«Былины»
план-конспект занятия по чтению на тему
Предварительный просмотр:
«Былины»
Программное содержание:
Воспитывать любовь к литературе.
Учить видеть и понимать красоту литературного произведения, откликаться на его красоту.
Подвести детей к пониманию того, что искусство, в частности литература, отражение окружающего мира.
Развивать коммуникативные способности, творческое воображение.
Материал:
Репродукция картины М.А.Врубеля «Богатырь», «Хрестоматия по литературе» № 4, с.15. ТСО.
Ход занятия
Воспитатель:
На нашем занятии мы будем продолжать знакомиться с искусством, сегодня поговорим о литературе.
«Существуют произведения, которые пишут писатели (авторы) и они называются литературными или авторскими. А существуют такие произведения, который придумал народ. Такие произведения мы отнесем к устному народному творчеству.
«Устное» - передавалось из уст в уста. Устное народное творчество принято называть английским словом «фольклор», которое переводится как «народная мудрость». Именно к фольклору, т.е. устному народному творчеству относятся былины. «О том, что было» - так можно объяснить название этих прекрасных произведений. Иногда былины называют старинами – песнями о старине. Былины отразили разные стороны жизни русского народа, потому так разнообразны их темы. Есть былины героические, или богатырские, - они рассказывают о борьбе Руси с врагами. А те, что рассказывают о повседневной жизни, называют общественно-бытовыми. Любимые герои былин – богатыри. Сразу вспоминаются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. А ведь в русских былинах речь идет не о трех богатырях – за дубовыми столами собирались по девяносто богатырей. Рассказывают былины и о вежливом Добрыне, пахаре Микуле Селяниновиче, задиристом Чуриле. А были ли на самом деле богатыри? Спорят об этом ученые, а народная мудрость говорит: «Не было бы снегу – не было бы следу». Былины, созданные в далеком прошлом, сейчас можно прочитать в книгах».
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
(Хрестоматия № 4, с. 15)
Воспитатель:
- Кто главный герой былины?
- Положительный герой богатырь или нет?
- Каким вы представляете Илью Муромца?
- Куда направлялся Илья Муромец?
- Кого он встретил на своем пути?
- Кем был Соловей?
- Какой герой Соловей – положительный или отрицательный?
- Каким даром обладал Соловей-разбойник?
- Что произошло между богатырем и разбойником?
- Каким образом богатырь смог победить разбойника?
- Кто появляется в былине еще? Какие герои?
- Какие еще богатыри появляются в былине?
- Понравилась ли вам былина?
- Обратили ли вы внимание на язык былины, как она читается?
«Такое звучание былины идет из самой старины, потому что раньше сказывали их сказители нараспев, поэтому их и называют песнями о старине»
Этюд «Прогулка по сказочному лесу»
(Карточка № 1)
Воспитатель:
- О каком искусстве мы говорили на занятии?
- Что такое фольклор? Из какого языка пришло это слово?
- Что такое былина?
- Когда появились былины?
- Какими бывают былины?
- Кто является главными героями былин?
- Каких богатырей ты запомнил?
- С какой былиной мы познакомились на занятии?
- Чем отличается былина от другого литературного произведения?
- Кто рассказывал былины в старину?
- Понравились ли вам былины? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"
Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей» с использование мультимедийной презентации. На ур...
Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.
Тест по литературному чтению по содержанию былины....
Былины. Добрыня и Змей
конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы" + Презентация ...
презентация на тему" Былины и былинные герои" 2 класс
Презентация на тему " Былины и былинные герои" в рамках недели литературного чтения 2 класс...
Былины. Виды былин
Презентация по теме "Былины. Виды былин" в помощь при проведении урока литературного чтения...
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...
Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».
Тема: Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого».Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толст...
Комментарии
Занятие
Даю голос!!