"Виды работ на уроках литературного чтения"
статья по чтению

 

В статье Вы найдете анализ произведения,что учитывать при анализе художественного произведения.Даны описания что такое жанр, композиция, сюжетДан перечень выдов работы  над текстом на уроках литературного чтения, прописаны этапы формирования литературоведческих представлений младших школьников.Даны виды работы с пословицами на уроках литературного чтения во 2,3,4 классах, приемы работы со сказкой, вопросы по произведениям  (о теме и проблемах, по сюжету, об образах, о композиции, о языке, о жанре, об идеях. Познакомитесь с идеограммой содержания анализа поступка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_raboty_na_urokakh_literaturnogo_chteniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧТЕНИЕ- ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ

ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР

 И САМИХ СЕБЯ»

                В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ- ЭТО ЧИТАТЬ

- ПРАВИЛЬНО;

- ОСОЗНАННО;

- БЕГЛО;

-ВЫРАЗИТЕЛЬНО (ПРОЧУВСТВОВАТЬ)

  1. Техника чтения в начальных классах:

1-ый класс- 30- 40 слов /мин.

2-ой класс- 60-70 слов/мин.

3-4 классы- 80-90 слов/ мин.

  1. Учим наизусть:

1 класс- 10-12 стихотворений; 2-3 отрывка прозы;

2 класс- 15- 16 стихотворений; 4-5 отрывков прозы;

3-4 классы- 17-18 стихотворений; 5-6 отрывков прозы.

  1. Развитие речи:

Сочинения из небольшого количества предложений, повествовательного характера с элементами описания природы, внешности людей, процессов труда и элементами рассуждений (ответы на вопросы  почему? и зачем? ) по прочитанным произведениям, по картине и конкретным (жизненным) наблюдениям учащихся.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1)Первичный синтез (первичное восприятие текста) в него входит:

- подготовка  к восприятию;

- первичное чтение (целиком то , что предложил автор; цель- эмоциональное восприятие);

- вопросы по восприятию;

2)Анализ произведения:

Анализ содержания                                                    Анализ на уровне идеи

(что и где происходит)                                              (что хотел сказать автор этими словами)

3)Вторичный синтез (восприятие целиком на основе осмысления;  обобщение, результат- выразительное чтение).

Что учитывать при анализе художественного произведения

- Художественная литература- обязательно есть образы (образ человека, пейзажа…)

Для создания образа используют сюжет, жанр, композицию, художественные средства языка (сравнение, метафоры…).

ЖАНР. В рассказе главное- повествование, сюжет, наличие героев.

Басня- повествование, сюжет, герои, иносказание, мораль.

Сказка- повествование, сюжет, герои, вымысел (волшебство).

Пословицы, песенки, загадки, пестушки, поговорки- заключается мудрость народа.

Былина- приближается и к сказке , и к пословице- мудрость народа.

Стихи- драматические, эпические («Иван Сусанин», «Дед Мазай»), лирические.

Исторические тексты- научно- популярные статьи; художественные произведения.

КОМПОЗИЦИЯ- самый мощный фактор для создания образа (действия героя, нескольких сюжетов).

СЮЖЕТ- ход событий (сюжетные повороты в произведении).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА – СЛОВО. (о природе, как о живом существе).

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый  раз с новым заданием. Тогда ребёнок открывает в произведении что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше уделять внимания словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить  работать с текстом. Учитель даёт справку об авторе, выясняет с учащимися отношение автора к герою (-ям). Обязательно обращает внимание на язык произведения, речь героя (если таковая имеется в произведении). На уроке должен звучать диалог: учитель- ученик, ученик- ученик.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

- этап наблюдения над литературными явлениями  при чтении и анализе произведения (книги): явление вычленяется из текста и осмысливается читателем- учеником, учитель называет его термином литературоведения;

- этап обобщения доступных признаков явления: выделяются 2-3 наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;

- этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина , самостоятельно составленную уч-ся и откорректированную учебником;

-этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение  с последующим пересказом.
  5. Чтение с сокращением текста. (ребята убирают слова или предложения, которые можно опустить ). Подготовка к сжатому пересказу.
  6. Чтение цепочкой по предложению.
  7. Чтение цепочкой по абзацу.
  8. Чтение вполголоса.
  9. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
  10. Чтение, ответы на вопросы.
  11. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  12. Чтение самого красивого отрывка в произведении.
  13. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)
  14. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  15. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
  16. Чтение и установление, то правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  17. Чтение по ролям.
  18.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  19. Нахождение отрывка, который нужно прочитать грустно (строго, весело…).
  20.  Найти в стихотворении повторы. Почему автор повторяет эти слова?
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Нахождение слов с логическим ударением.
  23. Работа над названием произведения (почему автор назвал так своё произведение)
  24. Чтение, выделение непонятных слов.
  25. Нахождение слов  подсказывающих интонацию.
  26. Увидеть глубину слова.
  27. Подбор рифм.
  28. Подбор эпитетов.
  29. Нахождение и чтение слов и выражений , с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  30. Чтение слов, к которым даны сноски.
  31. Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
  32. Составить вопросы к тексту.

ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ:

  1. Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему. (учиться пригодится, смолоду, навек)
  2. Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина» («О дружбе», « О добре», «Об учении» и т. д.)
  3. Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
  4. Прочитай данные пословицы и подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию , объясни свой выбор (например, «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать- одна у него и родина» )
  5. Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению (рассказу).
  6. Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
  7. Вспомни и назови три пословицы к теме … (например, «Учение»)

     ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ:

Выбери (подбери) пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк» («Век живи- век учись», «Каждому слово своё место», «Без дела жить- только небо коптить», «За здравое дело стой смело», «Нет худа без добра», «Смелость города берёт», «Не всё то золото, что блестит», «Один за всех  и все за одного», «Что посеешь, то и пожнёшь» ), и объясни её смысл.

   ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ:

  1. Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
  2. Составь мини – рассказ по пословице.
  3. Данные пословицы раздели на две группы. (например, назидательные и ироничные).
  4. Работа в парах: разыграйте мини- сценку, раскрывающую смысл пословицы.

   ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:

  1. Обсуждение поступков героев.
  2. Создание рисунков по мотивам сказки.
  3. Проигрывание эпизодов сказки.
  4. Проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи- нравоучения и т.д.

ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

 О  Т Е М Е  И  О  П Р О Б Л Е М А Х

  1. О чем это произведение ?

  2. Почему оно так называется ?

  3.Какие вопросы ( мысли ) возникли у вас при чтении  ( слушании )?

 П О  С Ю Ж Е Т У

  1.Где и когда происходят события ?

  2.С чего все началось ?

  3. Как развивались действия ?

  4.Какое событие главное ?

  5. Чем закончилось ?

  6. Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал ? Почему ?

  О Б   О Б Р А З А Х  

  1. Кто действует в произведении ? Опиши героя .Какой он ,какие поступки совершал ? Почему он так поступал ?

  2. Что о нем говорят другие персонажи ?

  3. Что думает о нем автор ?

  4. Кто вам понравился и не понравился ? Почему ?

  5. Что изображено ? Опишите картину ( предмет , обстановку )

  О  К О М П О З И Ц И И  

  1. Из скольких частей состоит произведение ? Почему ?  

  2.Что главное в каждой части ? Как ее озаглавим ?

  3. О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и о чем кратко ? Почему ?

  О  Я З Ы К Е  

  1. Какое настроение вызвало у вас прочитанное ?

  2. Веселое или грустное произведение прочитали ?

  3. Какие слова и предложения говорят об этом ?

  4. Какие слова непонятны ?

  5. Каких слов больше всего в тексте ? ( на какую тему )

  6. В каком предложении заключается главное ?

  О  Ж А Н Р Е  

   1. Что читали : рассказ ? сказку ?..

   2. На какие слова и части обратили особое внимание ? Почему ?

  О Б  И Д Е Я Х

  1. Что вам больше всего понравилось в произведении ? Почему ?

  2. Какой совет дает автор , сочинив это произведение ?

  3.Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения ?

  4.Какое настроение вам передалось ?

  5. Какое желание возникло ?

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Идеограмма содержания анализа поступка:

ПОСТУПОК, СОБЫТИЕ

    ↙                                 ↘    

СОДЕРЖАНИЕ                   ФОРМА    

  ↙                                    ↘                            

                                                    МОТИВ ПОСТУПКА                       СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ    

                                                                          ↙                                                     ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

                                                СМЫСЛ ПОСТУПКА        ↘

                                                                         ↙        ЯЗЫК РЕЧЬ

                                                                                                                                                ↘

                                                АСТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ                      КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

                                                                          ↙                                                                    ↘

                                   ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ                                  ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕНОСТИ

                                                         ЧИТАТЕЛЯ

                                             

 

 В читательский дневник заносим:

1. Автор .

2. Название книги .

3. Издательство .Серия .

4. Главные герои .

5. Что запомнилось .

6. Какие страницы хотелось бы перечитать ?

7. О чем эта книга ?

8. Что она помогла тебе узнать ?

 

Использованная литература:

- журналы «Начальная школа» за 2008 г.

- «Совершенствование чтения младших школьников» М. И.Оморокова.

- материалы курсовой подготовки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературного чтения

В этой статье рассказывается какие виды творческих  работ над литературным произведением можно использовать на уроках литературного чтения...

Виды пересказа на уроках литературного чтения.

Материал в помощь начинающему учителю....

«ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, в...

Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Навык чтения – это и то, чему учат, и   посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...

Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.                          ...

Виды работ на уроках литературного чтения

В данном материале предлагаются разнообразные виды работ на уроках литературного чтения...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...