Урок обучения грамоте по теме "Звуки [в], [в']. Буквы В, в"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте построен в соответствии с ФГОС нового поколения.Урок проходит в форме игры. Метапредметные УУД формируются на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Школа: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района «Образовательная средняя (полная) школа п. Сосновка»

Учитель: Аржановская Наталья Владимировна

УМК: «Планета знаний»

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.  

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.      

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].

Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.

Применять эти знания на практике при чтении текста.

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова,  карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: Т.М.Андрианова. Букварь. М.: Астрель, 2010.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые (весь урок построен в форме игры).

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Оргмомент

(1 мин)

1.Организационный момент.

Слово учителя

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

-Наш урок будет посвящен открытию новых знаний.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Личностные:

Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»

II. Актуализация и целеполагание

(5 мин)

Слайд 2

1.  - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

Слайд 3

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни  знает, что сегодня мы будем  изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные   задания.

2.   Исследование звуков. Подводящий диалог.

- А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

 Слайд 4 – вафли, ватрушки, вареники.

- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?

- Работая в парах,  составьте схему слова вафли.

. Слайд 5 – проверка.

- Дайте  характеристику  звука [в].

- Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух  любит полакомиться?

 Слайд 6 – вишня, виноград.

- С какого звука начинаются слова виноград, вишня?

- Составьте схему слова вишня.

 Слайд 7 – проверка.

- Дайте характеристику звука [в`].

- Вы догадались, почему именно эти продукты  

любит Винни-Пух?

Слайд 8 

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, написанное на доске.

Слайд 9

-Отталкиваясь от темы урока и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

- Молодцы, ребята. Винни доволен вашей работой.

Учащиеся слушают мелодию и отгадывают исполнителя этой песенки.

Дети смотрят слайд и называют предметы, которые изображены на слайде

- Со звука [в].

Составляют схему слова вафли в парах.

Дети сверяют свою схему с образцом

Учащиеся дают характеристику звуку:  звук [в] -  согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый.

Дети смотрят слайд и называют предметы, которые изображены на слайде

- Со звука [в`]

Составляют схему слова валив парах.

 Сверяют свою схему  образцом

Учащиеся дают характеристику звуку:  звук [в`] -  согласный, звонкий, мягкий.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

 

Буква … и звуки, которые она обозначает …

Познакомимся с …

Учиться отличать … от других звуков.

Учиться читать …

Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание.

Уметь выделять звук из слова и давать ему характеристику.

Развивать фонематический слух.

Личностные:

Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.

Регулятивные:

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном

Коммуникативные:

Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;

Формирование умения  выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

III.Открытие новых знаний

(9 мин)

Слайд 10

1. Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук ».

-  Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете.

(Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы)

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’] ?

2. Знакомство с буквой В, в.

- Винни-Пух пригласил к нам  на урок мудрую  Сову.

- Как вы думаете, почему она мудрая?

- Послушайте, что расскажет Сова о букве В.

Слайд 11- видеосюжет о букве В.

- Итак, какой буквой обозначаются звуки  [в], [в']?

- Назовите предметы на букву В.

Слайд 12

-На что похожа буква в?

Слайд 13-15

-  К единице три приставим…

 Что за букву мы составим?

- Словно букву В Алена держит трубку телефона.

- Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

- Молодцы! У вас все хорошо получается. Винни-Пух доволен вашей работой.

Учащиеся работают с сигнальными карточками

Те ребята, кто знает букву, поднимают руку.

Ответы детей.

Учащиеся смотрят видеосюжет.

- Буквой В.

Учащиеся называют предметы ан букву В.

Дети отвечают на вопрос учителя

Учащиеся смотрят слайды.

Учащиеся выполняют движения под музыку.

Учащиеся зачеркивают букву В, затем считают количество и записывают цифру на обратной стороне карточки.

Учащиеся обмениваются карточками и проверяют

правильность выполнения задания

Шесть раз.

Поднимают руку те учащиеся, кто не допустил ни одной ошибки.

Хоровое чтение слогов

Дети называют слог ви

Уметь различать твердый и мягкий звук

Развивать фонематический слух, внимание, ассоциативное мышление

Закрепить начертание буквы В.

Развивать внимание

Уметь читать слоги с буквой В.

Личностные:

Формирование  понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.

Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

Познавательные:

Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном

Слайд 16

Физкультминутка  (1мин) – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки

3. Задание от Винни-Пуха. Корректурная проба

Винни-Пух   спрятал  новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

(У каждого учащегося карточка с буквами). 

- Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

АПЛЕНГПЦУЕВДЫФЧ

ПБФПНЕВЫДЭЖТЕКУ

МИСЯФРВЫЧСБНПВУ

БВТИМАФБОЛДВПРХ

- А теперь обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания.

Слайд 17.  Взаимопроверка.

- Сколько раз она встретилась?

- Кто не допустил ошибок?

- Молодцы, вы были очень внимательными.

4. Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.

. Слайды 18 – 22

-Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук.

ва  во  вы  ву  ви

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

- Молодцы! У вас хорошо получается. Винни-Пух рад вашим успехам.

IV. Закрепление новых знаний

(11  мин)

- Винни-Пуху хочется  послушать, как вы, ребята, умеете читать.

Слайд 23.  

1. Чтение слогов и слов с буквой «в»  «по цепочке» в учебнике (с.52)

-Откройте «Буквари» на странице 52.

-Сейчас мы будем читать для Винни-Пуха слоги и слова  по цепочке.

-Сравнение слов 2-го и 3-его столбиков.

- Кто знает, когда эти слова пишутся с большой буквы, а когда с маленькой?

- По правилам речевого этикета при написании писем, поздравительных открыток в знак уважения к человеку, особенно старшего по возрасту необходимо использовать обращения Вы, Вас, Вам и т.д. Эти обращения пишутся с большой буквы.

Буква большая

Совсем не пустяк,

В букве большой –

Уважения знак!

- Придумайте предложения с этими словами.

- Молодцы! У вас все хорошо получается!

Открывают по закладке «Буквари».

Читают слоги «по цепочке»

Дети сравнивают слова и находят разницу.

Учащиеся выдвигают свои версии.

Учащиеся составляют предложение с данными словами.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Дети, умеющие читать, читают текст по предложению.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся находят в тексте слова с буквой В и зачитывают их вслух.

Учащиеся читают предложения, находят одинаковые слова и объясняют  значение слова клевал

Уметь читать слоги, слова с изученной буквой

Развивать речь учащихся, расширять кругозор

Уметь читать предложения с изученной буквой

Уметь давать полные ответы на вопросы

Расширять словарный запас учащихся

Личностные:

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника образовательного процесса обучения;

Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

Формирование положительное отношение  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий;

Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.

       

Познавательные:

Формирование умения ориентироваться в учебнике;

Формирование умения моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;

Слайд  24

Физкультминутка (2 мин) интерактивная для профилактики нарушения осанки и утомления глаз

Работа с текстом

1. - Винни-Пух заядлый рыбак. Сегодня он нас познакомит с одной веселой историей о рыболовах.

- Кто такие рыболовы?

- Кто из вас был на рыбалке?

-Какую самую большую рыбу вы поймали?

-А какую самую маленькую?

Чтение текста «Рыболовы». (Дифференцированная работа)

- В нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них  в учебнике есть текст на с.52.

- Обратите внимание на оформление этого текста.

- Что за слово написано в середине строки? Это  - заголовок (название текста). По названию текста можно узнать, о ком или о чём  в нём пойдёт речь.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Чтение текста.

- Работа по содержанию прочитанного.

  • Где были Иван и Вова?
  • Что они делали?
  • Кто был с ними?
  • Что с ним случилось?
  • Кто спас кота?
  • А  Иван что сделал?
  • Что можно сказать об этих мальчиках?
  • Понравились ли вам ребята? Почему?

-Найдите  в тексте слова с буквой В и прочитайте их.

- Какое слово в тексте самое короткое? (Слово в.  Это слово, как и слова на, у, о, с, служат для связи слов в предложении: на пруду, с ними,  в воду.)

Слайд 25-27

2. Винни-Пуху растерялся и сам не может справиться с заданием. Давайте поможем  медвежонку.

Понятие многозначности слова.

- Прочитайте и сравните одинаковые слова в предложениях. Объясните их значение.

1.Воробей клевал крошки. (Воробей ел крошки)

2. Рыба хорошо клевала. (Рыба хорошо ловилась)

3. Витя клевал носом. ( Витя дремал, т.е. то засыпал, то просыпался)

-Клевать носом – это фразеологизм (переносное значение слова).  Чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм и условия его употребления. Для этого есть «Фразеологический словарь» русского языка.

Подводит итог чтения:

- Поднимите руку те, кому было легко читать слова.

- А кому сложно?

- Это нормально, потому что мы ещё только учимся.

V. Проверка знаний

 (2 мин)

Слайд 28

- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» - Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки.

 1. Буква «В» обозначает согласный звук.

2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.

4. В слове Вова только одна буква «В».

-Молодцы! Винни-Пух рад вашим успехам.

Учащиеся работают с сигнальными карточками

Уметь применить знания, полученные на уроке о букве В и звуках [в], [в'].

Развивать внимание.

Личностные:

Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

Познавательные:

Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

VI. Итог урока и рефлексия

 (4  мин)

1. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

-С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

-Какие звуки обозначает эта буква?

-Дайте характеристику этих звуков.

-Какое место занимает буква В на ленте букв?

Слайд 29

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»

2. Рефлексия.

   - Что понравилось на уроке?

   - В чем испытывали затруднения?

   - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать строчную букву в  на уроке письма.

-Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок.

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд 30

-Покажите квадратик определённого цвета:

Зелёный – Я всё понял.

Жёлтый– Я понял, но были затруднения.

Красный – Я не понял.

Слайд 31

Оценивает работу детей на уроке:

-  Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он хочет о нашей с ним встрече оставить вам в подарок наклейки с его изображением.

- Давайте, Винни-Пуху скажем спасибо.

 Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».

Отвечают на вопросы учителя.

Дети дополняют предложение.

Высказывают свои предположения.

Оценивают свою работу на уроке по заранее согласованным критериям и показывают квадратики нужного цвета.

Слушают учителя.

Ребята говорят спасибо.

Умение оценивать свою деятельность

Личностные:

Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

Коммуникативные:

Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

Домашнее задание

-Ребята, по желанию вы можете тоже сделать Винни-Пуху подарок, нарисовав предметы, которые начинаются на букву В.

Список используемой литературы

1. Андрианова Т.М. Букварь. М.: Астрель, 2010.

2. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В.Волина.- М.: Просвещение. 1991.

3. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....