Урок – игра «Волшебный квадрат» по произведениям Н. Носова.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект  урока и компьютерная презентация содержит материал для проведения урока литературного чтения во втором классе по произведениям Н. Носова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Урок – игра «Волшебный квадрат» по произведениям Н. Носова.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 2 класс

Цель урока: Пробудить чувства заинтересованности, любви к чтению литературных произведений. Обобщить знания учащихся о произведениях Н.Н.Носова, создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Задачи урока:

Предметные:  умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:

Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать ответы, умение сотрудничать с одноклассниками.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам.

Формы и методы: фронтальная,  групповая, объяснительно- иллюстративный

Время: 40 минут

Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать к уроку рассказы  Н.Носова, принести в класс прочитанные книги и иллюстрации к понравившемуся рассказу.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран); презентация; мешочек с бочонки с номерами от 1 до 36; квадрат с 36 секторами (6х6) разных цветов, сектора пронумерованы от 1 до 36.

 (приложение1): 

- 5 зеленых секторов (З) – «Угадай героя»;

- 5 голубых секторов (Г) – «Угадай название произведения»;

- 5 синих секторов (С) – «Пословицы»;

- 5 желтых секторов (Ж) – «Пойми меня»;

- 5 красных секторов (К) – «Жизнь и творчество писателя»;

- 5 белых секторов (Б) - «Викторина» ;

- 5 оранжевых секторов (О) – «Чьи это слова?»;

- 1 черный сектор (Ч).

1-к ∆

2-г

3-б

4-3

sos

5-б

6-к

7-ж *

8-з

9-с

*

10-б

11-ж

12-б

13-с

14-о

15-г

16-с

17-о

18-г

19-к

20-ж

21-о

sos

22-к

23-ч

24-з ∆

25-б ∆

26-г  *

27-з

28-с

29-ж

30-о

31-ж

32-с

33-к

sos

34-о

35-з

36-г

                       ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА:

Этапы урока.

        Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

2.  Постановка цели урока.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

 Игра «Волшебный квадрат».

5. Подведение итогов игры.

6. Итог урока:

7. Домашнее задание:

Организация класса.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

- Рассмотрите нашу выставку. Творчеству, какого писателя мы посвящаем наш урок?

Показ презентации. (Приложение 2)

Слайд 1

«У этого талантливого человека вечно юная, по детски чистая, чудесная душа».                      В.П.Катаев.

Слайд 2

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве на Украине.

Слайд 3

 Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра.  Мать Николая  Варвара Петровна -  рукодельница и певунья, а отец Николай Петрович – актёр. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

Слайд 4

Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Слайд 5

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».  Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене.

Слайд  6

Почти 20 лет своей жизни Николай Носов отдал кино, и изменять ему не собирался. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.  Маленькие слушатели одобрили творчество начинающего писателя, и это побудило Носова продолжать своё сочинительство. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Слайд 7

Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году в журнале «Мурзилка», назывался он «Затейники».

Слайд 8

Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук»,  который вышел в 1945 году.  Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки». В героях Носова дети увидели таких же девчонок и мальчишек, какими были сами.

Слайд 9

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965).  Эти  произведения стали популярными, а автор получил государственную премию Крупской.

Слайд 10

Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицына» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г).

Слайд 11

По рассказам Николая Носова сняты мультфильмы и фильмы для детей.

Слайд 12

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Деление учащихся на группы.

- Объяснение правил игры:

1. Участники каждой команды игры по очереди вытягивают из мешочка бочонки с номерами и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игроки команды не дали правильного ответа, то ответить и заработать жетон может любой желающий.

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

- * - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

-  ∆ - бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

- SOS – игроки могут воспользоваться помощью болельщиков;

- черный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

           

 

«Зелёный сектор» – «Угадай героя»;

4. Кто уронил в колодец чайник и ведро?

8. Кто из литературных героев хотел стать почти одновременно художником, музыкантом, поэтом и астрономом.

24. Блиц:

- Как звали самого умного коротышку?

- Как звали коротышку астронома?

- Как звали коротышку художника?

27. Как звали мальчика, который боялся милиционера?

35. Кто разбил сахарницу в рассказе «Леденец»?

            «Голубой сектор» – «Угадай название произведения»;

2. В каком рассказе ворона клевала прошлогодние ягоды рябины и напугала ребят?

15. В каком рассказе ребята придумывали истории и на самом деле испугались?

18. Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки?

26. Какое произведение Носова начинается со слов? « Один раз мы с Мишкой шли в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку…»

36.  Из какого рассказа этот отрывок: «Вот что я придумал, давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя».

            «Синий сектор» – «Пословицы»;

- К какому произведению подходит пословица?

9. Терпение и труд всё перетрут.

13. У страха глаза велики.

16. Маленькое дело лучше большого безделья.

28. Умел грешить, умей и каяться.

32. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

           «Жёлтый сектор» – «Пойми меня»;

- По трём словам отгадать название произведения.

7. Поезд,  собака,  чемодан.

11. Рыбка,  свисток,  аквариум.

20. Кот,  камод,  картошка.

29. Иголка,  нитка,  штаны.

31. Трубка, звонок, батарея.

«Красный сектор»  – «Жизнь и творчество писателя»;

  1. Блиц:

- Какой рассказ стал первым в литературном творчестве Н.Носова?

- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ?

- Как называлась его первая книга, которая вышла в 1945 году?

6. Где прошло детство Н.Носова?

19. Где родился Н. Носов?

22. Сколько книг написано о Незнайке?

33.Назовите дату рождения Н. Носова.

«Белый сектор»  – «Викторина»;

3. Какой способ перевозки собак предлагается в одном из рассказов?

5. Что пообещали сделать ребята, за то, что им дали покушать в рассказе «Мишкина каша»?

10. Кого испугал Саша, выстрелив из пистолета?

12. Что не садил, не растил, не имел права выбрасывать Котька?

25. Блиц:

- Где лежала шляпа?

- Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»?

- Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»?

«Оранжевый сектор» – «Чьи это слова?»;

14. « - Сумел порвать, сумей и зашить».

17. «- О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь».

21. « - А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила».

30. « - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!»

34. «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».

- Что нового узнали на уроке?

- Какое произведение писателя вам больше всего понравилось? Почему?

Творческая работа: придумать вопросы к викторине, кроссворд, ребусы по произведениям Н.Носова (по выбору).

Приветствие друг друга.

Николаю Николаевичу Носову.

Знакомятся с биографией писателя.  

Класс делиться на группы.

Учащиеся по очереди достают из мешочка бочонки с номерами.

Работа в группах, обсуждение ответов.

Ответы детей.

- Мишка.

- Незнайка.

- Знайка.

- Стекляшкин.

- Тюбик.

- Алик.

- Миша.

- «Тук – тук – тук».

- «Затейники».

-«Приключения Незнайки и его друзей».

- «Телефон».

- «Огородники».

- «Заплатка».

- «Милиционер».

- «На горке».

- «Огурцы».

- «Карасик».

- «Дружок».

- «Карасик».

- «Живая шляпа».

- «Заплатка».

- «Телефон».

- «Затейники».

- «Мурзилка».

- «Тук – тук – тук».

- В п. Ирпень.

- В Киеве.

- Три.

-23 ноября 1908 года.

- В чемодане. «Дружок».

- Выполоть в огороде сорняки.

- Бабку.

- Огурцы.

- На комоде.

- Васька.

- Васька.

- Бобкина мама «Заплатка».

- Котька Чижов «На горке».

 -Мишутка. «Фантазеры».

- Бобка. «Заплатка».

- мать Котьки.  «Огурцы»

Учащиеся в группе подсчитывают количество набранных жетонов.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению по произведениям Н.Носова

На данном уроке ставится задача повторить с учащимися произведения Н. Носова...

Игра "Счастливый случай"( по произведениям Н.Носова ) 2 класс

Разбиваются на 3-4 команды. В игре 5 категорий, в каждой по 5 вопросов от 100 до 500 баллов. Команда выбирает любую категорию, любой вопрос. Отвечая верно -зарабатывают очки, нет- вопрос может перейти...

Методическая разработка "Интеллектуальная шоу-игра "Волшебный квадрат"

Внеклассное мероприятие"Интеллектуальная шоу-игра "Волшебный квадрат"....

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Урок-игра "Волшебный мир математики"

презентация для урока-игры по математике для 1 класса...

Игра "Волшебный квадрат"

Познавательную деятельность учащихся, расширяющая их кругозор....

Внеурочное мероприятие по английскому языку для обучающихся 2-4 классов. Урок-игра «Волшебный мир Диснея»

Сценарий урока-игры по английскому языку "Волшебниый мир Диснея" для обучающихся 2-4 класса пожет Вам интересно и занимательно провести внеклассное мероприятие, а также повысить интерес ребя...