календарно тематическое планирование литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование (чтение, 3 класс) по теме
календарно тематическое планирование литературное чтение 3класс программа 21век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 95.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2013 г. рекомендованной МО и Науки РФ ; с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Литературное чтение» автора Л.А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 6-е изд., доработанное – М.: Вентана-Граф, 2012).
Цели :
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран .
От достижения этих целей зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.
Ведущие задачи курса : 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Результат: при освоении предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Формирование, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.
Результат: школьники умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях; умеют участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Результат: учащиеся учатся понимать художественное произведение как особый вид искусства; у них формируется умение определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Результат: в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных
В результате изучения курса «Литературное чтение» в 3 классе учащиеся должны:
знать:
- Название и основное содержание изученных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов
- Элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
Называть, приводить примеры:
- Сказок народных и литературных;
- Стихов и рассказов из круга детского чтения;
Различать, сравнивать:
- Произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- Жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- Сказки народные и литературные
- Словари и справочники;
- Элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- Виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
Уметь :
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и про себя;
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;
- пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для самостоятельного чтения книг;
- Высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- Определять тему и жанр незнакомой книги;
- Работать со справочной литературой.
Виды учебной деятельности школьников
- чтение вслух и «про себя»;
- формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжение чтения;
- виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;
- эмоциональный отклик на прочитанное;
- обсуждение прочитанного;
- составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;
- пересказ (полный, сжатый, выборочный);
- вопросы и ответы по прочитанному;
- коллективная драматизация художественных произведений;
- реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»
- игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.) исполнителя – слушателя или зрителя;
- работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);
- создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);
- коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ | Дата | Тема урока | Кол -во ч | Содержание | УУД |
I | Устное народное творчество | 16 | |||
1 | Малые формы фольклора :загадки пословицы, скороговорки. | 1 | Загадки, виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. | Определять: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией | |
2 | Жанр: устное народное творчество В.Даль Старик-годовик | 1 | Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц» | ||
3 | Русская народная сказка «Самое дорогое»краткий пересказ | 1 | Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев | ||
4 | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»Составление плана | 1 | Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев | ||
5 | Сказки с загадками .р .н. с Дочь- семилетка. Тон, темп | 1 | Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович». Работа с книгой: предисловие, послесловие | ||
6 | Жанр: народная сказка Русская народная сказка Царевич Нехитёр-Немудёр» | 1 | Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. | ||
7 | Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». Деление на части. составление плана | 1 | Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок. Понятие о присказках. | ||
8 | Былина Добрыня и змей .Сравнение | 1 | |||
9 | Жанр :былины. БылинаИлья Муромец и Соловей разбойник | 1 | |||
10 | Былина Илья Муромец и Соловей разбойник .Составление плана | 1 | . | ||
11 | Былина Илья Муромец и Соловей разбойник .Краткий пересказ | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради | ||
12 | Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. Составление плана | 1 | Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов. | ||
13 | Былины Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. Сравнение | 1 | |||
14 | Былины. «Вольга и Микула» Тон,темп,логические ударения | 1 | |||
15 | Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | 1 | Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение её с былиной «Добрыня и Змея». Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание. | ||
16 | Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»).Моделирование обложек книг | 11 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. | ||
II | Басни | 5 | |||
17 | Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград» | 1 | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия), олицетворение. Сравнение басен Эзопа и Крылова, героев и формы (стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен. | Раскрывать единство формы и содержания басни. Сравнивать басни Эзопа и И.А. Крылова и их героев. Работать с басней: правильно называть; выделять вступление, читать выразительно каждую часть басни, работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией. Характеризовать литературоведческие понятия: басня, мораль;. Называть басни из круга Работает с книгами басен: выбирает, рассматривает, читает. | |
18 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица» | 1 | Особенности записи басни. Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение. | ||
19 | Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник» | 1 | Повторение: олицетворение, мораль, вступление. Соотнесение иллюстрации с текстом басни. | ||
20 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» | 1 | Слушание басен Эзопа, И.А. Крылова, А.Е. Измайлова. Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге. | ||
21 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Выборочное чтение | 1 | Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. | ||
III | Произведения А.С. Пушкина | 10 | |||
22 | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». | 1 | Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения. | Объясняет литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Ставит задачу Коммуникативные умения (умение работать в малых группах; вести диалог). Выполнять советы учителя на совместное выполнение учебной задачи. Выделять при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке. Сочинять двустишия или четырёхстишия по заданным рифмам. | |
23 | Дополнительное чтение Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «Бой Руслана с головой» | 1 | |||
24 | «Сказка о царе Салтане...». Понятие: устойчивый эпитет | 1 | Понятие: устойчивый эпитет, стихотворная строка, рифма, ритм. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора. | ||
25 | «Сказка о царе Салтане...». Понятие: стихотворная строка | 1 | |||
26 | «Сказка о царе Салтане...». Понятие: рифма, ритм. | 1 | |||
27 | Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», | 1 | Работа с книгами сказок А.С. Пушкина. Слушание «Сказки о попе и о работнике его Балде», «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Рассматривание книг со сказками разных изданий. | ||
28 | Дополнительное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | 1 | |||
29 | А. С. Пушкин. . «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» | 1 | Сравнение стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой | ||
30 | А. С. Пушкин. «Няне». | 1 | Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне | ||
31 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка уровня начитанности и читательских умений | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради | ||
Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | |||||
IV 32 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной Логические ударения | 5 | |||
33 | Ф.И. Тютчев., «Чародейкою зимою...» | 1 | Работа с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева. Сравнение их содержания (о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия | Объяснять содержание стихотворения. Указывать паузы, выделять логическое ударение. Понимать чувства и мысли поэта. Правильно сознательно и выразительно читать целыми словами, соблюдать ударение. Самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); выразительно читать стихотворение. Интеллектуальные умения (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи). | |
34 | А.Н. Майков. «Осень» | 1 | Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении | ||
35 | А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | Сравнение стихотворений А.А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания. Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть. | ||
36 | Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад» | 1 | Работа с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И.А. Бунина «Листопад» | ||
37 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка сформированности учебной и читательской деятельности | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Диагностические тесты. Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
V | Произведения Л.Н. Толстого | 10 | |||
38 | Л.Н. Толстой Два брата» (сказка) | 1 | Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям. | Называть произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы); различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; выделять факты и их описания; называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; понимать содержание литературного произведения; выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения; определять главную мысль; делить текст на композиционные части; | |
39 | Л.Н. Толстой «Белка и волк» (басня) | 1 | |||
40 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | Особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая) | ||
41 | Научно-познавательные и художественные рассказы . «Лебеди», «Зайцы». | 1 | Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Выразительное чтение одного из рассказов. | ||
42 | Дополнительное чтение Научно-познавательные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | Выделение фактов из рассказа «Акула» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. | ||
43 | Дополнительное чтение «Лев и собачка» Л.Н. Толстой | 1 | Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов | ||
44 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | 1 | Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно-композиционном треугольнике). Чтение молча. Обучение рассказыванию былины | ||
45 | Разножанровые произведения. Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | |||
46 | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»; А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 | Слушание сказки «Ореховая ветка». Рассматривание книг Толстого разных изданий | ||
47 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения вслух | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
VI | Произведения Н.А. Некрасова | 7 | |||
48 | «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» | 1 | Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок». | Называть имя, отчество и фамилию поэта; называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках характеризовать понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный». находить справку о поэте в книгах-справочниках; использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; выражать свое работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | |
49 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Н.А Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | 1 | Упражнение в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение наизусть одного отрывка. | ||
50 | «Славная осень...». Дополнительное чтение «Зелёный Шум». | 1 | Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение своего прочтения «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнение заданий в тетради | ||
51 | Дополнительное чтение «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум» | 1 | |||
52 | Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 | Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения | ||
53 | Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём» | 1 | Рассматривание книг со стихами Н.А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами | ||
54 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
VII | Произведения А.П.Чехова | 6 | |||
55 | Повесть «Степь» (отрывок). | 1 | Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»), Сравнение произведений А.П. Чехова «Степь» и И.С. Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений | Называть имя, отчество и фамилию писателя; называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы); сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ- находить в тексте описания портрета героя, интерьера, понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие- жанр, заглавие - имя героя, заглавие -главная мысль); участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному. | |
56 | Дополнительное чтение А. П. Чехов. «Белолобый» | 1 | |||
57 | Дополнительное чтение И.С. Тургенев. «Лес и степь» | 1 | |||
58 | А. П. Чехов «Ванька». Н.С. Шер. «0 рассказах А.П. Чехова» | 1 | Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и тетради | ||
59 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака» | 1 | Слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Работа с книгами о животных: рассматривание, работа с аппаратом книг. Работа с предисловием и послесловием | ||
60 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка начитанности и читательских умений. | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
VIII | Сказки зарубежных писателей | 4 | |||
61 | Ш. Перро. «Подарки феи» | Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные. | Называть имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). определять героев передавать сюжет сказки, находить его части; сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и | ||
62 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» | Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц. Топелиуса. | |||
63 | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская» | Слушание сказки братьев Гримм «Умная дочь крестьянская». Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Снеговик», выполнение заданий в тетради. | |||
64 | Урок-проект «В мире сказок» | Защита индивидуальных и групповых проектов. | |||
IX | Стихи русских поэтов | 7 | |||
65 | И. С. Никитин. «Русь» | 1 | Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение темы. Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради | Называть имена русских объяснять понятия: тон, выделять языковые средства художественной выразительности; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); самостоятельно передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть). | |
66 | И. С. Никитин. «Утро» | 1 | Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией и текстом. Повторение логические ударения. | ||
67 | И.З. Суриков. «Детство» | 1 | Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | ||
68 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...» | 1 | Слушание стихотворения «Помню я: бывало, няня...» или любого другого стихотворения русских поэтов. Выполнение заданий в тетради | ||
69 | С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день» | 1 | Объяснение заглавия стихотворения «Привет» и подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работа с иллюстрацией и текстом | ||
70 | Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва» | 1 | Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине | ||
71 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Тест | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
X | Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка | 7 | |||
72 | «Приёмыш» | 1 | Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану (план дан в учебнике). Выявление главной мысли, авторской позиции (автор-рассказчик). Выполнение заданий в тетради. | Называть фамилию, имя, Называть произведения Работать с сюжетом и планом; пересказывать по рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение. | |
73 | «Приёмыш». Составление плана рассказа | 1 | |||
74 | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
75 | Сказка «Умнее всех» | 1 | Работа со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям | ||
76 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение «Постойко» | 1 | Слушание рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «герои-животные». Отзыв о прочитанной книге | ||
77 | Проверка выразительности чтения изученных произведений | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
78 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения вслух | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Определить уровень достижений каждого ученика. | |||
XI | Произведения А.И. Куприна | 7 | |||
79 | «Синяя звезда» | 1 | Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Выполнение заданий в тетради | Различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; делить текст на выделять в тексте выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое | |
80 | «Синяя звезда» | 1 | |||
81 | «Синяя звезда» | 1 | |||
82 | «Барбос и Жулька». | 1 | Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Выполнение заданий в тетради | ||
83 | Дополнительное чтение «Собачье счастье» | 1 | |||
84 | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение «Ю-ю» | 1 | Слушание рассказа Куприна «Ю-ю», рассматривание книг о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод) | ||
85 | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»). Проверка навыка чтения молча | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
XII | Стихи С.А.Есенина | 7 | |||
86 | Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...» | 1 | Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть. | Называть стихотворения читать наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина. Определять тему находить языковые средства художественной выразительности; передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение. | |
87 | «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры. Выполнение заданий в тетради. | ||
88 | «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) | 1 | Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Берёза»: определение интонационной партитуры, отношение автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть. | ||
89 | «Бабушкины сказки» | 1 | Самостоятельное чтение стихотворения «Бабушкины сказки», выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана - дурака». | ||
90 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов Дополнительное чтение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня» | 1 | Слушание стихов С.А. Есенина. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушание стихотворного произведения И.С. Тургенева из книги «Деревня». Работа с книгами стихов русских поэтов о природе. | ||
91 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах). | ||
92 | Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. Проект «Моё любимое стихотворение» | 1 | Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами. Защита проектов. | ||
XIII | Произведения К.Г. Паустовского | 12 | |||
93 | Сказка «Стальное колечко» | 1 | Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике). | Называть произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Читать правильно; различать художественные и научно познавательные рассказы; различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; работать с научно- самостоятельно пересказывать по плану (подробно и кратко);
понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; выражать свою точку зрения о произведении, о различать героев | |
94 | Сказка «Стальное колечко» | 1 | |||
95 | Сказка «Стальное колечко» | 1 | |||
96 | «Кот-ворюга» | 1 | Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет (развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь». | ||
97 | «Какие бывают дожди?» | 1 | Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом «Кот-ворюга». Понятие: «научно-познавательный рассказ». Работа с описаниями дождей. Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт». Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированная работа: чтение историй «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторение понятия «автор-рассказчик» | ||
98 | Дополнительное чтение «Заячьи лапы» | 1 | |||
99 | Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовского. Дополнительное чтение «Тёплый хлеб» | 1 | Слушание сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация. | ||
100 | Слушание и работа с детскими книгами о природе Н. Сладков, Г. Скребицкий, | 1 | Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий. Выяснение авторской точки зрения и отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака». Объяснение заглавия рассказа и поступка мальчика. Выразительное чтение кульминационного момента. Выполнение заданий в тетради. | ||
101 | Слушание и работа с детскими книгами о природе Э. Шим, В. Бианки | 1 | |||
102 | Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип», И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка» | 1 | |||
103 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
104 | Урок - проект «Моя любимая книга» | 1 | Защита проектов. | ||
XIV | Произведения С.Я. Маршака | 4 | |||
105 | «Урок родного языка» | 1 | Повторение произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть (свободный выбор детьми) | Называть произведения С. Я. Маршака. понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); самостоятельно выразительно читать стихотворение давать оценку | |
106 | «Ландыш» | 1 | |||
107 | Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом» | 1 | Слушание пьесы-сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» или другого произведения. Выставка книг С.Я. Маршака разных годов издания. Книги с портретом писателя, книги с предисловием или послесловием/ | ||
108 | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком» | 1 | Первая часть урока-конкурса «Мой Маршак»: работа в учебнике по рубрике «Книжная полка»; выразительное чтение стихов С.Я. Маршака; аннотация «своей» книги, принесенной на урок; конкурс творческих работ. Вторая часть урока-конкурса «Я знаю стихи С.Я. Маршака» | ||
XV | Произведения Л. Пантелеева | 6 | |||
109 | «Честное слово» | 1 | Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик», «автор-герой рассказа». Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике) | Называть рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); объяснять понятия «автор -рассказчик», «автор - герой произведения», «фантастический рассказ», Различать исторические и фантастические рассказы; выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; определять главную мысль рассказа, читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; составлять отзыв о прочитанном. | |
110 | «Честное слово» | 1 | |||
111 | «Камилл и учитель» | 1 | Исторический рассказ, автор-рассказчик. Сюжет рассказа (работа с «сюжетным треугольником»). Выполнение заданий в учебнике и в тетради | ||
112 | «Камилл и учитель» | 1 | |||
113 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая» | 1 | Работа с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л. Пантелеева | ||
114 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. Повторение произведений о детях и для детей | ||
XVI | Произведения А.П. Гайдара | 5 | |||
115 | «Горячий камень» | 1 | Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради | Называть произведения Работать с сюжетом и планом; определять авторскую точку зрения рассказывать эпизоды с сохранением читать выразительно подготовленный текст. | |
116 | Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 1 | Знакомство с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору). | ||
117 | Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 1 | |||
118 | С. В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С. В. Михалков. «Ошибка» | 1 | Работа со стихотворением С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Повторение произведений С.В. Михалкова и К.Г. Паустовского. | ||
119 | Слушание и работа с книгами о детях. Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре» | 1 | Рассматривание книг о детях, сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное время. | ||
XVII | Произведения М.М. Пришвина | 7 | |||
120 | Очерк «Моя Родина». | 1 | Работа с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнение заданий к тексту. | Называть произведения находить в тексте определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного). | |
121 | Дополнительное чтение «Двойной след» | 1 | |||
122 | «Выскочка» | 1 | Самостоятельное ознакмительное чтение, комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка». Чтение рассказа-описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение глаголов, повторов, поведения зайца). Сравнение разных по жанру произведений М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. | ||
123 | «Жаркий час» | 1 | |||
124 | В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине | 1 | |||
125 | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение В. В. Бианки. «По следам» | 1 | Слушание рассказа В.В. Бианки «По следам» или другого его рассказа. Работа с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И.С. Соко- лов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.) | ||
126 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради | ||
XVII | Произведения зарубежных писателей | 10 | |||
127 | Дж. Лондон. «Волк» | 1 | Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Называть произведения за Называть произведения зарубежных писателей из сравнивать(находить схожесть главных мыслей, | |
128 | Дж. Лондон. «Волк» | 1 | |||
129 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» | 1 | Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна | ||
130 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Тест | 1 | |||
131 | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей | ||
132 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверка начитанности и читательских умений | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
133 | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | Называть произведения зарубежных и отечественных писателей из круга детского чтения; сравнивать(находить схожесть главных мыслей, работать с текстом произведения правильно, бегло и осознанно читать текст; самостоятельно уметь представить писать отзыв о прочитанной книге. | |
134 | Итоговый тест | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
135 | Проверка начитанности и читательских умений | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | ||
136 | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. Тест | 1 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.
Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.
КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....
календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "школа России" для 3 класса...
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова. 1 класс, УМК "Перспектива", ФГОС
Календарно-тематическое планирование с рабочей программой "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова,1 класс разработано в соответствии с ФГОС по УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...