как приобщить детей к чтению
консультация по чтению по теме
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплекстная проблема, возникновение которой имеет свои принципы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priobshchit_detey_k_chteniyu.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры
Школьное методическое объединение
Доклад на тему
«Как приобщить детей к чтению»
Учитель: Буравцева Н. В.
2008 г.
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплекстная проблема, возникновение которой имеет свои принципы.
Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняетсяинформационная культура человечества. Чтения становится меньше. Оно по-прежнему главная интеллектуальная технология, независимо от того, на чём отображается текст- на экране, на бумаге или в спроецированном виде прямо на сетчатке глаза. Но чтение становится другим: нелинейным и некнижным. Текст тоже становится другим: звучащим, движущимся и даже предъявляющимся на подпороговом уровне восприятия. Стратегия жизни уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Жизненный успех стал зависеть не столько от способности читать, сколько от орудиции, общей культуры, прагматических компетенций. Юноша, не прочитавший с интересом хотя бы одного романа, но научившийся программировать, в кратчайшие сроки решит проблему удовлетворения своих базовых потребностей.
Ребёнок окружён иножеством привлекательных вещей. Эти движущиеся, звучащие, реагирующие живые и интересные в его представлении предметы и процессы вытесняют книгу из обихода детей. Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.
Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующими методами обучения. Самые тяжёлые потери- на первых порах обучения. Малоинтересные и короткие тексты, акцент на скорости озвучивания и артикулировании, низкое понимание, неполное эмоциональное и образное восприятие содержания делают урок чтения трудным для учителя и ребёнка.
Нужно ли вооружать навыками анализа художественного текста учеников младшей школы? Именно это мы наблюдаем на уроках литературного чтения. В большинстве школ нового типа (гимназиях, лицеях) уже в начальных классах ученики бойко ответят, чем отличается фабула от сюжета, а хорей от ямба. Но попросите их прочитать что-нибудь наизусть, Пушкина, например? Оказывается, не знают. Теоретические знания любви к книгам не прививают. Скорее, наоборот, процесс анализа, насаждаемый взрослыми, осложняет процесс общения ребёнка с книгой, потому что в любимой им с детства, хорошо знакомой и понятной сказке нужно открывать совершенно непонятные вещи. Теоретическим вмешательством мы уничтожаем, убиваем в ребёнке наивного читателя. А только из такого читателя впоследствии вырастают профессионалы- словесники.
Привить любовь к чтению может только само чтение. Вот здесь и нужна помощь взрослых. Но она должна заключаться не в том, чтобы вооружить детей навыками анализа художественного текста. Помощь должна быть в выборе книги, которую мы даём ребёнку. И от того, какую книгу мы перед ним положим, и будет во многом зависеть, станет ребёнок читать, или нет.
При восприятии художественного текста решающим фактором для детей оказывается язык произведения. О каком эмоциональном впечатлении, о каких образных картинках в сознании детей может идти речь, если им приходится продираться сквозь лексические и грамматические дебри? Поэтому одним из важнейших критериев отбора литературы для детского чтения должен стать учёт языкового материала, соответствие его уровню восприятия ребёнка.
Успех детской книги обусловлен двумя факторами: она должна быть интересной и понятной. Помимо занимательного сюжета возбуждению читательского интереса способствуют и зачин, и выбор типа речи, и способ повествования. Но чтобы правильно воспринимать художественное произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, надо это произведение прежде всего правильно понимать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Как приобщить ребенка к чтению"
Презентация к собранию...
Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"
Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....
Как приобщить ребенка к чтению
Родительское собрание...
Как приобщить ребенка к чтению
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...
Конспект родительского собрания На тему: « Почему следует приобщать детей к русским классикам литературы"
Цель: провести с родителями беседу по выбранной темеЗадачи: - провести лекцию по теме - ознакомить родителей с успев...
Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....
Рекомендации родителям: "Как приобщить детей к чтению книг???????"
Данные рекомендации помогут задуматься о том, что в эпоху развития технологий и электроники , дети не знают , что такое книга, как её выбрать, а самое важное, что не умеют читать. Важно, что бы каждый...