рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа 2100
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом
имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской городского округа Самара
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №170 _____________ Моисеенко А.К. | Рассмотрено на заседании ШМО 29.08.2013г. Протокол №1 | Согласовано Зам.директора по УВР _____________ Широкова В.А. |
Рабочая программа по предмету
литературное чтение во 2 «К-2» классе
УМК «Школа 2100»
136 часов (из расчета 4 часа в неделю)
Составил:
учитель начальных классов
Самарец Александра Евгеньевна
Самара
2013-2014
ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100»: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в ученик, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объясни- ли?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рас- сказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери- ал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Во 2 классе по четыре часа в неделю (136 ч. в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Во 2 классе–136 ч (4 часа в неделю)
«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо» (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора.
Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрыв- ков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
VII. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Дата | № п/п | Темы уроков (тексты, предлагаемые для чтения) | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | ||
план | факт | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||
02.09 | 1 | Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия») | Урок повторения | Обучаемый научится: - различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация; – размышлять о характере и поступках героя; – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; – понимать смысл заглавия произведения; – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; – относить сказочных героев к одной из групп: положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи; – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; – составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; – относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; - различать народную и литературную (авторскую) сказку; – понимать смысл заглавия произведения; – делить текст на части, озаглавливать части; – подробно и выборочно пересказывать текст; – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; - систематизировать свои знания. Обучаемый получит возможность научиться: - работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.) - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - определять позиции героев художественного текста; - выразительно читать по ролям, инсценировать небольшие произведения - выразительно читать соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. - прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. - ориентироваться в своей системе знаний | Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: –ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - формулировать собственное мнение и позицию; –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - оценивать поступки людей – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; - оценка личных качеств. | Развивать умение работать с книгой | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. | |
03.09 | 2 | Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом | Урок повторения | Развивать умение пользоваться выходными данными (автор, заголовок, оглавление) | ||||
Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (21 ч) | ||||||||
04.09 | 3 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер. «Сказочка» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о произведениях классиков отечественной литературы, учить осознанному чтению целыми словами. | ||||
05.09 | 4 | Русские народные сказки. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения устного народного творчества, жанры произведений | ||||
09.09 | 5 | Народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы» волшебной сказки | Урок развития умений и навыков | |||||
10.09 | 6 | Как сказки сказываются | Урок развития речи | Дать представление о: Произведения о добре и зле | ||||
11.09 | 7 | «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» | Урок открытия новых знаний | Дать знание примерной тематики книг для детского чтения, развивать умение работать с книгой | ||||
12.09 | 8 | Сказочный мир П. Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») | Урок развития умений и навыков | |||||
16.09 | 9 | Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | Урок рефлексии | |||||
17.09 | 10 | «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения выдающихся представителей русской литературы. Литературная сказка, выразительное и правильное чтение. | ||||
18.09 | 11 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» | Урок развития умений и навыков | Учить пониманию содержания литературного произведения, развивать умение ставить вопросы | ||||
19.09 | 12 | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Урок рефлексии | Учить построению небольшого монологического высказывания о произведении. | ||||
23.09 | 13 | Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. | ||||
24.09 | 14 | «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») | Урок развития умений и навыков | Учить выразительному чтению, использованию интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||||
25.09 | 15 | От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович») | Урок рефлексии | Учить пересказывать текст | ||||
26.09 | 16 | Как сказы сказываются (П. Бажов «Серебряное Копытце») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения классиков детской литературы. Учить правильному чтению незнакомого текста. | ||||
30.09 | 17 | Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») | Урок развития умений и навыков | Дать представление о: Герои произведения. Учить восприятию и пониманию их эмоционального переживания | ||||
01.10 | 18 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Урок открытия новых знаний | |||||
02.10 | 19 | Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») | Урок развития умений и навыков | |||||
03.10 | 20 | «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – это сказка | Урок рефлексии | |||||
07.10 | 21 | Всех скороговорок не перескороговоришь | Урок развития речи | Дать представление о: Малые фольклорные жанры, правильность чтения, установка на постепенное увеличение скорости чтения | ||||
08.10 | 22 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. | ||||
09.10 | 23 | Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок | Урок рефлексии | |||||
10.10 | 24 | Проверка техники чтения. | Урок контроля. | Проверка навыка чтения. | ||||
Раздел II. «Сказочные человечки» (27 ч) | ||||||||
14.10 | 25 | Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка») | Урок открытия новых знаний | Учить правильному выразительному чтению незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | ||||
15.10 | 26 | Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками | ||||
16.10 | 27 | Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть) | Урок развития умений и навыков | |||||
17.10 | 28 | Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части) | Урок развития умений и навыков | |||||
21.10 | 29 | Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» | Урок рефлексии | |||||
22.10 | 30 | Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2) | Урок открытия новых знаний | |||||
23.10 | 31 | Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4) | Урок развития умений и навыков | |||||
24.10 | 32 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») | Урок развития умений и навыков | |||||
28.10 | 33 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») | Урок развития умений и навыков | Учить осознанному выразительному чтению | ||||
29.10 | 34 | Авторская сказочная повесть Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит» | Урок рефлексии | Учить участию в диалоге при обсуждении прочитанного | ||||
30.10 | 35 | Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3) | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Иллюстрации в книге и её роль в понимании произведения. Развивать: Выразительное чтение, умение задавать вопросы по содержанию. | ||||
31.10 | 36 | Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) | Урок развития умений и навыков | |||||
11.11 | 37 | Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | Урок развития умений и навыков | |||||
12.11 | 38 | Песенки сказочных человечков | Урок развития речи | |||||
13.11 | 39 | Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения отечественной литературы, герои произведения, восприятие их эмоционально- нравственных переживаний. Учить построению небольших монологических высказываний. | ||||
14.11 | 40 | Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») | Урок развития умений и навыков | |||||
18.11 | 41 | Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» | Урок развития умений и навыков | |||||
19.11 | 42 | Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» | Урок рефлексии | |||||
20.11 | 43 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Жанр - сказочная повесть, тема, главная мысль. Развивать умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Учить пересказу текста, пониманию содержания литературного произведения. | ||||
21.11 | 44 | Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Урок развития умений и навыков | |||||
25.11 | 45 | Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») | Урок развития умений и навыков | |||||
26.11 | 46 | Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2) | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения зарубежной литературы. Учить правильному, осознанному, выразительному чтение; участию в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | ||||
27.11 | 47 | Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я) | Урок развития умений и навыков | |||||
28.11 | 48 | Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...». Часть 4-я) | Урок рефлексии | |||||
02.12 | 49 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. | ||||
03.12 | 50 | Сочинение-рассказ о сказочном человечке | Урок развития речи | Учить составлению мини-сочинения | ||||
04.12 | 51 | Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки | Урок рефлексии | Развивать: Умение работать с книгой, различать тип книги, пользоваться выходными данными. | ||||
Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч) | ||||||||
05.12 | 52 | Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения выдающихся представителей русской литературы | ||||
09.12 | 53 | Былина как фольклорный жанр | Урок открытия новых знаний | Учить построению небольшого монологического высказывания | ||||
10.12 | 54 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Народные сказки. Понимание содержания произведения. | ||||
11.12 | 55 | Илья Муромец – богатырь земли Русской | Урок развития умений и навыков | Развивать: Выразительное чтение с использованием интонации, соответствующих смыслу текста. | ||||
12.12 | 56 | Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») | Урок развития умений и навыков | Развивать: Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | ||||
16.12 | 57 | Сравнение богатырской сказки и былины | Урок рефлексии | Учить составлению небольшого монологического высказывания, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | ||||
17.12 | 58 | Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения зарубежной литературы, народная сказка | ||||
18.12 | 59 | Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» | Урок развития умений и навыков | |||||
19.12 | 60 | Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») | Урок открытия новых знаний | |||||
23.12 | 61 | «Богатырь» Назнай | Урок развития умений и навыков | Развивать: Составление небольшого монологического высказывания о произведении. | ||||
24.12 | 62 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. | ||||
25.12 | 63 | Проверка техники чтения. | Урок контроля. | Проверка навыка чтения. | ||||
26.12 | 64 | Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». | Урок развития умений и навыков | Развивать: Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.Умение работать с книгой. | ||||
13.01 | 65 | Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой | Урок рефлексии | |||||
Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (20 ч) | ||||||||
14.01 | 66 | Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | Урок открытия новых знаний | Развивать: Понимание содержания литературного произведения, осознанное чтение доступных по объёму произведений. | ||||
15.01 | 67 | Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения устного народного творчества, произведения о добре и зле. | ||||
16.01 | 68 | Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») | Урок развития умений и навыков | |||||
20.01 | 69 | Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») | Урок открытия новых знаний | |||||
21.01 | 70 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» | Урок развития умений и навыков | Дать представление о: Различие жанров произведения. Развивать: участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | ||||
22.01 | 71 | Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева») | Урок развития умений и навыков | |||||
23.01 | 72 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» | Урок рефлексии | Учить: Пересказ текста, обсуждение характера героя произведения | ||||
27.01 | 73 | К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») | Урок открытия новых знаний | |||||
28.01 | 74 | Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») | Урок открытия новых знаний | |||||
29.01 | 75 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин» (1-я) | Урок открытия новых знаний | Учить: Различие жанров произведений, иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. | ||||
30.01 | 76 | Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток» (2-я) | Урок развития умений и навыков | Развивать: Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | ||||
03.02 | 77 | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | Урок открытия новых знаний | Развивать: Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||||
04.02 | 78 | «Сказка о глупости» И. Франко | Урок открытия новых знаний | |||||
05.02 | 79 | «Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости») | Урок развития умений и навыков | |||||
06.02 | 80 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения устного народного творчества, различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры | ||||
10.02 | 81 | Мудростью богаты. Русские народные загадки | Урок открытия новых знаний | |||||
11.02 | 82 | Как придумать загадку? Литературные загадки | Урок развития речи | Учить придумывать загадки | ||||
12.02 | 83 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. | ||||
13.02 | 84 | Зачем поют колыбельные песни | Урок развития умений и навыков | |||||
17.02 | 85 | Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | Урок рефлексии | |||||
18.02 | 86 | Проверка техники чтения. | Урок контроля | Проверка навыка чтения. | ||||
Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек...» (21 ч) | ||||||||
19.02 | 87 | Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Различение жанров произведений. Стихотворение Развивать: выразительное чтение. | ||||
20.02 | 88 | Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения устного народного творчества. Сказка. Декламация | ||||
25.02 | 89 | Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | Урок открытия новых знаний | Учить: Участие в диалоге при обсуждении произведения. Работа с текстом. | ||||
26.02 | 90 | Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | Урок развития умений и навыков | Развивать: Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | ||||
27.02 | 91 | Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения устного народного творчества. | ||||
03.03 | 92 | Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | Урок рефлексии | Учить: Понимание прочитанного произведения, тема, главная мысль текста | ||||
04.03 | 93 | Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Урок открытия новых знаний | Учить: Самостоятельное формулирование вопросов | ||||
05.03 | 94 | Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | Урок развития умений и навыков | Учить: Герои произведения, пересказ текста по плану. Иллюстрации в книге. | ||||
06.03 | 95 | Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Урок рефлексии | Развивать: Понимание прочитанного произведения, тема, главная мысль текста | ||||
11.03 | 96 | Любимые герои сказок | Урок развития речи | Развивать: Произведения устного народного творчества, участие в диалоге. | ||||
12.03 | 97 | Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») | Урок открытия новых знаний | Развивать: Герои произведения, пересказ текста по плану. Иллюстрации в книге. | ||||
13.03 | 98 | Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») | Урок открытия новых знаний | Развивать: Понимание прочитанного произведения, тема, главная мысль текста, пересказ по плану | ||||
17.03 | 99 | Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») | Урок развития умений и навыков | Дать представление о: Произведения устного народного творчества. | ||||
18.03 | 100 | Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи») | Урок открытия новых знаний | Развивать: Выразительное чтение, использование интонаций | ||||
19.03 | 101 | Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения современной отечественной литературы, развивать: Выразительное чтение, использование интонаций, | ||||
20.03 | 102 | Авторские считалки | Урок развития речи | |||||
31.03 | 103 | О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Малые жанры, считалки | ||||
01.04 | 104 | Сочиняем считалку | Урок развития речи | Учить сочинять считалки. | ||||
02.04 | 105 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. Развивать умение работать с книгой
| ||||
03.04 | 106 | Колыбельные русских поэтов | Урок развития умений и навыков | |||||
07.04 | 107 | Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки | Урок рефлексии | |||||
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (31 ч) | ||||||||
08.04 | 108 | Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения современной отечественной литературы, | ||||
09.04 | 109 | Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения зарубежной литературы Развивать: Участие в диалоге при обсуждении произведения. | ||||
10.04 | 110 | Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) | Урок развития умений и навыков | Развивать: Герои произведения, пересказ текста по плану. Иллюстрации в книге. | ||||
14.04 | 111 | Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части) | Урок развития умений и навыков | Развивать: Понимание прочитанного произведения, тема, главная мысль текста | ||||
15.04 | 112 | Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части) | Урок рефлексии | Развивать: Участие в диалоге при обсуждении произведения. 0пересказ по плану | ||||
16.04 | 113 | Секрет счастья. (Дж. Родари «Солнце и туча») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения зарубежной литературы Развивать: Участие в диалоге при обсуждении произведения. | ||||
17.04 | 114 | Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») | Урок открытия новых знаний | |||||
21.04 | 115 | Чудеса вокруг нас. (В. Берестов «Честное гусеничное») | Урок открытия новых знаний | |||||
22.04 | 116 | Необычное в обычном мире. (В. Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения современной отечественной литературы, сказка | ||||
23.04 | 117 | «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка») | Урок открытия новых знаний | |||||
24.04 | 118 | Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») | Урок открытия новых знаний | Развивать: Произведения современной отечественной литературы Участие в диалоге при обсуждении произведения. | ||||
28.04 | 119 | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») | Урок открытия новых знаний | |||||
29.04 | 120 | Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный» | Урок открытия новых знаний | |||||
30.04 | 121 | Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры | Урок рефлексии | Развивать: Выразительное чтение, использование интонаций, пересказ по плану | ||||
05.05 | 122 | Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки») | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения современной отечественной литературы | ||||
06.06 | 123 | Уроки творчества Дж. Родари | Урок развития умений и навыков | Развивать: Участие в диалоге при обсуждении произведения. | ||||
07.05 | 124 | Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева | Урок открытия новых знаний | Дать представление о: Произведения современной отечественной литературы, Учить восприятию на слух и пониманию художественных произведений | ||||
08.05 | 125 | Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!») | Урок открытия новых знаний | |||||
12.05 | 126 | Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце») | Урок открытия новых знаний | Развивать: Понимание содержания литературного произведения. Различение жанров произведений | ||||
13.05 | 127 | Обобщение по разделу. | Урок обобщения и систематизации знаний | Учить обобщать и систематизировать полученные знания, приводить примеры из прочитанных произведений. | ||||
14.05 | 128 | Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | Урок рефлексии | Проверка знаний по прочитанным произведениям. | ||||
15.05 | 129 | Проверка техники чтения | Урок контроля. | Проверка навыка чтения. | ||||
19.05 | 130 | Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» | Урок рефлексии | Проверка знаний по прочитанным произведениям. | ||||
20.05 | 131 | Резервные уроки (тексты для чтения по выбору) | ||||||
21.05 | 132 | |||||||
22.05 | 133 | |||||||
26.05 | 134 | |||||||
27.05 | 135 | |||||||
28.05 | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (3 класс)...