п/п | дата | Количество часов | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
|
| понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
| Вводный урок по курсу литературного чтения 1ч. |
|
|
|
|
|
1 |
| 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению
| Ознакомить уч-ся с новым учебником, повторить правила работы с книгой. | Словарь, система условных обозначений | Научатся находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника, различать элементы книги ( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Регулятивные: ориентироваться в учебнике; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение систему условных обозначений ;пользоваться словарем в конце учебника Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. | целостное отношение к книге. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Летописи , былины, жития 11ч |
|
|
|
|
|
2 |
| 1 | Летописи . « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Стартовая диагностическая работа |
| Летописи, жития, яства, гривна, паволоки, урочье | Научатся Понимать значение слова « летопись», правильно , осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопрос | Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Познавательные: Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации Коммуникативные: Формулировать свои затруднения | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю |
3 |
| 1
| «И вспомнил Олег коня своего»
| Показать значение летописей для людей; учить правильно читать и понимать исторические произведения
| Волхвы, кудесник, слыть
| Научатся понимать, что события летописи- основные события Древней Руси; сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С .Пушкина « Песнь о вещем Олеге»
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели информации Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю |
4 |
| 1
| «И вспомнил Олег коня своего»
|
|
|
|
|
|
5 |
| 1 | Былина- жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить правильно читать их, определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст
| Булатная броня, сие, палица, яхонты, вертлюги, сажень, монах, витязь, амбар, целовальнички, облатынивать, застава богатырская, смета, заподваливать, речи елейные, гнездовину разнёс, по ордам, не простофильтесь | Уч-ся научатся самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения | Регулятивные: составлять план и последовательность действия; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Познавательные: Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю |
6 |
| 1 | «Ильины три поездочки» | Сравнить поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников |
| Уч-ся научатся выделять языковые средства выразительности; ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них, определять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. |
|
|
7 |
| 1 | «Ильины три поездочки» | Пересказать былину от лица её героя. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки |
| Уч-ся научатся Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному. Определять тему и главную мысль произведения ,пересказывать текс |
|
|
8 |
| 1 | Житие Сергия Радонежского
| Познакомить с отрывком из « Жития Сергия Радонежского»; учить внимательно относиться к слову, находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. | Благородный, уродник, добродетель, праведный, обет, благочестивый, ангел, смирение, мошна, благодать, отрок.
| Научаться ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, и отвечать на них; анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объёму текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю |
9 |
| 1 | Житие Сергия Радонежского
| Описывать характер человека, выражать своё отношение, рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов |
| Научатся: воспроизводить содержание текста с элементами описания героя, особенностью речи , выявлять мотивы поведения |
|
|
10 |
| 1 | Житие Сергия Радонежского
|
|
|
|
|
|
11 |
| 1
| Проект « Создание календаря исторических событий»
| Участвовать в проектной деятельности, составлять летопись современных важных событий
|
| Научаться создавать календарь исторических событий определять цель проекта; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, краеведческой литературе, музее, входе интервью, в Интернете | Коммуникативные: договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; оценивать результаты работы, |
мотивация учебной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
| 1 | Обобщение по разделу « Летописи. Былина. Жития»
Проверка навыка чтения | Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения |
| Научатся выполнять тесты с выбором ответа | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные : сотрудничать со взрослыми | определять границы собственного знания и незнания |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| Чудесный мир классики 22ч. |
|
|
|
|
|
13 |
| 1 | П.П. Ершов Подготовка сообщения о П.П Ершове | Прогнозировать содержание раздела. Познакомить учащихся с творчеством П.П. Ершова, | | Научатся рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | мотивация учебной деятельности |
14 |
| 1 | П.П. Ершов «Конёк –Горбунок» | Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание; наблюдать за развитием событий в сказке; | Вскоре, смеркаться, пшеницу шевелить, соглядать, сызнова, сенник, «зубы начали плясать», «до животиков промёрз», караул, «на печи в углу поёт изо всей дурацкой мочи», три вершка (13 см)
| Уч-ся научатся читать осознанно текст; наблюдать на изобразительностью и выразительностью слова; характеризовать поступки героев; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; пересказывать большие по объёму произведения; объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста ;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | мотивация учебной деятельности ; художественно-эстетического вкуса; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и |
15 |
| 1 | .П. Ершов «Конёк –Горбунок» | Характеризовать героев произведения их поступки |
|
|
|
|
16 |
| 1 | .П. Ершов «Конёк –Горбунок» . | Делить текст на части, пересказ |
|
|
|
|
17 |
| 1 | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения о А.С .Пушкине | Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина | | Уч-ся научатся рассказывать о жизни и творчестве А.С .Пушкина
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу | мотивация учебной деятельности |
|
|
|
|
| | | Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
18 |
| 1 | А.С .Пушкин « Няне», « Туча», « Унылая пора!» | Наблюдать за выразительностью литературного языка, читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста | Светлица, вороты, всечасно, алчную (землю)
| Научатся сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; определять средства выразительности; читать стихотворные произведения наизусть
| Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте; выбирать вид чтения в зависимости от цели; пользоваться словарями Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы |
19 |
| 1 | А.С .Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
| Познакомить со сказкой , научить наблюдать за развитием основной мысли, сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о героях произведения, сравнивать с другими героями. Учить наблюдать за особенностями языка сказок, сравнивать произведения и изобразительного искусства | Инда, Сочельник, молодица, перста, дивичник, сенная девушка, подворье, горница, лежанка изразцовая, полати, сорочина, спе'шить,
| Научатся характеризовать героев, выражать своё отношение к ним, анализировать их поведение; делить текст на составные части, составлять его постой план; определять тему и главную мысль произведения; наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова | Регулятивные: составлять план и последовательность действия; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте; выбирать вид чтения в зависимости от цели; пользоваться словарями Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
20 |
| 1 | А.С .Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
| Определять тему, главную мысль, описывать события ,последовательность сказки; устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста |
|
|
| этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
21 |
| 1 | А.С .Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
|
|
|
|
|
|
22 |
| 1 | А.С .Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
|
|
|
|
|
|
23
|
| 1
| М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове
| Познакомить с творчеством Лермонтова, рассказывать о нём |
| Научатся рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтове
| Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| мотивация учебной деятельности |
|
| | | | | |
|
|
24 |
| 1 | М. Ю .Лермонтов «Дары Терека»
| Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. | Терек- река на Северном Кавказе, утёсистых (громад), приют, Дарьял (аул)
| Научатся называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать приём изображения действительности в стихотворении «олицетворении» | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения Познавательные: смысловое чтение текста, выделение существенной информации
Коммуникативные: творчески выражать своё отношение к художественному произведению аргументировать свою позицию | мотивация учебной деятельности |
25 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
| Познакомить со сказкой, обучать правильному выразительному чтению, пополнить словарный запас учащихся. Учить анализировать поступки героев. | Аяк-Ага (знатный господин), чауш (сторож), оглан(мальчик), пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз
| Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев; делить текст на составные части, составлять его простой план. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения Познавательные: смысловое чтение текста, выделение существенной информации; построение логической цепочки рассуждений, доказательств Коммуникативные выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге с учителем и сверстниками
| эмоциональная оценка и осознание нравственного содержания литературных произведений, умение соотносить с общепринятыми этическими нормами поступки литературных героев и собственное поведение |
26 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
|
|
|
|
|
|
27 |
| 1 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
| 1 | Л.Н. Толстой . Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | Познакомить с творчеством Л.Н. Толстого, рассказывать о нём |
| Научатся рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | мотивация учебной деятельности |
|
|
| | |
|
|
|
|
29 |
| 1 | Л.Н. Толстой «Детство»
| Расширить знания учащихся о жизни Л.Н. Толстого | Maman
| Научатся осознанно , выразительно читать текст, наблюдать за выразительностью литературного языка | Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: работа с вопросами по содержанию текста, установление аналогии; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции
| мотивация учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
| 1 | Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
| Познакомить с басней. Характеризовать события, устанавливать последовательность
|
Порох, басня | Научатся читать осознанно вслух текст художественного произведения , делить текст на составные части, составлять его простой план, называть особенности басни | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; поиск и выделение информации; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками, умение слушать собеседника | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
31 |
| 1 | А.П. Чехов .Подготовка сообщения о А.П. Чехове | Познакомить с творчеством А.П. Чеховым , рассказывать о нём |
| Научатся рассказывать о жизни и творчестве А.П . Чехове | Регулятивные: выбор наиболее эффективных способов решения задач Познавательные: извлечение необходимой информации , умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мотивация учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
| 1 | А.П. Чехов «Мальчики» | Учить раскрывать смысл произведения., характеризовать его.
| Розвальни, сюртюк, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, плантации, флигель, приказчик, урядник | Научатся определять тему и главную мысль , ставить вопросы по содержанию прочитанного , отвечать на них ; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Регулятивные: осуществлять планирование индивидуальной и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из текста Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
|
33 |
| 1 | А.П. Чехов «Мальчики» Проверка навыка чтения |
|
|
|
|
|
34 |
| 1 | Обобщение по разделу « Чудесный мир классики» Контрольная работа | Обобщить полученные знания по разделу. Развивать творческие способности детей |
| Научатся выполнять тесты с выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
| определять границы собственного знания и незнания
|
|
|
|
|
|
|
| Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми |
|
|
|
| Поэтическая тетрадь 12 ч. |
|
|
|
|
|
35 |
| 1 | Ф.И. Тютчев « Ещё земли печален вид…», « Как неожиданно и ярко…» | Расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева, обучать правильному чтению стихов
| Воздвинуться, изнемочь, нега | Научатся отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. | Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Познавательные: осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника
| воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы
|
36 |
| 1 | А.А. Фет « Весенний дождь» | Расширить знания о творчестве А.А. Фета. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
| Научатся характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации( тон, паузы, темп) стихотворения | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; поиск и выделение информации; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками, умение слушать собеседника
| эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
37 |
| 1 | А.А. Фет « Бабочка» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.
| Очертанье, бархат | Научатся выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять , принадлежат ли мысли, чувства , настроение только автору или они выражают личные чувства других людей | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: смысловое чтение как осмысление цепи чтения, извлечение необходимой информации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить её |
38 |
| 1 | Е.А. Баратынский « Весна, весна! Как воздух чист». | Познакомить с творчеством Баратынского, учить находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают увидеть картины, созданные автором
| Древа, обнажены, ветхий, незримый, ропот
| Научаться объяснять интересные выражения , определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Передавать настроение и чувства в стихотворении. Развивать умения воссоздать художественные образы
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: определение темы, идеи произведения, эмоционального характера текста . Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные : делиться своими впечатлениями о прочитанном; самостоятельно придумывать поэтические образы, формировать умение работать в группах
| эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
|
|
|
|
|
| Научаться определять эмоциональность характера текста ( представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения |
|
|
39 |
| 1 | Е.А. Баратынский « Где сладкий шепот…» |
|
|
|
|
|
40 |
| 1 | А.А. Плещеев « Дети и птичка» | Познакомить с творчеством Плещеева, читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта | Снег сойдет, природа оживёт | Научатся определять ритм стихотворения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: определение эмоционального характера текста, темы , идеи произведения; прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности; наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения Коммуникативные: аргументировать свою позицию | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
41 |
| 1 | И.С .Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Расширить знания детей о поэте, пополнять словарный запас учащихся, находить в тексте средства художественной выразительности | Межа, грезит. | Научатся прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении , отвечать на вопросы , умение находить необычное в обычных предметах | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации; осуществление анализа объектов с выделение существенных и несущественных признаков Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова
|
42 |
| 1 | Н.А. Некрасов «Школьник» | Расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова, читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | Невесёлая дорога, едва прикрыта грудь, не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву | Научатся читать стихотворные произведения наизусть ( по выбору) , анализировать образные языковые средства | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности; наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения Коммуникативные делиться своими впечатлениями о прочитанном | стремиться к совершенствованию собственной речи |
43 |
| 1 | Н.А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки» | | Сумерки, салазки | Научатся анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать стихотворения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логического рассуждения, аналогии Коммуникативные: аргументировать свою позицию
| эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
44 |
| 1 | И.А .Бунин «Листопад» | Познакомить с творчеством Бунина, учить самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению | Лиловый, золотой, багряный. И Осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой
| Научатся описывать картины осени в стихотворении. Рассказывать о листьях , как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно . | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации; осуществление анализа объектов с выделение существенных и несущественных признаков Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
| умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова
|
45 |
| 1 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь» | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
46 |
| 1 | Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
| Литературные сказки 16 ч. |
|
|
|
|
|
47 |
| 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
| Познакомить с творчеством В.Ф .Одоевского. При помощи сказки познакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки, формировать навык выборочного чтения
| Табакерка, счесть нельзя, уверился, померкли, затеплилась, мудрено, право, извольте, с сими словами, учтиво, свод, камин, досадно, мостовая вымощена перламутром, ни пяди, индо, одинакие, опамятоваться
| Научатся читать выразительно и осознанно текст сказки, определять тему и главную мысль произведения | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок Познавательные: сбор информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выявлять особенности сказок, выделять мораль; представлять героев Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
| формирование интереса и потребности к чтению; формирование опыта нравственных и эстетических |
48 |
| 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
| Определять нравственный смысл сказки; наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке; рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова.
|
| Научатся определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать .Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст |
|
|
49 |
| 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
| Определять главную мысль произведения и смысл заглавия; составлять план сказки с опорой на главные события |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Научатся делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать |
|
|
50 |
| 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
| Познакомить с творчеством Гаршина; наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке | Кол, пика, Барбос, повилика, коровяк, пронизать
| Научатся работать с иллюстрациями; анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану
| Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; поиск и выделение информации; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; соотношение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками, умение слушать собеседника | формирование нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям |
51 |
| 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
|
|
|
|
|
|
52 |
| 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
| Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения |
| Научатся чувствовать настроение произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям |
|
|
53 |
| 1 | П.П .Бажов «Серебряное копытце» | Познакомить с творчеством П.П. Бажова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное |
| Научатся рассказывать об авторском отношении к героям произведения; использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности ;формирование опыта нравственных и эстетических переживаний |
54 |
| 1 | П.П .Бажов «Серебряное копытце» | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке |
| Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
|
|
|
55 |
| 1 | П.П .Бажов «Серебряное копытце» | Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения |
|
|
|
|
56 |
| 1 | П.П .Бажов «Серебряное копытце» |
|
|
|
|
|
57 |
| 1 | С .Т. Аксаков «Аленький цветочек»
| Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения | Именитый, заморский, не ведаю, парча, тувалет, венец, самоцветный, сажень, беспорочный, доподлинный, сходный. Колода, почитай, торная, чертог, паче зеницы ока, утешался, во единое око мгновения, гвалд, пяльцы, почали, лебезить, заутра. Пригорок мураватый, яства, золота червонного, опочивать, середович, николи, неусыпная, дворовая.
| Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведен и ( герое, событии); анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: смысловое чтение текста, выделение существенной информации Коммуникативные- высказывать и обосновывать свою точку зрения ,учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | формирование опыта нравственных и эстетических переживаний |
58 |
| 1 | С .Т. Аксаков «Аленький цветочек»
|
|
|
|
|
|
59 |
| 1 | С .Т. Аксаков «Аленький цветочек» Диагностическая работа
| Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря учебника или толкового словаря |
| Научатся делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями ; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|
|
60 |
| 1 | С .Т. Аксаков «Аленький цветочек» Поверка навыка чтения
|
|
|
|
|
|
61 |
| 1 | Обобщение по разделу « Литературные сказки» | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
62 |
| 1 | Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
| Делу время - потехе час. 9ч |
|
|
|
|
|
63 |
| 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
| Познакомить с творчеством Шварца, учить бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его
| Окладистая, керосиновая, ходики, пола, полы
| Научатся планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально- нравственные переживания. | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами Коммуникативные: делиться своими впечатлениями о прочитанном; активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир; воспитание художественно-эстетического вкуса на основе опыта |
64 |
| 1 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
| | | Научатся определять главную мысль произведения; объяснять поучительный смысл сказки. Оценивать события , героев произведения. |
|
|
65 |
| 1 | В.Ю. Драгунский « Главные реки» | Расширить знания детей о творчестве Драгунского. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды , которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. | Мужичок с ноготок, чернила
| Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном ( герое, событии). Рассказывать о герое , подбирая в произведении слова –определения, характеризующие его поступки и характер. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные умение слушать других, формировать свои мысли в слух
| эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
66 |
| 1 | В.Ю. Драгунский « Главные реки» |
|
|
|
|
|
67 |
| 1 | В.Ю .Драгунский « Что любит Мишка» | Расширить знания детей о творчестве Драгунского, учить понимать, как поступки могут характеризовать героев произведения
| Шопен, поёрзал, частик, зельц
| Научатся: объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель , смысловое чтение, извлечение необходимой информации Коммуникативные планирование учебного сотрудничества | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
68 |
| 1 | В.Ю .Драгунский « Что любит Мишка» |
|
|
|
|
|
69 |
| 1 | В В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
| Познакомить с творчеством Голявкина, учить понимать смысл произведения, находить нужный материал в справочной литературе и рассказывать о творчестве писателя
| Патент | Научатся: понимать нравственный смысл рассказа; определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое , подбирая произведения слова- определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям. | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: смысловое чтение текста, выделение существенной информации Коммуникативные- высказывать и обосновывать свою точку зрения ,учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | формирование опыта нравственных и эстетических переживаний |
70 |
| 1 | В В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
|
|
|
|
|
|
71 |
| 1 | Обобщение по разделу « Делу время - потехе час» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Страна детства 8ч. |
|
|
|
|
|
72 |
| 1 | Б.С .Житков «Как я ловил человечков»
| Продолжить знакомство с творчеством Житкова .Определять основную мысль рассказа | Корма, мачта, палуба, полировать, лакировать
| Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении(герое, событии) | Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдать нормы построения текста Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности ;формирование опыта нравственных и эстетических переживаний |
73 |
| 1 | Б.С .Житков «Как я ловил человечков»
| Воспринимать на слух художественное произведение ; читать вслух и про себя, осмысливая содержание; отвечать на вопросы по содержанию |
| Научатся определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, |
|
|
74 |
| 1 | Б.С .Житков «Как я ловил человечков»
| Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст |
| Научатся пересказывать текст , создать устный текст на заданную тему |
|
|
754 |
| 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
| Продолжить знакомство с творчеством Паустовского. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | Аккорд, симфонический, ботфорты, парча, фетровая шляпа
| Научатся читать осознанно текст художественного произведения;
| Регулятивные: определять цели деятельности после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы; сверять свои действия с целью корректировки Познавательные: следить за развитием и последовательностью событий в рассказах; научиться пользоваться разными словарями для понимания значения неизвестных слов; определять нравственный смысл рассказов Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, высказывать и обосновывать свою точку зрения; корректировать свою позицию | формирование опыта нравственных и эстетических переживаний |
76 |
| 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
| Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте; характеризовать героев произведения |
| Научатся определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту |
|
|
77 |
| 1 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
| Последовательно воспроизводить содержание текста |
| Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
|
|
78 |
| 1 | М.М. Зощенко «Ёлка»
| Продолжить знакомство с творчеством Зощенко, учить анализировать поступки героев, обогащать словарный запас учащихся
|
Длинновязая, золотушный | Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении(герое, событии); анализировать образные языковые средства | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Коммуникативные рассказывать о прочитанном, делиться своими впечатлениями | мотивация учебной деятельности |
79 |
| 1 | Обобщение по разделу «Страна детства» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
| Поэтическая тетрадь 5ч. |
|
|
|
|
|
80 |
| 1 | В.Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» | ознакомить с творчеством Брюсова, учить читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения, понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства
| Дебри, гиппопотам
| Научаться: выразительно читать стихотворение, использовать интонацию; анализировать средства художественной выразительности | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | формирование опыта нравственных и эстетических переживаний
|
81 |
| 1 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
| Пополнить знания о поэте, познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки»; определять различные средства выразительности | Задворки, разухабистая гурьба, опостылеют | Научатся определять тему и главную мысль произведения ; выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. | Регулятивные: определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления Познавательные: построение логического рассуждения, аналогии Коммуникативные: участвовать в работе группы, выражать свою позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
| учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
82 |
| 1 | М.И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка» | Продолжить знакомство с творчеством Цветаевой, учить раскрывать мир поэзии
| Рай, шпага, замок | Научатся определять тему и главную мысль произведения ; выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение выражать свои мысли полно и точно в письменной форме Коммуникативные высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать собеседника | умение воспринимать красоту природы, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
83 |
| 1 | М.И. Цветаева « Наши царства» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | | Научатся выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте; выбирать вид чтения в зависимости от цели; пользоваться словарями Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы |
84 |
| 1 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Природа и мы 12 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
85 |
| 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
| Расширить знания о творчестве Мамина-Сибиряка, учить внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу | Писатель натуралист, доспехи, сайма, муштровать, муштра
| Научатся определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное ; ставить вопросы к прочитанному | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов Коммуникативные: делиться своими впечатлениями о прочитанном; самостоятельно придумывать поэтические образы | мотивация учебной деятельности |
86 |
| 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
| Понимать нравственный смысл рассказа; определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу | | Научатся Пересказывать текст, показывая голосом , интонацией своё отношение к героям |
|
|
87 |
| 1 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
| Расширить знания о творчестве Куприна, раскрыть смысл рассказа о дружбе и верности, учить анализировать поступки героев. | Приземистый, сталактит, флирт, фистон, подпалина, лицемерный, лицемерие, лавры, карьер, триумфальный
| Научатся определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения | Регулятивные самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель , где выделены существенные характеристики Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям |
88 |
| 1 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
|
|
|
|
|
|
89 |
| 1 | М.М. Пришвин «Выскочка» | Расширить знания о творчестве Пришвина, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, учить анализировать произведение | Бдительность, радужный
| Научатся определять тему и главную произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений
| эмоциональная оценка и осознание нравственного содержания литературных произведений, умение соотносить с общепринятыми этическими нормами поступки литературных героев и собственное поведение |
90 |
| 1 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
|
| Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; оценивать события и поступки |
|
|
91 |
| 1 | Е.И .Чарушин «Кабан» | Продолжить знакомство с творчеством Чарушина, учить познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе
| Олень марал, ягуар, медведь-губач, гуськом | Научатся ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков
| Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: работа с вопросами по содержанию текста, установление аналогии; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции | развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям |
92 |
| 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
| Продолжить знакомство с творчеством Астафьева, понимать нравственный смысл произведения
| Яр, бесцеремонно, заполошно, лепиться | Научатся определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения
Познавательные: работа над вопросами по содержанию литературного текста; выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей ; построение логической цепи рассуждений, доказательств Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками; формулировка собственного мнения и позиции
| развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям |
93 |
| 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
| Анализировать заголовок произведения; ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
| Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки |
|
|
94 |
| 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
| Составлять план произведения; рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие поступки и характер |
| Научатся определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать текст на заданную тему |
|
|
95 |
| 1 | Проект « Природа и мы» | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря | | Научаться: определять цель проекта; находить информацию в разных источниках
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; оценивать результаты работы, | мотивация учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
96 |
| 1 | Обобщение по разделу «Природа и мы» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Поэтическая тетрадь 8 ч. |
|
|
|
|
|
97 |
| 1 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
| Познакомить с творчеством Пастернака, показать, что сближает разные виды искусства, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта | Чертог, позолота, венец, каталог | Научатся выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста; участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Регулятивные: адекватно использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; слушать стихи, понимать красоту поэтического слова; находить средства художественной выразительности; чувствовать, как меняется настроение поэта, находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения Коммуникативные: делиться своими впечатлениями о прочитанном | развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям
|
98 |
| 1 | С.А. Клычков «Весна в лесу»
| Познакомить с творчеством С.А. Клычкова, учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника
| Грудой, рудый, яр, никнет, истома, клохчут, пробор, свирелка | Научатся объяснять интересные выражения в лирическом тексте; выразительно читать стихотворение, использовать интонацию; анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| умение воспринимать красоту природы, стремиться к совершенствованию собственной речи |
99 |
| 1 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
| Познакомить с творчеством Кедрина, показать, что сближает разные виды искусства, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта
| Бабье лето, зябкий
| Научатся определять эмоциональность характера текста( представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: чтение про себя с осознанием содержания текста; определение эмоционального характера текста Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| умение воспринимать красоту природы, стремиться к совершенствованию собственной речи |
100
|
| 1
| Н.М. Рубцов « Сентябрь»
| Познакомить с творчеством Рубцова, учить определять в стихотворении настроение и чувства поэта ; наблюдать картины осени в произведении
| Поднебесный, багряной, россыпь, златогривые, бездна
| Научатся определять эмоциональность характера текста( представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации с фрагментами текста, идеи произведения . Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | умение воспринимать красоту природы, стремиться к совершенствованию собственной речи |
101 |
| 1 | С.А. Есенин «Лебёдушка»
| Познакомить с творчеством С.Есенина, учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника, раскрыть красоту поэтического произведения. Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
| Зорюшка, рассыпала, багровые, златотканые, ватага, лебежатушки, дробилась, изумрудные, заводь, раздольная, тихозвонные, муравушка, жемчуг, лазоревы, чужедальние, коршун, гоготала, созывала, распластанный, помертвелые, раздирал, колыхалось | Научатся читать стихотворение выразительно; анализировать средства художественной выразительности | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Коммуникативные: обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
102 |
| 1 | С.А. Есенин «Лебёдушка» Проверка навыка чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
103 |
| 1 | Путешествие в мир поэзии | Читать наизусть ( по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному | | Научатся называть произведения русских поэтов; наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель , где выделены существенные характеристики Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мотивация учебной деятельности |
104 |
| 1 | Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь» Контрольная работа | Проверить себя и самостоятельно оценивать свои достижения | | Научатся выполнять тесты выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Родина 8 ч. |
|
|
|
|
|
105 |
| 1 | И.С. Никитин «Русь»
| Познакомить с творчеством И.С. Никитина. Учить читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину, используя прочитанные произведения и собственные мысли.
| Шатер, грани, цепи, нивы зрелые, зарево, непроглядная, державная, православная, царственная, разгул, казна, курганы, полчища, Литва, лях, колебалася, зловещий, кровавый пир, недруг
| Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждение прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания | Гражданская идентичность в форме осознания « Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
|
106 |
| 1 | С.Д. Дрожжин «Родине»
| Продолжить работу над поэтическими произведениями о родине, познакомить с творчеством Дрожжина, учить делить стихотворный текст на части | Недвижим, молитвенно, чарующий, приветные, мощь
| Научатся осознанно и выразительно читать текст литературного произведения. Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строить высказывания в устной речи, соблюдая нормы построения текста Коммуникативные: строить монологическое высказывание ; слушать собеседника | Гражданская идентичность в форме осознания « Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
|
107 |
| 1 | С.Д. Дрожжин «Родине»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
108 |
| 1 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске.»
| Познакомить с творчеством А.В. Жигулина. Учить читать стихи, передавая чувство гордости за свою великую Родину, используя прочитанные произведения и собственные мысли.
| Неяркий, трепетный взор, роща белоствольная, ржавый крест, жнивьё
| Научатся рассказывать о Родине , подбирая произведения слова-определения; делать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, обмен мнениями с одноклассниками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гражданская идентичность в форме осознания « Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
|
109 |
| 1 | Б.А Слуцкий « Лошади в океане» | Познакомить с творчеством Б.А Слуцкого. Выражать личное отношение к прочитанному. |
| Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторские текст | Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания
| эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
110 |
| 1 | О Родине | Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому | | Научатся выразительно читать и анализировать произведение | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель , где выделены существенные характеристики Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мотивация учебной деятельности |
111 |
| 1 | Проект: « Они защищали Родину» | Участвовать в проектной деятельности | | Научаться создавать календарь исторических событий определять цель проекта; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, краеведческой литературе, музее, входе интервью, в Интернете | Коммуникативные: договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию Коммуникативные: распределять обязанности по проекту в группах; оценивать результаты работы | мотивация учебной деятельности
|
112 |
| 1 | Обобщение по разделу « Родина» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Страна Фантазия 7 ч. |
|
|
|
|
|
113 |
| 1 | Д.Свифт « Путешествие Гулливера»
| Познакомить с творчеством Свифта, с понятием зарубежная литература, развивать умение пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план, используя авторский текст
|
Колчан, врассыпную, мальчик-паж | Научатся объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией , составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст .Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения; участвовать в диалоге , определять тему и главную мысль произведения | Регулятивные: Определять цели деятельности после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы; сверять свои действия с целью корректировки Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами Коммуникативные: делиться своими впечатлениями о прочитанном; активно использовать речевые средства для решения познавательных и коммуникативных задач
| эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
114 |
| 1 | Е.С.Велтистов Приключения Электроника
|
|
|
|
|
|
115 |
| 1 | Е.С.Велтистов Приключения Электроника
|
|
|
|
|
|
116 |
| 1 | К.Булычёв «Путешествие Алисы»
| Познакомить с творчеством Булычёва о наших сверстниках и их удивительных приключениях; научить анализировать текст, делить его на части
| Космокатер, песчаные барханы, трофеи, благозвучное, кают-компания, трюм, иллюминатор, дверной проем, огнемет, динамик, отсек, непоседа, тычется, грош. | Научатся определять особенности фантастического жанра ;объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией , составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст ;осознанно и выразительно читать текст художественного произведения | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
|
117 |
| 1 | К.Булычёв «Путешествие Алисы»
|
|
|
|
|
|
118 |
| 1 | К.Булычёв «Путешествие Алисы»
|
|
|
|
|
|
119 |
| 1 | Обобщение по разделу « Страна Фантазия» Контрольная работа | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми собственной речи определять границы собственного знания и незнания | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
|
|
| Зарубежная литература 17 ч. |
|
|
|
|
|
120 |
| 1 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
| Познакомить с творчеством Свифта, с понятием зарубежная литература, развивать умение пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план, используя авторский текст | Колчан, врассыпную, мальчик-паж
| Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение существенной информации Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции |
121 |
| 1 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
|
|
| Научатся участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки ; составлять простой план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
|
|
122 |
| 1 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
|
|
|
|
|
|
123 |
| 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
| Расширить знания детей о творчестве Г.Х. Андерсена, учить анализировать сказку, находить ответы на вопросы, делить текст на части, озаглавливать.
| Кораллы, янтарь, сан, фейерверк, гавань
| Научатся читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном ; оценивать события , героев произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции
|
|
|
|
|
| | | |
|
124 |
| 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
|
|
|
|
|
|
125 |
| 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
|
| Научатся пересказывать, составлять простой план текста |
|
|
126 |
| 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
|
|
|
127 |
| 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера»
| Познакомить с творчеством М.Твена, учить пересказывать текст от имени героя, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о прочитанном произведении
| Кафедра, бедовый
| Научатся определять характер текста, читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события , героев произведения
| Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: смысловое чтение, выделение существенной информации; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; осознанно и произвольно строить высказывания в устной речи Коммуникативные : учиться работать в паре, группе; слушать собеседника | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции
|
128 |
| 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера»
|
|
| Научатся делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста |
|
|
129 |
| 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
|
|
|
|
130 |
| 1 | Проверка навыка чтения | Проверка предметных и универсальных учебных умений |
| Научатся определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные : сотрудничать со взрослыми | определять границы собственного знания и незнания |
131 |
| 1 | Итоговая диагностическая работа | Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
|
| Научатся выполнять тесты выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми собственной речи определять границы собственного знания и незнания | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |
132 |
| 1 | С.Лагерлёф «Святая ночь»
| Познакомить с творчеством С.Лагерлёва, раскрыть содержание его произведений, учить анализировать характер и поступки героев | Рождественский сочельник,, рождественские песнопения | Научатся читать осознанно текст, оценивать события , героев произведения
| Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения Коммуникативные : аргументировать свою позицию, слушать собеседника
| эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции
|
133 |
| 1 | С.Лагерлёф «Святая ночь»
|
|
|
|
|
|
134 |
| 1 | С. Лагерлеф «В Назарете»
| Познакомить учащихся с новым произведением, расширить знания детей по данной теме, учить анализировать характер и поступки героев, развивать умение работать с иллюстрацией
| Околоток, жбан для вина, исподтишка | Научатся анализировать произведения, уметь оценивать свой ответ; делать выводы , давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач Познавательные: смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить высказывания; Коммуникативные: вести устный диалог; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию | эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции
|
135 |
| 1 | С. Лагерлеф «В Назарете»
|
|
|
|
|
|
136 |
| 1 | Обобщение по разделу « Зарубежная литература» | Обобщить знания детей по данному разделу Проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения
| | Научатся выбором ответа; поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми собственной речи определять границы собственного знания и незнания | собственной речи определять границы собственного знания и незнания |