Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.
Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.
Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.
Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.
3. Здоровьесберегающие:
С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей
Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)
-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.
2.Повторение изученного.
Слайд 2.
- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?
«Песнезнайка!»
Слайд 3.
-Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».
3. Подготовка к объяснению нового материала
Слайд 4.
1) Дыхательная гимнастика
-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:
А И У Н
-А теперь коротко и отрывисто:
ыыыы кккк уууу
4. Работа с новым материалом
На партах у детей лежат квадратные листочки.
Слайд 5.
– Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
-Какую букву будем изучать?
-Какова тема урока?
Слайд 6.
-Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.
Слайд 7.
-Назовите слова.
-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)
-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.
Слайд 8.
-Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х']
Игра «Третье лишне».
-Прочитайте слоги.
-Какой слог лишний?
-Почему? (хи, звук мягкий)
Чтение столбиков слов.
-Прочитайте первый столбик слов.
-Что общего?
Работа в парах.
-Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.
-Прочитайте второй столбик слов. Что общего?
-В какой части слова встречается буква х?
-Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.
-По какому признаку делили слова а группы?
-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!
- Физкультминутка с фонематической разминкой.
Слайд 9.
- Вы, наверное, устали,
И теперь все дружно встали.
Следите глазами за предметами.
Продолжение работы.
Слайд 10.
-Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.
– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)
Слайд 11.
– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).
Слайд 12.
Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.
- О чем текст?
-Как ласково называют хлеб?
Слайд 13.
-Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.
-В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.
- С каким важным событием связан их приезд?
-Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?
Слайд 14.
-Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
-Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!
Повторное чтение текста учащимися.
-Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.
Слайд 15.
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»
– Как вы понимаете эту пословицу?
Выслушиваются ответы. ( без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)
«Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился.»
-Как вы понимаете эту пословицу?
(Он не падает с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.)
-В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:
Слайд 16.
- Не будет хлеба, не будет обеда
- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
- Горька работа, да хлеб сладок.
Слайд 17.
-Посчитайте, сколько раз встретилось слово хлеб в этом тексте.
6. Подведение итогов
-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.
Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.
-А вам понравился урок?
-А что особенно понравилось, запомнилось?
-Что нового для себя открыли?
- Как можете использовать в жизни полученные знания? (дети отвечают)
Слайд 18.
- Закончить урок мне хочется следующими словами.
Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А правильно ли это? На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб это имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!
- Спасибо за урок!
Подписи к слайдам:
о у
ы
э
н
л
р
м
й
б в г
д
ж
з
ь
я ё
ю
и е
п
ф
к т
ш
с
х
ч
щ
ц
ъ
Буква Х
х
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
в 1 классе
Песнезнайка
Подписи к слайдам:
Кто пахал ,не ленился, у того и хлеб родился.
Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А правильно ли это?
На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб
-это
имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!
Не будет хлеба, не будет обеда.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат .
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Горька работа, да хлеб сладок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.
Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....