умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
- Формирование умений и навыков овладения приемами работы с учебной книгой.
1.2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:
- Формирование представлений об основных нормах русского литературного языка.
- Формирование представлений о логике и языковых средствах в художественных произведениях;
- Формирование представлений о словарном запасе и грамматическом строе речи.
- Развитие познавательного интереса к родному языку.
1.3.Культуроведческая компетенция:
- Формирование представлений о языке, как форме выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
- Формирование представлений о нормах русского речевого этикета, культуре межнационального общения.
2.Общепредметные:
- Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;
- Развитие и коррекция высших психических функций;
- Развитие у учеников логического мышления;
- Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по чтению;
- Формирование у учащихся общеучебных умений – работа с книгой, совершенствование навыков чтения и общения.
- Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
- Формирование умения получать информацию и передавать другим.
3. Ключевые
3.1. Деятельностно-коммуникативные – способность ученика выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
3.2. Социальные – способность, готовность ученика брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
А) Социально-трудовая:
-продуктивно сотрудничать;
-действовать в социуме;
-осознание себя и своего места в обществе.
Б) Культура личностного самосовершенствования:
- способность к ценностно-смысловой ориентации;
- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
В) Ценностно-смысловая:
-понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль;
-способность принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
-целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
-принимать решение.
3.3.Информационно-методологические:
А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
В) Учебно-логическая: критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура) – устное народное творчество (сказка, пословица, поговорка, загадка).
2.Социально - правовая (человек и общество, человек- человек):
-демократический стиль общения учителя с учащимся;
-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
-развитие чувства ответственности за сохранение книг;
-воспитание чувства гордости за родной язык, культуру речи;
- воспитание чувства патриотизма за родину и др.;
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.
4. Экологическая (человек и природа).
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
А) Валеологический подход (физический и психический уровень):
-Благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).
-Физическое состояние учащихся (здоровье).
-Доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
Б) Пропаганда ЗОЖ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям по тексту;
- слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, или иллюстрациям к тексту;
- читать прописные и строчные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
*наизусть 2-3 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно – урочное, зачёты).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
Принципы обучения
- Общепедагогические:
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
2. Специальные принципы изучения чтения:
Общеметодические принципы:
- экстралингвистический;
- функциональный;
- структурно – семантический;
- межуровневых и внутриуровневых связей;
- нормативно – стилистический;
- исторический.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При последовательном изучении курса чтения может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.
Формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного текста:
- чтение наизусть коротких стихотворений.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2008. – С. 191.
Учебник:
Воронкова В.В. Коломыткина И.В. Букварь для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида М. «Просвещение», 2002.
Методические пособия:
1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 2001. - С. 198.
2.Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002. - С. 115.
3.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006. - С. 122.
4.Занимательное азбуковедение. Составитель В.В. Волина. Книга для учителя. М. «Просвещение», 1991.
5.Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. – 2002. - С. 101.
6.Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2005. - С. 98.
7.Узорова О. В. , Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» М; «Просвещение», 2006.-С. 95
Дополнительная литература:
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1995. – С. 127.
2.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. 2005. - №10.
3.Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2005. - №10.
4.Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку // Начальная школа. 2006. - №6.
5.Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении русского языка // Начальная школа. 2007. - №11.
ОБОРУДОВАНИЕ
Дидактический материал:
- настенная касса для букв разрезной азбуки - наборное полотно - слоговые таблицы - предметные картинки - образы заглавных и прописных букв - коррекционные карточки - дидактический и раздаточный материал - кассы букв и слогов - таблица «Алфавит» - лента гласных и согласных букв - сюжетные картинки - карточки с грамматическими заданиями; - карточки со словарными словами; - карточки с алгоритмами правил; - карточки для обратной связи; - карточки с коррекционными упражнениями; - карточки с упражнениями на развитие высших психических функций; - карточки упражнения на здоровьесбережение; - карточки с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата; - карточки для логопедической зарядки; - раздаточные тексты для контрольного списывания; - раздаточный материал для работы над связной речью; - занимательный материал по орфографии и синтаксису; - репродукции с картин русских художников; - сюжетные картины; - иллюстрации; - фонограммы музыкальных произведений для творческих работ; - технические средства обучения; - мультимедийное оборудование, электронные носители.
- карточки с упражнениями на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»
- карточки с физ. минутками
- карточки с упражнениями для обучения детей приёмам релаксации. – «Штанга», «Игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др.
- карточки с упражнениями для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно – горячо»; «Право - лево» - ориентировка в пространстве, «Найди рифму».
- карточки с психологическими тренингами.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании»
- Областной закон от 15.07.2013 г., №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства Российской федерации от 12.03.1997г. № 288).
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000г.)
5. Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011г.
6.Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;
7.Учебный план ОУ.
8.Годовой учебный календарный график.
9. Расписание уроков.
А также, ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка: (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.; Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс
Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"
В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива
Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....
Пояснительная записка 4 класс
Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...