рабочая программа для 2 класса по ФГОС Школа России
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Подробная программа с пояснительной запиской по требованию ФГОС для 2 класса Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_russeiy_yazyk.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, и др.
ЦЕЛИ КУРСА
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Содержание русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к осприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Основные разделы программы
1. Повторение( 4ч .) 2. Текст. Речь (5ч.) 3. Звуки и буквы (34ч _ 4. Части речи (48 ч) 5. Однокоренные слова (22ч) 6. Правописание слов с шипящими и парными согласными (26 ч.) 7. Предложение. Главные члены предложения (12ч) 8. Повторение( 19ч) |
Во 2 классе на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебные недели)
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.
Общая характеристика учебного процесса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита- ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответствен- ности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и про- гресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речи.
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.
Диалог и монолог.
Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте).
Текст.
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.
Слово с непроверяемым написанием: сентябрь.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение.
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Члены предложения.
Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.
Слово и его значение.
Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Работа с толковым и орфографическим словарями.
Синонимы и антонимы.
Работа со словарями синонимов и антонимов.
Слова с непроверяемым написанием: береза (березка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Однокоренные слова.
Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными
корнями. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слова с непроверяемым написанием: сахар, сахарный.
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.
Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: желтый, посуда.
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросов и опорным словам.
Звуки и буквы.
Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит, или Азбука.
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.
Гласные звуки.
Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Согласные звуки.
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
Слова с непроверяемым написанием: мороз, морозный.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое».
Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).
Слова с удвоенными согласными.
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.
Проект «И в шутку и всерьез».
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Мягкий знак (ь).
Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.
Слова с непроверяемым написанием: декабрь, коньки, мебель.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо».
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка.
Развитие речи. Работа с текстом.
Проект «Рифма».
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.
Развитие речи. Работа с предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Произношение парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Слова с непроверяемым написанием: народ, сапог, вдруг, завод.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова.
Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.
Разделительный мягкий знак (ь).
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.
Части речи.
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Слово с непроверяемым написанием: месяц.
Имя существительное как часть речи.
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.
Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда.
Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.
Развитие речи. Составление устного рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам.
Число имен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Слово с непроверяемым написанием: топор.
Синтаксическая функция имени существительного в предложении.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.
Глагол как часть речи и употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.
Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и надеть).
Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.
Правописание частицы не с глаголом.
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему; письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Составление текста-описания «Натюрморт» по репродукции картины.
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.
Слово с непроверяемым написанием: платок.
Текст-рассуждение. Структура.
Развитие речи. Работа с текстом.
Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.
Слова с непроверяемым написанием: апрель, шел.
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.
Проект «В словари – за частями речи!».
Планируемые результаты изучения курса «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В результате изучения русского языка во 2 классе Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
-
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 64 с. – («Здравствуй, школа!»).
3. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2010.
4. Осетинская, О. В. Я – второклассник : портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.
5. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.
6. Русский язык. 1–2 классы : итоговый контроль знаний по программе «Школа России» / авт.-сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград : Учитель, 2011.
7. Русский язык. Математика. 1 класс : итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru
Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
Большая электронная энциклопедия. (CD).
4. Наглядные пособия.
Таблицы по русскому языку для 2 класса.
Раздаточный материал.
Изобразительные наглядные пособия.
Рисунки.
Схематические рисунки.
Схемы.
Таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Русскому языку ФГОС Школа России 2 класс Зеленина
Данная рабочая программа предназначена как для общеобразовательного класса, так и для класса КРН, VII вида, обучающегося по программе Школа России....
Рабочая программа по Русскому языку ФГОС Школа России 2 класс Зеленина
Данная рабочая программа предназначена как для общеобразовательного класса, так и для класса КРН, VII вида, обучающегося по программе Школа России....
рабочая программа 1 класс - математика ФГОС "Школа России"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области...
Рабочие программы с тематическим планированием ФГОС "Школа России" 1 класс
Рабочая программа + тематическое планирование по математике М.И.Морро 1 класс...
Рабочие программы с тематическим планированием ФГОС "Школа России" 1 класс
Рабочая программа + тематическое планирование по технологии Т.Геронимус 1 класс...
Рабочие программы с тематическим планированием ФГОС "Школа России" 1 класс
Рабочая программа + тематическое планирование по изобразительному искусству Л.А.Неменская 1 класс...
Рабочие программы 3 класс по ФГОС школа России
Рабочие программы по предметам ( 3 класс).1. Математика.2.Окружающий мир.3. Технология.4. Русский язык.5.Литературное чтение....