2 Мотивация (4мин) -Посмотрите на экран. -Послушайте. -Какой вопрос вы услышали в песне? (Где водятся волшебники?) -Ответьте на вопрос. (в сказках) -Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну. -Какая она? -В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете. -А как попасть в страну сказок? - Можно лишь перенестись на крыльях фантазии. -Я знаю, что вы умеете фантазировать , поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка. -Принимаете мое приглашение? 3 Актуализация знаний (12мин) -Вспомним, что вы знаете о сказках. -Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь» - Что вы знаете о сказках? Знаю «это я знаю» | Интересуюсь «что я хотел узнать» | Учусь «теперь я узнал» | Сказка – один из литературных жанров | | | Сказки: народные, авторские (литературные) | | | По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных, | | | Есть зачин (начало) | | | Концовка | | | Троекратный повтор | | | Волшебные герои | | | Волшебные события | | | Добро побеждает зло | | | Мудрость | | |
-Молодцы! -Мы попали с вами в сказку. А в какую, сейчас отгадаем. -Игра «Вспомни сказку» -Работаем в парах. -Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки. -Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску. Карточка с ответом имеет цифру. Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко. - Посмотрим, что у нас получится.
Карточки с отрывками из сказок. 1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка) 2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится. А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка) 3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного. - Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила. («Дочь семилетка» русская народная сказка) 4 А было это, голубчик, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала. («Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка) 5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. (В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка) - В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть. (Л. П. Толстой «Два брата»)
7. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица - То на весь крещёный мир Приготовила б я пир» (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 8. Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку. (Л.Н.Толстой «Ореховая ветка») 9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью. («Елена Премудрая» русская народная сказка) - Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть. («Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)
11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт: - Этот бы дубочек ссекти, срубить: Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка) - Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказке сказывается, только умная она была. («Умная внучка» русская народная сказка)
-Прочитаем, что получилось. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Шарль | Перро | п | о | д | а | р | к | и | ф | е | и |
- А что такое подарки? Какие бывают подарки? -А как разгадка связана с нашим уроком? - Что бы вы хотели узнать на уроке? - Какие сделать открытия?
- Запишите в ваши таблицы: Знаю «это я знаю» | Интересуюсь «что я хотел узнать» | Учусь «теперь я узнал»
| Сказка – один из литературных жанров | Что за подарки подарила фея? Какие подарки подарили? Чему учит сказка? | | Сказки : народные, авторские (литературные) |
|
| По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных, |
|
| Есть зачин (начало) |
|
| Концовка |
|
| Троекратный повтор |
|
| Волшебные герои |
|
| Волшебные события |
|
| Добро побеждает зло |
|
| Мудрость |
|
|
Знакомство с биографическими данными автора Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком. Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его было благополучным. Как и других сыновей, его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли. Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»: сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни». Шарль Перро родился во Франции 1628году. Какой это век? (17) - Сколько веков прошло с того времени? (4 века) - Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, что не устаревает со временем. - А что вы узнали из разных источников о Шарле Перро? -Какие сказки вы читали? Знакомство и разбор новой сказки -Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи» подготовка к чтению -Но прежде чем читать, выполним дыхательную и интонационную гимнастику. 1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких. 2) Сдуваем с ладошки листочек. 3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка» - с удивлением - с грустью - с радостью - загадочно Молодцы! Чтение и работа над содержанием (23мин) -Откроем учебник с 145 . Читает… Чтение 1 части. -Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова. -Какие слова были непонятны, какие подчеркнули? -Где можем найти толкование слова? Грубы - недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими. Заносчивы– высокомерны, самоуверенны. Кроткая– уступчивая, покорная, смирная. - О ком узнали из прочитанного? -Как начинается сказка? -Как можно озаглавить? (Две дочери) -Продолжаем читать. (Читаем вторую часть) - Кого встретила младшая дочь? -Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй) -Почему вы так решили? - Как озаглавим? ( Фея и младшая дочь) 3 часть -Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины? - Что подарила фея младшей дочери? - За что она получила подарок? - Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери) 4 часть - Чем вторая встреча отличается от первой? - Почему фея приняла такой облик? - Озаглавим ( Фея и старшая дочь) 5 часть - Какой подарок сделала фея старшей дочери? - Почему? - В каком предложении выражена главная мысль всей сказки? - Как можно озаглавить? ( Подарок феи старшей дочери) 6 часть - Где встретил младшую дочь принц? - Как он рассудил? Почему? Озаглавим (Младшая дочь и принц) 7 часть - Что случилось со старшей дочерью? - Почему так случилось? - Как озаглавим? (Судьба старшей дочери) - Сказку мы дочитали. - Какое настроение у вас? - Почему? - Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! - Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»? (Какова услуга, такова и награда!) - Как вы понимаете эти слова? (Будешь делать добро, к тебе оно вернется) - А у вас были случаи, когда добро к вам возвращалось? - Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек? -Возьмите свои таблицы «ЗИУ» и с обратной стороны запишите эти качества. (Добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый) - Подчеркните зеленым карандашом качества, которые у вас есть, а красным карандашом, качества, которых у вас пока нет. - Оглашать не будем. Подумайте, над чем вам нужно поработать. - Посмотрите на заголовки к частям. Две дочери | Фея и младшая дочь | Подарки феи младшей дочери | Фея и старшая дочь | Подарки феи старшей дочери | Младшая дочь и принц | Судьба старшей дочери |
-Что у нас получилось? (план) - Что мы можем построить, используя план. (сюжетно-композиционный треугольник) (вступление, завязка, развитие действия, кульминация, продолжение действия, развязка, заключение) - Что такое кульминация? (самый важный, напряженный эпизод в развитии действия) - Расставьте наши заголовки плана в сюжетный треугольник?
Кульминация развитие действия продолжение действия развязка вступление завязка заключение |