Урок внеклассного чтения во 2 классе В.Л. Дуров "Наша Жучка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Боровец Татьяна Викторовна

Познакомить детей с творчеством В. Л. Дурова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения во 2 классе        

Учитель: Боровец Татьяна Викторовна.

Тема: В. Л. Дуров. Наша Жучка.

Цель урока: Познакомить детей с творчеством В. Л. Дурова.

Задачи урока:1. Совершенствовать навык чтения, учить детей работать с текстом.                      2. Развивать связную речь учеников, их словарный запас. Развивать умение слушать.                                                                                                                       3. Воспитывать интерес к чтению произведений о животных, прививать любовь к животным.                                                                    

 Литература: Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников/Под ред. Проф. Т. Г. Рамзаевой. – С-Пб.: Специальная литература, 1998.                                                                                                     Методика обучения чтению/Сост. Т. П. Сальникова: Уч.-метод. пособие. – М.:  Творческий центр СФЕРА, 2000.                                                                    Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.

Оборудование урока: Портрет В. Л. Дурова, его книги, у учеников – книга для чтения.              На доске: портрет писателя, его имя, даты его жизни, название рассказа. Иллюстрации по рассказу Б. С. Житкова «Про обезьянку». Позже, при составлении плана к рассказу В. Л. Дурова «Наша Жучка» - название частей плана.

Ход урока:

Этапы урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

1. Организационное начало.

Учитель настраивает детей на работу на уроке.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

30 с.

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?      

               

На доске – выставка рисунков к произведению Б. С. Житкова «Про обезьянку». Рисунки расположены на доске согласно повествованию рассказа.                         – Кто хочет рассказать о чём его рисунок?

- Нарисовать иллюстрацию к любой части рассказа Б. С. Житкова «Про обезьянку», уметь пересказать тот фрагмент текста, к которому она нарисована.      

       

                                          Дети пересказывают фрагменты текста согласно своих рисунков.        

5 мин.

3. Подготовка к восприятию новой темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Владимира Леонидовича Дурова.                                          - Знакома ли вам эта фамилия?

Рассказ учителя о жизни В. Л. Дурова   (см. приложение).

У доски – выставка книг В. Л. Дурова из серии «Мои звери».   – Как вы думаете, о чём или о ком все эти книги?                           - Почему вы так решили?

- Это фамилия дрессировщиков.      

- О животных.  

- Потому, что это видно из названий книг «Слон Бэби», «Хрюшка – парашютист», «Морские львы Лео, Пицци, Васька», «Ежи Рукавица и Катушка», «Обезьяна Мимус». Дуров любил животных и писал о них.

7 мин.

4. Первичное восприятие рассказа.

5. Динамическая пауза.

- С каким рассказом этого писателя мы будем знакомиться сегодня на уроке? Прочитайте его название на доске.                 – Как вы думаете, о каком животном пойдёт речь в рассказе? Почему?                       - Сегодня мы будем читать этот рассказ и готовиться к его пересказу. Работа над незнакомыми словами текста.                                      – В ход чтения нам встретятся слова: гимназия, плац, надзиратель. Как вы понимаете их значение?          

Послушайте его очень внимательно, попытайтесь запомнить главных героев.

Первичное чтение учителем текста.

Дети читают название рассказа «Наша Жучка».      

- О собаке, т. к. очень многие собаки названы Жучками.      

Дети вместе с учителем работают над смыслом непонятных слов. Узнают, что гимназия -–это учебное заведение, плац – место, где проходят построения военнослужащих, где они занимаются спортом, учатся маршировать, надзиратель – человек, который смотрит за детьми.        

     

Дети слушают.

5 мин

1 мин.

6. Краткая беседа по восприятию текста.

- Понравился ли вам этот рассказ?                                          - Какие чувства он у вас вызвал?

                                                        – Каких героев этого рассказа вы запомнили?                          

Постановка учебной задачи.        – Как вы думаете, отомстил ли мальчик за свою Жучку?      

- Да.            

Было жаль Жучку                      (мальчика), чувство гнева на надзирателя.                                            Мальчика, Жучку, ребят.

3 мин.

7. Вторичное восприятие текста.

- Давайте ещё раз прочитаем этот рассказ.  В ходе чтения подумайте над моим вопросом.                                

Чтение рассказа детьми.

5 мин.

8. Чтение и анализ текста.

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Когда происходит действие?    

- Как вы думаете, реальны ли события, о которых идёт речь? Если «да», то почему вы так думаете?      

- Перед нами стоит задача пересказать этот текст. А что для этого нужно сделать?            

- Давайте попробуем это сделать.                    

1 часть.                    

                   

- Как вы думаете, закончилась ли 1 часть?                                    - Опишите своими словами картину, которую рисует автор. – Какой вы представляете себе Жучку?                                          - Любили ли её мальчики? Докажите словами из текста.    

- Хорошо ли жилось Жучке?     - Как можно озаглавить эту часть?                                              Учитель записывает на доске.      2 часть.                                

 – Закончилась ли часть?      

- Почему изменилась жизнь Жучки?                                          - Как относился к ней «дядька»?  

                                                           – Что задумали мальчики?        

- Прочитайте тот отрывок, когда они думают, как проучить «дядьку».                                      – Как мальчики решили убить собаку?                                           - Как они выбрали палача?           - Как вы думаете, автор с радостью узнал, что он будет палачом? Докажите словами из текста.                                                 - Как бы вы озаглавил эту часть?

                                                 Учитель записывает на доске.

3 часть.                                          

- Знала ли собака, что её хотят лишить жизни?                             - Боялся ли автор выполнять месть? Докажите словами текста.            

- Почему в тексте есть такие строки: «Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке»?    

- А почему тогда он ударил её камнем?                                           - Как бы вы озаглавили эту часть?                                        

Учитель записывает на доске.    

4 часть.       

- Как ощущал себя автор после того, как убил собаку?                      - Какое чудо увидел мальчик на плацу?                                            - Что удивило мальчика?            

                                                       - Как встретила его собака? Прочитайте.                                  – Почему же у мальчика на глазах выступили слёзы?    

- Как бы вы озаглавили эту часть?                                           Учитель записывает на доске.     5 часть.                   

 – Что случилось с мальчиком после этой истории?              

                                                             - Как бы вы назвали эту часть?  

  Учитель записывает на доске.

- От лица автора.                    

- Когда автор был маленьким.                               – Да, так как мы узнали из биографии Дурова, что он некоторое время учился в кадетском корпусе. Там и могли происходить эти события. В конце рассказа автор говорит нам, что полюбил животных и когда вырос, стал воспитывать зверей. Звери тоже любили и слушались его.        

                                                  - Разбить его на части и озаглавить каждую часть (т. е. составить план текста).      Дети читают текст до слов: «Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казённого обеда».      

- Да.    

Описывают.                            

- Да.                                               Дети читают о том, как относились мальчики к Жучке.                                     – Жучка – любимая собака гимназистов.                     Дети помечают карандашом.    

Дети читают текст до слов: «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый».               – У надзирателя появилась своя собака.                             – Он её бил и мучал, а однажды плеснул на неё кипятком.                                 – Проучить надзирателя.    

Дети читают.        

                                                                          - Они решили её повесить.    

- Тянули жребий.                                  

                                                    – Мальчики мстят за свою собаку.                                                

Дети помечают карандашом.

Дети читают текст до слов: «Убитая собака осталась там».                                         – Нет.                                       – «Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку. Я дрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые, пальцы разжались».              

- Мальчик понимал, что собака ни в чём не виновата, ему было очень жаль её.        – Чтобы не мучалась.              

- Исполнение смертного приговора.                                 Дети помечают карандашом.            

                                                Дети читают рассказ до слов: «Жучка осталась жива».                                        Дети читают.          

- Собаку, которую он убил.  

– Что собака жива, что как ни в чём не бывало она обрадовалась появлению мальчика.                                 Дети читают.                            – Он испытал огромное облегчение. Это были слёзы радости.                                       Дети помечают карандашом.                                  Жучка жива!                         Дети помечают карандашом. Дети читают рассказ до конца.            

- Полюбил животных, когда вырос, – стал воспитывать зверей.                                           – Мальчик нашёл своё призвание в жизни.              Дети помечают карандашом.          

10 мин.

9. Обобщающая беседа.

- С творчеством какого писателя мы знакомились сегодня на уроке?                                          

- Как называется рассказ, над которым мы работали?                - Как вы думаете, послужил ли этот случай уроком мальчику?      - Он отомстил за свою Жучку?

Выставление отметок за работу на уроке.

   

- С творчеством Владимира Леонидовича Дурова.            

- Наша Жучка.                              

- Да.                                          – Мальчик понял, что нельзя мстить, лишая другого животного жизни. Что несмотря ни на что животные любят нас, преданы нам.                  

2 мин.

10. Домашнее задание.

Прочитать ещё раз рассказ В. Л. Дурова «Наша Жучка» (стр. 93 – 96) и подготовиться к пересказу текста.                                             – Что нам может помочь пересказать текст?

       

- Помочь в этом нам может план, который мы составляли на уроке.

1 мин.

11. Организованный конец урока.

30 сек.

БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ЛЕОНИДОВИЧА ДУРОВА.

(1863 – 1934)

        В Москве много театров. Но самый диковинный – это театр, который находится на улице Дурова. Что же в нём удивительного? Этот театр создал заслуженный артист Владимир Леонидович Дуров.

    Родился Володя в 1863 году в Москве. С самых ранних лет его тянуло к зверям и птицам. В детстве он возился с голубями, собаками и другими животными. Мальчик был непоседлив. В школе под партой у него гостили всякие животные: ящерицы, лягушки, мыши, кузнечики. А однажды, во время сдачи экзамена, у него из кармана выпорхнул воробей.

    У Володи был брат Анатолий, который тоже любил животных. Братья оба были влюблены в цирк и мечтали в него попасть. Но если Анатолия в цирке больше привлекала акробатика, гимнастика и клоунада, то Владимир, мечтая о цирке, видел себя дрессировщиком животных. Очень недолгое время братья учились в кадетском корпусе, куда отдал их дядя.

    Когда Владимиру исполнилось 20 лет, он начал работать в московском цирке-зверинце Г. Винклера. Обычно дрессировщики применяли болевой способ: они палками  побоями старались добиться от животных послушания. А Владимир отказался от такого способа дрессировки. Он первый в истории цирка при дрессировке стал применять новый способ – дрессировку лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. Он не мучил зверей, а терпеливо приучал к себе, за это звери любили и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пёстром костюме клоуна. Раньше, до него, клоуны работали молча. Они смешили публику, давая друг другу затрещины. Дуров первый из клоунов заговорил с арены. Он высмеивал царские порядки. За это полиция преследовала его. Но Дуров смело продолжал свои выступления.

    Дуров был не только дрессировщиком, но и учёным. Он внимательно изучал зверей, их поведение, нравы, повадки. Всё чаще Дуров задумывался о ом, чтобы цирк не только развлекал, но и воспитывал, образовывал зрителя.

    Много лет прошло, когда мечта дрессировщика создать свой театр зверей исполнилась. Он приобрёл большой красивый особняк на одной из старых и тихих улиц Москвы. В этом особняке и были размещены его четвероногие артисты. Зверинец постоянно пополнялся. Животные показывали просто потрясающие номера: пеликан «читал» книгу, перелистывая страницы клювом, свинья каталась на бочке, стреляла из револьвера, крысы сами садились в шлюпки, когда их пароход «тонул», поднимались на воздушных шарах, собака решала примеры, обезьяна была машинистом паровоза, слон – парикмахером.      

    Умер Владимир Леонидович Дуров в 1934 году.

    Традиции его продолжили дочь Анна и внуки.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

урок внеклассного чтения 2 класс

урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"...

Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс "Тот самый Мюнхаузен"

Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Тот самый Мюнхаузен", с описанием   жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением....

Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: "Лес не школа, а всему учит".

Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...