Рукавичка
план-конспект занятия по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
Учитель: Карп Татьяна Владимировна
Тема урока: Украинская народная сказка «Рукавичка»
Цели:
1. Формировать навыки правильного чтения.
2. Учить анализировать и оценивать прочитанное.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас.
4. Прививать любовь к устному народному творчеству других народов.
Ход урока
1. Организационный момент.
О чѐм-то скрипит половинка,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
2. Вступительная беседа.
- Заглянем в волшебный мир сказки. Какие русские народные сказки вы знаете?
• Прочитайте отрывок сказки, вспомните еѐ название:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит.
- Как называется сказка? («Теремок»)
- Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-
квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Медведь-
люблю реветь.)
- Кто написал русские народные сказки?
-А как вы думаете, только у русских людей есть сказки?
• Сказки живут в каждом народе и передаются из поколения в поколение.
3. Работа по теме урока.
- А сейчас я прочитаю вам украинскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка
очень похожа на русскую сказку «Теремок».
а) Чтение украинской сказки «Рукавичка».
- Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка».
- Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана).
- Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.
Мышка-норушка Мышка-поскребушка2
Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка)
Зайчик-побегайчик Зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка
Волчок-серый бочок Волчок-серый бочок
Медведь-люблю реветь Медведюшко-батюшко
- Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и
внимательны, так как подметили особенности поведения зверей. Про мышку
можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему?
(Живѐт в норке и скребѐтся.)
- Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка»).
Почему? (Потому что она и квакает, и скачет (прыгает).)
Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.
- Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?
- Плохо ли деду без рукавичек?
б) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришѐл за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
• Кто сломал «домик» зверей.
в) Игра «Покажи героя сказки».
- Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью
движений. Надеюсь, музыка вам поможет.
г) Моделирование.
- Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по
модели.
• Рукавичку изобразим квадратом.
• Животных – овалами разной величины.
- Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким
овалом.
- Кто побольше? (Лягушка.) Еѐ обозначим овалом побольше и запомним, что это
лягушка.
Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.
д) Пересказ сказки по модели.
4. Итог урока.
1) Прочитайте имена героев сказок. Какая вторая часть имени подходит к
каждому животному?
Мышка красный гребешок
Лисичка поскребушка
Петушок серый бочок
Кабан сестричка
Волчок клыкан
• Какое имя лишнее? Почему?
2) Узнайте героев сказки, отгадав загадки:3
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Он в берлоге спит зимою
Под большущею сосною,
А когда придѐт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Маленькая, серенькая
Под столом таится –
Кошки боится. (Мышка)
Кто в лесу холодном
Ходит злой, голодный? (Волк)
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Рыжая плутовка
С пушистым хвостом.
Живѐт в лесу
Под кустом. (Лиса)
• Кого не хватает?
3) Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
• «Рукавичка» - русская народная сказка? (Украинская.)
•Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей.)
• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)
- Чему учит сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка "Рукавичка"
Небольшая презентация с загадками. пословицами...
Игрушка своими руками из носка, рукава, перчатки.
Презентация дает возможность пофантазировать и из ненужных вещей ( рукава, носка, перчатки ) сделать своими руками замечательные игрушки....
Презентация:"Игрушка из носка, рукава, перчатки." 3-4 класс
Данная презентация поможет учащимся пофантазировать и из ненужных вещей (носка, рукава, перчатки, гольфа) сделать замечательную игрушку....
Программа кукольного кружка "Рукавичка"
Порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить...
Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)
Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Оцениваемые...
Урок-проект для 1 класса. Сказка "Рукавичка"
Дети знакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», учатся читать сказку по ролям, анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского...
русская народная сказка "Рукавичка"
литературное чтение 1 класс УМК "Школа России"...