Внеклассное чтение "Эстафета по сказкам", 4 класс.
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Фархуллина Гульнара Залиловна

Разработка по внеклассному чтению по теме: "Эстафета по сказкам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

           Тема: Эстафета по сказкам

Цели: 1. Научить улавливать мораль сказок: наказываются лень, зло, обман; награждаются доброта, трудолюбие, находчивость.

  1. Формирование социально-нравственной личности.
  2. Развитие творческой связной речи, умений правильно выражать свои мысли.

Содержание мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово:

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки...

 И сразу меняются лица Меняются звуки и краски... Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка.

-Ребята, чей образ я сегодня приняла? (Феи).

-        Верно, и взмахом волшебной палочки я проведу вас в сказочный мир.
(Заходят персонажи из сказки «Снежная королева»; инсценировка заключительной
сценки).

  • Ребята, отрывок из какой сказки просмотрели?
  • Кто ее автор? (Г.Х.Андерсен).
  • Расскажите мне, пожалуйста, о нем.
  •  Каких героев вы увидели? (Кая, Герду, Снежную королеву). Давайте мы опишем
    каждого героя.
  • Снежная королева, какая она?

(Злая, холодная, властная, жестокая, овеяна грустью, печалью).

-        Какие ее поступки показывают, что она холодная, ледяная?

(Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого серд ца).

-        А какие поступки показывают, что она властная?
(Заставила Кая забыть и Герду, и бабушку).

-        То есть Снежная королева полностью завладела Каем, стала властелином над
ним, над его памятью.

  • Почему вы думаете, что Снежная королева жестокая?
    (Превратила сердце Кая в лед, разлучила с родными и т.д.)
  • Каким героем является Снежная королева?
  • Что вы можете сказать о Кае? Он послушный, спокойный, хороший мальчик?
    (Нет, он не спокойный, т.к. сорвал розы, пнул ящик ногою, грубил Гербе, придирался

 к словам бабушки, передразнивал ее походку и т.д.).

-        Как вы думаете, почему из спокойного, послушного мальчика он превратился в
грубого, невоспитанного?

(В сердце мальчика попали осколки зеркальца).

  • А когда сердце освободилось от осколков, он каким стал?

(Добрым, прилежным).

- Можете  ли вы оправдать поступки мальчика? Почему?

- Как Кай освободился от осколков?

  • Какой девочкой вы считаете Герду?
    (Доброй, воспитанной, вежливой, смелой и т.д.).
  • В каких поступках вы видите ее доброту?
  • Какие действия Герды показывают, что она воспитанная, вежливая?

(Когда она зашла во дворец и увидела, сидящую на полу ручную ворону, Герда присела и поклонилась, как учила ее бабушка, вежливо разговаривала со всеми, кто встречался ей на пути).

-        Почему вы считаете ее сильной, смелой?

(Одна обошла полсвета, ничего и никого не испугалась).

  • Верно, и даже, когда Северный олень просит финку дать что-нибудь такое, что
    сделает Герду сильнее всех, финка говорит: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать.
    Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Ведь она
    обошла полсвета? Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце!».
  • Как вы думаете, Герда, какой друг? Почему вы так считаете?

-        Как Герда отнеслась к плохим поступкам Кая?
(Она Кая не осуждает).

-        Дружба от недружбы близко живет, поэтому дружбу надо беречь, не разрывать её
из-за одной грубости. Нужно выяснить, почему твой друг тебе сегодня нагрубил, может
есть на то веская причина. Ведь, дружба - как стекло: разобьешь, не сложишь. Сделать
всегда успеешь, успей подумать. Посмотрите, как красиво поступила Герда: она не обиде-
лась на грубости Кая, наоборот, пошла его выручать из беды и выручила, благодаря своей
доброте и оказалось, что Кай грубил не от чистого сердца, его заставила Снежная Королева

- Герда - истинный друг, верный друг... Итак, все-таки Герда добилась своего нашла Кая, вернула домой. Какие качества характера помогли Герде дойти до конца? Чему учит нас эта сказка?

-        Герда, каким героем является (положительным или отрицательным)?

 - Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы по этой сказке сказать, что добро
победило зло? Почему?

Физминутка.

-        Ведь, правда, нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

Поэтому, сказка не кончается, сказка продолжается. (Инсценировка сказки «Три дочери»),

  • Ребята, как называется эта сказка?
  • Кто ее автор (татарский народ).  Кто ее герои? (мать, три дочери, белочка).
  • К каким героям вы отнесете старшую и среднюю дочь? (отрицательным).

  • Почему? Они же трудолюбивые: старшая чистит до блеска тазы, другая - ткет
    холст?
    (Но мама дороже всех на свете, она их вырастила, воспитала, а дочери даже не
    пришли проведать больную мать).
    А вам не приходилось выбирать между мамой и
    любимым занятием?
  • А что вы можете сказать про третью дочь? (Добрая, трудолюбивая и т. д.).
  • В чем выражается ее доброта?
  • Она ухаживала за своей матерью и вылечила ее. Какие качества характера еще
    видим?
    (Очень любит свою мать, терпеливая).  Ребята, а как бы вы поступили на ее
    месте?

  • Подумайте, пожалуйста, почему автор ввел персонаж - белочку?
    (Белка никому не приносит зла, она питается грибами, шишками).

  • В каких еще сказках мы встречались с белочкой?
  • Какая она в этих сказках? (Добрая, веселая).
  • Вспомните, пожалуйста, слова-пожелания Белочки младшей дочери.
    «Приноси людям добро».
  • Наверное, эти слова могут служить призывом и для нас.

Физминутка.

-        И вернемся как во сне

К нашей русской старине.

Эта присказка читается,

Сказка только начинается.

(Инсценировка сказки «Госпожа Метелица» Братья Гримм).

  • Ребята, узнали сказку?
  • Кто написал эту сказку? (Братья Гримм).

-        Расскажите, пожалуйста, о Братьях Гримм..  Вспомните, что прокричал петушок,
когда увидел Рукодельницу?

Ку-ка-ре-ку, Рукодельница пришла! Много золота в дом принесла!

-        Что он прокричал, увидев Ленивицу?
Будут смеяться все на селе:

Входит девушка вся в смоле!

  • Почему петушок говорит, что Рукодельница много золота в дом принесла? Отку-
    да она их взяла?
    (Одарила Госпожа Метелица).
  • За что Метелица одарила Рукодельницу золотом? Расскажите, пожалуйста, чем
    занималась Рукодельница у Госпожи Метелицы?

(Убиралась, умело взбивала подушки и перину).

-        Еще, что можно о ней сказать?

(Примерная: делала все, что ей приказывала Госпожа Метелица; добрая; хотя и плохо относились к ней мачеха и Ленивица, она все же говорит: «Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть»).  Людей, которые плохо к ней относились, Рукодельница называет родными.

-        Ребята, почему Ленивица вся в смоле?

(Она ленивая, плохо взбивала подушки и перину Метелицы. И Госпожа за плохую работу облила Ленивицу смолой).  На какую из героинь вы хотели бы быть похожи? Почему?

-        Чему учит нас эта сказка?

(Быть трудолюбивыми, добрыми, вежливыми, примерными, любить ближних и т.д.).  Вспомните, пожалуйста, пословицы о важности труда и порочности лени.

Итог;

-        Вот мы просмотрели с вами три отрывка из разных сказок.
Сказка ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

-        Какой намек в этих сказках?

  • Ребята, вот мы выписали с вами положительные и отрицательные черты героев.
    Каких качеств больше
    (положительных или отрицательных)?
  • Имея, какие качества человек может победить зло?
  • Ребята, как вы думаете, почему, почему в сказках есть отрицательные герои?

-        Чем же кончаются все сказки?
(Добро побеждает зло).

Достаю зеркальце: «Свет мой зеркальце, скажи,

                                       Да всю правду доложи...»

  • Ребята, как вы думаете, что может сказать зеркальце обо мне, о Фее?
  • А вы, смотря в зеркальце, задавали такой вопрос?

Домашнее задание:

-        Так вот, домашнее задание будет следующим: посмотрите в зеркальце и спросите
у него о себе и, что зеркальце вам скажет, напишите на листочек и принесите на следую -
щий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Урок внеклассного литературного чтения «Сказки». Класс: 1

Урок внеклассного чтения в 1 классе проводён в форме викторины по сказкам народным и литературным....

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

Внеклассное мероприятие в 1 классе на тему: «КВН по сказкам А.С.Пушкина».

Данное мероприятие прививает  у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; развивает образное мышление, речь, память, коммуникативные способности, умение общаться в коллективе; воспитывает...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...