Рабочая программа по программе Перспективная начальная школа
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов от 28.08.2013 г. Протокол № 1 руководитель МО ________/М.Н.Ларькина/ | СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета г.Липецка от 30.08.2013г. протокол № 1 Руководитель МС __________/Н.Д.Покачалова/ | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 30.08.2013 г. № 214 Директор МБОУ СОШ № 51 ___________/С.В.Бедрова |
Рабочая учебная программа
_____________по литературному чтению____________
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения )
на ступени начального общего образования, 4 класс
(ступень образования, класс)
2013 – 2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Программы «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы (автор Н.А.Чуракова)__________________________________
(наименование программы)
Программу составила
Дымова Галина Александровна, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория______________________________________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2013
Пояснительная записка
Курс «Литературное чтение» в 4 классе направлен на достижение следующей цели:
- формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- развитие умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- формирование умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
- формирование умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
- формирование умения ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
- Образовательной программы МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2013-2014 учебный год;
- Положение МБОУ СОШ №51 г. Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №51 г. Липецка протокол от 30.08.2011г. №2, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2011г. № 184).
Рабочая программа также составлена на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, М.: Академкнига, 2011 г.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту начального общего образования по литературному чтению, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа дает возможность постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; строить короткое монологическое высказывание; определять тему и выделять главную мысль произведения; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения; пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Рабочая программа не изменялась, она полностью соответствует авторской программе.
Программа предназначена для изучения литературного чтения в 4 классе, составлена на 103 часа (из расчета 3 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2013-2014 учебный год, Годовым календарным учебным графиком)
Основной формой организации образовательного процесса в 4 классе является урок.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью текущего, тематического, итогового видов контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (тестирование, анализ текста и др.)
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования:
1.Учебника Чураковой Н. А. Литературное чтение - Ч. 1, 2. 4 класс. - М.: Академкнига, 2013г.
- Хрестоматии: Малаховской О.В. Литературное чтение. 4 класс.— М.: Академкнига/Учебник, 2012
Содержание программы
(103 часа)
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (14 часов)
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств. (12 часов)
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (14 часов)
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (12 часов)
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
- событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
- сложность характера героя и развитие его во времени;
- драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
- формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
- выразительность художественного языка.
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (9 часов)
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
- роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
- участие воображения и фантазии в создании произведений;
- диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (10 часов)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. (14 часов)
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (18 часов)
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
- умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- способности критично относиться к результатам собственного творчества;
- способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать/понимать:
- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
Уметь:
- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;
- пересказывать текст кратко и подробно;
- различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации).
Литература:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хр./ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
- Борисенкова О.В., Чуракова НА, Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/ Учебник, 2012.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы | |
По плану | Фактически | |||
1 | Знакомство с учебником. Вводный урок. | 1 | 3.09 | |
2 | Земной и волшебный мир в волшебных сказках. | 1 | 4.09 | |
3 | Земной и волшебный мир в волшебных сказках. | 1 | 6.09 | |
4 | Персей. Древнегреческое сказание. | 1 | 10.09 | |
5 | Персей. Древнегреческое сказание | 1 | 11.09 | |
6 | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехмерной композиции. | 1 | 13.09 | |
7 | Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» | 1 | 17.09 | |
8 | Особенности героя волшебной сказки. | 1 | 18.09 | |
9 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 20.09 | |
10 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 24.09 | |
11 | Контрольное чтение. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | 25.09 | |
12 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | 27.09 | |
13 | Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | 1.10 | |
14 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 2.10 | |
15 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 4.10 | |
16 | Былина как эпический жанр. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | 8.10 | |
17 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» анализ былины | 1 | 15.10 | |
18 | Былина «Илья Муромец и Святогор» | 1 | 16.10 | |
19 | Сочинение по картине Васнецова «Богатыри» | 1 | 18.10 | |
20 | Приметы исторического времени в былине «Садко» | 1 | 22.10 | |
21 | Обобщение по теме «Былина как эпический жанр» | 1 | 23.10 | |
22 | Особенности авторской сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» | 1 | 25.10 | |
23 | Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» | 1 | 29.10 | |
24 | Авторские сказки Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | 30.10 | |
25 | Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | 1 | 1.11 | |
26 | Природа, увиденная глазами поэта и художника. В.Жуковский «Славянка», И.Левитан «Тихая обитель» | 1 | 5.11 | |
27 | В.Жуковский «Весеннее чувство», И.Левитан «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | 1 | 6.11 | |
28 | Д.Самойлов «Красная осень» | 1 | 8.11 | |
29 | Н.Заболоцкий «Сентябрь», М.Врубель «Жемчужина» | 1 | 12.11 | |
30 | Контрольное чтение. Н.Заболоцкий «Оттепель» | 1 | 13.11 | |
31 | И.Бунин «Нет солнца, но светлы пруды» | 1 | 15.11 | |
32 | Н.Матвеева «В лощинах снег», В.Набоков «Дождь пролетел» | 1 | 19.11 | |
33 | В.Набоков «Обида» | 1 | 26.11 | |
34 | В.Набоков « Грибы», «Мой друг, я искренно жалею» | 1 | 27.11 | |
35 | Поэтический образ и средства его создания (на примере произведений К.Бальмонта «Бусинки», Тиё) | 1 | 29.11 | |
36 | И.Бунин «Бушует полая вода» | 1 | 3.12 | |
37 | «Поэт и природа» (урок выразительного чтения) | 1 | 4.12 | |
38 | Ю.Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть», С.Лучишкин «Шар улетел» | 1 | 6.12 | |
39 | Сравнительный анализ языка разных видов исксств: литературы и живописи. В.Драгунский «Красный шарик в синем небе» | 1 | 10.12 | |
40 | Б.Сергуненков «Конь Мотылек» | 1 | 11.12 | |
41 | Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом» | 1 | 13.12 | |
42 | Л.Андреева «Петька на даче» | 1 | 17.12 | |
43 | Л.Андреева «Петька на даче» | 1 | 18.12 | |
44 | Трудное детство ровесников, отраженное в литературе и живописи | 1 | 20.12 | |
45 | А.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова | 1 | 24.12 | |
46 | А.Чехов «Ванька». Такие похожие судьбы | 1 | 25.12 | |
47 | Контрольное чтение. А.Чехов «Мальчики» | 1 | 27.12 | |
48 | А.Чехов «Мальчики». Сравнительная характеристика героев. | 1 | 8.01 | |
49 | А.Погорельский «Черная курица , или Подземные жители» | 1 | 10.01 | |
50 | А.Погорельский «Черная курица , или Подземные жители». | 1 | 14.01 | |
51 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | 1 | 15.01 | |
52 | И.Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | 17.01 | |
53 | И.Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | 21.01 | |
54 | Л.Улицкая «Бумажная победа» | 1 | 22.01 | |
55 | Л.Улицкая «Бумажная победа» | 1 | 24.01 | |
56 | В.Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | 28.01 | |
57 | П.Пикассо «Девочка на шаре», З.Серебрякова «Катя с натюрмортом» | 1 | 29.01 | |
58 | С.Козлов «не улетай, пой, птица!» | 1 | 31.01 | |
59 | С.козлов «Давно бы так, Заяц!» | 1 | 4.02 | |
60 | В Соколов «О умножение листвы…», Б.Пастернак «Опять весна», С.Козлов «Как медвежонок с ежиком протирали звезды» | 1 | 5.02 | |
61 | В.соколов «Все чернила вышли, вся бумага» | 1 | 7.02 | |
62 | И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» | 1 | 11.02 | |
63 | С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 12.02 | |
64 | С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 14.02 | |
65 | Контрольное чтение. С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 18.02 | |
66 | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц | 1 | 25.02 | |
67 | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц | 1 | 26.02 | |
68 | К. Паустовский «Тёплый хлеб» | 1 | 28.02 | |
69 | К. Паустовский «Тёплый хлеб» | 1 | 4.03 | |
70 | Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» | 1 | 5.03 | |
71 | Знакомство с настоящим писателем | 1 | 7.03 | |
72 | М. Вайсман «Шмыгимышь» | 1 | 11.03 | |
73 | М. Вайсман «Шмыгимышь» | 1 | 12.03 | |
74 | П.Пикассо «Плачущая женщина», Э.Мунк «Крик» | 1 | 14.03 | |
75 | В. Хлебников «Кузнечик» | 1 | 18.03 | |
76 | А. Ахматова «Тайны ремесла» , «Перед весной …» | 1 | 19.03 | |
77 | Н.Альтман «Портрет Анны Ахматовой» | 1 | 21.03 | |
78 | А.Кушнер «Сирень» | 1 | 25.03 | |
79 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | 26.03 | |
80 | А. Фет «Это утро …» | 1 | 28.03 | |
81 | Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …» | 1 | 8.04 | |
82 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | 9.04 | |
83 | М. Волошин «Зелёный вал …», И. Айвазовский «Девятый вал» | 1 | 11.04 | |
84 | С. Маршак «Как поработала зима!..» | 1 | 15.04 | |
85 | А. Пушкин «В тот год осенняя погода…» | 1 | 16.04 | |
86 | А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…» | 1 | 18.04 | |
87 | А. Пантелеев «Главный инженер» | 1 | 22.04 | |
88 | А. Пантелеев «Главный инженер» | 1 | 23.04 | |
89 | А. Дейнека «Окраина Москвы» | 1 | 25.04 | |
90 | А.Ахматова «Памяти друга» , П. Пикассо «Герника» | 1 | 29.04 | |
91 | А.Ахматова «Памяти друга» , П. Пикассо «Герника» | 1 | 30.04 | |
92 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | 2.05 | |
93 | Н. Рубцов «Доволен я …» С. Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18» | 1 | 6.05 | |
94 | Д. Кедрин «Всё мне мерещится …» | 1 | 7.05 | |
95 | В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр» | 1 | 13.05 | |
96 | Гимн природе. Государственный гимн РФ. | 1 | 14.05 | |
97 | К.Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 | 16.05 | |
98 | Плиний Младший «Письмо Тациту | 1 | 20.05 | |
99 | А.Пушкин «Везувий зев открыл» | 1 | 21.05 | |
100 | Контрольное чтение. Человек в мире культуры. | 1 | 23.05 | |
101 | Олимпиада. | 1 | 27.05 | |
102 | Задание на лето | 1 | 28.05 | |
103 | Подведение итогов. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. по русскому языку (Н.А.Чуракова,...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....
рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочие программы по курсу "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Технология" разработаны на основе авторских программ по УМК "Перспективная начальная школа" на четыр...
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...
рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа
рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа...