УМК "Школа России" Тест по литературному чтению 3 класс по теме "Поэтическая тетрадь 2"
тест по чтению (3 класс) по теме
Данный материал содержит 2 варианта теста, ответы к ним, пртреты поэтов и их краткая биография.
Цели:
• повторить и обобщить изученный материал;
• развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
• развивать творческие способности, речь, память, мышление;
• проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_poeticheskaya_tetrad_2.docx | 153.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»
УМК «Школа России»
Тест по литературному чтению 3 класс по теме
«Поэтическая тетрадь 2»
Составила: учитель начальных классов
Кирьянова Нина Семёновна
Цели:
• повторить и обобщить изученный материал;
• развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
• развивать творческие способности, речь, память, мышление;
• проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты:
• учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе;
• оценивать свои достижения.
Н. А. Некрасов
1821 - 1877
Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт
Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.
В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.
В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.
В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.
В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
К. Д. Бальмонт
1867 - 1942
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) –
русский поэт, прозаик, критик, переводчик.
Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт увлекся революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключили из гимназии за участие в "революционном кружке". Бальмонт закончил гимназический курс в 1886 во Владимире и поступил на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его тоже отчислили - за участие в студенческих беспорядках. После непродолжительной ссылки в родную Шую Бальмонта восстановили в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 он бросил учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые пережил острое нервное расстройство и пытается покончить с собой.
В 1885 г. Бальмонт дебютировал как поэт в журнале "Живописное обозрение", в 1887-1889 гг. активно переводил немецких и французских авторов, а в 1890 г. в Ярославле на свои средства издал первый сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожил почти весь ее тираж.
В 1892 г. Бальмонт совершил путешествие в Скандинавию, там познакомился с литературой "конца века" и восторженно проникся ее "атмосферой". Он принялся за переводы сочинений "модных" авторов: Г. Ибсена, Г. Брандеса и др. Перевел также труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895-1897) литератур. В 1895 г. издал два тома переводов из Эдгара По. Так началась деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставил переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши "Жизнь Будды", изданная в 1913; "Упанишады", ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре"). Больше всего Бальмонт работал с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 перевел и издал полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б. Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта - переводчика Шелли "Шельмонтом".
В 1894 появился стихотворный сборник "Под северным небом", с которым Бальмонт по-настоящему вошел в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать "надсоновским", восьмидесятническим тонам: его герой томится "в царстве мертвого бессильного молчанья", он устал "напрасно весны ждать", боится трясины обыденного, что "заманит, сожмет, засосет". Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence - упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт.
Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903), "Литургия красоты" (1905). В центре поэзии Бальмонта этих лет - образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, "горящими зданиями". Автор поет "гимны" пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными "сверхчеловеческие" претензии этих сборников, чуждых "женственной природе" "поэта нежности и кротости".
В 1907-1913 Бальмонт жил во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествовал по всему миру: совершил кругосветное плавание, посетил Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его "закате": фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике "Злые чары" (1906). Последующие книги "Жар-птица", "Свирель славянина" (1907) и "Зеленый вертоград", "Слова поцелуйные" (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения "былинной" Руси на "современный" лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается "народный разум". Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный "неорусский стиль" в живописи и архитектуре эпохи.
Февральскую революцию 1917 Бальмонт встретил с воодушевлением, но Октябрьская революция заставила его ужаснуться "хаосу" и "урагану сумасшествия" "смутных времен" и пересмотреть свою былую "революционность". В публицистической книге 1918 "Революционер я или нет?" он представил большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими "личность". Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 он навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа.
Во Франции он остро ощущал боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубил еще и самоизгнанничеством: он поселился в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и "петь" о России. Название одной из посвященных Родине книг "Мое - Ей" (1924) - последний творческий девиз поэта.
До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник "Светослужение" - в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет - религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта.
Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е. Ю. Кузьминой-Караваевой).
И. А. Бунин
1870 - 195
Бунин Иван Алексеевич (1870—1953), прозаик, поэт, переводчик.
Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.
Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится всё более заметен и как поэт, и как прозаик.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства.
Сам писатель жил предчувствием надвигающейся катастрофы. Он ощущал неотвратимость нового исторического излома. Это чувство заметно в рассказах 10-х гг. «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).
Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием, запечатлев «кровавое безумие» в дневнике, позже изданном в эмиграции под названием «Окаянные дни» (1918 г., опубликован в 1925 г.).
В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.
В 1930 г. в Париже вышел роман с очевидной автобиографической «подкладкой» — «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это — событие, за которым, по существу, стоял факт признания литературы эмиграции.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.
Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.
Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Тест «Поэтическая тетрадь 2»
Вариант 1.
1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; В) А.А.Фет; Г) К.Д.Бальмонт
2. Какое стихотворение написал И.А.Бунин?
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Детство»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
3. Узнайте произведение по его строчке: «Трещит по замёрзлой воде …»
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
4. Какое из приведённых произведений описывает явление природы – половодье?
А) «Полевые цветы»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
5. Как зовут Бунина?
А) Иван Александрович; Б) Илья Александрович;
В) Илья Алексеевич; Г) Иван Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чьих следах идёт речь?
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
А) лось; Б) олень; В) медведь; Г) кабан.
7. Объясните значение слова «багор».
А) длинная палка; Б) длинный шест;
В) шест с металлическим крюком и остриём; Г) длинный шест в виде топора.
8. Вставьте пропущенные слова.
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он ………… от смерти уносил!
А) жизнь свою; Б) ноги быстрые; В) близких всех; Г) красоту.
9. В каком стихотворении поэт вспоминает, как он гулял по бору, когда ему было «только десять лет»?
А) К.Д.Бальмонт «Золотое слово» ; Б) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»; Г) Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором …».
10. Какие строчки принадлежа Н.А.Некрасову?
А) Пушисты ли сосен вершины, Б) Я зацепился багром за сучок
Красив ли узор на дубах? И за собою бревно поволок.
В) Солнце золотится. Лютик – золотой. Г) Веет от них красотою стыдливою,
Речка серебрится и шалит водой. Сердцу и взору родные они.
11.Узнайте произведение по рифме: тропинок – остинок; скрёб – на сугроб.
А) «Полевые цветы»; Б) «Густой зелёный ельник у дороги …»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
Вариант 2
1. Найдите лишнюю фамилию поэта в данном списке.
А) И.А.Бунин; Б) К.Д.Бальмонт; В) Н.А.Некрасов; Г) Ф.И.Тютчев.
2. Какое стихотворение написал К.Д.Бальмонт ?
А) «Золотое слово»; Б) «Полевые цветы»; В) «Детство»; Г) «Славная осень! …»
3. Узнайте произведение по его строчке: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет …»
А) «Полевые цветы»; Б) «Детство»;
В) «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Г) «Славная осень! …»
4. Какое из стихотворений Н.А.Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! …» Б) «Не ветер бушует над бором …»;
В) «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) «Детство».
5. Как зовут Некрасова?
А) Николай Александрович; Б) Никита Александрович;
В) Алексей Николаевич; Г) Николай Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чём идёт речь?
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов …
А) о тепличных цветах; Б) о дорогих цветах;
В) о полевых цветах; Г) о комнатных цветах.
7. Объясните значение слова «зипун».
А) старинное деревенское пальто; Б) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна;
В) крестьянский полушубок; Г) богатая старинная одежда.
8. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
А) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»;
В) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) К.Д.Бальмонт «Золотое слово».
9. Какие сравнения встречаются в стихотворении Н.А.Некрасова? С чем сравнивается листва?
А) листья лежат, как ковёр; Б) морозные ночи;
В) опавшая листва, как мягкая постель; Г) листья желты и свежи.
10. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и ………… водой.
А) шумит; Б) блестит; В) журчит; Г) шалит.
11. Найдите «ошибку» в перечислении.
А) речка золотится; Б) солнце золотится;
В) лютик золотой; Г) седой одуванчик.
Ответы.
Вариант 1.
1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
А) Н.А.Некрасов; Б) И.А.Бунин; В) А.А.Фет; Г) К.Д.Бальмонт
2. Какое стихотворение написал И.А.Бунин?
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Детство»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
3. Узнайте произведение по его строчке: «Трещит по замёрзлой воде …»
А) «Не ветер бушует над бором …»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Золотое слово»; Г) «Полевые цветы».
4. Какое из приведённых произведений описывает явление природы – половодье?
А) «Полевые цветы»; Б) «Дедушка Мазай и зайцы»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
5. Как зовут Бунина?
А) Иван Александрович; Б) Илья Александрович;
В) Илья Алексеевич; Г) Иван Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чьих следах идёт речь?
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
А) лось; Б) олень; В) медведь; Г) кабан.
7. Объясните значение слова «багор».
А) длинная палка; Б) длинный шест;
В) шест с металлическим крюком и остриём; Г) длинный шест в виде топора.
8. Вставьте пропущенные слова.
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он ………… от смерти уносил!
А) жизнь свою; Б) ноги быстрые; В) близких всех; Г) красоту.
9. В каком стихотворении поэт вспоминает, как он гулял по бору, когда ему было «только десять лет»?
А) К.Д.Бальмонт «Золотое слово» ; Б) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»; Г) Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором …».
10. Какие строчки принадлежа Н.А.Некрасову?
А) Пушисты ли сосен вершины, Б) Я зацепился багром за сучок
Красив ли узор на дубах? И за собою бревно поволок.
В) Солнце золотится. Лютик – золотой. Г) Веет от них красотою стыдливою,
Речка серебрится и шалит водой. Сердцу и взору родные они.
11.Узнайте произведение по рифме: тропинок – остинок; скрёб – на сугроб.
А) «Полевые цветы»; Б) «Густой зелёный ельник у дороги …»;
В) «Детство»; Г) «Золотое слово».
Вариант 2
1. Найдите лишнюю фамилию поэта в данном списке.
А) И.А.Бунин; Б) К.Д.Бальмонт; В) Н.А.Некрасов; Г) Ф.И.Тютчев.
2. Какое стихотворение написал К.Д.Бальмонт ?
А) «Золотое слово»; Б) «Полевые цветы»; В) «Детство»; Г) «Славная осень! …»
3. Узнайте произведение по его строчке: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет …»
А) «Полевые цветы»; Б) «Детство»;
В) «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Г) «Славная осень! …»
4. Какое из стихотворений Н.А.Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! …» Б) «Не ветер бушует над бором …»;
В) «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) «Детство».
5. Как зовут Некрасова?
А) Николай Александрович; Б) Никита Александрович;
В) Алексей Николаевич; Г) Николай Алексеевич.
6. Прочитайте стихотворение и определите, о чём идёт речь?
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов …
А) о тепличных цветах; Б) о дорогих цветах;
В) о полевых цветах; Г) о комнатных цветах.
7. Объясните значение слова «зипун».
А) старинное деревенское пальто; Б) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна;
В) крестьянский полушубок; Г) богатая старинная одежда.
8. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
А) И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги ...»; Б) И.А.Бунин «Детство»;
В) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Г) К.Д.Бальмонт «Золотое слово».
9. Какие сравнения встречаются в стихотворении Н.А.Некрасова? С чем сравнивается листва?
А) листья лежат, как ковёр; Б) морозные ночи;
В) опавшая листва, как мягкая постель; Г) листья желты и свежи.
10. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и ………… водой.
А) шумит; Б) блестит; В) журчит; Г) шалит.
11. Найдите «ошибку» в перечислении.
А) речка золотится; Б) солнце золотится;
В) лютик золотой; Г) седой одуванчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению по теме "Поэтическая тетрадь №1" 4 класс
Тест содержит 8 заданий различного типа. Позволяет увидеть уровень усвоения учащимися основных понятий темы....
Тест по литературному чтению по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Тест по литературному чтению по теме "Поэтическая тетрадь 1" (Школа России)...
Тест по литературному чтению к разделу "Поэтическая тетрадь" (УМК "Школа России) 4 класс
Тест к уроку обобщения по разделу "Поэтическая тетрадь" для 4 класса....
Исследовательская работа по литературному чтению по теме Поэтическая тетрадь
Урок-обобщение по теме "Поэтическая тетрадь.Лирическиие произведения."...
Проверочная работа по литературному чтению на тему "Поэтическая тетрадь" для 3 класса.
Проверочная работа по литературному чтению на тему "Поэтическая тетрадь 1" для 3 класса составлена по программе "Школа России" с использованием материала учебника "Литер...
Конспект урока литературного чтения "Крестик - нолики" «Поэтическая тетрадь 2») УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: Повторение и обобщение изученного материала, развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развитие творческих способности, речь, память, м...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение раздела "Поэтическая тетрадь № 2"" (УМК "Школа России", 3 класс, 2 ч.)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу «Поэтическая тетрадь № 2».Задачи урокаДидактические:Вспомнить биографию поэтов, творчество котор...
Комментарии
Татьяна Андреевна
Уважаемая Нина Семёновна! Спасибо большое за материал. Он мне очень помог.