Урок – игра «Волшебный квадрат» по произведениям Н. Носова.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока и компьютерная презентация содержит материал для проведения урока литературного чтения во втором классе по произведениям Н. Носова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_volshebnyy_kvadrat_po_proizvedeniyam_n._nosova._2_klass.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок – игра «Волшебный квадрат» по произведениям Н. Носова.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 2 класс
Цель урока: Пробудить чувства заинтересованности, любви к чтению литературных произведений. Обобщить знания учащихся о произведениях Н.Н.Носова, создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Задачи урока:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение формулировать ответы, умение сотрудничать с одноклассниками.
Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам.
Формы и методы: фронтальная, групповая, объяснительно- иллюстративный
Время: 40 минут
Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать к уроку рассказы Н.Носова, принести в класс прочитанные книги и иллюстрации к понравившемуся рассказу.
Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран); презентация; мешочек с бочонки с номерами от 1 до 36; квадрат с 36 секторами (6х6) разных цветов, сектора пронумерованы от 1 до 36.
(приложение1):
- 5 зеленых секторов (З) – «Угадай героя»;
- 5 голубых секторов (Г) – «Угадай название произведения»;
- 5 синих секторов (С) – «Пословицы»;
- 5 желтых секторов (Ж) – «Пойми меня»;
- 5 красных секторов (К) – «Жизнь и творчество писателя»;
- 5 белых секторов (Б) - «Викторина» ;
- 5 оранжевых секторов (О) – «Чьи это слова?»;
- 1 черный сектор (Ч).
1-к ∆ | 2-г | 3-б | 4-3 sos | 5-б | 6-к |
7-ж * | 8-з | 9-с * | 10-б | 11-ж | 12-б |
13-с | 14-о | 15-г | 16-с | 17-о | 18-г |
19-к | 20-ж | 21-о sos | 22-к | 23-ч | 24-з ∆ |
25-б ∆ | 26-г * | 27-з | 28-с | 29-ж | 30-о |
31-ж | 32-с | 33-к sos | 34-о | 35-з | 36-г |
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА:
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1.Организационный момент. 2. Постановка цели урока. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление изученного материала. Игра «Волшебный квадрат». 5. Подведение итогов игры. 6. Итог урока: 7. Домашнее задание: | Организация класса. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. - Рассмотрите нашу выставку. Творчеству, какого писателя мы посвящаем наш урок? Показ презентации. (Приложение 2) Слайд 1 «У этого талантливого человека вечно юная, по детски чистая, чудесная душа». В.П.Катаев. Слайд 2 Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве на Украине. Слайд 3 Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мать Николая Варвара Петровна - рукодельница и певунья, а отец Николай Петрович – актёр. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Слайд 4 Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Слайд 5 Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс». Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпене. Слайд 6 Почти 20 лет своей жизни Николай Носов отдал кино, и изменять ему не собирался. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Маленькие слушатели одобрили творчество начинающего писателя, и это побудило Носова продолжать своё сочинительство. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» Слайд 7 Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году в журнале «Мурзилка», назывался он «Затейники». Слайд 8 Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», который вышел в 1945 году. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки». В героях Носова дети увидели таких же девчонок и мальчишек, какими были сами. Слайд 9 Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Эти произведения стали популярными, а автор получил государственную премию Крупской. Слайд 10 Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицына» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г). Слайд 11 По рассказам Николая Носова сняты мультфильмы и фильмы для детей. Слайд 12 Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Деление учащихся на группы. - Объяснение правил игры: 1. Участники каждой команды игры по очереди вытягивают из мешочка бочонки с номерами и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игроки команды не дали правильного ответа, то ответить и заработать жетон может любой желающий. 2. Среди секторов игрового квадрата есть: - * - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона); - ∆ - бермудский треугольник (блиц из трех вопросов); - SOS – игроки могут воспользоваться помощью болельщиков; - черный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
«Зелёный сектор» – «Угадай героя»; 4. Кто уронил в колодец чайник и ведро? 8. Кто из литературных героев хотел стать почти одновременно художником, музыкантом, поэтом и астрономом. 24. Блиц: - Как звали самого умного коротышку? - Как звали коротышку астронома? - Как звали коротышку художника? 27. Как звали мальчика, который боялся милиционера? 35. Кто разбил сахарницу в рассказе «Леденец»? «Голубой сектор» – «Угадай название произведения»; 2. В каком рассказе ворона клевала прошлогодние ягоды рябины и напугала ребят? 15. В каком рассказе ребята придумывали истории и на самом деле испугались? 18. Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? 26. Какое произведение Носова начинается со слов? « Один раз мы с Мишкой шли в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку…» 36. Из какого рассказа этот отрывок: «Вот что я придумал, давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя». «Синий сектор» – «Пословицы»; - К какому произведению подходит пословица? 9. Терпение и труд всё перетрут. 13. У страха глаза велики. 16. Маленькое дело лучше большого безделья. 28. Умел грешить, умей и каяться. 32. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. «Жёлтый сектор» – «Пойми меня»; - По трём словам отгадать название произведения. 7. Поезд, собака, чемодан. 11. Рыбка, свисток, аквариум. 20. Кот, камод, картошка. 29. Иголка, нитка, штаны. 31. Трубка, звонок, батарея. «Красный сектор» – «Жизнь и творчество писателя»;
- Какой рассказ стал первым в литературном творчестве Н.Носова? - В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? - Как называлась его первая книга, которая вышла в 1945 году? 6. Где прошло детство Н.Носова? 19. Где родился Н. Носов? 22. Сколько книг написано о Незнайке? 33.Назовите дату рождения Н. Носова. «Белый сектор» – «Викторина»; 3. Какой способ перевозки собак предлагается в одном из рассказов? 5. Что пообещали сделать ребята, за то, что им дали покушать в рассказе «Мишкина каша»? 10. Кого испугал Саша, выстрелив из пистолета? 12. Что не садил, не растил, не имел права выбрасывать Котька? 25. Блиц: - Где лежала шляпа? - Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»? - Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»? «Оранжевый сектор» – «Чьи это слова?»; 14. « - Сумел порвать, сумей и зашить». 17. «- О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь». 21. « - А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила». 30. « - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» 34. «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор». - Что нового узнали на уроке? - Какое произведение писателя вам больше всего понравилось? Почему? Творческая работа: придумать вопросы к викторине, кроссворд, ребусы по произведениям Н.Носова (по выбору). | Приветствие друг друга. Николаю Николаевичу Носову. Знакомятся с биографией писателя. Класс делиться на группы. Учащиеся по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Работа в группах, обсуждение ответов. Ответы детей. - Мишка. - Незнайка. - Знайка. - Стекляшкин. - Тюбик. - Алик. - Миша. - «Тук – тук – тук». - «Затейники». -«Приключения Незнайки и его друзей». - «Телефон». - «Огородники». - «Заплатка». - «Милиционер». - «На горке». - «Огурцы». - «Карасик». - «Дружок». - «Карасик». - «Живая шляпа». - «Заплатка». - «Телефон». - «Затейники». - «Мурзилка». - «Тук – тук – тук». - В п. Ирпень. - В Киеве. - Три. -23 ноября 1908 года. - В чемодане. «Дружок». - Выполоть в огороде сорняки. - Бабку. - Огурцы. - На комоде. - Васька. - Васька. - Бобкина мама «Заплатка». - Котька Чижов «На горке». -Мишутка. «Фантазеры». - Бобка. «Заплатка». - мать Котьки. «Огурцы» Учащиеся в группе подсчитывают количество набранных жетонов. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению по произведениям Н.Носова
На данном уроке ставится задача повторить с учащимися произведения Н. Носова...
Игра "Счастливый случай"( по произведениям Н.Носова ) 2 класс
Разбиваются на 3-4 команды. В игре 5 категорий, в каждой по 5 вопросов от 100 до 500 баллов. Команда выбирает любую категорию, любой вопрос. Отвечая верно -зарабатывают очки, нет- вопрос может перейти...
Методическая разработка "Интеллектуальная шоу-игра "Волшебный квадрат"
Внеклассное мероприятие"Интеллектуальная шоу-игра "Волшебный квадрат"....
УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс
Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...
Урок-игра "Волшебный мир математики"
презентация для урока-игры по математике для 1 класса...
Игра "Волшебный квадрат"
Познавательную деятельность учащихся, расширяющая их кругозор....
Внеурочное мероприятие по английскому языку для обучающихся 2-4 классов. Урок-игра «Волшебный мир Диснея»
Сценарий урока-игры по английскому языку "Волшебниый мир Диснея" для обучающихся 2-4 класса пожет Вам интересно и занимательно провести внеклассное мероприятие, а также повысить интерес ребя...