Мороз Иванович.
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Подписи к слайдам:
Образовательная система «Школа 2100»
Урок чтения2 класс
Рукодельница попадает в волшебный мир.
Говорящие волшебные предметы и герои: пирожок, золотые яблочки, петушок, Мороз Иванович.
Присказка (вступление к сказке:пословица, поговорка)Зачин (традиционное начало сказки: жили-были…)Концовка («…Стали они жить поживать, да добра наживать…» или нравоучение)
Присказка
Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется.
Зачин
В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка.
Концовка
А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...
Да, меж тем, уж
Наскучит, горемычная.
Затейница, каплет, песенку затянет, приключилась, не мало не мешкая.
Про меж себя, созрелые, питалися, студеной росой обмывалися, передник.
Иней сыплется, студенец, отзнобишь, диковинки, почивать, кушанье, выштопала, починила одежду.
Дивовалась, примолвила.
Утомлять, повычини, скатетцы не подостлала, вишь, обновка
Рукодельница
Ленивица
ТрудолюбиваДобраПочтительнаскромна
ЛениваЗлаНеуважительна, грубаСпесива (надменна, высокомерна)
Сегодня на уроке я -узнал….-вспомнил….-понял…-мне понравилось…-мне было интересно…
Предварительный просмотр:
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.
2. Подготовительный этап.
- Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.
2.1. На доске написан текст.
- Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке, а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.
2.2. Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько буква в этом отрывке).
Страница 199.
-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?
2.3. Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)
Стр.200, 2 абзац.
- Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
2.4.Чтение “птичьим базаром”.
Стр. 202 (2–3 абзацы)
- Какую работу успела выполнить Рукодельница?
2.5. Чтение отрывка по – разному: (стр. 202, 2 абзац)
- с утвердительной интонацией;
- с вопросительной интонацией;
- медленно, по слогам;
- скороговоркой;
- выразительно.
3. Постановка цели урока. Повторение изученного.
3.1. - На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (Высказывания учащихся).
- Да, это сказка “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский. – Слайды 1, 2. Презентация
- Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.
- Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (Народные, авторские).
- Чем они отличаются? – Слайды 3
- С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? (“Морозко”)
- Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся). – Слайды 4
- Прочитайте начало сказки автора. – Слайды 5
- Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)
4. Словарная работа. - Слайды 6
5. Работа над содержанием сказки.
- Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)
- Могут ли их имена сказать, какими они были?
- Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице.
(Стр. 196-197)
Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.
(Звучит песня “Во кузнице” в исполнении 2 учениц класса)
- Теперь прочитаем о Ленивице. (Стр.196-197)
- Чем занималась Ленивица?
- Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)
- Какая беда приключилась с Рукодельницей?
- Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте.
(Cтр. 197-198)
- Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? (Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)
- Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?
- Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница.
(Cтр. 198, со 2 абзаца)
- А как Ленивица добиралась по этой же дороге?
Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица.
(Cтр. 203, 3 абзац)
-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)
- Как это говорит о них, об их характере? (Высказывания детей)
- Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?
- Как он встретил девочек? Прочитайте.
(Рукодельницу – стр. 199, Ленивицу – стр. 204, 1-2 абзац)
- Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)
- Сейчас выполним задания по вариантам.
Задание 1 варианту
- Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите.
(Стр.200, 2 абзац; стр. 202, 2-3 абзацы)
Задание 2 варианту
- Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите.
(Стр. 204, стр. 206)
- Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича.
(Рассказы детей)
Физминутка “Не утони в сугробах”
-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу?
(Стр. 200-201). Слайд 9
- Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)
- Выборочное чтение (подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац “…Так прожила…”; подарки Ленивицы – стр.206, 3 абзац “… На третий день…”).
- Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? (По работе и награда!)
- Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?
Рукодельница | Ленивица |
добродушный | злющий |
приветливый | подозрительный |
справедливый |
- Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)
- А девочки какие были? Сравните, охарактеризуйте их (Высказывания детей)
Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайды 7, 8
- Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку.
(Выставка детских рисунков. Анализ) Слайды 7, 8, 16
6. Итог урока.
- Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 10
- Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)
- Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?
- Кому ещё можно её сказать и когда?
- Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях. (Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)
- Какие ещё знаете пословицы о труде? (Примеры детей). Слайд 11
- Найдите и прочитайте последний абзац сказки. (Стр. 207). Как понимаете? Слайд 12
- Ответьте! Слайд 13
7. Домашнее задание.
Слайд 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сказка Одоевского В.Ф. "Мороз Иванович"
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по программе "Школы России"...
Сказка "Мороз Иванович"
Презентация к уроку чтения по программе "Школа 2100", 2 класс....
презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.
Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....
Сказка. В.Ф.Одоевский Мороз Иванович"
конспект урока...
конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"
конспект урока литературного чтения...
Сценарий сказки "Мороз Иванович" для постановки в начальной школе
Сценарий по сказке Одоевского "Мороз Иванович" для новогодней или иной постановки в 1-4 классах начальной школы. Можно использовать как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе, для школьного...
Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207) для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....