Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК " Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3класс) на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г., авторской программы «Литературное чтение». 1-4 классы / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011 Руководитель проекта Кондаков А. М.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много-
национальной России и других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_bogomolova.docx | 80.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
города Губкина Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Батурина Е.А. Протокол № ______ от «____»____________________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 16 г. Губкина _______________ Курчина Е.В. «____»____________________2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №16 г.Губкина ______________Гаврилова Р.П. «____»____________________2013г |
3 «Б» класс
Учитель: Богомолова Н. И., высшая квалификационная категория
2013 – 2014 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3класс) на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011 г., авторской программы «Литературное чтение». 1-4 классы / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011 Руководитель проекта Кондаков А. М.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много-
национальной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
- Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс продолжается в третьем классе.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. В третьем классе формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения
воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в третьем классе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литерного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
- Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 3 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). В рабочую программу внесены изменения: уплотнение учебного материала 4 часа: 1час в теме «По страницам детских журналов », 3 часа в теме «Зарубежная литература», т. к тема «А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста» приходится на каникулярный день 2 ноября, тема «Б. С. Житков. «Про обезьянку». Краткий пересказ» - на 8 марта, тема «А. Барто. «Разлука» - на каникулярный день 31 марта, тема «Ю. Ермолаев «Воспитатели» - на 9 мая.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В процессе знакомства с художественными произведениями формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, его отношение к другим людям, к Родине.
- Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрении и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной печи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы
по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмам анализа различных видов текста: установление причинно-следственных, связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведение о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы: деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание программы учебного курса
3 класс (136 ч)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Словарь
Самое великое чудо на свете (4ч)
Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете», рукописные книги Древней Руси, первопечатник Иван Фёдоров, путешествие в прошлое. оценка достижений.
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни, докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: «гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка». Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского); Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет «Мама! Глянь – ка, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»; И.С. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы»; И.З. Суриков «Детство», «Зима». Путешествие в Литературную страну.
Великие русские писатели (24 ч)
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…», Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова, М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Осень». Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя), Л. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бавает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Поэтическая тетрадь 2 (6час.)
Н. А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт «Золотое слово»; И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»
Литературные сказки (8ч)
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Былины-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»; А. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»; А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. Есенин «Черёмуха».
Люби живое (16ч)
М. Пришвин «Моя Родина»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»; В. Бианки «Мышонок Пик»; Б. С. Житков «Про обезьянку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев «Капалуха»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…»,
Поэтическая тетрадь 2 (8 час.)
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»; А. Барто «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков «Если», «Рисунок»; Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; А. П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»; М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч)
Л. Кассиль «Отметка Риммы Лебедевой»; Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы Древней Греции, Храбрый Персей; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
В структурном отношении курс состоит из 14 разделов
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1ч | 02.09 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4ч | 04.09-09-09 |
3 | Устное народное творчество | 14 ч | 11.09-04.10 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч | 05.10-23.10 |
5 | Великие русские писатели | 24 ч | 25.10-13.12 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч | 14.12-23.12 |
7 | Литературные сказки | 8 ч | 25.12-20.01 |
8 | Были- небылицы. | 10 ч | 22.01-07.02 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч | 08.02-17.02 |
10 | Люби живое | 16 ч | 19.02-19.03 |
11 | Поэтическая тетрадь 2. | 8 ч | 21.03-11.04 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 ч | 12.04-02.05 |
13 | По страницам детских журналов | 8 ч | 03.05-17.05 |
14 | Зарубежная литература | 8 ч | 19.05-24.05 |
Итого: | 136 ч |
- Календарно - тематическое планирование
№п/п | № в разделе | Наименование раздела. Тема урока | Дата предполагаемая | Дата по факту | Характеристика основной деятельности учащихся |
1 четверть 35 часов | |||||
1 | 1 | Водный урок по курсу литературного чтения. | 02.09 | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | |
Самое великое чудо на свете (4ч.) | |||||
2 |
| Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете» | 04.09 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | |
3 |
| Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 06.09 | ||
4 |
| Первопечатник Иван Фёдоров. | 07.09 | ||
5 |
| Путешествие в прошлое. Оценка достижений. | 09.09 | ||
Устное народное творчество (14 ч.) | |||||
6 |
| Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество» | 11.09 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества принимать участие в коллективном сочинении сказок. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен, планировать работу по теме принимать участие в коллективном сочинении сказок, Осознавать общность нравственных ценностей. Читать текст вслух целыми словами
Учиться ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства Называть произведения и выделять их особенности: определять тему и жанр произведения;называть и сравнивать героев Участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника принимать участие в коллективном сочинении сказок. Проверят себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
7 |
| Русские народные песни. | 13.09 | ||
8 |
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 14.09 | ||
9 |
| Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 16.09 | ||
10 |
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | 18.09 | ||
11 |
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев. | 20.09 | ||
12 |
| «Иван царевич и Серый Волк». Русская народная сказка. | 21.09 | ||
13 |
| «Иван царевич и Серый Волк». Русская народная сказка. Деление текста на части. Составление плана. | 23.09 | ||
14 |
| «Иван царевич и Серый Волк». Русская народная сказка. Характеристика героев. | 25.09 | ||
15 |
| «Сивка – Бурка». Русская народная сказка. Знакомство с текстом. | 27.09 | ||
16 |
| «Сивка – Бурка». Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки. | 28.09 | ||
17 |
| Художники- иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | 30.09 | ||
18 |
| КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | 02.10 | ||
19 |
| Проект «Сочиняем волшебную сказку». Контрольная работа по теме «Устное народное творчество | 04.10 | ||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.) | |||||
20 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1» | 05.10 | Прогнозировать содержание раздела, самостоятельно оценивать свои результаты. Читать выразительно стихи, Читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте Использовать приемы интонационного чтения Читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте Использовать приемы интонационного чтения сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, Самостоятельно оценивать свои результаты. | ||
21 | Проект. «Как научиться читать стихи». (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | 07.10 | |||
22 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» | 09.10 | |||
23 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 11.10 | |||
24 | И.С. Никитин «Полно, степь моя». | 12.10 | |||
25 | А.А. Фет «Мама! Глянь – ка, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой». | 14.10 | |||
26 | И С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы. | 16.10 | |||
27 | И.З. Суриков «Детство». | 18.10 | |||
28 | И.З. Суриков «Зима». Сравнение как прием создания картины природы. | 19.10 | |||
29 | 10 | Путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок по разделу. | 21.10 | ||
30 | 11 | Контрольная работа №2 по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 23.10 | ||
Великие русские писатели (24 часа) | |||||
31 | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели» | 25.10 | Прогнозировать содержание раздела. | ||
32 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина » | 26.10 | Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню. | ||
33 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. | 28.10 | |||
34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | 30.10 | |||
35 | А. С. Пушкин. «Зимний вечер». | 01.11 | |||
2 четверть 28 часов | |||||
36 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста | 11.11 | Знать особенности литературной сказки. Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику герое. Представлять героев сказки. Использовать средства художественной выразительности, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение. Сравнивать произведения живописи с произведениями культуры. Уметь находить необходимую информацию из различных источников. Использовать средства художественной выразительности, инсценировать басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Различать в басне изображенные события и замаскированный , скрытый смысл. Определять самостоятельно тему и главную мысль текста. Различать лирическое и прозаическое произведение . Называть отличительные особенности стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Уметь находить необходимую информацию из различных источников. Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику герое. Представлять героев сказки. | ||
37 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. | 13.11 | |||
38 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. | 15.11 | |||
39 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки. | 16.11 | |||
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | 18.11 | |||
41 | Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 20.11 | |||
42 | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». | 22.11 | |||
43 | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». | 23.11 | |||
44 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица». | 25.11 | |||
45 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 27.11 | |||
46 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 29.11 | |||
47 | М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень». | 30.11 | |||
48 | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 02.12 | |||
49 | Л. Н. Толстой. «Акула». | 04.12 | |||
50 | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 06.12 | |||
51 | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | 07.12 | |||
52 | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 09.12 | Определять самостоятельно тему и главную мысль текста. Учиться сравнивать художественные тексты. Проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | ||
53 | Оценка достижений. Контрольная работа №3 по теме «Великие русские писатели»). | 11.12 | |||
54 | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). | 13.12 | |||
Поэтическая тетрадь 2 ( 6час.) | |||||
55 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2» | 14.12 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины. объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения. Читать стихи выразительно, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, Следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, Проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. | ||
56 | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | 16.12 | |||
57 | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». | 18.12 | |||
58 | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | 20.12 | |||
59 | И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 21.12 | |||
60 | Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений. | 23.12 | |||
Литературные сказки (8 час.) | |||||
61 | 1 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» | 25.12 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах. оценивать свои достижения. | |
62 | 2 | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». (присказка) Контрольная работа №4 за первое полугодие «Комплексный анализ текста» | 27.12 | ||
63 | 3 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 28.12 | ||
3 четверть 39 часов | |||||
64 | 4 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». | 13.01 | ||
65 | 5 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 15.01 | ||
66 | 6 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки | 17.01 | ||
67 | 7 | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ | 18.01 | ||
68 | 8 | Оценка достижений. Контрольная работа №5 по теме «Литературные сказки». КВН. (обобщающий урок по 1 части учебника) | 20.01 | ||
Были- небылицы. (10 час) | |||||
69 | Знакомство с названием раздела «Были- небылицы» | 22.01 | Прогнозировать содержание раздела | ||
70 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». Прием сравнения - основной прием описания подводного царства | 24.01 | Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. | ||
71 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ. | 25.01 | |||
72 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 27.01 | |||
73 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 29.01 | |||
74 | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев | 31.01 | |||
75 | А. Куприн. «Слон». Основное событие произведения. | 01.02 | |||
76 | А. Куприн. «Слон». Составление различных видов плана. | 03.02 | |||
77 | А. Куприн. «Слон». Пересказ | 05.02 | |||
78 | Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Оценка достижений | 07.02 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6час.) | |||||
79 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1» С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». | 08.02 | Прогнозировать содержание раздела Читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом. | ||
80 | С. Чёрный. «Воробей», «Слон». | 10.02 | |||
81 |
| А. Блок. «Ветхая избушка». | 12.02 | ||
82 |
| А. Блок. «Сны», «Ворона». | 14.02 | ||
83 | С. Есенин. «Черёмуха». | 15.02 | |||
84 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». | 17.02 | |||
Люби живое (16 час.) | |||||
85 | Знакомство с названием раздела «Люби живое». | 19.02 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки. Читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом . Определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора Пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом . Пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом . Читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом . Пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом . Самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
86 | М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в тексте. Сочинение на основе художественного текста. | 21.02 | |||
87 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 22.02 | |||
88 | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ. | 24.02 | |||
89 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». Главные герои рассказа. | 26.02 | |||
90 | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». Пересказ. | 28.02 | |||
91 | В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав | 01.03 | |||
92 | В. Бианки. «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 03.03 | |||
93 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. | 05.03 | |||
94 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». Пересказ. | 07.03 | |||
95 | Б. С. Житков. «Про обезьянку». Краткий пересказ | 10.03 | |||
96 | В. Л. Дуров. «Наша Жучка». | 12.03 | |||
97 | В. П. Астафьев. «Капалуха». | 14.03 | |||
98 | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится…» | 15.03 | |||
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по теме «Люби живое»). | 17.03 | |||
100 | Оценка достижений. | 19.03 | |||
Поэтическая тетрадь 2. (8 час.) | |||||
101 |
| Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2» | 21.03 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. Планировать работу на уроке. Осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. Планировать работу на уроке. Осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать. Самостоятельно оценивать свои достижения. | |
102 | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 22.03 | |||
4 четверть 34 часа | |||||
103 | А. Барто. «Разлука» | 02.04 | |||
104 | А. Барто. «В театре». | 04.04 | |||
105 | С. В. Михалков. «Если». «Рисунок» | 05.04 | |||
106 | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | 07.04 | |||
107 | Урок «Крестики-нолики». (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2») | 09.04 | |||
108 | Обобщение по разделу. Контрольная работа №6 по теме «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2) | 11.04 | |||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 час.) | |||||
109 | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 12.04 | Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке. Читать вслух и про себя.Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке. Объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы по содержанию, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев. понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, Проверять и оценивать достижения. | ||
110 | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 14.04 | |||
111 | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | 16.04 | |||
112 | А. П. Платонов. «Цветок на земле». Особенности речи героев. | 18.04 | |||
113 | А. П. Платонов. «Ещё мама». Главные герои рассказа. | 19.04 | |||
114 | А. П. Платонов. «Ещё мама». Чтение по ролям. | 21.04 | |||
115 | М. Зощенко «Золотые слова» | 23.04 | |||
116 | М. Зощенко «Великие путешественники». | 25.04 | |||
117 | Н. Носов. «Федина задача» | 26.04 | |||
118 | Н. Носов. «Телефон». | 28.04 | |||
119 | В. Ю. Драгунский. «Друг детства». | 30.04 | |||
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Контрольная работа №7 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 02.05 | |||
По страницам детских журналов (8 час.) | |||||
121 | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». | 03.05 | Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Читать текс без ошибок, плавно соединяя слова и словосочетания, отвечать на вопросы по содержанию Отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию Читать текс без ошибок, плавно соединяя слова и словосочетания, отвечать на вопросы по содержанию Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения. Проверять и оценивать достижения. | ||
122 | Л. Кассиль «Отметка Риммы Лебедевой.» | 05.05 | |||
123 | Ю. Ермолаев. «Проговорился», | 07.05 | |||
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | 10.05 | |||
125 | Г. Остер. «Вредные советы». Комплексная контрольная работа. | 12.05 | |||
126 | Г. Остер. «Как получаются легенды». | 14.05 | |||
127 | Р. Сеф. «Весёлые стихи». Контрольная работа №8 по теме «По страницам детских журналов». | 16.05 | |||
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений. | 17.05 | |||
Зарубежная литература (8 час.) | |||||
129 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». | 17.05 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения Составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, учиться работать с дневником читателя. Сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, пересказывать выборочно произведение рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, Учиться работать с дневником читателя. Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору. | ||
130 | Мифы Древней Греции. Храбрый Персей | 19.05 | |||
131 | Мифы Древней Греции. Мифологические герои и их подвиги. | 19.05 | |||
132 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 21.05 | |||
133 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 21.05 | |||
134 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Пересказ. | 23.05 | |||
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | 23.05 | |||
136 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | 24.05 |
8.Материально-техническое обеспечение предмета «Литературное чтение»
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Имеющееся оборудование |
Библиотечный фонд | |
Учебно- методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы М:Просвещение.2011. Л.Ф.Климанова, В.Горецкий. М.В.Голованова. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. М:Просвещение.2011 Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. | 25 1 25 25 |
Печатные пособия | |
Наборы сюжетных (предметных) картинок, комплект таблиц в соответствии с тематикой, определенной в программе по литературному чтению. Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии содержанием обучения по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | 5 4 15 3 5 3 |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портеров и картинок. | 1 |
Технические средства обучения | |
Телевизор | 0 |
Магнитофон. | 0 |
Видеомагнитофон. | 0 |
Диапроектор. | 0 |
Мультимедийные проектор | 1 |
Экспозиционный экран | 1 |
Компьютер. | 1 |
Сканер. | 0 |
Принтер | 1 |
Фотокамера | 0 |
Видеокамера | 0 |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. | 5 |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. | 2 |
Слайды, соответствующие содержанию обучения. | 0 |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | 2 |
Игры и игрушки | |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. | 1 |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | 15 |
Стол учительский | 1 |
Шкафы ля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 4 |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 1 |
Полки для «Уголка книг». | 1 |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | 20 |
Основные формы и средства контроля
№ | Вид и тема контроля | Дата | Примечание |
1 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | 04.10 | Приложение 1 |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь 1» (часть 1) | 23.10 | Приложение 2 |
3 | Контрольная работа №3 по теме «Великие русские писатели» | 11.12 | Приложение 3 |
4 | Контрольная работа №4 за первое полугодие «Комплексный анализ текста» | 27.12 | Приложение 4 |
5 | Контрольная работа №5 по теме «Литературные сказки». | 20.01 | Приложение 5 |
6 | Контрольная работа №6 по теме «Поэтическая тетрадь 2» (часть 2) | 11.04 | Приложение 6 |
7 | Контрольная работа №7 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 02.05 | Приложение 7 |
8 | Контрольная работа №8 по теме «По страницам детских журналов». | 16.05 | Приложение 8 |
9 | Комплексная контрольная работа | 12.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России
Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...