"В гостях у сказки" 2 класс
план-конспект занятия (чтение, 2 класс) на тему
Литературная викторина, в которой принимают участие команды детей под руководством родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina_2_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Литературная викторина
«В гостях у сказки»
(2 класс)
подготовила учитель начальных классов
Осипович Ирина Вениаминовна
г. Рузаевка, Республика Мордовия
2013г.
Цели:
- Развивать любознательность и интерес к литературе через внеклассную работу по предмету.
- Расширение кругозора детей, развитие образного мышления, формирование учебной мотивации, содействие сплочению коллектива, умению работать в команде.
Ход мероприятия!
- Организационный момент
Учитель.
Начинаем нашу викторину «В гостях у сказки». В ней принимают участие команды:
«Знатоки»
Девиз: “Кто много читает, тот много знает”; почётный капитан …..
«Радуга»
Девиз: “Мы как радуги цвета неразлучны никогда”; почётный капитан ….
«Весёлые ребята»
Девиз: “Учение, стремление, спорт, достижение”; почётный капитан ….
«Светлячок»
Девиз: "Светить всегда, светить везде, не оставлять друзей в беде "; почётный капитан …..
«Умники»
Девиз: «Знание – сила»; почётный капитан ….
«Улыбка»
Девиз: «Жизнь без улыбки - ошибка, да здравствует смех и улыбка!»; почётный капитан …..
Учитель. У каждой команды есть возможность 1 раз воспользоваться помощью своего почётного капитана, большим специалистом в области сказок, бабушкой или мамой, которые оставили сегодня свои дела и пришли к нам в класс с одной целью - помочь своим детям победить в труднейшей битве.
Ваши мамы и бабушки очень много знают и в конце нашей викторины они смогут помочь своей команде заработать дополнительно очки, ответив на 1 вопрос.
А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри )
- Разминка
Учитель:
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Ребята! Начинаем наше путешествие в сказку. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. Ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.
Но прежде чем приступить к викторине, нужно провести разминку. Каждой команде по очереди будет задано по 3 вопроса. За каждый правильный ответ вы можете получить по 1 баллу. Если вы не знаете, то говорите «Дальше» и пропускаете вопрос.
«Разминка» (макс. 3 балла)
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка».
- Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
3. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
4. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
5. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Угадайте, где жили герои:
- Карлсон (на крыше)
- Винни – Пух (на пуховой опушке)
- Незнайка (в Цветочном городе)
- Волшебник Гудвин (в Изумрудном городе)
- Белый Кролик и Чеширский кот (в стране Чудес)
- Дядя Фёдор (в деревне Простоквашино)
- Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)
- Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
- Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)
- Как звали трёх медведей? (Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мищутка)
- Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
- От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
«Авторские и народные сказки» ( макс. 3 балла)
Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, их никто не записывал
Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал кому-то другому, например своему сыну или дочери, а те, когда выросли, рассказали своим детям и т.д. Когда появилась такая сказка, точно нельзя сказать, но все же это время она жила в народе и рассказывалась устно.Такие сказки называются народными. Намного позднее, когда появилась письменность, сказки стали сочинять и записывать люди-писатели. Эти сказки называются авторскими.
Распределите сказки по группам. У вас на столе листочки с названиями сказок. Если сказка народная, то над ней поставьте букву Н, если сказка авторская, то поставьте букву А. А затем листочки с ответами передайте в жюри.
- «Теремок», «Гадкий утёнок», «Лиса и журавль»
- «Дюймовочка», «Крошечка - хаврошечка», «Репка»
- «Лисичка со скалочкой», «Кот в сапогах», «Курочка Ряба»
- «Золушка», «Бычок - смоляной бочок», «Волк и лиса»
- «Колобок», «Снежная королева», «Иван-царевич и серый волк»
- «Красная шапочка», «Маша и медведь», «По щучьему ведению»
«Угадай сказку» (макс. 2 балла)
Узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам? Если называете автора и название, то можете заработать 2 балла, если только название, то 1 балл.
- «Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». («Царевна-лягушка», р.н.с.)
- «Не пей братец, козленочком станешь…»(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с.)
- « Пойдём-ка и мы разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу…» («Снегурочка», р.н.с.)
- Из какой сказки эти слова: «Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку» («Лисичка со скалочкой», р.н.с.)
- К какой сказке подходят эти слова: «А дорога далека, а дорога не легка» («Маша и медведь», р.н.с.)
- Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» («Морозко»р.н.с.)
«Угадай героя сказки»(макс. 1 балл)
Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. Обаятельная жутко,
И обладает нюхом чутким,
Славится страшной красотой
Летать умеет над землёй.
Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
4. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
5. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть?
(Кот Базилио)
6. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
«Волшебный сундучок» (макс. 2 балла)
В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Вы будете доставать предметы по - очереди и отгадывать из какой они сказки. Если называете название сказки и автора, то получаете 2 балла, если только название, то 1 балл.
Золотое яичко. ( Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)
Хрустальная туфелька. ( Ш. Перро “Золушка”.)
Зеркальце. (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
Скорлупа грецкого ореха. ( Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)
Аленький цветочек. ( С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
Азбука. (А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)(
Волшебные слова (макс.1 балл)
Каждая команда должна вспомнить волшебные слова и произнести их (по - очереди)
- Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)
- Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
- Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
- Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
- Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)
- Загадать желание вместе с девочкой Женей (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели...)
Детективы ( макс. 5 баллов)
А теперь приглашаются детективы - сыщики. По одному участнику от команды, всего 6 участников.
Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры. Номера героев вы вытягиваете сами.
1 герой.
1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.
2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.
3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.
4. Дело кончилось свадьбой.
5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.
Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.
2 герой.
- Этот герой любит полакомится рыбкой.
- Нашему герою удалось обмануть короля, людоеда.
- Он достался в наследство одному юноше.
- Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.
- Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.
Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.
3 герой.
- Страшный великан, звери упали в обморок.
- За победу над ним обещана награда: 2 лягушки и еловая шишка.
- У него длинные усы.
- Он требует себе на обед детушек.
- Его склевал воробей
Ответ: Таракан. "Тараканище" К.Чуковский
4 герой
1. Работать умела красиво и ловко.
2. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала
3. Лебедью белой в танце плыла
4. К Кощею вернуться должна была.
5. Лягушачью кожу имела
Ответ: Царевна-лягушка (рус. народ. сказка "Царевна-лягушка")
5 герой
- Его голова набита опилками.
- Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.
- Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.
- Его любимые блюда - варенье и мёд.
- Самый большой его друг - Пятачок.
Ответ: Винни-Пух («Винни-Пух и все, все, все» А.Милн)
6 герой
1. Горох перебирала.
- На мачеху стирала.
- В овоще на бал попала.
- Золу из печки выбирала.
- Хрустальную туфельку потеряла.
Ответ: Золушка («Золушка» Ш.Пьерро)
Цветной конкурс (макс. 5 баллов)
Вы вытягиваете цвет, вам будет заданы вопросы из цветных конвертов, по 5 вопросов)
Красный сектор. Сказочная одежда.
(Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?)
- Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева)
- Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит)
- Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные. (Дед Мороз)
- Кто был обладателем лягушечьей кожи? (Василиса Прекрасная)
- Одет он был прелестно – в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе)
Розовый сектор. Сказочная одежда.
- Как звали портного, который вырезал и склеил курточку из бумаги коричневого цвета и ярко-зеленые штанишки? (Папа Карло)
- Это чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько – не до праздника. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное красивое бальное платье. (Золушка)
- На нем было зеленое платье, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок. (Дуремар)
- Какой сказочный герой любил яркие краски и поэтому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка)
- Какой сказочный персонаж получил своё имя по головному убору, который он носил? (Красная шапочка
Синий сектор. Сказочно-волшебная обувь.
- В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка»)
- Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина - простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах»)
- Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа)
- Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (Калоши)
- Какой человек «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки? (Человек рассеянный)
Голубой сектор. Сказочно-волшебная обувь.
- Что подарили блошки Мухе-Цокотухе? (Сапожки)
- Кому принадлежали туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку)
- Эта обувь, словно волшебная палочка, выполняла любое желание: того, кто ворчал, переносила в прошлое, сторожа сделала офицером и даже отправила на Луну. (Калоши счастья)
- Этот герой вместо валенок купил себе кеды. (Шарик)
- Кому пёсик Тотошка принёс волшебные туфельки, ранее принадлежавшие злой волшебнице Гингеме? (Элли)
Желтый сектор. Сказочные аксессуары.
- У какой героини вместо заколки «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»? (Царевна Лебедь)
- Кому из сказочных героев принадлежит шарманка? (Папе Карло)
- Кому принадлежит саквояж с лекарствами? (Доктору Айболиту)
- А дорога – далека.
А корзина – нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
Что в этой корзине? (Маша)
- Кто носит под мышкой два зонтика: черный и цветной? (Оле-Лукойе)
Оранжевый сектор. Сказочные аксессуары.
- Кому была подарена корзина с подснежниками? (Королеве)
- С помощью чего Баба-Яга могла управлять ступой? (С помощью помела)
- Кто по улице ходит с гармошкой? (Крокодил Гена)
- Кому принадлежит эта вещь?
«Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело». (Царица - мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Кому принадлежало корыто? (Старухе, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Конкурс почётных капитанов ( макс. 5 баллов + 10 за супервопрос)
За каждый ответ 5 баллов
- Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
- Кто потерпел кораблекрушение в путешествии и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)
- Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота, побывал на Луне, мог при езде обходиться половинкой лошади? (Мюнхгаузен)
- «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром». О ком это? (Старик Хоттабыч)
- Какое учёное звание имел Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
- Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»?
- Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
Супервопрос (10 баллов)
Самая часто издаваемая книга в мире? (Библия)
- Подведение итогов
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, Ученики нашего класса покажут вам сказку «Репка» на новый лад.
Ведущий: Возле дома огород,
Бабка с внучкой у ворот,
Жучка-хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
Звучит песня: «На зарядку».
Дед: У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.
Ведущий: Лопату берет,
Идет в огород.
Бабка: А у бабки без зарядки,
Слава богу все в порядке.
Ведущий: Рот разевает,
Сладко зевает.
Внучка: Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.
Ведущий: На лавку садится –
Заплетает косицу.
Жучка: Поиграем лучше в прятки.
Кошка: Обойдемся без зарядки! (Жучка и Кошка убегают)
Ведущий: Жучка за Кошкой –
Кошка в окошко.
Выходит Мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле ,
В лапках гантели.
Мышка: Раз и два! И три-четыре,
Всех сильнее в мире.
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!
Ведущий: Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.
Дед: Ох, умаялся с утра… (уходит).
Бабка: Да и мне на печь пора (садится на лавочку).
Ведущий: На крылечке снова дед.
Видит репку в огороде
И себе не верит вроде,
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Дед: Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда.
Ведущий: Тянет-потянет –
Вытянуть не может.
Дед: Где ты бабка?
Бабка: Я сейчас!
Ай да репка удалась!
Ведущий: Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут
Дед: Как тянуть? С какого боку?
Выйди,внучка, на подмогу!
Внучка: Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справимся без жучки.
Ведущий: Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут
Вытянуть не могут.
Жучка: Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!
Ведущий: Кошка за жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.
Бабка: Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка: Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами.
Ведущий: Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.
Мышка: Чем топтать без толку грядку,
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться.
Ведущий: Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.
Дед: Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу!
Мышка: Встали! Выдохнуть, вздохнуть!
А теперь пора тянуть!
Ведущий: Мышка за кошку,
Кошка за жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
И вытянули репку!
Герои кланяются и уходят.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: - Понравилась вам, ребята, сказка?
-Что в этой сказке необычного?
-Чему она учит?
-Любите сказки, читайте сказки и помните: Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок!
А теперь предоставляем слово жюри для подведения итогов и награждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи
Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок. Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...
Сценарий праздника "Осень в гости просим" 1 класс
Сценарий для младших школьников...
Внеклассное мероприятие "Приглашаем гостей" (1-2 класс)
Внеклассная работа. Классный час по правилам приема гостей для учащихся начальной школы....
КТД Праздник "У нас в гостях Сказка" (3 класс).
Это внеклассное мероприятие очень нравится детям. Они с удовольствием к нему готовятся задолго до даты проведения. Сначала каждый ученик получает список сказочных кн...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»
Тема « В гостях у частей речи»Цель:· Формировать умение распознавать части речи.· Совершенствовать умени...
Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс
Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к празднику. Задач...
Как ходить в гости и принимать гостей.
Методическая разработка внеурочного занятия. Правила этикета....