Азбука вежливости
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по литературному чтению в 1-ом классе.
Тема:
Азбука вежливости
(по технологии А. Кушнира)
с использованием мультимедийной установки
Сценарий урока.
- Учитель. Ребята, тема нашего урока «Азбука вежливости» - (на экране).
- А какие вежливые слова Вы знаете?
- Какого человека можно назвать вежливым?
Знаете, в русском орфографическом словаре Ожегова написано:
(на экране) –
Вежливый – значит соблюдающий правила приличия, учтивый человек.
- Учитель. Перед Вами - (на экране) – стихотворение А.Л. Барто.
Один ученик читает, остальные следят глазами (можно использовать приём проецирования «пальчика на экран»).
Текст стихотворения:
Друзья, вот вам на всякий случай,
Стихи о школьнике одном:
Его зовут, … . А впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае – «здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»
Учитель. Ребята, а какие слова приветствия Вы знаете? Знаете, слова «здравствуй», «до свидания» - очень интересные!
Вдумайтесь!
(на экране) –
Здравствуйте – мы желаем человеку здоровья, здравия.
До свидания – до скорого свидания, мы надеемся на скорую встречу.
Учитель. Людям приятно слышать эти слова.
- Учитель. А что же такое этикет?
(на экране) –
Этикет – установленный порядок поведения.
Учитель. Какие правила этикета Вам известны?
Вот некоторые из них :
(ниже на экране) – (выборочное чтение учащимися):
- Перед тем, как войти в дом – вытри хорошенько обувь, чтобы не наследить.
- Не входи в комнату, не постучавшись.
- Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах.
- Встречаясь со знакомыми - здоровайся первым.
Учитель. Какими правилами мы можем дополнить этот список? (Чтение учителем с применением приёма «дотрагивания»).
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
- За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали? Сколько раз?
- Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы;
Но я ещё повторю всё равно:
Добрые люди, будьте здоровы!
- Ребята, каких бы правил мы с Вами не коснулись, в главном, они всегда напоминают о том, что надо уважать окружающих, считаться с ними.
4. Учитель. Посмотрите, какой случай произошёл с одной девочкой Галей:
(на экране обыгрывается ситуация).
Автор: Одна девочка возмущённо жаловалась маме.
Девочка: - Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой!
Мама: - А ты его как зовёшь? – спросила мама.
Девочка: - Я его вообще никак не зову, - ответила вежливая девочка, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Учитель. Да, ребята, право на уважение имеет лишь тот человек, который уважает других людей.
- Чтение стихотворения по учебнику со стр.117 «Вежливый ослик».
(Один ученик читает, остальные следят.)
Ученик. Ребята, как можно охарактеризовать поведение ослика?
(на экране – изображение ослика,
ниже : добрый, злой, приветливый, невежливый, шутник, обманщик, недоброжелательный, воспитанный).
- Какие слова можно отнести к ослику?
- Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю Вам прочитать ещё одну сказку, которая называется «Аист и соловей!» (См. Приложение).
(Текст на экране, чтение учителем, можно озвучить заранее.)
- Учитель. Внимание! Экспресс – опрос! (Вопросы могут быть на экране. Предлагаются вопросы по содержанию двух прочитанных текстов.)
1. Ослик улыбался окружающим? +
2. Он здоровался? +
3. Ослик обзывал других зверей? +
4. Автор советует быть похожим на ослика? -
5.Аист хотел стать первой птицей-музыкантом? +
6. Аист вежливо повёл себя, прилетев к мудрому
человеку? -
7. Мудрый человек научил соловья пению? +
8. Соловей был приветлив? +
9. А ты всегда ведёшь себя вежливо?
Самопроверка. Предлагается «ключ» к 8 вопросам.
- +. 2. + .3. + . 4. - . 5. + . 6. - . 7. + . 8. + .
Учитель. Оказывается, ребята, вежливость и такт – украшают не только людей, но помогают и животным.
- Учитель. А вот ещё одна жизненная ситуация.
Представьте, что Вы находитесь в общественном транспорте. Вам
скоро выходить и надо пройти к выходу. Как Вы обратитесь к стоящим рядом людям?
(На экране – 3 варианта ответа. Чтение вслух.)
- Разрешите пройти.
- Извините, можно пройти?
- Пропустите меня, я выхожу.
Учитель. А какой ответ выберите Вы?
- Учитель. А сейчас наши ребята прочитают ещё одно стихотворение С.Я. Маршака «Урок вежливости» (См. Приложение). (Текст стихотворения на экране, чтение учащимися.)
- А Вы как считаете, неужели мишка и останется таким на всю жизнь? Какие советы можно ему дать?
Заключение.
- Учитель. Ребята, в заключение нашего занятия мне хочется обратиться к словам испанского писателя XVI века Мигеля Сервантеса (на экране):
«Ничего не ценится нами так дорого, и не достаётся так дёшево, как вежливость…»
И может быть, для кого-то из Вас эти слова станут жизненным девизом:
Будьте вежливы!
Урок закончен.
Приложение. С. Я. Маршак.
Урок вежливости.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести… .
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести… .
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Аист и Соловей.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый Человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к Мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но Мудрец решил сначала научить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Нужно делать вот так!
- Всё ясно! – Обрадовался Аист.
- Это и есть музыка?!
И улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в
дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. Он обучил Соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
- Эй, слышите! Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого Мудреца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...
рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс
программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...
Воспитательная система класса "Азбука вежливости".
В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат....
Азбука вежливости.
Классный час то теме "Вежливость"....
"Азбука вежливости, или этикет на каждый день
Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....
Классный час: "Азбука вежливости"
Правила этикета...
Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ
Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....