Спасибо, Азбука!
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители. Они пришли узнать, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители. Они пришли узнать, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».
III. Самоопределение к деятельности.
Урок – отчет, урок – праздник на тему: «Спасибо, Азбука!». Девиз урока: «Азбука – к мудрости ступенька».
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой?»
Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга названа «Азбукой».
У. Что мы делаем с помощью букв?
Д. На письме при помощи букв читаем, пишем.
У. А что делаем со звуками?
Д. Слышим, произносим.
У. Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра. Но нас окружают и особые звуки, которые не с чем сравнивать, - звуки речи.
Какие бывают звуки?
Д. Звуки бывают гласные и согласные.
У. Ваш выход, гласные!
(Выходят дети).
У. Расскажите все о гласных.
Д. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко ее найдешь!
Буква И.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Буква О.
О – похожа на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква У.
Замычит буренка: «Му-у!»
Узнаете букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш –
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь все: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
1. Гласных букв в русском языке – десять.
2. Они образуют слог. Сколько гласных, столько и слогов.
3. Ударение падает на гласные.
У. Буквы, разделитесь на две группы.
Д. Гласные буквы е, ё, ю, я особенные. Если они стоят в начале слова или после гласной, то обозначают два звука.
У. Одна из четырех гласных обозначает не только букву, но и слово. Какая это буква?
Д. Это буква я.
Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
-А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква-слог и слово!
А.Шибаев
У. Согласные!
(Выходят дети).
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
Буква Н.
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е»
Узнаете букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове «вол»,
Я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква П.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С – свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
У. Благодаря этим буквам мы научились читать. И этому мы очень рады. Правда? … ты скажи по этому поводу.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
У. А читая, мы много узнаем. Давайте посмотрим, чему мы научились, читая.
Откройте страницу 110 (ч.1).
Что вы видите на иллюстрации?
Д. Изображение нашей страны на карте.
(Рассказ о России).
Чтение предложений.
- Моя и твоя Родина – Россия.
- Прекрасна родная страна!
- Поля, леса, моря и реки!
- Проносятся поезда и автомобили.
- Плывут корабли.
- Летят самолеты.
- Россия – страна мира и труда.
У. Где вы родились? Как называется город, где ты живешь?
(Мини – проект).
У. Прочитайте пословицы на с.110. Чему они нас учат?
У. Подберите слова близкие по значению к слову Россия?
Чтение текста К.Ушинского «Наше Отечество» «цепочкой» с.86.
Почему Россию мы зовем Отечеством?
(В России издавна жили наши деды и отцы).
У. Отечество, отцы – это однокоренные слова.
С помощью каких однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем Родиной?
Д. Родитель, родились, родной язык, все родное.
У. Почему Россию зовем матерью?
Какая главная мысль этого текста?
Д. Родина – как родная мать, и она у человека одна.
У. А как же не вспомнить ту страницу, где мы читали о хлебе (с.42).
Д. К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, к правде, к счастью твоему.
Чтение текста внизу на с.42.
У. Отношение к хлебу должно быть особенное, как к святыне. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд у людей, творящих хлеб.
У. Как нужно относиться к хлебу?
(Рассказ о ценности хлеба, о блокадном Ленинграде, дневник Тани Савичевой)
У. С древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество». Учимся вежеству!
У. Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их. Будь ласков с родителями, с учителями, с друзьями, с теми, кто заботится о тебе дома, в школе, помогай им, будь приветлив со всеми.
(Чтение текста с.37)
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй!
Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Кондратьева.
- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?
Д.
- Военному говорят: «Здравия желаю».
- Дорогих гостей – хлебом и солью,
«Милости просим», раскланиванием, снятием шапки.
- Учителей – вставанием.
- Рукопожатие, реверанс.
Анализ речевых ситуаций.
У. Утро. Вы идете в школу и по дороге встретились с одноклассниками. Как поздороваетесь с ними?
Д.
- Здравствуй, Катя!
- Привет, Саша!
- Я рада тебя видеть, Оля!
У. В школе вы увидели учительницу. Кто поздоровается первым?
Д. Здравствуйте, Татьяна Васильевна.
У. Вечером мама пришла с работы. Какие слова помогут вам показать, что вы рады ее видеть?
Д. Добрый вечер, мамочка!
- Как я рада, что ты пришла.
У. На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?
Д. Здравствуйте, дядя Миша.
- Как вы себя чувствуете?
Чтение по ролям.
У. «Азбука» познакомила вас с правилами дорожного движения. Прочитаем рассказ «Светофор» по ролям.
Правильно переходить дорогу на перекрестке помогает «трехглазый командир улицы» светофор.
(Выходит ученик в костюме светофора).
Я и вежливый и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать?
Все отлично понимают.
Все, что я хочу сказать.
Все.
Красный свет – проезда нет.
Желтый – будь готов к пути.
А зеленый свет – иди.
У. Я рада, что вы знаете сигналы светофора. Лучше подождать лишнюю минутку у светофора, чем рисковать своим здоровьем, а иногда и жизнью. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами.
На уроках мы познакомились с произведениями русских и советских писателей.
Читая произведения великих мастеров слова, вы обогащали свою память, учились правильно говорить, точно и красиво излагать свои мысли.
У нас в гостях библиотекарь школы Фомина А.А. Они проведет викторину по прочитанным произведениям.
Вот и пришло время расставания с книгой – «Азбука». Скажем ей спасибо.
Эта книга всем нужна,
Учит грамоте она.
Д. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке.
Нас другие книги ждут.
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год.
Наша Азбука научит тех,
Кто в 1 класс придет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - праздник "Спасибо Азбуке!"
Урок чтения в 1 классе. Прощание с азбукой....
"Спасибо, Азбука, тебе!"
После изучения первого учебника в первом классе провели интересный праздник. Мы читали стихи, пели песни, показывали гостям как научились читать....
Спасибо, Азбука, и прощай! внеклассное мероприятие
Каждый в 1 классе проводит внеклассное мероприятие, на котором ребята прощаются с Азбукой. Я решила предоставить вам свой сценарий проведения праздника. По мнению тех, кто присутствовал на нем, он про...
Методическая разработка утренника "Спасибо, Азбука!"
Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей...
Методическая разработка утренника "Спасибо, Азбука!"
Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей...
Праздник "Спасибо, Азбука!"
Мероприятие проводится в 3 четверти в последний день обучения грамоте....
Внеклассное мероприятие « Спасибо, Азбука!»
Цель: развивать познавательную активность и творческие способности детей;Задачи:воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе и желание демонстрировать свои достижениявоспитывать интерес к у...