Спасибо, Азбука!
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Киреева Татьяна Васильевна

 

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители. Они пришли узнать, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

II. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители. Они пришли узнать, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».

III. Самоопределение к деятельности.

Урок – отчет, урок – праздник на тему: «Спасибо, Азбука!». Девиз урока: «Азбука – к мудрости ступенька».

IV. Актуализация знаний.

Учитель. Почему наш учебник назван «Азбукой?»

Дети. В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию букв книга названа «Азбукой».

У. Что мы делаем с помощью букв?

Д. На письме при помощи букв читаем, пишем.

У. А что делаем со звуками?

Д. Слышим, произносим.

У. Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра. Но нас окружают и особые звуки, которые не с чем сравнивать, - звуки речи.

Какие бывают звуки?

Д. Звуки бывают гласные и согласные.

У. Ваш выход, гласные!

(Выходят дети).

У. Расскажите все о гласных.

Д. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Буква Ё есть в слове «ёж»,

Ты легко ее найдешь!

Буква И.

И – игрушки,

И – игра.

Любит игры детвора!

Буква О.

О – похожа на колечко,

Словно шерстка на овечке.

Буква У.

Замычит буренка: «Му-у!»

Узнаете букву У?

Буква Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш –

У него один этаж.

Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

Ты твердишь все: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

1. Гласных букв в русском языке – десять.

2. Они образуют слог. Сколько гласных, столько и слогов.

3. Ударение падает на гласные.

У. Буквы, разделитесь на две группы.

Д. Гласные буквы е, ё, ю, я особенные. Если они стоят в начале слова или после гласной, то обозначают два звука.

У. Одна из четырех гласных обозначает не только букву, но и слово. Какая это буква?

Д. Это буква я.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква-слог и слово!

          А.Шибаев

У. Согласные!

(Выходят дети).

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама».

Буква Н.

Н – веселый Новый год,

Скоро в гости к нам придет!

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц, как будто цапля,

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

Буква Б.

По полю барашек белый

Темной ночью брел несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е»

Узнаете букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове «вол»,

Я ее легко нашел!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принес нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал, наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Ж.

Узнаешь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

Буква К.

Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

Буква П.

П – прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква С.

С – свистит, словно свисток,

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква Ф.

Я в лесу нашла фиалку –

Только рвать фиалку жалко!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шины,

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

У. Благодаря этим буквам мы научились читать. И этому мы очень рады. Правда? … ты скажи по этому поводу.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

У. А читая, мы много узнаем. Давайте посмотрим, чему мы научились, читая.

Откройте страницу 110 (ч.1).

Что вы видите на иллюстрации?

Д. Изображение нашей страны на карте.

(Рассказ о России).

Чтение предложений.

  1. Моя и твоя Родина – Россия.
  2. Прекрасна родная страна!
  3. Поля, леса, моря и реки!
  4. Проносятся поезда и автомобили.
  5. Плывут корабли.
  6. Летят самолеты.
  7. Россия – страна мира и труда.

У. Где вы родились? Как называется город, где ты живешь?

(Мини – проект).

У. Прочитайте пословицы на с.110. Чему они нас учат?

У. Подберите слова близкие по значению к слову Россия?

Чтение текста К.Ушинского «Наше Отечество» «цепочкой» с.86.

Почему Россию мы зовем Отечеством?

(В России издавна жили наши деды и отцы).

У. Отечество, отцы – это однокоренные слова.

С помощью каких однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовем Родиной?

Д. Родитель, родились, родной язык, все родное.

У. Почему Россию зовем матерью?

Какая главная мысль этого текста?

Д. Родина – как родная мать, и она у человека одна.

У. А как же не вспомнить ту страницу, где мы читали о хлебе (с.42).

Д. К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

Чтение текста внизу на с.42.

У. Отношение к хлебу должно быть особенное, как к святыне. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд у людей, творящих хлеб.

У. Как нужно относиться к хлебу?

(Рассказ о ценности хлеба, о блокадном Ленинграде, дневник Тани Савичевой)

У. С древности на Руси внушали детям: «Не дорого ничто, дорого вежество». Учимся вежеству!

У. Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их. Будь ласков с родителями, с учителями, с друзьями, с теми, кто заботится о тебе дома, в школе, помогай им, будь приветлив со всеми.

(Чтение текста с.37)

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй!

Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

                                 Кондратьева.

- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?

Д.

- Военному говорят: «Здравия желаю».

- Дорогих гостей – хлебом и солью,

«Милости просим», раскланиванием, снятием шапки.

- Учителей – вставанием.

- Рукопожатие, реверанс.

Анализ речевых ситуаций.

У. Утро. Вы идете в школу и по дороге встретились с одноклассниками. Как поздороваетесь с ними?

Д.

- Здравствуй, Катя!

- Привет, Саша!

- Я рада тебя видеть, Оля!

У. В школе вы увидели учительницу. Кто поздоровается первым?

Д. Здравствуйте, Татьяна Васильевна.

У. Вечером мама пришла с работы. Какие слова помогут вам показать, что вы рады ее видеть?

Д. Добрый вечер, мамочка!

- Как я рада, что ты пришла.

У. На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

Д. Здравствуйте, дядя Миша.

- Как вы себя чувствуете?

Чтение по ролям.

У. «Азбука» познакомила вас с правилами дорожного движения. Прочитаем рассказ «Светофор» по ролям.

Правильно переходить дорогу на перекрестке помогает «трехглазый командир улицы» светофор.

(Выходит ученик в костюме светофора).

Я и вежливый и старый,

Я известен на весь мир,

Я на улице широкой

Самый главный командир.

Все меня, конечно, знают,

Да и как меня не знать?

Все отлично понимают.

Все, что я хочу сказать.

Все.

Красный свет – проезда нет.

Желтый – будь готов к пути.

А зеленый свет – иди.

У. Я рада, что вы знаете сигналы светофора. Лучше подождать лишнюю минутку у светофора, чем рисковать своим здоровьем, а иногда и жизнью. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами.

На уроках мы познакомились с произведениями русских и советских писателей.

Читая произведения великих мастеров слова, вы обогащали свою память, учились правильно говорить, точно и красиво излагать свои мысли.

У нас в гостях библиотекарь школы Фомина А.А. Они проведет викторину по прочитанным произведениям.

Вот и пришло время расставания с книгой – «Азбука». Скажем ей спасибо.

Эта книга всем нужна,

Учит грамоте она.

Д. Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке.

Нас другие книги ждут.

До свиданья, до свиданья!

А на следующий год.

Наша Азбука научит тех,

Кто в 1 класс придет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - праздник "Спасибо Азбуке!"

Урок чтения в 1 классе. Прощание с азбукой....

"Спасибо, Азбука, тебе!"

После изучения первого учебника в первом классе провели интересный праздник. Мы читали стихи, пели песни, показывали гостям как научились читать....

Спасибо, Азбука, и прощай! внеклассное мероприятие

Каждый в 1 классе проводит внеклассное мероприятие, на котором ребята прощаются с Азбукой. Я решила предоставить вам свой сценарий проведения праздника. По мнению тех, кто присутствовал на нем, он про...

Методическая разработка утренника "Спасибо, Азбука!"

Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей...

Методическая разработка утренника "Спасибо, Азбука!"

Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей...

Праздник "Спасибо, Азбука!"

Мероприятие проводится в 3 четверти  в последний день обучения грамоте....

Внеклассное мероприятие « Спасибо, Азбука!»

Цель: развивать познавательную активность и творческие способности детей;Задачи:воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе и желание демонстрировать свои достижениявоспитывать интерес к у...