Урок и презентация.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения по УМК "Школа 2100", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.72 КБ
Файл Презентация к уроку "Осень"985.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сахарова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МОУ «ООШ № 9» г. Лиски

Воронежской области

                         Образовательная система «Школа 2100»          Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

по книге «В одном счастливом детстве», часть 1.

Тема: Ведение в раздел «Глухая пора листопада».

           Такая разная осень…

           А.С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень»,

           Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

           

Задачи:

1.Образовательные:

  - Познакомить учащихся с новым разделом.

  - На примере стихотворений   русских поэтов показать разнообразие

    осенних   примет.

  - Ввести понятие « цитата».

  - Учить выделять выразительные средства языка

   (олицетворение, метафора, эпитеты).

2.Развивающие:

  - Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, умение

    выражать   свои чувства   по отношению к прочитанному.

  - Отрабатывать навык выразительного чтения.

  - Обогащать  словарь учащихся.

3.Здоровьесберегающие: 

   - Создать психологическую комфортность  рока, снятие мышечного  

     напряжения и напряжения мышц глаз.

4.Воспитательные:

   - Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Оборудование:

1.Мультимедийная установка.

2.Зрительный ряд:

   - портреты поэтов А.Пушкина, К.Бальмонта, Ф. Тютчева;

   - названия произведений;

   - иллюстрация «Времена года» - осень, разная осень.

   - карточки для индивидуальной работы;

3.Аудиоряд: П.Чайковский «Времена года», Л.Бетховен «Лунная соната».

                     Стихотворение А.Пушкина «Осень».

4.Видеоряд: Золотая осень.

                                                     

Ход урока.

I.Организация начала урока.

 Создание позитивного эмоционального фона для проведения урока.

     Цель: обеспечить готовность школьников к включению в продуктивную

               обучающую деятельность.

Настрой на работу.

Встаньте, дети, ровно в строй.

Повторяйте все за мной.                                          Стоя.

   

    Мы умные.

    Мы дружные.

    Мы внимательные.

    Мы старательные.

    Хорошо мы учимся.

    Всё у нас получится!                                         Садитесь.

II.Сообщение темы и постановка целей урока.

    Презентация нового материала.

Цель: активизация познавательной и репродуктивной деятельности.

- Какое сейчас время года?

- А о каком времени года мы сегодня будем вспоминать и  читать, отгадайте.

Утром мы во двор идём -                                        Слайд  2

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                         (Осенью)

 

- Итак, мы сегодня вернёмся в прекрасное время года – осень и постараемся раскрыть её тайны и ответить на вопросы:

Какие поэты писали стихотворения об осени?

Какая бывает осень?

В чём её прелесть и загадочность?

 - Хотите ли узнать ответы на эти вопросы?

   Тогда быстрее за работу!

 

А поможет нам новый раздел.  

Прочитаем его название – «Глухая пора листопада».        Слайд 3

В этом разделе мы будем читать стихотворения, рассказы, посвященные осени (на слайде – перечисление произведений раздела).

III. Введение в новый раздел.

Цель: создание ситуативной обстановки для значимого осмысления новой

          темы.

С нами приступает к чтению раздела и наша знакомая Настя.

Прочитаем, что волнует её сейчас.

Чтение 1 абзаца.

- Почему стоит многоточие, все ли приметы осени перечислены?

Вывод: Примет осени много.

Чтение самостоятельно до слов: «Настя открыла книгу…»

Выборочное чтение.

Назовите приметы осени, которые перечислили родные Насти.

(чтение отрывков)

- Какая проблема волнует Настю? (как описать осень в сочинении)

Чтение текста по ролям: папа, Настя.

- Почему слова «Глухая пора листопада…» стоят в кавычках?

( из текста учебника)

Работа в тетради, с. 28.

№ 1. Познакомимся с определением цитаты, которое даёт словарь  

         С.И.Ожегова (чтение определения в рамке).

№ 2. Цитата может состоять из нескольких слов, строчек, предложений.

         Цитата заключается в кавычки.

    Прочитайте пример, выделенный жирным шрифтом.

Физкультминутка.

 Цель: профилактика утомляемости, снятие зрительного напряжения.

Раз –налево, два – направо,           Взгляд  направим ближе, дальше,

Три –наверх, четыре - вниз.          Тренируя мышцу глаз.         Поморгали

А теперь по кругу смотрим,          Видеть скоро будем лучше, Хлопки в ладоши.

Чтобы лучше видеть мир.             Убедитесь вы сейчас!

Чтение учителем стихотворения.  

- Почему Борис Пастернак назвал: глухая пора листопада? (У. с 176)

  Послушайте, как описал эту пору поэт.

Борис Пастернак «Иней».

Глухая пора листопада,                   Пусть ветер рябину занянчив,

Последних гусей косяки,                 Пугает её перед сном.

Расстраиваться не надо:                  Порядок творенья обманчив,

У страха глаза велики.                     Как сказка с хорошим концом…

Вывод: Стихи  помогут нам увидеть,  какая  осень разная.

              Поэт – волшебник и художник слова. Он способен рассказать

              о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу

              человека.  

IV. Работа с текстом до чтения.

        На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? (На доске и в учебнике)

Прочитайте их имена и названия стихотворений.

- Что заметили в стихотворении Фёдора Тютчева?

(нет названия, вместо него звёздочки – в учебнике, на доске – название

  по первой строчке)

Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осень по-своему, но что-то роднит эти стихи. – Что же?

Попробуем ответить на этот вопрос.

        Я предлагаю назвать наш урок «Такая разная осень…».   Слайд 4, 5

V. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение.

Цель: выявление первичного восприятия.

Сейчас мы прослушаем 3 стихотворения об осени.

 – Какие картины осени вы себе представили?

 (вопрос после каждого чтения)

А.С.Пушкин «Осень», читает драматический артист Новиков Евгений Александрович.                                                                        Аудиозапись

К. Бальмонт «Осень», читает ученик.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», читает учитель.  Аудиозапись

                                                                                  (П.Чайковский «Времена года»)

- Есть ли что-то общее в этих стихотворениях? (описание осени, её примет)

2. Повторное чтение вслух. Работа в группах (по рядам, в парах).

Цель: развитие воображения детей, умения глубоко, эмоционально и

         логически осмысливать произведение.          

 Слайд: - словарная работа,

               - выразительные средства языка.

1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».   

2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»

3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».

1 задание: Прочитать каждому  самостоятельно своё стихотворение.    Слайд 6.

                   Обратить внимание на значение слов.

2 задание – на карточках:                                                                         Слайд 7.

- ответить на вопрос - подтвердить строчками из стихотворения;

- как поэт использует выразительные средства языка: олицетворение, метафора,

  эпитеты – подтвердить словами из стихотворения.

1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».                               

Вопросы и задания:                                                                        

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в

  стихотворении Бальмонта? (Скоро осень проснётся)

Значение слова: Благовонье – аромат, приятный запах.  

                   

- Где использован приём – олицетворение?

2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»

Вопросы и задания:

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в стихотворении Тютчева? ( Есть в осени первоначальной…)

Значение слова: Серп – ручное орудие, изогнутое полукругом для срезания

                            злаков с корня. (рисунок)

                            Праздная борозда – отдыхающее поле, с него уже убрали

                            урожай.   (рисунок)          

- Где использован приём – олицетворение?

- Какие эпитеты использует поэт?

 - Какие нашли метафоры? 

3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».

Вопросы и задания:

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в

 стихотворении Пушкина? (Унылая пора… И первые морозы..)

Значение слова: Очарование – поддаться очарованию, восхищению;

                            Лазурь – светло синий цвет;

                            Багрец – густо красный, темного оттенка;

- Какие эпитеты использует поэт?

Проверка.

1 ряд – Стихотворение  К.Бальмонта «Осень».  

            Прочитать стихотворение.

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в

  стихотворении Бальмонта? (Скоро осень проснётся)      Рисунок на доске.

- Где использован приём – олицетворение?

  У поэта Осень – живое существо-малое дитя, даже слово написано с

  большой буквы.

- Как же заплачет Осень? ( заплачет длинными холодными

                                                  осенними   дождями)

Вывод: У Бальмонта осень только-только наступает, грустная, меньше

               солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла:

              «деревья блистают в разноцветном уборе».

2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»

           Прочитать стихотворение.

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в     стихотворении Тютчева? ( Есть в осени первоначальной…) Рисунок на доске.

 

- Где использован приём - олицетворение?       Серп гулял. Отдыхающее поле.

 

- Какие эпитеты использует поэт?         Лучезарны вечера.

                     - Как вы себе это представляете? (ясное, светлые вечера)

- Какие нашли метафоры?              Весь день стоит как бы хрустальный.

                       - Как вы себе это представляете? (ясное небо, прозрачный воздух).                                                                          

Вывод: У Тютчева осень – это ясные солнечные дни, тишина и простор

      убранных полей, синева неба. В народе эту пору называют бабьим летом.

3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».

           Прочитать стихотворение.

- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в

  стихотворении Пушкина? (Унылая пора… И первые морозы..) Рисунок

- Какие эпитеты использует поэт?             Прощальная краса.

                                                                        Пышное природы увяданье.

- Почему поэт красоту осени называет «прощальной»?

- Объясните значение слов «пышное увяданье».

Вывод: Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.

Физкультминутка.    

Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули. – Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем. – Это к нам птички летят.

Как они сядут, то же покажем. – Руки согнули назад.

VI.Работа над выразительностью чтения.

Цель: формирование умения выразительно читать, перевоплощаться в

         художественные образы.

1. Подготовка к выразительному чтению.                                    Слайд 8

Действительно, осень у поэтов разная и разным настроением проникнуты эти стихи.

- Кто из поэтов признается осени в любви? Пушкин.

Он говорил: « Это любимое мое время-здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих   литературных трудов настает».

- С каким настроением вы прочитаете его стихи?(с восхищением)

-  Каким настроением проникнуты стихи Тютчева?

- В каком темпе следует их читать? (напевно, в замедленном темпе)

- Какую осень нарисовал Бальмонт? Какие чувства он испытывает? (грусть)

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, которое вам понравилось, голосом передавая настроение.

 

2. Выразительное чтение стихов.

- Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам? Почему?

VII . Итог урока.

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, сравнение цели с

          полученными результатами, повышение воспитательной

          направленности учебного занятия.

1.Сравнение стихотворений.

1) - Что же объединяет стихи Пушкина, Бальмонта, Тютчева, которые сегодня

      читали? (стихи об осени)

2) - Чем они отличаются?

Вывод: Стихотворения, которые мы с вами сегодня читали, посвящены осени.

           

              Но осень показана разная:

             - у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины;

             - у Бальмонта – грусть от приближающейся осени;

             - у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени.

 Поэты воспитывают в нас любовь к родной природе, учат понимать поэзию осенней природы и передать ее с помощью волшебных слов-красок.

2.Рефлексия.                                                                                  Слайд 9.

                                                          узнал

                                                         научился  

                    Я                                  прослушал                

                                                        задумался

                                                        удивился

VII. Домашнее задание.  

                                                                                                       Слайд 10.

 1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение.

 2. В тетради с. 28 задание № 3-4.

    Дополнительно № 5. – по желанию – написать стихотворение.

    Можно написать на альбомном листочке, красиво оформить, а на уроке  

    прочитаете его и положите в свою папку достижений.

VIII. Релаксация.

        Л. Бетховен  «Лунная соната».

        Видеофильм «Золотая осень»  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная система «Школа 2100» Урок литературного чтения в 3 классе по книге «В одном счастливом детстве», часть 1

Слайд 2

Загадка Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Слайд 3

А.Пушкин. ОСЕНЬ К.Бальмонт. ОСЕНЬ Ф.Тютчев .«ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…» К.Паустовский. МОЙ ДОМ Г.Сапгир. ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА Д.Самойлов. ПЕРЕД СНЕГОМ К.Паустовский. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ Б.Пастернак. ИНЕЙ ю «Глухая пора листопада…»

Слайд 4

«ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» А.Пушкин "ОСЕНЬ"

Слайд 5

Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной ..." К.Бальмонт "Осень"

Слайд 6

Работа в группах Словарная работа: Благовонье – аромат, приятный запах. Серп – ручное орудие, изогнутое полукругом, для срезание злаков с корня. Праздная борозда – отдыхающее поле, с него уже убрали урожай. Очарование – поддаться очарованию, восхищению. Лазурь – светло-синий цвет. Багрец – густо-красный цвет, тёмного оттенка .

Слайд 7

Выразительные средства языка: Олицетворение – о природе поэт говорит, как о живом существе. Эпитеты – поэт использует как бы письмо цветом для выражения чувств, настроения; эти слова отвечают на вопросы какой? какая? Метафора – это сравнение; слова и выражения присоединяются союзами «как», «словно», будто».

Слайд 8

К. Бальмонт Ф.Тютчев А. Пушкин

Слайд 9

УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ Я ПРОСЛУШАЛ ЗАДУМАЛСЯ УДИВИЛСЯ

Слайд 10

Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение. В тетради на с. 28 задание № 3-4. По желанию № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Золотое кольцо России". Урок иллюстрирован презентацией.

Урок - путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой....

Урок и презентация к уроку математики во 2 классе "Что такое умножение"

"Что такое умножение" - план урока и презентация к уроку...

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс

       Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна                  учитель начальных классов         МБ...

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...