как приобщить детей к чтению
консультация по чтению по теме

Буравцева Наталья Владимировна

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплекстная проблема, возникновение которой имеет свои принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_priobshchit_detey_k_chteniyu.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры

Школьное методическое объединение

Доклад на тему

«Как приобщить детей к чтению»

Учитель: Буравцева Н. В.

2008 г.

        Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплекстная проблема, возникновение которой имеет свои принципы.

        Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняетсяинформационная культура человечества. Чтения становится меньше. Оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чём отображается текст- на экране, на бумаге или в спроецированном виде прямо на сетчатке глаза. Но чтение становится другим: нелинейным и некнижным. Текст тоже становится другим: звучащим, движущимся и даже предъявляющимся на подпороговом уровне восприятия. Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от орудиции, общей культуры, прагматических компетенций. Юноша, не прочитавший с интересом хотя бы одного романа, но научившийся программировать, в кратчайшие сроки решит проблему удовлетворения своих базовых потребностей.

        Ребёнок окружён иножеством привлекательных вещей. Эти движущиеся, звучащие, реагирующие живые и интересные в его представлении предметы и процессы вытесняют книгу из обихода детей. Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

        Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующими методами обучения. Самые тяжёлые потери- на первых порах обучения. Малоинтересные и короткие тексты, акцент на скорости озвучивания и артикулировании, низкое понимание, неполное эмоциональное и образное восприятие содержания делают урок чтения трудным для учителя и ребёнка.

        Нужно ли вооружать навыками анализа художественного текста учеников младшей школы? Именно это мы наблюдаем на уроках литературного чтения. В большинстве школ нового типа (гимназиях, лицеях) уже в начальных классах ученики бойко ответят, чем отличается фабула от сюжета, а хорей от ямба. Но попросите их прочитать что-нибудь наизусть, Пушкина, например? Оказывается, не знают. Теоретические знания  любви к книгам не прививают. Скорее, наоборот, процесс анализа, насаждаемый взрослыми, осложняет процесс общения ребёнка с книгой, потому что в любимой им с детства, хорошо знакомой и понятной сказке нужно открывать совершенно непонятные вещи. Теоретическим вмешательством мы уничтожаем, убиваем в ребёнке наивного читателя. А только из такого читателя впоследствии вырастают профессионалы- словесники.

        Привить любовь к чтению может только само чтение. Вот здесь и нужна помощь взрослых. Но она должна заключаться не в том, чтобы вооружить детей навыками анализа художественного текста. Помощь должна быть в выборе книги, которую мы даём ребёнку. И от того, какую книгу мы перед ним положим, и будет во многом зависеть, станет ребёнок читать, или нет.

        При восприятии художественного текста решающим фактором для детей оказывается язык произведения. О каком эмоциональном впечатлении, о каких образных картинках в сознании детей может идти речь, если им приходится продираться сквозь лексические и грамматические дебри? Поэтому одним из важнейших критериев отбора литературы для детского чтения должен  стать учёт языкового материала, соответствие его уровню восприятия ребёнка.

        Успех детской книги обусловлен двумя факторами: она должна быть интересной и понятной. Помимо занимательного сюжета возбуждению читательского интереса способствуют и зачин, и выбор типа речи, и способ повествования. Но чтобы правильно воспринимать художественное произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, надо это произведение прежде всего правильно понимать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

Как приобщить ребенка к чтению

Родительское собрание...

Как приобщить ребенка к чтению

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...

Конспект родительского собрания На тему: « Почему следует приобщать детей к русским классикам литературы"

Цель:  провести с родителями беседу по выбранной темеЗадачи: - провести лекцию по теме              - ознакомить родителей с успев...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Рекомендации родителям: "Как приобщить детей к чтению книг???????"

Данные рекомендации помогут задуматься о том, что в эпоху развития технологий и электроники , дети не знают , что такое книга, как её выбрать, а самое важное, что не умеют читать. Важно, что бы каждый...