рабочая программа 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
рабочая программа по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_chtenie_1_klass.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Климановой Л.Ф. (Москва. «Просвещение» 2011), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с реализуемым базисным учебным планом Брянской области 2013-2014 учебного года, учебным планом МБОУ «Синезёрская СОШ» на 2013 – 2014учебный год.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге: формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы: формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо
относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находит выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера турных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношен и к материальным и духовным ценностям, формирование установки н безопасный, здоровый образ жизни.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивая учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиям её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуация неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин
формации в соответствии с коммуникативными и познавательным задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказыванп в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устно и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлена причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведен и и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, куль
туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.
овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, слушать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, .оставлять простой план, находить средства
выразительности, перемазывать произведение:
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и
художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —
создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать
отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного
произведения, репродукции -лртин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слшание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанно. произведения, определение последовательности событий, осознан; цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяют]: осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложена с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысл особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помошь интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовить: к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении пг себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в текс необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественно учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение цели создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственнс содержании художественных произведений, осознавать сущность г: ведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начато книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, .ловари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов : выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью жителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков ероев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текст авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробны выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определен];: главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробны; пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание нл основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характер} поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения ) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на лданную тему, отзыв о прочитанной книге
Учебно – методический комплект
1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. - М.: Просвещение 2011
2.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 /сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение 2011
3.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 /сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.: Просвещение 2011
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Жили-были буквы | 7 |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 7 |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель | 5 |
5 | И в шутку и в серьёз | 6 |
6 | Я и мои друзья | 7 |
О братьях наших меньших | 7 | |
Итого | 40 |
Resource id #3704
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...