Развитие творческих способностей младших школьников.
статья по чтению (4 класс) по теме
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня, как никогда, практический смысл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей младших школьников. | 926.41 КБ |
Предварительный просмотр:
И.И.Шафранская
Учитель ГБОУ начальная школа-детский сад №624
Адмиралтейский район
Г.Санкт-Петербург
Развитие творческих способностей младших школьников.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня, как никогда, практический смысл. Много исполнителей, а истинных творцов не хватает. Эффективность работы школы сегодня во многом определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к познавательной творческой деятельности.
Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из путей создания положительной мотивации учения, проживание учеником ситуации успеха. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться как личность. У каждого ребенка есть разные дарования. Разумеется, далеко не у всех, например, есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. Но их можно развивать. Ребенок только входит в огромный мир, познает его и познает самого себя в этом мире. Задача учителя – помочь их раскрыть, а, прежде всего, увидеть.
Работая над методической темой «Развитие творческих способностей младших школьников», стараюсь не ограничиваться рамками одного урока. Работа проводится на всех уроках. Наш девиз: «Я – исследователь! Я – творец самого себя!»
Включение младших школьников в творческие виды работ – сложный процесс. Главное – заинтересовать, увлечь, вовремя поддержать, не остановить. Большую заинтересованность дети проявляют на уроках чтения и внеклассного чтения. Это для них необъятное поле творчества и фантазии. Здесь и придуманные ими загадки (в стихотворной форме и прозе), и сочиненные стихи, сказки, кроссворды к литературным произведениям.
Приведу ряд конкретных примеров.
В первом классе, читая «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, у детей возникло желание узнать – что еще можно записать в алфавитном порядке? Задача учителя в этот момент – поддержать интерес детей и вовлечь их в творческую деятельность. Ребята решили попробовать свои силы. Так «родились» «Морская азбука», «Азбука цветов», «Азбука стран мира», «Этнографический алфавит» и мн. др. Хочу отметить, что на уроках русского языка при изучении темы «Алфавит» приобретенные знания и умения детям очень пригодились.
Азбука стран мира
Зубков Никита
Этнографический алфавит
Синт Николаас Питер
Совершая путешествие в мир детской лирики, у ребят возник интерес к этому литературному жанру. Они с энтузиазмом восприняли предложение учителя попробовать свои силы и на этом поприще. Тему своего мини-сочинения дети выбирали сами. Работы были иллюстрированы и сброшюрованы. К окончанию первого полугодия был выпущен первый рукописный журнал нашего класса «Вот такие мы таланты».
0
Знакомство с волшебными сказками породило желание сочинить свою сказку. Через несколько уроков все узнали «Как появились летучие рыбы», совершили путешествие в «Страну муравьев», сочувствовали героям сказки «Мачеха-щука».
Пышкина Василина
После прочтения произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и просмотра художественного фильма по мотивам этого произведения мои ученики решили создать свой диафильм. Одна группа ребят готовила эскизы к диафильму, другая монтировала фильм, третья готовилась к его озвучиванию.
Изучая тему «Возникновение письменности в Древней Руси», у ребят возникла масса вопросов: «Что такое перо? Как им писали?» Одного объяснения оказалось мало. Возникло желание попробовать самим. Были принесены перья, рассмотрены разные стили того времени, изучен древнерусский алфавит. Была проделана большая и трудоемкая работа. Дети с увлечением копировали буквы, придумывали тексты. Так появились «Поучения 3-Б».
Куанышев Азамат Крылов Андрей
Какие же творческие способности развиваются у ребят?
Создавая «Веселую азбуку», дети узнали, что существует множество вариантов решения задачи. Это первое знакомство детей с вариативностью, как одной из творческих способностей.
Сочиняя стихи, сказки ученики включаются в импровизационную деятельность, развивая свою фантазию.
Упражняясь в написании пером и тушью букв, строят предположения, как будет выглядеть азбука спустя много лет.
С возрастом усложнятся виды творческой деятельности учащихся и будут более сложными гипотезы, более яркими станут импровизации, поиск вариантов, альтернатив станет для них повседневной реальностью.
Наблюдая за детьми сегодня и видя их живой интерес к происходящему, понимаешь, что многое зависит от нас, взрослых. Главное – заинтересовать детей, предоставить свободу выбора, помочь в нужный момент. Тогда наш девиз «Я – творец самого себя!» станет явью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....