И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок проводится в 4 классе, рассчитан на проведения с использованием ИКТ.
Цель урока: помочь учащимся познать красоту природы, её основные формы, взаимосвязь природы с разными видами искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_listopad.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.Андрианова И.А.Бунин «Листопад»
План-конспект урока
по литературному чтению
с применением ИКТ в 4 классе
на тему:
«И.А.Бунин «Листопад»
Урок разработала:
учитель начальных классов
Андрианова А.С.
г. Москва
Пояснительная записка
Урок русского языка в 4 классе по теме «И.А.Бунин «Листопад»» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Цель урока: помочь учащимся познать красоту природы, ее основные формы, взаимосвязь природы с разными видами искусства .
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- Личностные и коммуникативные: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
- Познавательные:
- познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»;
- пробудить интерес к произведению Бунина
- научить видеть, слышать, чувствовать автора лирического произведения
- работать над выразительным чтением стихотворения
- продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста
- учить соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картины русского художника и чтение лирического текста
- Регулятивные:
- развивать творческие способности
- развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному
- развивать внимание к образным средствам языка, прививать любовь к русскому языку
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 4 кл», автор. Л.Ф.Климанова
- презентация;
Оборудование:
- АРМ учителя
- Проекционный аппарат
- Экран
Программное обеспечение:
- Операционная система – Windows XP,
- Microsoft Office XP
- Презентация Power Point
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
I. Организационный момент | ||
II.Актуализация знаний | Пришла без красок и без листьев И перекрасила все листья. - А каком времени года идёт речь? - Почему вы решили что это осень? Какие слова помогли вам отгадать загадку? - Вспомните, какое стихотворение об осени мы изучали недавно? (И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…». З ученика по абзацам выходят к доске и рассказывают его наизусть) - А теперь я предлагаю вам с помощью теста ответить на некоторые вопросы по содержанию. (устно находят правильные ответы) - Молодцы! | Слайд 2-6 |
III. Беседа по картине русского художника И.И.Левитана «Золотая осень» | - Осень…Это чудесное время года привлекало многих. Во многих видах искусства можно уловить осеннюю нотку. - Скажите, в каких видах искусства можно изобразить осеннее настроение? (литература, музыка, живопись) - Вот и мы сегодня обратимся к этим трём видам искусства. - Начнём! - Посмотрите на слайд, вы видите картину И.И.Левитана, а сопровождает показ музыка Вивальди с одноимённым название «Осень» - Ребята, И.И.Левитана называли «певцом русской природы, ведь только он мог передать (описать) всю красоту русской природы, что находится рядом с нами. - Давайте закроем глаза и представим, что находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. - Каким вы увидели осенний лес? - Вот мы остановились и … Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, Кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. - Что вы видите в лесу? Что нас окружает? Чем вы любуетесь? Назовите три предмета, которые привлекли ваше внимание. Что вам особенно нравится? - Что вы чувствуете? Какое настроение охватывает вас? - Как вы думаете, какое название мог дать художник своей картине? Почему? | Слайд 7 |
IV. Знакомство с содержанием стихотворения | - После такой виртуальной прогулки по осеннему лесу, хочется предложить вам познакомиться ещё с одним произведение, в котором тоже можно услышать осенние нотки, автором которого является поэт и прозаик И.А.Бунин. И.А.Бунин родился в Воронеже, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Впитывая от родителей предания и песни, он рано обнаружил в себе поэтические способности и редкую впечатлительность. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. - Прослушайте стихотворение и определите примету золотой осени. (читает ученик наизусть) - Отгадайте загадку Утром мы во двор идём Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. - О каком явлении природы идёт речь? (листопад) - Сегодня мы познакомимся с произведением И.А.Бунина «Листопад» - Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад? И какие чувства при этом выражает? (выразительное чтение учителем наизусть) | Слайд 8 Слайд 9 |
V. Беседа по содержанию | - Какое настроение выражено автором? - Чем восхищается автор? | |
VI. Чтение стихотворения с анализом | - А сейчас будем читать текст ещё раз и проследим, какие картины изобразил Бунин и как? - Но чтобы всё это увидеть, надо читать выразительно, то есть с … (интонацией) - О чём надо помнить, чтобы произведение прочитать с нужной интонацией? (после обсуждения, дети читают стихотворение) - Были ли в тексте слова или выражения, малознакомые вам? Терем – дворец Лиловый – фиолетовый, сиреневый Багряный – тёмно-красный Лазурь – синева (светло-синий цвет) Пурпурный – ярко-красный - О чём это стихотворение? - Какие картины вы увидели? - Какие изобразительные средства языка использовал автор, чтобы мы увидели эти восхитительные картины? (сравнения, эпитеты, олицетворение) - Что такое «сравнение»? Когда автор использует сравнение? Найдите сравнения в тексте. - Что такое «эпитет»? Для чего автор использует эпитеты? Найдите эпитеты в тексте. - Что такое «олицетворение»? Найдите олицетворение в тексте. - Автор рисует лес. И он его сравнивает с теремом. А почему он расписной? Кто его расписал? (его расписала осень разными цветами красок) - А как вы понимаете выражение : «лес стоит весёлой, пёстрою стеной»? (когда смотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену) - Посмотрите, на картине И.И.Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, и он тоже похож на стену. - «Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой…» Как это? Почему И.И.Левитан и И.А.Бунин используют жёлтый цвет? (жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба) - Какие просветы мы видим сквозь золотую листву клёнов? Подтвердите фразой из текста. («А между клёнами синеют…») - Очень интересно : и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились. (просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно) - Какие ещё картины рисует автор? Подтвердите фразами из текста. (рисует паутину, …) - Прочитайте последнее четверостишие : какие звуки услышал автор в осеннем лесу? (услышал «мёртвую» тишину : « … такое мёртвое молчанье…») - А разве тишину можно услышать? - Давайте тоже послушаем тишину. (дети тихо сидят одну минуту, учитель обращает внимание на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног) - А почему автор говорит о тишине, что она «мёртвая»? (чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков : ни шума ветра, ни птичьих голосов) - Но что-то же поэт предлагает нам расслышать в этой тишине? Подтвердите фразой из текста. («… листика шуршанье…») - А можем ли мы услышать эти звуки? Найдите слова, в которых есть звуки, передающие шуршание листика «молчанье» -[ч] «вышине» - [ш] «можно» - [ж] «тишине» - [ш] «расслышать» - [ш] «шуршанье» - [ш] | Слайд 10-14 |
VII. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картине и в стихотворении | - А теперь давайте ещё раз посмотрим на картину : какие цвета использовал в ней художник? Какие цветы здесь преобладающие? - А теперь посмотрим, какая богатая цветовая гамма была использована Буниным для изображения осенней картины. Подтвердите фразой из текста. «лиловый» «золотой» «багряный» «жёлтый» - «жёлтою резьбой» «голубой» - «в лазури голубой» «синий» - «в синей вышине» «серебристый» - «как сеть из серебра» «белый» - белый лепесток» | |
VIII. Физминутка для глаз | ||
IX. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта. | - В словах автор выражает свои чувства и настроение. Давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы выразить те чувства и то настроение, с которым поэт писал это произведение, обратив внимание при чтении на подчёркнутые слова. (дети читают стихотворение, с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и своё отношение к изображённым в тексте картинам) | Слайд 15-19 |
X. Определение главной мысли стихотворения. Моделирование. | - Давайте нарисуем «обложку» к произведению. - Скажите, что мы сегодня читали? Определите жанр. Почему? (стихотворение, есть рифма) - Вспомните, какой геометрической фигурой мы заменяли при моделировании? (треугольник) - О чём это стихотворение? Определите тему. (об осени, о красоте осенней природы) - Какой цветовой заменитель мы использовали? (зелёный) - Назовите автора. (И.А.Бунин) - Прочитайте заголовок. («Листопад») - Сделайте вывод, что мы сегодня читали? (мы читали стихотворение о природе И.А Бунина «Листопад») - А как вы думаете. Для чего Бунин написал это стихотворение? (чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе) - Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, то есть основная тема стихотворения? (автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые) - Попробуйте дать своё название данному стихотворению (ребята пробуют по-своему назвать это стихотворение) | Слайд 20 |
XI. Подведение итогов | - Но, а в конце урока хочу предложить вам интересное задание «Вставь слово» У меня записано стихотворение, в нём пропущены слова, их надо вставить. - Молодцы! (оценивание детей) | Слайд 21-22 |
XII. Домашнее задание | - Выучить стихотворение наизусть Спасибо за урок! |