"А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
открытый урок по литературному чтению в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_3_klass.odt | 27.73 КБ |
презентация | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Форма урока:урок-исследование.
Цели и задачи:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение;находить нужный отрывок в тексте по вопросам;работать с произведением;умение делить текст на части и выделять главную мысль;составлять план произведения;исследовать текст;находить знакомые части речи.
Предметные результаты:выразительно читать произведение;делить текст на части;находить в тексте знакомые части речи.
Метапредметные результаты:
-регулятивные:формулировать учебную задачу;понимать исследовательскую работу;планировать работу в парах и группах;оценивать результат работы.
-познавательные:сравнивать отрывки текста между собой;анализировать произведение;делать выводы и обобщение;прогнозировать результат.
-коммуникативные:работа в паре;работа в группе;сотрудничество.
Личностные результаты:формирование гуманистической позиции школьника.
Оборудование:портрет А.С.Пушкина;книги писателя;электронная доска;ноутбуки;наушники;аудиодиски;пульты;учебники;презентация;тесты.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель:-Здравствуйте,садитесь! Предлагаю рассказать стихотворение Алексеевой Василисе.
Выступление ученика со стихотворением А.С.Пушкина «За весной,красой природы...».
Учитель:-Ребята,кто автор этого стихотворения?(Автор этого стихотворения Александр Сергеевич Пушкин.)
2.Введение в тему. Актуализация знаний.
Учитель:-Ребята,сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Александра Сергеевича Пушкина,узнаем много нового из его биографии.
Презентация «А.С.Пушкин. Лицей».
1 слайд-лицей А.С.Пушкина.
Учитель:-Александр Сергеевич Пушкин учился, как и мы, в лицее.Но это был первый в России лицей.Именно оттуда пошло название «Лицеист»,которое носим и мы с вами.
2 слайд-здание лицея.
Учитель:-Это Царскосельский лицей, судьба которого неразрывно связана с историей русской культуры. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина. В годы учёбы в Лицее развивался его поэтический талант. Царское село стало его поэтической родиной.
3 слайд-открытие лицея.
Учитель:-Торжественное открытие Царскосельского Лицея состоялось 19 октября 1811 года.
4 слайд-Пушкинский курс.
Учитель:-Первый курс вошёл в историю этого учебного заведения под названием пушкинского. Приём лицеистов осуществляли один раз в три года. Численность воспитанников не более 50 человек, обучение бесплатное.
5 слайд-идея создания лицея.
Учитель:-Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю М.М.Сперанскому и была связана с планами преобразования России императором Александром I.
6 слайд- учебная программа.
Учитель:-Учебная программа лицея была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на два курса – старший и младший, по три года каждый, с обязательными переводными экзаменами.
7 слайд- учебный год.
Учитель:-Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля (каникулы 1 месяц). Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать лицей.
8 слайд-расписание дня.
Учитель:-6ч. Подъем, молитва
7 -9ч. Класс (учебные занятия)
9ч. Чай с булкой
До 10ч. Первая прогулка
10-12ч. Класс (учебные занятия)
12-13ч. Вторая прогулка
13ч. Обед из трех блюд
14-15ч. Чистописание или рисование
17ч. Чай
До 18ч. Третья прогулка
18-20ч. Повторение уроков
20.30ч. Ужин из двух блюд
До 22ч. Отдых, развлечения («мячик и беготня»)
22ч. Молитва,сон.
9 слайд-спальные комнаты..
Учитель:-После ужина до 22 часов – рекреация (отдых). Далее – вечерняя молитва и сон.» И.И.Пущин. Записки о Пушкине.
10 слайд-спальня А.С.Пушкина.
Учитель:-«Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались – шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.» И.И.Пущин. Записки о Пушкине.
Учитель:- Ваши знания о Пушкине мы проверим в ходе викторины. Возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы теста.
1.Когда родился А.С.Пушкин?(6 июня,6 сентября ,6 января,6 марта)
2.Где родился А.С.Пушкин?(в Санкт-Петербурге,в Москве, в Пензе, в Туле)
3.Как звали няню А.С.Пушкина?(Анна,Алёна,Арина,Ангелина)
4.Сколько лет проучился А.С.Пушкин в лицее?(3 года,4 года,5 лет,6 лет)
5.В какой из сказок А.С.Пушкина встречается предмет «бочка»?(«Сказка о царе Салтане...»,»Сказка о мёртвой царевне...»,»Сказка о золотой рыбке»,»Сказка о золотом петушке»)
Учитель:-Молодцы,справились! Отложите пульты.
Учитель:-Кто догадался,с какой сказкой А.С.Пушкина познакомимся?(«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».)
в историю этого учебного заведения под названием
3.Изучение нового материала.
Учитель:-Ребята,откройте учебник на с.92 и прочитайте полное название сказки. Чтение вслух.
Учитель:-Из чего ясно,что это сказка?(из названия)
Учитель:- Что ещё можно узнать из названия?(из названия можно узнать о героях сказки)
Учитель:- Сегодня мы начнём читать сказку. Девочки возьмите наушники и прослушайте аудиозапись 1 части сказки со страницы 92 до страницы 96,а мальчики будут читать тоже самое про себя по учебнику.
Учитель:-Все прослушали и прочитали? Хорошо!
Учитель:-С чего начинается сказка?(сказка начинается с зачина-обещания 3 сестёр).Прочитайте его вслух.
Учитель:-Кого выбирает царь?(царь выбирает 3 сестру)Выполнила ли 3 сестра своё обещание?(да, выполнила).Прочитайте вслух.
Учитель:-Почему мать и сын оказались в бочке?(Другие две сестры обманули царя,поменяли грамоты) .Прочитайте об этом.
Учитель:-Всё правильно,молодцы!
Учитель:-А теперь составим план этой части сказки.Я предлагаю вам поработать в парах и напечатать план на компьютере.Откройте папку «план».
Учитель:-Напечатали,хорошо!
Учитель:-Давайте проверим у каждой пары свой вариант плана и составим общий план.
ПЛАН
1.Выбор невесты.
2.Рождение сына.
3.Обман царя.
4.Исследовательская работа.
Учитель:-Ребята,так как у нас сегодня необычный урок,мы распределились на 3 группы для того,чтобы провести небольшое исследование.
Учитель:-Цель нашего исследования-выяснить, с какими знакомыми нам частями речи больше любил работать А.С.Пушкин в своих сказках. У каждой группы свой отрывок из сказки. Отрывок вы найдёте в компьютерах соответственно по группам №1,№2,№3.Откройте эти папки.
1 ГРУППА
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Прочитать отрывок.
2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).
3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.
4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.
5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.
6.Сделать вывод.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
ВЫВОД!
2 ГРУППА
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я для батюшки -царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Прочитать отрывок.
2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).
3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.
4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.
5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.
6.Сделать вывод.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
ВЫВОД!
3 ГРУППА
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Прочитать отрывок.
2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).
3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.
4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.
5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.
6.Сделать вывод.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
ВЫВОД!
Учитель:-Рассмотрите алгоритм действий по проведению исследования.
1.Прочитать отрывок.
2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).
3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.
4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.
5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.
6.Сделать вывод.
Учитель:-Каждая группа работает вместе и исследует отрывок,по окончании работы капитан команды объявляет о результатах исследования. Начали!
Учитель: -Теперь,давайте,результаты каждой группы занесём в сводную таблицу и сделаем общий вывод.
Учитель:- Вывод: А.С.Пушкин в своей сказке использовал больше всего имён существительных и глаголов,от глаголов его сказки динамичны,легко читаются и запоминаются.
5.Рефлексия.
Учитель:-Понравился ли вам такой необычный урок? Что больше всего понравилось? Как вы можете оценить работу группы? Нарисуйте у себя в компьютерах смайлик.
6.Итоги урока.
Учитель:-С какой сказкой познакомились на уроке? Чем занимались на уроке? Чем сказка интересна?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....
Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...
«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...
Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 3 класс
Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»Учебник: Литературное чтение. 3 ...