Урок и презентация.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения по УМК "Школа 2100", 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.72 КБ |
Презентация к уроку "Осень" | 985.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахарова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МОУ «ООШ № 9» г. Лиски
Воронежской области
Образовательная система «Школа 2100» Слайд 1
Урок литературного чтения в 3 классе
по книге «В одном счастливом детстве», часть 1.
Тема: Ведение в раздел «Глухая пора листопада».
Такая разная осень…
А.С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень»,
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Задачи:
1.Образовательные:
- Познакомить учащихся с новым разделом.
- На примере стихотворений русских поэтов показать разнообразие
осенних примет.
- Ввести понятие « цитата».
- Учить выделять выразительные средства языка
(олицетворение, метафора, эпитеты).
2.Развивающие:
- Развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, умение
выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
- Отрабатывать навык выразительного чтения.
- Обогащать словарь учащихся.
3.Здоровьесберегающие:
- Создать психологическую комфортность рока, снятие мышечного
напряжения и напряжения мышц глаз.
4.Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.
Оборудование:
1.Мультимедийная установка.
2.Зрительный ряд:
- портреты поэтов А.Пушкина, К.Бальмонта, Ф. Тютчева;
- названия произведений;
- иллюстрация «Времена года» - осень, разная осень.
- карточки для индивидуальной работы;
3.Аудиоряд: П.Чайковский «Времена года», Л.Бетховен «Лунная соната».
Стихотворение А.Пушкина «Осень».
4.Видеоряд: Золотая осень.
Ход урока.
I.Организация начала урока.
Создание позитивного эмоционального фона для проведения урока.
Цель: обеспечить готовность школьников к включению в продуктивную
обучающую деятельность.
Настрой на работу.
Встаньте, дети, ровно в строй.
Повторяйте все за мной. Стоя.
Мы умные.
Мы дружные.
Мы внимательные.
Мы старательные.
Хорошо мы учимся.
Всё у нас получится! Садитесь.
II.Сообщение темы и постановка целей урока.
Презентация нового материала.
Цель: активизация познавательной и репродуктивной деятельности.
- Какое сейчас время года?
- А о каком времени года мы сегодня будем вспоминать и читать, отгадайте.
Утром мы во двор идём - Слайд 2
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
- Итак, мы сегодня вернёмся в прекрасное время года – осень и постараемся раскрыть её тайны и ответить на вопросы:
Какие поэты писали стихотворения об осени?
Какая бывает осень?
В чём её прелесть и загадочность?
- Хотите ли узнать ответы на эти вопросы?
Тогда быстрее за работу!
А поможет нам новый раздел.
Прочитаем его название – «Глухая пора листопада». Слайд 3
В этом разделе мы будем читать стихотворения, рассказы, посвященные осени (на слайде – перечисление произведений раздела).
III. Введение в новый раздел.
Цель: создание ситуативной обстановки для значимого осмысления новой
темы.
С нами приступает к чтению раздела и наша знакомая Настя.
Прочитаем, что волнует её сейчас.
Чтение 1 абзаца.
- Почему стоит многоточие, все ли приметы осени перечислены?
Вывод: Примет осени много.
Чтение самостоятельно до слов: «Настя открыла книгу…»
Выборочное чтение.
Назовите приметы осени, которые перечислили родные Насти.
(чтение отрывков)
- Какая проблема волнует Настю? (как описать осень в сочинении)
Чтение текста по ролям: папа, Настя.
- Почему слова «Глухая пора листопада…» стоят в кавычках?
( из текста учебника)
Работа в тетради, с. 28.
№ 1. Познакомимся с определением цитаты, которое даёт словарь
С.И.Ожегова (чтение определения в рамке).
№ 2. Цитата может состоять из нескольких слов, строчек, предложений.
Цитата заключается в кавычки.
Прочитайте пример, выделенный жирным шрифтом.
Физкультминутка.
Цель: профилактика утомляемости, снятие зрительного напряжения.
Раз –налево, два – направо, Взгляд направим ближе, дальше,
Три –наверх, четыре - вниз. Тренируя мышцу глаз. Поморгали
А теперь по кругу смотрим, Видеть скоро будем лучше, Хлопки в ладоши.
Чтобы лучше видеть мир. Убедитесь вы сейчас!
Чтение учителем стихотворения.
- Почему Борис Пастернак назвал: глухая пора листопада? (У. с 176)
Послушайте, как описал эту пору поэт.
Борис Пастернак «Иней».
Глухая пора листопада, Пусть ветер рябину занянчив,
Последних гусей косяки, Пугает её перед сном.
Расстраиваться не надо: Порядок творенья обманчив,
У страха глаза велики. Как сказка с хорошим концом…
Вывод: Стихи помогут нам увидеть, какая осень разная.
Поэт – волшебник и художник слова. Он способен рассказать
о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу
человека.
IV. Работа с текстом до чтения.
На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? (На доске и в учебнике)
Прочитайте их имена и названия стихотворений.
- Что заметили в стихотворении Фёдора Тютчева?
(нет названия, вместо него звёздочки – в учебнике, на доске – название
по первой строчке)
Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осень по-своему, но что-то роднит эти стихи. – Что же?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Я предлагаю назвать наш урок «Такая разная осень…». Слайд 4, 5
V. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение.
Цель: выявление первичного восприятия.
Сейчас мы прослушаем 3 стихотворения об осени.
– Какие картины осени вы себе представили?
(вопрос после каждого чтения)
А.С.Пушкин «Осень», читает драматический артист Новиков Евгений Александрович. Аудиозапись
К. Бальмонт «Осень», читает ученик.
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», читает учитель. Аудиозапись
(П.Чайковский «Времена года»)
- Есть ли что-то общее в этих стихотворениях? (описание осени, её примет)
2. Повторное чтение вслух. Работа в группах (по рядам, в парах).
Цель: развитие воображения детей, умения глубоко, эмоционально и
логически осмысливать произведение.
Слайд: - словарная работа,
- выразительные средства языка.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
1 задание: Прочитать каждому самостоятельно своё стихотворение. Слайд 6.
Обратить внимание на значение слов.
2 задание – на карточках: Слайд 7.
- ответить на вопрос - подтвердить строчками из стихотворения;
- как поэт использует выразительные средства языка: олицетворение, метафора,
эпитеты – подтвердить словами из стихотворения.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в
стихотворении Бальмонта? (Скоро осень проснётся)
Значение слова: Благовонье – аромат, приятный запах.
- Где использован приём – олицетворение?
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в стихотворении Тютчева? ( Есть в осени первоначальной…)
Значение слова: Серп – ручное орудие, изогнутое полукругом для срезания
злаков с корня. (рисунок)
Праздная борозда – отдыхающее поле, с него уже убрали
урожай. (рисунок)
- Где использован приём – олицетворение?
- Какие эпитеты использует поэт?
- Какие нашли метафоры?
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
Вопросы и задания:
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в
стихотворении Пушкина? (Унылая пора… И первые морозы..)
Значение слова: Очарование – поддаться очарованию, восхищению;
Лазурь – светло синий цвет;
Багрец – густо красный, темного оттенка;
- Какие эпитеты использует поэт?
Проверка.
1 ряд – Стихотворение К.Бальмонта «Осень».
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени в
стихотворении Бальмонта? (Скоро осень проснётся) Рисунок на доске.
- Где использован приём – олицетворение?
У поэта Осень – живое существо-малое дитя, даже слово написано с
большой буквы.
- Как же заплачет Осень? ( заплачет длинными холодными
осенними дождями)
Вывод: У Бальмонта осень только-только наступает, грустная, меньше
солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла:
«деревья блистают в разноцветном уборе».
2 ряд – Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени…»
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о ранней осени в стихотворении Тютчева? ( Есть в осени первоначальной…) Рисунок на доске.
- Где использован приём - олицетворение? Серп гулял. Отдыхающее поле.
- Какие эпитеты использует поэт? Лучезарны вечера.
- Как вы себе это представляете? (ясное, светлые вечера)
- Какие нашли метафоры? Весь день стоит как бы хрустальный.
- Как вы себе это представляете? (ясное небо, прозрачный воздух).
Вывод: У Тютчева осень – это ясные солнечные дни, тишина и простор
убранных полей, синева неба. В народе эту пору называют бабьим летом.
3 ряд – Стихотворение А.Пушкина «Осень».
Прочитать стихотворение.
- По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о поздней осени в
стихотворении Пушкина? (Унылая пора… И первые морозы..) Рисунок
- Какие эпитеты использует поэт? Прощальная краса.
Пышное природы увяданье.
- Почему поэт красоту осени называет «прощальной»?
- Объясните значение слов «пышное увяданье».
Вывод: Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули. – Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем. – Это к нам птички летят.
Как они сядут, то же покажем. – Руки согнули назад.
VI.Работа над выразительностью чтения.
Цель: формирование умения выразительно читать, перевоплощаться в
художественные образы.
1. Подготовка к выразительному чтению. Слайд 8
Действительно, осень у поэтов разная и разным настроением проникнуты эти стихи.
- Кто из поэтов признается осени в любви? Пушкин.
Он говорил: « Это любимое мое время-здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».
- С каким настроением вы прочитаете его стихи?(с восхищением)
- Каким настроением проникнуты стихи Тютчева?
- В каком темпе следует их читать? (напевно, в замедленном темпе)
- Какую осень нарисовал Бальмонт? Какие чувства он испытывает? (грусть)
Подготовьте выразительное чтение стихотворения, которое вам понравилось, голосом передавая настроение.
2. Выразительное чтение стихов.
- Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам? Почему?
VII . Итог урока.
Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, сравнение цели с
полученными результатами, повышение воспитательной
направленности учебного занятия.
1.Сравнение стихотворений.
1) - Что же объединяет стихи Пушкина, Бальмонта, Тютчева, которые сегодня
читали? (стихи об осени)
2) - Чем они отличаются?
Вывод: Стихотворения, которые мы с вами сегодня читали, посвящены осени.
Но осень показана разная:
- у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины;
- у Бальмонта – грусть от приближающейся осени;
- у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени.
Поэты воспитывают в нас любовь к родной природе, учат понимать поэзию осенней природы и передать ее с помощью волшебных слов-красок.
2.Рефлексия. Слайд 9.
узнал
научился
Я прослушал
задумался
удивился
VII. Домашнее задание.
Слайд 10.
1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение.
2. В тетради с. 28 задание № 3-4.
Дополнительно № 5. – по желанию – написать стихотворение.
Можно написать на альбомном листочке, красиво оформить, а на уроке
прочитаете его и положите в свою папку достижений.
VIII. Релаксация.
Л. Бетховен «Лунная соната».
Видеофильм «Золотая осень»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
А.Пушкин. ОСЕНЬ К.Бальмонт. ОСЕНЬ Ф.Тютчев .«ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…» К.Паустовский. МОЙ ДОМ Г.Сапгир. ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА Д.Самойлов. ПЕРЕД СНЕГОМ К.Паустовский. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ Б.Пастернак. ИНЕЙ ю «Глухая пора листопада…»
«ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» А.Пушкин "ОСЕНЬ"
Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной ..." К.Бальмонт "Осень"
Работа в группах Словарная работа: Благовонье – аромат, приятный запах. Серп – ручное орудие, изогнутое полукругом, для срезание злаков с корня. Праздная борозда – отдыхающее поле, с него уже убрали урожай. Очарование – поддаться очарованию, восхищению. Лазурь – светло-синий цвет. Багрец – густо-красный цвет, тёмного оттенка .
Выразительные средства языка: Олицетворение – о природе поэт говорит, как о живом существе. Эпитеты – поэт использует как бы письмо цветом для выражения чувств, настроения; эти слова отвечают на вопросы какой? какая? Метафора – это сравнение; слова и выражения присоединяются союзами «как», «словно», будто».
К. Бальмонт Ф.Тютчев А. Пушкин
УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ Я ПРОСЛУШАЛ ЗАДУМАЛСЯ УДИВИЛСЯ
Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение. В тетради на с. 28 задание № 3-4. По желанию № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Золотое кольцо России". Урок иллюстрирован презентацией.
Урок - путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой....
Урок и презентация к уроку математики во 2 классе "Что такое умножение"
"Что такое умножение" - план урока и презентация к уроку...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс
Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна учитель начальных классов МБ...
Урок и презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса коррекционной школы. Обобщение по сказкам.Тема "Что за прелесть эти сказки!"
Статья и конспект урока "Что за прелесть эти сказки!"Презентация к этому уроку....
Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией
Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....
Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)
Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...