Приёмы развития техники чтения
статья по чтению (1 класс) на тему

Мигунец Наталья Николаевна

Упражнения для развития скорости чтения учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tekhniki_chteniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Упражнения для развития техники чтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу)

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов

с постепенным увеличением количества букв.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.

10. «Буксир»

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают

 вслух, стараясь успеть за учителем;

 б) учитель читает вслух, дети про себя.

Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11 «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его

находят  и дочитывают вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого

 и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки».

Нахождение слова в тексте с определённым признаком(начинается на букву А;

состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом

несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

18. «Фотоглаз»

 а) на доске столбик слов, которые ученики читают за определённое

время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай» а) антиципация слов, произведений, пословиц; б) чтение через решётку.

20. «Найди меня» На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова.

21. «Счет слов». Дети читают текст и одновременно считают слова.

22. «Сканирование». За 20-30 сек ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

23.Чтение отрывка в перевёрнутом виде.

24.Чтение отрывка через слово.

25.Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.

  Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объема. Поскольку во 2-3 классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение обязательное  в рассматриваемой технологии.

      Другое очень важное упражнение технологии – зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по  И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений – наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв.  Время работы со всеми наборами  примерно  два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое – от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение  и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора обычно уходит три дня, а всего 54 дня , или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память , но при непременном  соблюдении ряда условий.

·         Зрительные диктанты нужно писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается. В ходе эксперимента при ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составила в среднем 44 слова в минуту, то есть была в пять раз больше обычной.

·         Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко.

Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает в слух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.

·         Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

·         Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запомнить не только слова в предложении, но и  буквы в словах. Произойдет усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.

·         Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идет не вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.

·         По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Приёмы повышающие технику чтения у учащихся 2 - 4 классов

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижения результативности в обучении скорочтению учеников. Не надо проводить длинные упражнения, длинные по времени...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....

Приёмы повышения техники чтения через привитие интереса к чтению

Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, это...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Статья "Методы и приёмы повышения техники чтения в начальной школе"

Чтение занимает важное место в жизни каждого культурного человека. Именно через чтение книг  дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Совер...