РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» 3 класс (УМК «Школа России»)
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Баканова Татьяна Леонидовна

Степень обучения: начальная школа 3класс.

Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.

Уровень базовый.

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, начальные классы (1 – 4).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей начальных классов

________________

        ФИО

Протокол

от «__» _______2013г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_______________

ФИО

«  »_____2013г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » ____ 2013г.

директор

_____________

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному курсу «Литературное чтение»

 3 класс

(УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3класс.

Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.

Уровень базовый.

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, начальные классы (1 – 4).

с. Новообинцево


Пояснительная записка

Учебная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы  Министерства образования для начальных классов В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой политературному чтению, примерной  программы общего начального образования.

 Рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 часа в неделю.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Начальный этап литературного образования, реализуемый в программе «Литературное чтение», является первой ступенью единого, непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе.

Программа «Литературное чтение» имеет два основных направления:

- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;

- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип позволяет:

- развивать важнейшие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

- формировать умения пересказывать текст и создавать собственные по аналогии с прочитанным;

- способствовать освоению диалоговой формы общения.

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

Таким образом, курс «Литературного чтения» направлен на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:

  • воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
  • формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;
  • развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.

Основные задачи:        

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Программа по литературному чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.

Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

Кроме навыка чтения и традиционных для программ начальной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Таблица требований к умениям учащихся по чтению (программный минимум) 

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях


Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе

№ п/п

Раздел программы

3 класс

Всего часов

Содержание

Контрольные,

творческие, лабораторные

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Самое великое чудо на свете

3 ч.

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Приводить пример произведений.

2

Устное народное творчество

12 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

 

Диагностика навыков чтения.

Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

3

Поэтическая тетрадь 1

10 час.

Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Тестирование.

Называть имена, фамилии их авторов. Выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения.

4

Великие русские писатели

23 час.

Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.            

Тестирование.

Выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

5

Поэтическая тетрадь 2

9 час.

Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Тестирование.

Называть имена, фамилии их авторов. Выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

6

Литературные

сказки

11 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

7

Были  и небылицы

12 час.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские;

8

Поэтическая тетрадь 1

8 час.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

Тестирование.

Анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

9

Люби живое

17 час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

 Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

10

Поэтическая тетрадь 2

6 час.

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Называть произведения русских поэтов о природе;  произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись».

Выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.  Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

11

Собирай по ягодке –

наберешь

кузовок

11 час.

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.  Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям.

12

13

По страницам

детских

журналов

Литература зарубежных

стран.

5 час.

9 час.

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос .

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Тестирование.

Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонации.

  Читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика учебной деятельности

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Самое великое чудо на свете (3 ч.)

  • дать знания о рукописных книгах Древней Руси;
  • ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Фёдорова;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

1

Рукописные книги древней Руси

1

Изучение нового материала

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Фронтальный опрос

с.4-7, в.2

2

Первопечатник Иван Фёдоров

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.10-12, в.4,5

3

Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете»

1

Контроль

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции

Тест

Устное народное творчество (12 ч.)

  • познакомить с жанрами устного народного творчества; развивать умение различать эти жанры;
  • развивать умение передавать сюжет и называть героев-персонажей произведения;
  • развивать умение рассказывать о персонажах; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, кратко;
  • сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок;
  • придумывание варианта развития сюжета сказок, изменение или перестановка героев произведения, перенесение действий в необычную обстановку;
  • прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству;
  • развитие навыков осознанного и правильного чтения.

4

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

Комбинированный

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

Выразительное чтение

с.14-17, выр.чт

5

Докучные сказки

1

Комбинированный

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Составление докучной сказки

с.18-19, в.2

6

Народный промысел

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Опрос по вопросам

с.20-21, рисунок

7

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

1

Изучение нового материала

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.22-27, пересказ

8

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

1

Комбинированный

Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)

Краткий пересказ

с.22-27, в.6,7

9

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Изучение нового материала

При пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.

Выразительное чтение

с.28-38

10

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Комбинированный

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка

Разделить текст на части

с.28-38, пересказ

11

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Пересказ

с.28-38, в5-7

12

«Сивка-бурка», русская народная сказка

1

Изучение нового материала

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Разделить текст на части

с.40-49, пересказ

13

«Сивка-бурка», русская народная сказка

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Пересказ

с.40-49, пересказ

14

«Сивка-бурка», русская народная сказка

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказ

с.51-58, в5, 13, 20

15

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Тест №2  по теме «Устное народное творчество»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тестовая работа

Поэтическая тетрадь №1 (10 ч.)

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • развивать поэтический слух детей;
  • развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально открываться на её красоту;
  • развивать умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в различных ситуациях;
  • формировать умения передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности.

16

Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

Изучение нового материала

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия

Наизусть

с.60-62, наизусть

17

Ф. И. Тютчев «Листья»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.63, в.4

18

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наизусть

с.64, наизусть

19

А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.65, выраз.чт.

20

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Отрывок наизусть

с.66-67, выраз. чт.

21

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Отрывок наизусть

с.68-71, в.4-6

22

И. З. Суриков «Детство»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Отрывок наизусть

с.72-75, отрыв. наиз.

23

И.З.Суриков «Детство»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Отрывок наизусть

с.72-75, в.1-2

24

И. З. Суриков «Зима»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.76-77, наизусть

25

Путешествие в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.78-80, в.5-7, 10

Великие русские писатели (23 ч.)

  • ознакомить детей с творчеством русских писателей;
  • учить делить текст на части, выделять главную мысль; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную;
  • научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам;
  • учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника;
  • развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; учить чтению по ролям;
  • ввести понятие «олицетворение»;
  • научить отличать сказку от других произведений; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи); обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской поэзии и живописи; воспитывать доброту, милосердие, уважение и сострадание к старым людям, родителям.

26

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышала…», «В тот год осенняя погода…»

1

Изучение нового материала

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Ориентироваться в литературоведч. терминах, кратко характеризовать их.

Наизусть

с.84-87, наизусть

27

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.87, наизусть

28

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

наизусть

с.88-89, наизусть

29

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.90-91, наизусть

30

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

Изучение нового материала

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.92-110

31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

Изучение нового материала

Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определять его цель;

Выразительное чтение

с.111-128

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

Комбинированный

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Отрывок наизусть

с.92-128, отрыв. наиз.

33

Иван Андреевич Крылов

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Пересказ

с.132

34

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

Комбинированный

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции

Наизусть

с.134-135,

наизусть

35

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Выразительное чтение

с.136-137, наизусть

36

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наизусть

с.137-138, наизусть

37

Михаил Юрьевич Лермонтов

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.6-7, пересказ

38

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наизусть

с.8-9, наизусть

39

М. Ю. Лермонтов «Утёс»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.10, наизусть

40

М.Ю. Лермонтов «Осень»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Наизусть

с.11, выраз. чт.

41

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Пересказ

с.14-15, в.2

42

Л. Н. Толстой «Акула»

1

Комбинированный

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Подробный пересказ

с.16-19, пересказ

43

Л.Н.Толстой «Акула»

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Творческий пересказ

с.16-19, в.6

44

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

Комбинированный

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Пересказ от имени мальчика

с.20-23, пересказ

45

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Пересказ

с.24-25, пересказ

46

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.26, в.3

47

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Пересказ

с.27, в.5

48

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме «Великие русские писатели»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.28-30, в.5-9

Поэтическая тетрадь №2 ( 9 ч.)

  • развитие интереса к стихотворениям о природе;
  • формирование способности воспринимать красоту природы, умение понимать содержание прочитанного, определять его тему;
  • формирование умений предавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков;
  • развитие внимания детей к средствам художественной выразительности.

49

Н. А. Некрасов «Славная осень!»

1

Изучение нового материала

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наизусть

с.32, выраз. чт

50

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Выразительное чтение

с.33-34, отрыв. наиз.

51

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Изучение нового материала

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Отрывок наизусть

с.34-36, выраз. чт.

52

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Отрывок наизусть

с.34-36, отрыв. наиз.

53

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.37, в.2

54

И.А.Бунин «Детство»

1

Изучение нового материала

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наизусть

с.38, выраз. чт.

55

И.А.Бунин «Полевые цветы»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.39-40, в.2-3

56

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.40-41, в.4

57

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.42, в.8

Литературные сказки (11 ч.)

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развитие умения делить текст на части и выделять в них главную мысль; пересказывать прочитанное;
  • развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям;
  • совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию, нахождение в нём предложений, подтверждающих устное высказывание;
  • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение, его художественные особенности;
  • развивать навык осознанного и правильного чтения.

58

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.44-46, рисунок

59

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

Комбинированный

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Пересказ от имени зайца

с.47-51, в.4-6

60

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Пересказ

с.47-51, творч. пересказ

61

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Изучение нового материала

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Выразительное чтение

с.52-59, пересказ

62

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Комбинированный

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Чтение по ролям

с.52-59, в.5

63

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Составление плана

с.52-59, в.7-8

64

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Изучение нового материала

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.60-71, выраз. чт.

65

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Выразительное чтение

с.60-71, чт. по ролям

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Составление плана

с.60-71, пересказ

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Пересказ

с.60-71, в. 5-8

68

Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки».

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.73-75, литер. викторина

Были-небылицы (12 ч.)

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям;
  • развитие умения выразить своё отношение к прочитанному в форме рассказа или рисунка;
  • развивать умение работать с текстом произведения;
  • формировать навык правильного, беглого и осознанного чтения.

69

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.4-11, выраз. чт

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Пересказ с продолжением

с.4-11, пересказ

71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Опрос по вопросам

с.4-11, в.7

72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Изучение нового материала

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Выразительное чтение

с.12-24, выраз. чт.

73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.12-24, план

74

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказ

с.12-24, пересказ

75

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Опрос по вопросам

с.12-24, в.5-7

76

А. Куприн «Слон»

1

Изучение нового материала

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Разделить текст на части

с.25-40, выраз. чт.

77

А. Куприн «Слон»

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Разделить текст на части

с.25-40, план

78

А. Куприн «Слон»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказ по плану

с.25-40, пересказ

79

А. Куприн «Слон»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Опрос по вопросам

с.25-40,

в.4-8

80

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы».

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.42-44, в7-8

Поэтическая тетрадь № 3 (8 ч.)

  • развивать поэтический слух детей;
  • развивать умение подмечать позы, повадки, характерные движения животных в различных ситуациях;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности.

81

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

1

Изучение нового материала

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Наизусть

с.46, выраз. чт.

82

Саша Черный «Воробей»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.47, выраз. чт.

83

Саша Черный «Слон»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

наизусть

с.48-49, в.3

84

А. Блок «Ветхая избушка»

1

Изучение нового материала

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наизусть

с.50-51, наизусть

85

А.А.Блок «Сны»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.51-53, выраз. чт

86

А.А.Блок «Ворона»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Наизусть

с.53-54, в.6

87

С. А. Есенин «Черёмуха»

1

Комбинированный

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Выразительное чтение

с.55, рисунок

88

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.56, в.2

Люби живое (17 ч.)

  • развивать умение передавать сюжет и называть героев-персонажей произведения;
  • развивать умение рассказывать о персонажах; пересказывать произведение подробно, выборочно, кратко;
  • развивать умение находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы;
  • сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков;
  • воспитывать любовь к природе.

89

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Мини-сочинение

с.58-59, пересказ

90

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Изучение нового материала

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Выразительное чтение

с.60-66, пересказ

91

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Краткий пересказ

с.60-66, в.3-4

92

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Пересказ

с.68-69, рисунок

93

В. И. Белов  «Ещё про Мальку»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Пересказ от имени Мальки

с.70-72, пересказ

94

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Изучение нового материала

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Выразительное чтение

с.73-79, в.5

95

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.79-81, пересказ

96

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Деление текста на части

с.73-81, в.8-9

97

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Пересказ

с.73-81, творч. задание

98

Б. Житков «Про обезьянку»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.83-96, выраз чт.

99

Б. Житков «Про обезьянку»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.83-96, план

100

Б. Житков «Про обезьянку»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Выразительное чтение

с.83-96, пересказ

101

Б. Житков «Про обезьянку»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Краткий пересказ

с.83-96, в.4-7

102

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

Изучение нового материала

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказ

с.98-100, пересказ

103

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Комбинированный

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Пересказ от имени глухарки

с.101-103, выраз. чт.

104

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

Комбинированный

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выборочное чтение

с.104-107, чт. по ролям

105

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.108-109, в.5, 7, 9

Поэтическая тетрадь № 4 (6 ч.)

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства;
  • развивать поэтический слух детей;
  • развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности.

106

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наизусть

с.4-5, выраз. чт.

107

А. Л. Барто «Разлука»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наизусть

с.6-7, наизусть

108

А.Л.Барто «В театре»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.7-9, выраз. чт.

109

С. В. Михалков «Если»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наизусть

с.10-11, в.3

110

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

Комбинированный

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Выразительное чтение

с.12-13, наизусть

111

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 4»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.14, в.6

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (11 ч.)

  • развивать умение работать с текстом;
  • размышление над содержанием произведений, умение выразить своё отношение к прослушанному;
  • развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям;
  • развивать внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём;
  • формировать навык чтения, его качественный рост.

112

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.16-20, в.4-6

113

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.21-27, пересказ

114

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.21-27, в.7-9

115

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Выразительное чтение

с.29-35,чт. по ролям

116

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

Комбинированный

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Краткий пересказ

с.29-35, пересказ

117

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Изучение нового материала

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Краткий пересказ

с.36-45, пересказ

118

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

Комбинированный

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Чтение по ролям

с.46-55, план

119

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Комбинированный

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Чтение по ролям

с.56-61, выраз. чт.

120

Н. Н. Носов «Телефон»

1

Комбинированный

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Чтение по ролям

с.61-64, выраз. чт

121

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Выразительное чтение

с.65-67, творч. пересказ

122

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.68, в.6

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5 ч.)

  • выработка умений работать с текстом;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • воспитывать культуру поведения.

123

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

Изучение нового материала

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Чтение по ролям

с.70-75, чт. по ролям

124

Г. Б. Остер «Вредные советы»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Сочинить вредный совет

с.75-78,

в. 2-3

125

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.75-78,

пересказ

126

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Выразительное чтение

с.78-80, выраз. чт

127

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов»

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

с.80, в.5

Зарубежная литература (9 ч.)

  • расширение читательского кругозора учащихся;
  • обогатить нравственный опыт учащихся, сформировать представление о добре и отзывчивости, честности и смелости, дружбе и товариществе, нетерпимое отношение к отрицательным поступкам героев прочитанных произведений
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира.

128

Мифы Древней Греции

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.82-91, выраз.чт.

129

Мифы Древней Греции

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.82-91,

план

130

Мифы Древней Греции

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Выразительное чтение

с.82-91, пересказ

131

Итоговый тест № 13.

1

Контроль

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Изучение нового материала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Выразительное чтение

с.92-106, выраз. чт.

133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Комбинированный

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительное чтение

с.92-106, рисунок

134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Комбинированный

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Пересказ

с.92-106, в.2-4

135

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Комбинированный

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Творческий пересказ

с.92-106, в.7

136

Урок – обобщение за год

1

Обобщение


ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.

Учебник

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012

Методическая литература

Савинова  С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: Учитель, 2011,  (В помощь школьному учителю)

Материалы для проведения проверочных работ

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России

Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...

рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...

Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа  по литературному чтению разработана для 1 класса  к УМК "Школа России"...