Интегрированный урок
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Интегрированный урок по обучению гармоте и письму по учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 55.23 КБ |
urok.pptx | 940.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс.
Интегрированный урок по обучению грамоте и письму по учебнику Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
Тема: «Алфавит. Русская азбука».
Цели: Сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснулся и вставать!
-прочитайте девиз нашего урока. Как вы его понимаете?
-давайте повторим правила поведения на уроке
-посмотрите, у меня на доске солнышки. Каждый ряд будет получать по одному солнышку за хорошее поведение на уроке. Каждый из вас отвечает за свой ряд, не подводите его.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
слайд Б
В А
Г Е
Д
- Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке. (АБВГДЕ)
-Скажите, что у вас получилось (Мы назвали буквы в алфавитном порядке), и сформулируйте тему сегодняшнего урока (Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит»).
Чтение детьми (хором) стихотворения про алфавит (вместе)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
-правильно, речь сегодня пойдет об алфавите.
- Работа по теме
1. Азбука и алфавит
-Последними в алфавите поселились два брата «Ъ» и «Ь», жителей стало тридцать три. Каждый имел своё жилище и не мог менять его на другое. Такие там строгие были законы. Правил этой страной король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА.
Как- то раз король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА решили устроить праздник. Все звуки надели нарядные платья, превратились в буквы, и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место по номеру жилища. Королеве АЗБУКЕ очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы АЗБУКА.
-как называется ваша первая учебная книга?
-Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?
С.72, учебник
-как появилось слово «азбука»?
-какая самая древняя азбука на Руси?
-с.74, посмотрите, какие страницы были в ней.
- запишите это слово
-сделайте разбор слова «азбука» (вместе)
-а эту азбуку учили ваши предки.
-кто такие предки? ( Те, кто жили задолго до настоящего времени)
Приложение № 1
С.72 -73, УЧЕБНИК (чтение цепочкой)
- как назывались первые буквы в древности?
А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».
-запишите это слово
-сделайте разбор слова «Алфавит» (самостоятельно, один у доски)
-у кого получилось также? Если также то ставите на полях знак «+», если не получилось – то «-»
Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.
Каждая буква имеет свое постоянное место и название.
-Перед вами современный алфавит. Запишите буквы, которые здесь пропущены. (карточка).
-проверьте по образцу, оцените себя. Если верно – «+», если нет – «-»
– а теперь давайте правильно прочитаем буквы алфавита (хором)
-вспомним, как называлась буква А , Б, В?
-в какое время легче было учить азбуку?
2. Классификация букв
-на какие группы делятся буквы?
-назовите гласные буквы?
Гласные: а и ы э о у е ё ю я
– Сколько гласных букв? 10
-а ещё на какие группы делятся согласные?
- Сколько согласных букв? 21.
- а как называются буквы, которые не обозначают звука, они не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ ь)
Физкультминутка
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет
.3. Использование алфавита
-Где используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся).
-С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
Работа со словарем
-найди слово орудие (40), гвоздика (14), черепаха (72)
-на какой странице нашли слово?
- почему так быстро нашел? С помощью, каких знаний?
Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.
Трава, дуб, жир, пальто (работа выполняется коллективно)
Ситуация 2.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).
Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.
Муляр, Михайлова, Матвиенко.
-какую фамилию будем писать первую?
-как выйти из ситуации? (если первые буквы слова одинаковые, то мы берем вторую букву слова и смотрим, какая по алфавиту стоит первая, то слово и пишем первым)
-А теперь попробуйте сами. Поставь слова в алфавитном порядке.
1 вариант. Книга, карандаш, корова.
2 вариант. Молоко, мороз, май.
- Поменяйтесь со своим соседом тетрадями. Проверьте друг друга. (Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями).
-Если ваш сосед выполнил всё верно – «+», если нет – «-»
Творческая работа. Кто сможет построить предложение по схеме (4 слова), чтобы слова стояли в предложении в алфавитном порядке. Если не могут даю подсказку.
Грушу, Аня, быстро, взяла.
-запиши предложение.
-что надо вспомнить, чтоб записать предложение?
-(самостоятельно) подчеркни гласные одной чертой, согласные – двумя чертами.
- проверьте по образцу, все ли вы верно выполнили? Ели да – «+», если нет – «-».
Физминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…
4. Работа над пословицей.
– Прочитайте предложение
Азбука – к мудрости ступенька.
– Как называется это предложение?
(Пословица)
– Кто знает, что такое пословица?
Пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.
Издавна пословицы способствовали обогащению языка.
-прочитайте, как говорили в старину
Немного говори и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен.
-объясните, как вы понимаете?
-можно ли её сейчас использовать в своей речи?
-прочитайте ещё раз девиз нашего урока. Пословица это или нет?
-поднимите руку, кто из вас был сегодня терпелив на уроке. (подвести итог по рядам – солнышки)
- Итог:
- О чем поговорили на уроке?
- что нового узнали?
-у кого все «+»? у кого есть 1 «-»? 2 «-»?
-оцените свою работу на уроке (лесенка успеха)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б А В Г Е Д
Буквы – значки, как бойцы на парад, В чётком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё – алфавит.
Алфавит. Русская азбука.
Славянская азбука
Греческий алфавит
Русский алфавит
Словари
Справочники
Классный журнал
Трава, дуб, жир, пальто. Дуб, жир, пальто, трава .
? Муляр, Михайлова, Матвиенко. Матвиенко, Михайлова, Муляр.
1 вариант – книга, карандаш, корова. 2 вариант – молоко, май, место.
1 вариант – карандаш, книга , корова . 2 вариант –май , место, молоко.
Составь предложение Грушу, Аня, быстро, взяла.
Аня быстро взяла грушу.
А н я б ы стр о вз я л а гр у ш у .
Пословица Азбука – к мудрости ступенька.
Немного говори и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.
Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...