Шарль Перро"Подарки феи"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Воробьева Ольга Николаевна

урок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharl_perro_podarki_fei.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Шарль Перро «Подарки феи»

ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала

ЦЕЛЬ: познакомить со сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

 

ЗАДАЧИ:

I Предметные

  • развивать способность полноценно воспринимать текст
  • закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности.
  • развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать)

 

II Метапредметные

 

1. Познавательные УУД:

а) Общеучебные УУД

  • самостоятельное выделение и формулировка учебной цели
  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
  • поиск и выделение необходимой информации
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
  •  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
  • понимание  и адекватная оценка языка средств массовой информации

б) Логические УУД

  • синтез как составление целого из частей
  • установление причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждения
  • выдвижение гипотез, их обоснование
  • доказательство

 

2. Коммуникативные УУД

  • формировать умение работать в парах
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия)
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

 

3. Регулятивные УУД

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно
  • Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения
  • Оценка- выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам

 

 4. Личностные УУД

 

  1. Смыслообразование
  2. Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов
  3. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  4. Нравственно-этическая ориентация
  5. Выделение морально-этического содержания событий и действий
  6. Нравственно-этическое оценивание событий
  7. Формировать чувство сопереживания героям
  8. Формировать умение адекватно оценивать свою работу

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  

  • Ефросинина Л.А. учебник  «Литературное чтение»  3  класс,  1часть
  • Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» рабочая тетрадь №1    3 класс  
  • Ефросинина Л.А. «Книгочей»   словарь - справочник по литературному чтению 1-4   классы
  •  мультимедийный  проектор, презентация к уроку
  • карточки с отрывками сказок, карточки с буквами
  • таблица «ЗИУ» («Знаю. Интересуюсь. Учусь»)

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Методические

комментарии

1Организация класса (1мин)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво

Тихо сядьте не спеша,

И начнем урок друзья.

 

Развитие  личностных УУД

 

2   Мотивация (4мин)

-Посмотрите на экран.

-Послушайте.

-Какой вопрос вы услышали в песне?

(Где водятся волшебники?)

-Ответьте на вопрос.

(в сказках)

-Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

-Какая она?

 

 

 

 

 

 

-В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

-А как попасть в страну сказок?

- Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

-Я знаю, что вы умеете фантазировать , поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

-Принимаете мое приглашение?

3 Актуализация знаний (12мин)

-Вспомним, что вы знаете о сказках.

-Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь»

- Что вы знаете о сказках?

 

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка – один из литературных жанров

 

 

Сказки: народные, авторские (литературные)

 

 

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

 

 

Есть зачин (начало)

 

 

Концовка

 

 

Троекратный повтор

 

 

Волшебные герои

 

 

Волшебные события

 

 

Добро побеждает зло

 

 

Мудрость

 

 

 

-Молодцы!

-Мы попали с вами в сказку. А в какую,  сейчас отгадаем.

-Игра «Вспомни сказку»

-Работаем в парах.

-Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки.

-Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску. Карточка с ответом имеет цифру.       Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко.

  • Посмотрим, что у нас получится.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с отрывками из сказок.

 

1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.

Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка)

 

2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая  и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится. А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка)

 

3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.

- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.

(«Дочь семилетка» русская народная сказка)

 

4  А было это, голубчик, в старину,

 Когда задумал дед Архип залезть на Луну;

 Тогда сказки по воздуху летали,

 Друг друга за крылышки хватали,

 А я за ними на золотом коне скакала

 Да в мешок эти сказки собирала.

(«Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка)

 

5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. (В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)

 

  1. В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть. (Л. П. Толстой «Два брата»)

 

7. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

 «Кабы я была царица,

 - Говорит одна девица

 - То на весь крещёный мир

 Приготовила б я пир»

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

 

8. Жил богатый купец, и было у него три дочери.

Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку. (Л.Н.Толстой  «Ореховая ветка»)

 

9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью. («Елена Премудрая» русская народная сказка)

 

  1. Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть. («Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)

 

11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:

- Этот бы дубочек ссекти, срубить:

 Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка)

 

  1. Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказке сказывается, только умная она была. («Умная внучка» русская народная сказка)

 

-Прочитаем, что получилось.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Шарль

Перро

п

о

д

а

р

к

и

ф

е

и

 

- А что такое подарки? Какие бывают подарки?

 -А как разгадка связана с нашим уроком?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Какие сделать открытия?

- Запишите в ваши таблицы:

 

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка –

один из литературных жанров

Что за подарки подарила фея?

 

Какие подарки подарили?

 

Чему учит сказка?

 

 

Сказки : народные, авторские (литературные)

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

Есть зачин (начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

Знакомство с биографическими данными автора

    Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком. Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его  было благополучным. Как  и других сыновей,  его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли. Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»: сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Шарль Перро родился во Франции 1628году.

Какой это век? (17)

- Сколько веков прошло с того времени? (4 века)

- Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, что не устаревает со временем.

- А что вы узнали из разных источников о Шарле Перро?

-Какие сказки вы читали?

Знакомство и разбор новой сказки

-Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

подготовка к чтению

-Но прежде чем читать, выполним дыхательную и интонационную гимнастику.

1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.

2) Сдуваем с ладошки листочек.

3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»

                            - с удивлением

                            - с грустью

                            - с радостью

                            - загадочно

Молодцы!

Чтение и работа над содержанием (23мин)

-Откроем учебник с 145 . Читает…

Чтение 1 части.

-Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова.

-Какие слова были непонятны, какие подчеркнули?

-Где можем найти толкование слова?

Грубы - недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны

Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.

Заносчивы– высокомерны, самоуверенны.

Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.

- О ком узнали из прочитанного?

-Как начинается сказка?

-Как можно озаглавить?    (Две дочери)

-Продолжаем читать. (Читаем вторую часть)

- Кого встретила младшая дочь?

-Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй)

-Почему вы так решили?

- Как озаглавим?  ( Фея и младшая дочь)

3 часть

-Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?

- Что подарила фея младшей дочери?

- За что она получила подарок?

- Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)

4 часть

- Чем вторая встреча отличается от первой?

- Почему фея приняла такой облик?

- Озаглавим    ( Фея и старшая дочь)

5 часть

- Какой подарок сделала фея старшей дочери?

- Почему?

-  В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?

- Как можно озаглавить?  ( Подарок феи старшей дочери)

 6 часть

- Где встретил младшую дочь принц?

- Как он рассудил? Почему?

Озаглавим   (Младшая дочь и принц)

 7 часть

- Что случилось со старшей дочерью?

- Почему так случилось?

- Как  озаглавим?  (Судьба старшей дочери)

- Сказку мы дочитали.

- Какое настроение у вас?

- Почему?

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

(Какова услуга, такова и награда!)

- Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)

- А у вас были случаи, когда добро к вам возвращалось?

- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек?

-Возьмите свои таблицы «ЗИУ»  и с обратной стороны

запишите эти качества. (Добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый)

- Подчеркните зеленым карандашом качества, которые у вас есть, а красным карандашом, качества, которых у вас пока нет.

- Оглашать не будем. Подумайте, над чем вам нужно поработать.

- Посмотрите на заголовки к частям.

Две

дочери

  Фея и

младшая дочь

Подарки феи

младшей

дочери

Фея и старшая

дочь

Подарки феи

старшей

дочери

Младшая дочь и принц

Судьба

старшей

дочери

-Что у нас получилось? (план)

- Что мы можем  построить,  используя план.

(сюжетно-композиционный треугольник)

  • Из чего он состоит?

(вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение)

- Что такое кульминация? (самый важный, напряженный эпизод в развитии действия)

  • Расставьте наши заголовки плана в сюжетный треугольник?

                 

Кульминация                              

развитие действия                          

продолжение действия

развязка 

вступление  завязка                                   

заключение 

 

  • Кто не согласен?
  • Молодцы!

Познавательные УУД

Слушают

 

Волшебники водятся в сказках.

 

 

Страна сказок удивительная. Там происходят чудеса. Добро борется

со злом. Живут добрые и злые волшебники

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

У каждого заготовлена таблица ЗИУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

Ученики выбирают

карточку  с отрывком

из сказки, ищут ответ,

прикрепляют на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

учащиеся

записывают

в таблицу

вопросы,

связанные

с темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Звучит отрывок из песни «Где водятся волшебники?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточек нужно столько, сколько пар в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют

в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает учитель, либо хорошо читающие уч-ся.

Если читают уч-ся, учитель останавливает их  там, где заканчивается часть.

 

Если будут непонятные слова, то объяснить толкование и уточнить , где можно найти толкование слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушиваются несколько ответов, выбирается лучший.

Заголовки вывешиваются на доску или записываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Каждый записывает свои качества

заголовки  вывешены на доску

 

 

 

 

На доске нарисован треугольник, под ним карточки  с названиями,

учащиеся выходят к доске и расставляют в правильном порядке

 

 

 

 Рефлексия (3мин)

-Прочитайте свои вопросы в таблице «ЗИУ»

  • Получили ли Вы ответ на уроке?
  • Кто ответил на свой вопрос?
  • Кто не получил ответ?

- Какой урок сегодня  получили? (быть добрым)

- А в жизни нам это как пригодится?

- Ребята, а какое добро мы можем сделать сейчас в данный момент?  (улыбнуться)

  • Подарим свою улыбку друг другу
  • Подарите мне свою улыбку
  • Я хочу закончить урок словами из песенки Кота Леопольда.
  • А вы знаете эту песню?
  • -Если добрый ты,  то всего легко, а когда наоборот….

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Домашнее задание (2мин)

По выбору:

  1. учебник вопрос №6 с. 181; тетрадь с. 107  вопрос №1

- Откроем, посмотрим.

- Кто решил выполнять задание в учебнике?

- Кто решил выполнять задание в тетради? Чем план в тетради отличается от  плана, составленного на уроке?

- Вам подумать и составить его дома.

Познавательные  УУД

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки Шарля Перро

Презентация для урока внеклассного чтения во 2 классе по сказкам Шарля Перро....

Путешествие по сказкам Шарля Перро

В работе представлена разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по сказкам Шарля Перро". Разработка сопровождается красочной презентацией, с помощью которой ребята знакомятся с биографией, твор...

По дорогам сказок Шарля Перро

Методическая разработка праздника, посвященного жизни и творчеству Шарля Перро для учащихся 1 класса....

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Мини-спектакль в начальной школе. Инсценировка сказки Шарля Перро «Подарки феи».

Автор предлагает в качестве внеклассной работы по литературному чтению использовать инсценировки произведений. Сказка Шарля Перро «Подарки феи» адаптирована для постановки на сцене младшими школь...

Мини-спектакль в начальной школе. Инсценировка сказки Шарля Перро «Подарки феи».

Автор предлагает в качестве внеклассной работы по литературному чтению использовать инсценировки произведений. Сказка Шарля Перро «Подарки феи» адаптирована для постановки на сцене младшими школьникам...

Кроссворд по литературному чтению Шарль Перро «Подарки феи»

Кроссворд по  литературному чтению Шарль Перро  «Подарки феи»   УМК Школа 21 века 3 класс...