Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Долгополова Виктория Александровна

Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через  разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.

      Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда,  традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х'], буквы Х х.

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты:  создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], [x’] , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику  буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу,  учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке;  продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

-Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного. 
Слайд 2.

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

-Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

-Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

-А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

-Какую букву будем изучать?

-Какова тема урока?

 Слайд 6.

-Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

-Назовите слова.

-Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

-Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

-Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х'] 

Игра «Третье лишне».

-Прочитайте слоги.

-Какой слог лишний?

-Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

-Прочитайте первый столбик слов.

-Что общего?

Работа в парах.

-Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

-Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

-В какой части слова встречается буква х?

-Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

-По какому признаку делили слова а группы?

-Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

     Слайд 9.

 - Вы, наверное, устали,

   И теперь все дружно встали.

  Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

-Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

- О чем текст?

-Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

-Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без  душистого каравая.

 -В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.  

- С каким важным событием связан их приезд?

-Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

-Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

-Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

-Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. ( без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

«Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

-В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:        

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Слайд 17.

-Посчитайте, сколько раз встретилось слово хлеб в этом тексте.

6. Подведение итогов

-Молодцы! Вы хорошо сегодня потрудились.

Я рада, что вы внимательно слушали не только меня, но и своих товарищей, хорошо размышляли, анализировали.

-А вам понравился урок?

-А что особенно понравилось, запомнилось?

-Что нового для себя открыли?

- Как можете использовать в жизни полученные знания? (дети отвечают)

Слайд 18.

- Закончить урок мне хочется следующими словами. 

Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А  правильно ли это?  На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб это имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!

- Спасибо за урок!



Подписи к слайдам:

а
о у
ы
э
н
л
р
м
й
б в г
д
ж
з

ь
я ё
ю
и е
п

ф
к т
ш
с
х
ч
щ

ц

ъ
Буква Х
х
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
в 1 классе

Песнезнайка



Подписи к слайдам:

Хлеб – всему голова!

Кто пахал ,не ленился, у того и хлеб родился.


Мы относимся к хлебу как к чему-то привычному. А правильно ли это?
На свете нет ничего дороже, чем кусочек хлеба. Хлеб
-это
имя существительное. Не от того что он относится к этой части речи. А потому что это самое существенное в нашей жизни!

Не будет хлеба, не будет обеда.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат .
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Горька работа, да хлеб сладок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....