Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Внеурочная деятельность по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_nauchnogo_kluba_mladshikh_shkolnikov.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»
Тема. Развитие кругозора: О настоящем и ненастоящем богатстве. Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».
Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.
Цель урока: учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Средства обучения:
- хрестоматия
- мультимедиа проектор
- наглядные пособия
Подготовительная работа: прочитать произведение «Карлсон, который живет на крыше», приготовить презентацию, написать объявление, сделать красочные пригласительные билеты, подписать бейджики (гости не должны испытывать трудностей в общении с детьми).
Участники:
Председатель младшего научного общества …(Фамилия Имя учащегося). Выбирается заранее и совместно с учителем намечает план проведения заседания.
Докладчики: 8 человек: ……(Фамилия Имя учащихся). Выбираются заранее.
Под руководством учителя они готовят сообщения об Астрид Линдгрен и подбирают упражнения для работы в группах.
Микрогруппы: 4 - 6 человек.
Приглашённые: завуч школы, учитель русского языка, библиотекарь школы.
План заседания: Мебель в классной комнате расставлена с учётом групповой работы. Учащиеся до начала занятий разделены на 3 группы, поэтому каждый ученик знает, за каким столом он будет работать. За столами для президиума сидят гости и председатель заседания. Сам учитель сидит с ребятами класса. Учитель представляет председателя
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Электронные ресурсы | Формирование УУД |
1 Организационный момент | - Сегодня я ребята предлагаю вам принять участие в очередном заседание клуба «Ключ и Заря». Слово предоставляется председателю нашего научного клуба. | Председатель: -Здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся класса. Сегодня на заседании присутствуют гости. Разрешите их представить …- завуч школы, … - учитель русского языка, …- библиотекарь, … - родитель класса. | 1,2 слайд | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний | - Отгадав загадки про литературных героев, вы можете сами сформулировать тему нашего заседания. Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. Карлсон.) Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш). - Что вы могли бы узнать по теме? Ваши предположения? | Ожидаемый ответ: познакомиться с творчеством Астрид Линдгрен. | 3 слайд | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. |
III. этап выявления места и причины затруднения; | Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Маша утверждает, что это сказка о настоящем друге? А Миша считает – о веселом, забавном толстячке с пропеллером на спине. Сегодня на заседании мы узнаем: кто из них прав и почему? Председатель познакомит с планом работы. | План работы: 1.Творческий путь швейцарской писательницы Астрид Анна Эмилия Линдгрен . Выступление первой творческой группы . 2.Произведения Астрид Линдгрен. Выступление второй творческой группы экскурсоводов. 3. Книга о толстячке с пропеллером на спине. Дискуссия по книге. 4. О настоящем и ненастоящем богатстве в книге Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон». Работа в группах. Предлагаю открыть заседание клуба. | 4 слайд 5 слайд | |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения материала | 1. - Предлагаю предоставить слово первой группе, которая расскажет о творческом пути швейцарской писательницы Астрид Линдгрен.
- Почему Астрид Линдгрен писала только для детей? | Первая группа 1 ученик: - Астрид Анна Эмилия Эриксон (1907–2002) родилась на хуторе Нас, недалеко от Виммербю (Швеция). 2 ученик: - В детстве Астрид хорошо училась в школе, сочинения очень нравились учителю по литературе, он знал, что из неё получится хорошая романистка. Она очень любила произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который глубоко раскрыл детский мир. В 17 лет она журналистка, а позже в Стокгольме работает секретарём. 3 ученик: - Свою первую большую сказку – «Пеппи Длинныйчулок» – Астрид Линдгрен написала в подарок дочери. 4 ученик: - В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Её книги стали самыми популярными произведениями для детей. Председатель: - Нет ли у присутствующих вопросов к выступающим? (Дети отвечают на вопросы гостей.) Ожидаемый ответ: Базовый уровень: Все люди родом из детства. Повышенный уровень: Она разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства. | 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
2. - Предоставляем слово второй группе. Вопросы от гостей. - Какую книгу Астрид Линдгрен, кроме Карлсона вы прочитали? - Ребята, как вы считаете, чем привлекла детей книга о Карлсоне? | Вторая группа экскурсоводов 1 ученик: - Как-то вечером, Астрид шла по улице. С ней приключилась беда. 2 ученик: Для более взрослых детей она написала книги о сиротах- это «Мио, мой Мио», «Приключения Кале - сыщика» Слайд 3 ученик: - Идею «Карлсона, который живет на крыше» тоже подсказала дочь. Карлсон – это маленький веселый человечек, красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Книгу «Малыш и Карлсон», который живет на крыше, надо просто читать и смеяться. И снова читать и смеяться. 4 ученик: - По этой книги в театрах ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы. Председатель: - Нет ли у присутствующих вопросов к выступающему? (Дети отвечают на вопросы гостей.) Ожидаемый ответ: Веселый герой, смешные истории, забавные приключения. | 12 слайд, Отрывок из фильма 13 слайд, отрывок из фильма 14 слайд 15 слайд | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |
3. - Приглашаем 3 группу Вопросы задают гости. Ученику, который играл роль Малыша: - Тебе было трудно играть роль Малыша? Ученику, который играл роль Карлсона: - Тебе понравилась роль Карлсона? | Инсценирование отрывка из сказки «Карлсон, который живет на крыше» (День рождение Малыша) Ожидаемый ответ повышенного уровня: Да. Хотя мой герой - это мой ровесник. Моя роль - это показать, что я настоящий друг, что мне можно верить. Ожидаемый ответ повышенного уровня: Да. Изобразить Карлсона - это значит надо пошалить, повеселиться, фантазировать и выдумывать. А мы дети - это любим делать. | Личностные: - ориентация в нравственном содержании поступков героев. Познавательные: - выделять существенную информацию из текста Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | 1.Книга о толстячке с пропеллером на спине. Дискуссия по книге. - Каким вы представляете себе Карлсона? - Какое мнение вы составили о Карлсоне: 1) когда он сломал паровую машину; 2) когда он нрассказы о том, что у него в домике тысяча машин и тысяча картин; 3) поведение Карлсона в гостях; - А какой был Малыш? – О чём мечтал Малыш? - У Малыша появилась собака, о которой он очень давно мечтал и с которой можно дружить и играть, но почему он не перестает думать о Карлсоне? | Ожидаемый ответ: Карлсон – это маленький человечек, поскольку маленькое расстояние с кровати до пола он стремительно пролетает при помощи своего мотора. Ожидаемый ответ: Карлсон хвастается, преувеличивает, считает себя лучшим, может приврать, ведет себя в гостях совершенно неприлично, он обжора и совершенно не умеет себя вести себя в гостях. Ожидаемый ответ: Доверчивый, добрый. (О собаке.) Ожидаемый ответ: Он жизнерадостный и энергичный, выдумщик, фантазер, с ним всегда весело и интересно. Вопросы задают гости. - Кого можно считать настоящим другом? Почему? | 16 слайд 17 слайд | Личностные: - ориентация в нравственном содержании поступков героев. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
VI. Динамический момент. | -Ну, а теперь немного отдохнем. Ребята, скажите, по календарю уже зимний месяц идет, или еще осенний? Давайте пройдем и понаблюдаем за полетом снежинок. (Звучит спокойная симфоническая музыка). | - По календарю осенний месяц. Но на улице уже снег. На стене закреплены снежинки * * * * * * Упражнение на снятие утомления глаз | 18 слайд | |
VII. Самостоятельная работа (работа в группах) | Работа в группах. 1 задание для первой и второй группы Малыш – это настоящий друг? - Ребята, составьте модель настоящего друга и представьте ее нам. Приложение №1,2. Первое задание для третьей группы Игра «Журналисты» Ребята, вам нужно выбрать того, кто хочет побывать в роли Малыша. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос герою. Задача «героя» произведения – дать полный, хороший ответ. (Вопросы журналистов. Приложение № 3) Второе задание для 1,2,3. Подобрать пословицы о дружбе. Предлагаю вам вспомнить пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ. (Приложение№4) | Председатель: - Предлагаю начать работу в группах. Ребята самостоятельно выполняют задания. Ребята самостоятельно выполняют задания. Председатель: Подведём итоги нашей работы. Слово командирам групп. | Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | |
VIII. Итог занятия | - Вспомните, какую цель вы поставили в начале заседания, достигли ли вы этой цели? -Что нового и интересного узнали на заседании клуба? | Ответы учащихся. | Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. | |
IХ. Рефлексия деятельности | (В заключение заседания выступают гости, которые высказывают мнение о работе детей.) - Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья - это настоящее богатство. - Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите смайлик на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг. На этом заседание клуба закончено. Спасибо всем за работу. До свидания. | Ученик читает стихотворение: Если есть друзья на свете Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. |
Список использованных источников
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- 2.Малаховская, О. В. Литературное чтение : 2 кл. : хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- 4.Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- Программы по учебным предметам : 1-4 кл. : 1 ч./ Сост. . Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Толковый словарь русского языка [текст] / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Эксмо, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
- Пректирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
8. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Приложение №1
Выберите плавильные высказывания о Малыше. Докажите свой выбор.
- растерянный,
- не скажет правду
- честный
- не признает свои ошибки
-доверчивый
Ответы:
1. Растерянный («Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слез. «Моя паровая машина... – всхлипывал он. – Моя паровая машина развалилась на куски!»)
2. Надежный (Малыш отстаивает свою дружбу. («Карлсон, который живет на крыше, тоже придет ко мне, – сказал Малыш и смело посмотрел маме в глаза».)
3. Доверчивый (Малыш верит всему, что говорит Карлсон и просит его прилететь еще.)
Приложение №2
Выберите плавильные высказывания о Малыше. Докажите свой выбор.
- честный
-оставит в беде
-не хочет ставить своего друга в неудобное положение
- не подойдет первым мириться
- верный
Ответы:
1.Честный (Всегда говорит правду) 2. Верный (У малыша появилась собака- новый друг, но он о не перестает думать о Карлсоне.)
3. Не хочет ставить своего друга в неудобное положение (Малыш боится, что кто-то из членов его семьи напомнит Карлсону неприятный эпизод с паровой машиной).
Приложение №3
– Скажи, Малыш, о чем вы мечтаете больше всего на свете?
- Зачем тебе собака?
- Ты очень расстроился, когда сломалась твоя паровая машина?
- Как изменилась твоя жизнь после знакомств с Карлсоном?
Приложение №4
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Перспективная начальная школа. 2 класс. (Заседание научного клуба младших школьников) Тема: Твоя безопасность на улице
Урок по теме "Твоя безопасность на улице" Этот урок проводится в форме заседания Научного клуба младших школьников. Учащиеся в процессе исследований находят ответы на вопросы безопасности....
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...
"Работа в научных клубах младших школьников" (УМК "Перспективная начальная школа") - 26.09.2016 г.
Выступление в МРИО....
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка) С.Н. Ямшинина 2 класс
Календарно -тематическое планирование по программе внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря»(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)С.Н. Ямшинина2 класс...
АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 1 выпуск
Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-с...
АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 2 выпуск
Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился в стенах муниципальногообщеобразовательногоучреждения «Средняя общеобразовательная школа No33имени П.А. Столыпина»Энгель-сского муниципального рай...
АЛЬМАНАХ научного клуба младших школьников «Самоцветы» - 3 выпуск
Научный клуб младших школьников «Самоцветы» зародился МОУ "СОШ N 33 им. П. А. Столыпина".Научным руководителем и идейным вдохновителем клуба явля-ется учитель начальных классов, учитель высшей категор...