Урок обучения грамоте по теме "Звуки [в], [в']. Буквы В, в"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте построен в соответствии с ФГОС нового поколения.Урок проходит в форме игры. Метапредметные УУД формируются на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)
Класс: 1
Школа: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Образовательная средняя (полная) школа п. Сосновка»
Учитель: Аржановская Наталья Владимировна
УМК: «Планета знаний»
Тема: Звуки [в], [в']. Буквы В, в.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цель:
Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок - игра.
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Учебник: Т.М.Андрианова. Букварь. М.: Астрель, 2010.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||
I. Оргмомент (1 мин) | 1.Организационный момент. Слово учителя -Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. - Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! -Наш урок будет посвящен открытию новых знаний. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | Личностные: Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик» | |
II. Актуализация и целеполагание (5 мин) | Слайд 2 1. - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» - Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок? Слайд 3 - Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания. 2. Исследование звуков. Подводящий диалог. - А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим. Слайд 4 – вафли, ватрушки, вареники. - Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока. - Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники? - Работая в парах, составьте схему слова вафли. . Слайд 5 – проверка. - Дайте характеристику звука [в]. - Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух любит полакомиться? Слайд 6 – вишня, виноград. - С какого звука начинаются слова виноград, вишня? - Составьте схему слова вишня. Слайд 7 – проверка. - Дайте характеристику звука [в`]. - Вы догадались, почему именно эти продукты любит Винни-Пух? Слайд 8 - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, написанное на доске. Слайд 9 -Отталкиваясь от темы урока и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: - Молодцы, ребята. Винни доволен вашей работой. | Учащиеся слушают мелодию и отгадывают исполнителя этой песенки. Дети смотрят слайд и называют предметы, которые изображены на слайде - Со звука [в]. Составляют схему слова вафли в парах. Дети сверяют свою схему с образцом Учащиеся дают характеристику звуку: звук [в] - согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый. Дети смотрят слайд и называют предметы, которые изображены на слайде - Со звука [в`] Составляют схему слова валив парах. Сверяют свою схему образцом Учащиеся дают характеристику звуку: звук [в`] - согласный, звонкий, мягкий. Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Буква … и звуки, которые она обозначает … Познакомимся с … Учиться отличать … от других звуков. Учиться читать … | Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание. Уметь выделять звук из слова и давать ему характеристику. Развивать фонематический слух. | Личностные: Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем; Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни. Регулятивные: Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу. Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном Коммуникативные: Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного; Формирование умения выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; |
III.Открытие новых знаний (9 мин) | Слайд 10 1. Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук ». - Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете. (Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы) - Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’] ? 2. Знакомство с буквой В, в. - Винни-Пух пригласил к нам на урок мудрую Сову. - Как вы думаете, почему она мудрая? - Послушайте, что расскажет Сова о букве В. Слайд 11- видеосюжет о букве В. - Итак, какой буквой обозначаются звуки [в], [в']? - Назовите предметы на букву В. Слайд 12 -На что похожа буква в? Слайд 13-15 - К единице три приставим… Что за букву мы составим? - Словно букву В Алена держит трубку телефона. - Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки. - Молодцы! У вас все хорошо получается. Винни-Пух доволен вашей работой. | Учащиеся работают с сигнальными карточками Те ребята, кто знает букву, поднимают руку. Ответы детей. Учащиеся смотрят видеосюжет. - Буквой В. Учащиеся называют предметы ан букву В. Дети отвечают на вопрос учителя Учащиеся смотрят слайды. Учащиеся выполняют движения под музыку. Учащиеся зачеркивают букву В, затем считают количество и записывают цифру на обратной стороне карточки. Учащиеся обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения задания Шесть раз. Поднимают руку те учащиеся, кто не допустил ни одной ошибки. Хоровое чтение слогов Дети называют слог ви | Уметь различать твердый и мягкий звук Развивать фонематический слух, внимание, ассоциативное мышление Закрепить начертание буквы В. Развивать внимание Уметь читать слоги с буквой В. | Личностные: Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни. Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем; Познавательные: Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале. Регулятивные: Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном |
Слайд 16 Физкультминутка (1мин) – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки | ||||
3. Задание от Винни-Пуха. Корректурная проба Винни-Пух спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. (У каждого учащегося карточка с буквами). - Кто же первый справится с этим заданием? Начали. АПЛЕНГПЦУЕВДЫФЧ ПБФПНЕВЫДЭЖТЕКУ МИСЯФРВЫЧСБНПВУ БВТИМАФБОЛДВПРХ - А теперь обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания. Слайд 17. Взаимопроверка. - Сколько раз она встретилась? - Кто не допустил ошибок? - Молодцы, вы были очень внимательными. 4. Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов. . Слайды 18 – 22 -Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук. ва во вы ву ви - Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко. - Молодцы! У вас хорошо получается. Винни-Пух рад вашим успехам. | ||||
IV. Закрепление новых знаний (11 мин) | - Винни-Пуху хочется послушать, как вы, ребята, умеете читать. Слайд 23. 1. Чтение слогов и слов с буквой «в» «по цепочке» в учебнике (с.52) -Откройте «Буквари» на странице 52. -Сейчас мы будем читать для Винни-Пуха слоги и слова по цепочке. -Сравнение слов 2-го и 3-его столбиков. - Кто знает, когда эти слова пишутся с большой буквы, а когда с маленькой? - По правилам речевого этикета при написании писем, поздравительных открыток в знак уважения к человеку, особенно старшего по возрасту необходимо использовать обращения Вы, Вас, Вам и т.д. Эти обращения пишутся с большой буквы. Буква большая Совсем не пустяк, В букве большой – Уважения знак! - Придумайте предложения с этими словами. - Молодцы! У вас все хорошо получается! | Открывают по закладке «Буквари». Читают слоги «по цепочке» Дети сравнивают слова и находят разницу. Учащиеся выдвигают свои версии. Учащиеся составляют предложение с данными словами. Учащиеся выполняют физкультминутку. Дети отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Дети, умеющие читать, читают текст по предложению. Дети отвечают на вопросы учителя. Учащиеся находят в тексте слова с буквой В и зачитывают их вслух. Учащиеся читают предложения, находят одинаковые слова и объясняют значение слова клевал | Уметь читать слоги, слова с изученной буквой Развивать речь учащихся, расширять кругозор Уметь читать предложения с изученной буквой Уметь давать полные ответы на вопросы Расширять словарный запас учащихся | Личностные: Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника образовательного процесса обучения; Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем; Формирование положительное отношение к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий; Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Познавательные: Формирование умения ориентироваться в учебнике; Формирование умения моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные: Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного; |
Слайд 24 Физкультминутка (2 мин) интерактивная для профилактики нарушения осанки и утомления глаз | ||||
Работа с текстом 1. - Винни-Пух заядлый рыбак. Сегодня он нас познакомит с одной веселой историей о рыболовах. - Кто такие рыболовы? - Кто из вас был на рыбалке? -Какую самую большую рыбу вы поймали? -А какую самую маленькую? Чтение текста «Рыболовы». (Дифференцированная работа) - В нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них в учебнике есть текст на с.52. - Обратите внимание на оформление этого текста. - Что за слово написано в середине строки? Это - заголовок (название текста). По названию текста можно узнать, о ком или о чём в нём пойдёт речь. - Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Чтение текста. - Работа по содержанию прочитанного.
-Найдите в тексте слова с буквой В и прочитайте их. - Какое слово в тексте самое короткое? (Слово в. Это слово, как и слова на, у, о, с, служат для связи слов в предложении: на пруду, с ними, в воду.) Слайд 25-27 2. Винни-Пуху растерялся и сам не может справиться с заданием. Давайте поможем медвежонку. Понятие многозначности слова. - Прочитайте и сравните одинаковые слова в предложениях. Объясните их значение. 1.Воробей клевал крошки. (Воробей ел крошки) 2. Рыба хорошо клевала. (Рыба хорошо ловилась) 3. Витя клевал носом. ( Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался) -Клевать носом – это фразеологизм (переносное значение слова). Чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм и условия его употребления. Для этого есть «Фразеологический словарь» русского языка. Подводит итог чтения: - Поднимите руку те, кому было легко читать слова. - А кому сложно? - Это нормально, потому что мы ещё только учимся. | ||||
V. Проверка знаний (2 мин) | Слайд 28 - Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» - Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки. 1. Буква «В» обозначает согласный звук. 2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук. 4. В слове Вова только одна буква «В». -Молодцы! Винни-Пух рад вашим успехам. | Учащиеся работают с сигнальными карточками | Уметь применить знания, полученные на уроке о букве В и звуках [в], [в']. Развивать внимание. | Личностные: Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем; Познавательные: Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале. |
VI. Итог урока и рефлексия (4 мин) | 1. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока. -С какой новой буквой мы познакомились сегодня? -Какие звуки обозначает эта буква? -Дайте характеристику этих звуков. -Какое место занимает буква В на ленте букв? Слайд 29 Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …» 2. Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать строчную букву в на уроке письма. -Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок. - Оцените свою работу на уроке. Слайд 30 -Покажите квадратик определённого цвета: Зелёный – Я всё понял. Жёлтый– Я понял, но были затруднения. Красный – Я не понял. Слайд 31 Оценивает работу детей на уроке: - Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он хочет о нашей с ним встрече оставить вам в подарок наклейки с его изображением. - Давайте, Винни-Пуху скажем спасибо. Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч». | Отвечают на вопросы учителя. Дети дополняют предложение. Высказывают свои предположения. Оценивают свою работу на уроке по заранее согласованным критериям и показывают квадратики нужного цвета. Слушают учителя. Ребята говорят спасибо. | Умение оценивать свою деятельность | Личностные: Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам. Коммуникативные: Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;. |
Домашнее задание | -Ребята, по желанию вы можете тоже сделать Винни-Пуху подарок, нарисовав предметы, которые начинаются на букву В. |
Список используемой литературы
1. Андрианова Т.М. Букварь. М.: Астрель, 2010.
2. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В.Волина.- М.: Просвещение. 1991.
3. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.
Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....