программы по предметам 1 класс "Перспективная начальная школа"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
представлена программа для 1 класса: пояснительные записки и ууд по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 класс ПНШ литературное чтение | 46.03 КБ |
1 класс пояснительная записка литературное чтение ПНШ | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование в 1 классе. Литературное чтение Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская УМК «ПНШ» (40ч)
Тема урока | Тип урока. | Кол-во часов | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | ИКТ | Дата | ||
№ п/п | Предметные | УУД | |||||
1 | Начало пути.Волшебные предметы и помощники | Комбинированный | 1 | Обучающиеся должны знать/ понимать: --о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); -о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов. Уметь: -понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. -Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг. | П. -Умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - умение понимать основную мысль текста, - умение объяснять; - умение прогнозировать события, основываясь на содержании текста. -Давать нравственно‐этическую оценку поступкам героев; - умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста; - умение рефлектировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения; - умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать; - умение понимания назначения разных видов текстов; - умение определять темы текста; - умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - умение выделять не только главную, но и избыточную информацию. К. -Умение понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении. -Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. -Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. -Уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. -Уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. -Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Р. -Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. -Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ------различать способ и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. -Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. -Осуществлять контроль по результату и по способу действия. -Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи. | Документ-камера (рисунок на экран) Документ-камера (рисунок на экран) | |
2 | Знакомство с хрестоматией | Урок - праздник | 1 | ||||
3 | Знакомство с хрестоматией | Урок - праздник | 1 | ||||
4 | Законы докучной сказки. Сказка «Про белого бычка» | Комбинированный | 1 | ||||
5 | Законы докучной сказки.Сказка «Про сороку и рака» | Комбинированный | 1 | ||||
6 | Секреты считалок. | Комбинированный | 1 | ||||
7 | Древние считалки. | Комбинированный | 1 | ||||
8 | Тайны загадок. | Комбинированный | 1 | ||||
9 | Как устроена загадка. | Комбинированный | 1 | ||||
10 | Заклички. Обращение к природе. | Комбинированный | 1 | ||||
11 | Трудности скороговорок. | Обобщения и систематизации знаний | 1 | ||||
12 | Созвучные «хвосты» слов. Г. Остер «Эхо» | Комбинированный | 1 | Обучающиеся должны знать /понимать: -об отличии поэтического текста от прозаического; -о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов. Уметь: -находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы). -Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| П. -Умение понимать основную мысль текста; - умение объяснять; - давать нравственноэтическую оценку поступкам героев; - умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста; - умение понимания назначения разных видов текстов; - умение определять темы текста; -умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; -умение выделять не только главную, но и избыточную информацию. К. -Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; -задавать вопросы. Р. -Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; -учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | Фотография автора и его биографические данные Фотография автора и его биографические данные Магнитофон (чтение произведения в актерском исполнении) | |
13 | Созвучные «хвосты» слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» | Комбинированный | 1 | ||||
14 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | Изучения и первичного закрепления | 1 | ||||
15 | Рифма и смысл. | Комбинированный | 1 | ||||
16 | Шуточные стихи. И. Пивоварова, Э. Успенский, А. Дмитриев | Комбинированный | 1 | ||||
17 | Шуточные стихи. Джеймс Ривз. | Комбинированный | 1 | ||||
18 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка». | Комбинированный | 1 | Обучающиеся должны знать/понимать: -о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); Уметь: -понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:самостоятельного ориентирования внутри книги; умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»;самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам. | П. -Умение понимания назначения разных видов текстов; - умение определять темы текста; - умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - давать нравственно‐этическую оценку поступкам героев; -умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста. К. -Использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Р. -Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -различать способ и результат действия; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | Магнитофон (чтение произведения в актерском исполнении) Фотография автора и его биографические данные Документ-камера (рисунок на экран) | |
19 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Теремок» С. Маршак «Багаж» | Комбинированный | 1 | ||||
20 | Сказка-цепочка. | Обобщение и систематизация знаний | 1 | ||||
21 | Звучащие стихи. Е. Благинина, А. Усачёв, Джеймс Ривз. | Изучения и первичного закрепления | 1 | Обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь: -понимать содержание прочитанного;осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; -отличать монолог от диалога;
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| П. -Умение объяснять; - умение прогнозировать события, основываясь на содержании текста - умение определять темы текста; -умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. К. -Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. -Уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Р. -Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. | Фотография автора и его биографические данные Магнитофон (чтение произведения в актерском исполнении) | |
22 | Звукозапись в поэзии и прозе. А. Усачёв «Буль-буль», М. Горький «Воробьишко» (в сокращении) | Комбинированный | 1 | ||||
23 | В гостях у колокольчиков: звучащие стихи. | Комбинированный | 1 | ||||
24 | В читальном зале. Сказочные звуки. | Комбинированный | 1 | ||||
25 | Малые фольклорные жанры. | Изучения и первичного закрепления | 1 | Обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь:
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам. | П. -Умение понимать основную мысль текста, - умение объяснять; - умение прогнозировать события, основываясь на содержании текста; -давать нравственно-этическую оценку поступкам героев; К. -Уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. -Достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру. Р. -Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме. | Фотография автора и его биографические данные | |
26 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б. Заходер | Комбинированный | 1 | ||||
27 | Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский. | Комбинированный | 1 | ||||
28 | Фантазии в литературе. Б. Заходер | Комбинированный | 1 | ||||
29 | Особый взгляд на мир. И. Токмакова | Изучения и первичного закрепления | 1 | Обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь:
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| П. -Умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - умение выделять не только главную, но и избыточную информацию; - давать нравственно‐этическую оценку поступкам героев; -умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста. К. -Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Р. -Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Документ-камера (рисунок на экран) | |
30 | Особый взгляд на мир С. Козлов | Комбинированный | 1 | ||||
31 | Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» | Комбинированный | 1 | ||||
32 | Что видит и слышит поэт. | Комбинированный | 1 | ||||
33 | Прибаутка и небылица. | Изучения и первичного закрепления | 1 | Обучающиеся должны знать/понимать:
Уметь: -понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| П. -Умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -умение понимать основную мысль текста, - умение объяснять; - умение прогнозировать события, основываясь на содержании текста; - давать нравственно‐этическую оценку поступкам героев; - умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста; -умение рефлектировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения; -умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать; - умение понимания назначения разных видов текстов; -умение определять темы текста; - умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. К. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своего действиядостаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру. -Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. -Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Документ-камера (рисунок на экран) Фотография автора и его биографические данные Магнитофон (чтение произведения в актерском исполнении) | |
34 | Дразнилка, прибаутка и небылица. | Комбинированный | 1 | ||||
35 | Искусство иллюстрации. Что видит художник? | Комбинированный | 1 | ||||
36 | Рифмующиеся слова и изображения. | Комбинированный | 1 | ||||
37 | Рифмующиеся слова и изображения. | Комбинированный | 1 | ||||
38 | Л. Толстой «Косточка» | 1 | |||||
39 - 40 | Урок игра «Мы – юные читатели» | Урок-игра | 2 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, на основе ООП НОО гимназии «ОЦ Гармония», примерной программы по литературному чтению Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- Духовно-нравственные (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- Духовно-эстетические (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- Литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- Библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4ч в неделю, 10 учебных недель) в учебный год.
На внеурочные формы работы отводится 4 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Литературное чтение» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация. В результате изучения литературного чтения в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий
Обучающие научатся:
ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение » к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- читать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
- понимать содержание произведений, прочитанных в классе.
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
-понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
-отличать прозаическое произведение от стихотворного;
-различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
-находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
-самостоятельно ориентироваться внутри книги: применять умение работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года
В области (общеучебных действий школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
Содержание учебного предмета.1 класс (40 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника стр. учебника стр. тетради | Кол-во часов | |
I | Стихи и проза | Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора внародном произведении. | с. 3-10 | с. 1 -15 | 11ч |
II | Устное народное творчество и литература | Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорныежанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки). | с. 24-33 | с. 17-21 | 6ч |
III | Эмоциональный тон произведения | Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов | с. 34-38 | с. 22 - 26 | 3ч |
IV | Средства художественной выразительности | Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. | с. 40-41 | с. 26-29 | 4ч |
V | Жанры литературы | Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы. | с. 44 - 54 | с. 30-32 | 4ч |
VI | Библиографическая культура | Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение. | с. 56 - 64 | с. 33- 36 | 4ч |
VII | Навыки чтения | Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. | С. 65 - 80 | с. 37 - 48 | 8ч |
Итого | 40ч |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2. Учебник.Литературное чтение. Чуракова Н.А.
3. Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Малаховская О.В.
4.Методические пособия для учителя. Литературное чтение. Чуракова Н.А.
5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Хрестоматия.
Печатные пособия:
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
2.Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.
3.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
4.Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
5.Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
Технические средства:
1.Магнитная доска.
2.Персональный компьютер с принтером.
3.Ксерокс.
Учебно – практическое оборудование:
1.Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
3.Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)
4.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 1класс ФГОС
Рабочие программы составленны по программе УМК " Начальная школа 21 века"с учётом ФГОС 1 класс (содержат характеристику учебной деятельности, ууд,)...
Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 2класс ФГОС
Рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
«Проектирование программы формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»» (второй класс)
Программа составлена на основе требований Стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...
Рабочие программы по предметам УМК Начальная школа XXI века
Рабочие программы для 3 класса с КТП...
Рабочие программы по предметам УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс
Рабочие программы...