Тесты по чтению для 4 класса
тест по чтению (4 класс) по теме

Тупоносова Светлана Михайловна

Тесты по литературному чтению для 4 класса 1 часть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный тест

 по литературному чтению

«Как кактусы обходятся без воды»

 4 классе

                                                                                                         Подготовила учитель

                                                                                                        МОУ «СОШ № 7»   г. Лысьва

                                                                                                         Рудова С.В.

Прочитай текст:

КАК КАКТУСЫ ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ВОДЫ

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды. И действительно, если оно не сможет решить этой проблемы, то ему в пустыне не выжить.

Кактусу также требуется вода, но он приспособился соответствующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков. В обычных условиях растения расходуют массу воды. Листья забирают её из сока и выделяют в воздух.

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду. Большинство кактусов произрастает в засушливых районах, но их можно встретить во влажных тропических лесах, на травянистых равнинах и на морских побережьях. У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды. Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги. Таким образом, некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет. Многие кактусы, произрастающие во влажных лесах, сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок.

Кактусы регулярно цветут. Цветы превращаются в плоды, в которых созревают семена. Большинство кактусов очень красивы. При их цветении пустыня приобретает ярко-жёлтый, красный и фиолетовый оттенок, который придают соцветия, расположенные на  стеблях растений. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка может достигать 14 сантиметров.

Существуют более тысячи видов кактусов. Их родина — Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки. Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие — на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки размером в 1 сантиметр и великаны высотой в 25 метров. Малышки весят несколько граммов, а гиганты — тонны.

Сок кактусов используется в медицине. Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье. Некоторые маленькие кактусы разводят в домашних условиях. При их выращивании в горшках необходим тщательный дренаж1. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

(По материалам популярной энциклопедии для детей «Все обо всем». А. Л и кум)

1 Дренаж — осушение почвы.

       

  Выполни задания, прочитав текст  А. Л и кум «Как кактусы обходятся без воды»

А 1. В чём состоит природная особенность кактусов? Запиши ответ.

А 2. Какая проблема существует для живых существ в пустыне? Запиши ответ.

А 3. Перечисли районы, в которых произрастают кактусы.

А 4.  К какой группе растений относятся кактусы? Запиши ответ.

А 5. В какой части кактуса сохраняется влага? Запиши ответ.

А 6. Какую роль играют колючки кактуса? Запиши ответ

А 7. В течение скольких лет и за счёт чего кактусы могут обходиться без воды? Запиши ответ.

А 8. Сколько видов кактусов существует на планете? Запиши ответ.

А 9. Запиши условия, при которых кактусы можно выращивать в домашних условиях.

А 10. Что приводит к загниванию растения? Запиши ответ.

В 1. Укажи предложение, соответствующее тексту.

А.Многие кактусы выращиваются в домашних условиях.

Б.Некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение нескольких лет.

В.У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

В 2. Докажи, что кактус полезен для человека. Заполни таблицу.

Где     используется

Сок кактуса

Стебли кактуса

В 3. Подумай и докажи, что кактус может обходиться без листьев.

С 1. Какие виды кактусов встречаются на Земле? Запиши ответ.

С 2. Укажи соответствие между словами и их толкованием.

Избыток        задержка, неблагоприятная для чего-либо.

Оттенок        верхняя часть стебля со сближенными цветками

или листьями.

Застой        лишнее количество чего-либо.

Соцветия              разновидность одного и того же цвета.

С 3. Восстанови последовательность плана текста.

А          Цветение кактусов.

Б          Использование кактусов.

В          Разновидности кактусов.

Г          Приспособление кактусов к жизни без воды.

Д        Выращивание кактусов в домашних условиях.

Заполни таблицу.

1

2

3

4

5

Ответы к тесту.

А 1.

Кактус  приспособился соответствующим образом переживать долгие периоды отсутствия осадков

1 б

А 2.

Любое живое существо, обитающее в пустыне, сталкивается с нехваткой воды

1 б.

А 3.

Южная и Центральная Америка, Мексика и юго-запад Соединенных Штатов Америки

4 б.

А 4.

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных долго сохранять воду.

1 б.

А 5.

У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду. Кроме того, сами стволы очень толстые и покрыты защитным слоем, что также способствует сохранению воды.

1 б.

А 6.

Колючки кактуса отпугивают животных, желающих добраться до влаги.

1 б.

А 7.

Некоторые взрослые кактусы могут обходиться без воды в течение двух лет.

1 б.

А 8.

Существуют более тысячи видов кактусов.

1 б.

А 9.

При их выращивании в горшках необходим тщательный дренаж. Кактус необходимо поливать летом каждые четыре дня, а зимой — два раза в месяц. Поливать лучше рано утром кипяченой или отстоявшейся водой комнатной температуры. В холодное время воду слегка подогревают.

1 б.

А 10.

Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растения.

1 б.

В 1.

В.У кактуса нет листьев, поэтому он не выделяет воду.

1 б.

В 2.

Сок кактусов используется в медицине.

Из стеблей и плодов этих растений изготавливают конфеты и варенье.

2 б.

В 3.

С 1.

Кактусы бывают разные — древовидные, кустарниковые, травянистые.

3 б.

С 2.

Избыток - лишнее количество чего-либо.

Оттенок - разновидность одного и того же цвета.

Застой - задержка, неблагоприятная для чего-либо.

Соцветия -   верхняя часть стебля со сближенными цветками

или листьями.    

4 б .

С 3.

1 – Г   Приспособление кактусов к жизни без воды.

2 - А   Цветение кактусов.

3 - В   Разновидности кактусов.

4 - Б    Использование кактусов.

5 – Д    Выращивание кактусов в домашних условиях.

5 б.

16



Предварительный просмотр:

Контрольный тест

 по литературному чтению

«Камень,  Ручей, Сосулька и Солнце»

 4 классе

                                                                                                         Подготовила учитель

                                                                                                        МОУ «СОШ № 7»   г. Лысьва

                                                                                                         Рудова С.В.

Прочитай текст.

КАМЕНЬ, РУЧЕЙ, СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ.

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк!

В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болобочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

  • Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
  • Неужели ты, дедушка? — спрашивают звери да птицы.
  • Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
  • Ах ты, старый лежебока! — кричит с поляны звонкий Ручей. — Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят!
  • Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
  • Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!
  • Ай, болтун! — кричит Сосулька с еловой лапы. — Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
  • А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
  • Ещё бы не я! Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...

Не успела Сосулька договорить. «Кап» — и умолкла.

Почему?

А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.

Молчат.

И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

(По Э. Шиму)

Выполни задания, прочитав текст  Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

А 1. О каком времени года говорится в рассказе?   Приведи доказательства из текста.

  А 2. Где происходит действие, описанное автором? Запиши ответ.

  А  3. Между кем завязался спор?

  В 1. Расположи перечисленные пункты так, чтобы получился план к данному

          тексту.

А.Как Ручей делает весну.

Б. Настоящий весенний денёк.

В.Рассказ Сосульки.

Г. Как хвалится Камень-валун.

 В 2. Кто на самом деле весну делает? Приведи доказательства из текста.

 В 3. Соотнеси слова с их значением.

Бормочут                            металлические шарики с кусочками металла внутри,  

                                    позванивающие при встряхивании.

Бубенчики                          болтун.

Пустомеля                          говорят тихо, быстро и невнятно.

С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

Кто делает весну

Как это происходит

Камень

Ручей

Сосулька

Солнце

С 2. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное

Почему интересное

Ответы к  тесту.

А 1.

О весне. «Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денёк»

1 б.

 А 2.

В лесу. «В лесу тепло…»

1 б.

 А 3.

Камень-валун, Ручей, Сосулька

3 б.

 В1.

Б, Г, А,  В.

4 б.

В 2.

Солнце. «Закатилось Солнышко, спряталось – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну делает»

1 б.

В 3.

Бормочут  - говорят тихо, быстро и невнятно.

Бубенчики  - металлические шарики с кусочками металла внутри,  позванивающие при встряхивании.

Пустомеля  -     болтун.    

   

3 б.

С 1.

Камень - На опушке старый Камень-валун хвалится:

  • Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной трава показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

Ручей - а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, пускай меня благодарят! Поглядите-ка — я снег растапливаю, лёд просверливаю. Деревья и травы живой водой пою... Какая же без меня весна?!

Сосулька -  Одна только я! Как начну слёзы горючие лить, как стану булькать на весь лес — вот вам и весна... Разве иначе весна начнётся?! Разве иначе...

Солнце - Закатилось Солнышко, спряталось — тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмёрзла.

4 б.

С2.

До 3 б.



Предварительный просмотр:

Контрольный тест

 по литературному чтению

«Морская выдра»

 4 классе

                                                                                                         Подготовила учитель

                                                                                                        МОУ «СОШ № 7»   г. Лысьва

                                                                                                         Рудова С.В.

Прочитай текст

МОРСКАЯ ВЫДРА

                   Из всех животных, обитающих в холодных северных морях, у одного лишь калана (морская выдра) заведено плавать на спине. Спиной к пучине[1], блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородного[2] кальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.

Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч  из комка  тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.

Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду — предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.

А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону — всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан  любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую  погоду. Ему нужен стимул[3], возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.

В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой — так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние — главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.

Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, — как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?

            (По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)

          Выполни задания, прочитав текст  Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»

           

А 1. Какой способ передвижения по воде отличает калана от других морских животных во время плавания? Укажи ответ.

а)  на животе;     б) на спине;        в)        боком.

А 2. Где обитают каланы? Укажи ответ.

а) в тёплых южных морях;   б)  в океанах;   в) в холодных северных морях.

А 3. Как долго морская выдра может находиться под водой? Укажи ответ.

а) полчаса;        б) четыре-пять минут;        в)  сколько захочет.

А 4. В какую погоду каланы любят играть? Отметь верный вариант.

а) в солнечную;      б) в штормовую;       в)  в тихую.

Объясни свой выбор, опираясь на текст.         

     

     А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ.

     

     А 6. Почему именно обоняние — главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ.

А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.

В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.

В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

  1. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.

Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.

  1. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы — заботливые матери.

С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.

        Промашка              образец, как источник для создания литературного образа.

        Обитель        место, где кто-нибудь живёт, жилище.

        Прототип               оплошность, неудача.

С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.

а) семейство каланов;     б) жизнь каланов;      в) как питаются морские выдры.

С 3. Запиши в таблицу определения понятий.

Стимул

Пучина

Дородный

С 4. Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.

А №         Сказочное существо — калан.

Б  №  ___  Заботливые родители.

В  № ___  Способ плавания каланов.

Г  № ___  Что помогает каланам выжить.

Д  № ___  Игры каланов после обеда.

              Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.        

1

2

3

4

5

         С 5.  Подумай, из какого издания взят этот текст.

а)  сказки и легенды;                   б) энциклопедия;

в)  исторические рассказы;         г) рассказы о морских животных.

Ответы к тесту.

А 1.

б) на спине;        

1 б.

А 2.

в)  в холодных северных морях  

1 б

А 3.

б) четыре-пять минут;        

1 б.

А 4.

б) в штормовую;      

Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду.

2 б.

 А 5.

Кальмарами и морскими ежами.

2 б.

 А 6.

Изо всех внешних чувств обоняние – главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу.

1 б.

А 7.

Можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой – так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету.  

1 б.

В 1.

Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч  из комка  тугих водорослей, подбрасывая его вверх  то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.

1 б.

В 2.

В. - Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.

1 б.

В 3.

Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт.

1 б.

С 1.

 Промашка  -   оплошность, неудача.

 Обитель -   место, где кто-нибудь живёт, жилище.

 Прототип - образец, как источник для создания литературного образа.        

3 б.

С 2.

 б) жизнь каланов;      

1 б.

С 3.

Стимул – заинтересованность в совершении чего–нибудь.

Пучина – водоворот, морская бездна.

Дородный – рослый, крупный, полный.

3 б.

С 4.

1 -  В  Способ плавания каланов.

2 -  Д   Игры каланов после обеда.

3 -  Б   Заботливые родители.

4 -   Г  Что помогает каланам выжить.

5 -  А   Сказочное существо – калан.

5 б.

 С 5.  

 г) рассказы о морских животных.

1 б.

11


[1]        Пучина — водоворот, морская бездна.

[2]        Дородный — рослый, крупный, полный.

[3] Стимул — заинтересованность в совершении чего-нибудь.



Предварительный просмотр:

Контрольный тест

 по литературному чтению

«Синица – пример благодарности»

 4 классе

                                                                                                        Подготовила учитель

                                                                                                        МОУ «СОШ № 7»   г. Лысьва

                                                                                                         Рудова С.В.

Прочитай текст:

СИНИЦА — ПРИМЕР  БЛАГОДАРНОСТИ

Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение маленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жизнерадостным пением всех, кому довелось её слышать.

Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В холодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным щебетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжительность их жизни достигает девяти лет.

Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только находят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.

Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благодарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять вовремя. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодарности.

                                 (По материалам Американского института передового обучения)

Прочитай текст «Синица – пример благодарности» и выполни задания.

А 1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.

А 2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?

   

    А 3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия синичек? Запиши ответ.

А 4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.

А 5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.

   

    А 6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.

 

    А 7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к кому-либо? Запиши ответ.

 

  В1. Восстанови план текста (запиши номера частей).

№         Почему синицы не делают запасов на зиму.

№          Пение в снежную бурю.

№         За что люди могут быть благодарны синичкам.

№          Разнообразное пение синичек.

№         Пение в непогоду — подвиг синички.

  В2. Соотнеси слова с их значением.

Долголетие              звонкое шумное пение птиц.

Гомон            плохая погода.

Ненастье                  большая продолжительность жизни.

С 1. Сравни зимнее и весеннее пение синичек. Заполни таблицу, используя текст.

Зимнее пение

Весеннее пение

С 2. Понравился ли тебе рассказ? Чем именно? Запиши своё мнение.

С 3. Подчеркни главную мысль рассказа.

  1. Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.

Б.   Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

  1. Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.

Ответы к тесту.

А 1.

Пение синицы в зимнюю стужу своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро.

1 б.

А 2.

Продолжительность их жизни достигает девяти лет.

1 б.

А 3.

Пение во время ненастья – служит причиной сравнительного долголетия синиц.  

1 б.

А 4.

Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только  находят пропитание – устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.

1 б.

А 5.

По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.

1 б.

 А 6.

Ч  Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек –  благодарности.  

1 б.

 А 7.

Н  Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она

      выражается. Чем  больше душевной теплоты в словах благодарности,

      тем ценнее она для тех, кому адресована.

1 б.

В 1.

№  3     Почему синицы не делают запасов на зиму.

№  1     Пение в снежную бурю.

№  5     За что люди могут быть благодарны синичкам.

№  4     Разнообразное пение синичек.

№  2     Пение в непогоду — подвиг синички.

5 б.

В2.

Долголетие -    большая продолжительность жизни.

 Гомон -          звонкое шумное пение птиц.

Ненастье -        плохая погода.      

3 б.

С 1.

Зимнее пение – звонкое пение синицы.

Весеннее пение – щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом.

2 б.

С 2.

До 3 б.

С 3.

Б.   Только у синичек в природе можно научиться благодарности.

1 б.

8



Предварительный просмотр:

Тесты предназначены для подготовки выпускников начальных классов к итоговому тестированию по литературному чтению. Понимание текста – главный критерий в оценке читательского навыка. Чтобы сформировать навык внимательного осознанного чтения, необходимы систематические тренировки. Задания, направленные на понимание текста, носят воспроизводящий (репродуктивный) характер, помогают сформировать внимание юного читателя. Кроме обязательного стандартного минимума в итоговых тестах предусмотрены задания «В» и «С» повышенной сложности.  



Предварительный просмотр:

Контрольный тест

 по литературному чтению

«Что такое псевдоним»

 4 классе

                                                                                             Подготовила учитель

                                                                                             МОУ «СОШ № 7»   г. Лысьва        

                                                                                             Рудова С.В.

Прочитай текст:

ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ

Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.

Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает — дозорный, храбрый и бдительный воин.

31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.

Выполни задания, прочитав текст  «Что такое псевдоним»

А 1. Что такое псевдоним? Запиши ответ.

А 2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.

А 3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).

А 4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.

А 5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.

А 6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.

А 7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.

В 1. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.

В 2. Соотнеси слова с их значением.

Кумир             имя, которое даётся человеку по какой-нибудь  

                                    характерной для него черте.

Тараторить                предмет восхищения, поклонения.

Прозвище                  говорить быстро, не останавливаясь.

С 1. Заполни таблицу, опираясь на текст.

Писатели, о которых говорится в тексте

Их псевдонимы

1.

2.

3.

С 2„ Как псевдоним Гайдар отражал основные идеи произведений  писателя? Докажи письменно.        

С 3. Как Корней Чуковский стал писать сказки? Запиши ответ.

С 4. Что в этом тексте показалось тебе наиболее интересным? Объясни почему. Заполни таблицу.

Самое интересное

Почему интересное

Ответы  к заданиям.

А 1.

Псевдоним – вымышленное имя, заменяющее собой настоящее.

1 б.

А 2.

Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.

1 б.

А 3.

Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека  всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.

1 б.

А 4.

«Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда»

По 1 б. за произведение

А 5.

 С произведениями М. Горького

1 б.

А 6.

Произведения А. Гайдара

1 б.

А 7.

Аркадий Петрович Голиков

1 б.

В 1.

Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью  вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним – Максим Горький.

1 б.

В 2.

Кумир - предмет восхищения, поклонения.

Тараторить - говорить быстро, не останавливаясь.

Прозвище -  имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте.

     

3 б.

С 1.

1.  Алексей Максимович Пешков - Максим Горький ;

2. Аркадий Петрович Голиков – Аркадий Петрович Гайдар;

3. Коля Корнейчуков – Корней Иванович Чуковский.

3 б.

С 2.

Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми.

1 б.

С 3.

«Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман».

1 б.

С 4.

до 3 б.

       

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по чтению. 1 класс

Проверка читательских умений...

Тест по чтению 3 класс

Составлен  по  программе  Виноградовой " Начальная  школа 21 века"  Можно  использовать в  качестве  проверочного ....

Тесты по чтению 2 класс

Материал для использования на уроках чтения в течении учебного года....

Тесты по чтению 3 класс

http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-7466-20...

Тест по чтению.2 класс.

Тест по чтению во 2 классе "Литературные жанры"http://lemill.net/lemill-server/content/exercises/test-literaturnye-zhanry-2-klass-3...

Тест по чтению 4 класс

Этот тест ориентирован на стандарт, разработанный научно-педагогическим объединением ”Образование для всех”. В основном тест не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся...

Тест по чтению 2 класс "Готовимся к итоговому тестированию"

Проверка читательских компетенций учащихся...